Социально-педагогические аспекты формирования творческой активности подростка в условиях современной образовательной системы школы искусств

514

Аннотация

The variations occuring in a modern society, substantially define features and an indispensability of entering of transformations to activity of establishments of additional formation. The actual life in conditions of market economy has highlighted quite different, unusual values and reference points. Consequence of it is the increase of a possibility and an indispensability of increase of creative potential of each person. In the lead position in modern socioculture situations borrows the person, capable to overcome arising difficulties and, thus, to find the social and professional seat, and if necessary to create it, showing will and activity.

Общая информация

Ключевые слова: personality, teenagers, motivation, creation, activity, modernization, education , innovations, philharmonic society

Рубрика издания: Педагогика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Филиппова Е.А. Социально-педагогические аспекты формирования творческой активности подростка в условиях современной образовательной системы школы искусств // Социосфера. 2010. № 2. С. 52–54.

Полный текст

Во все времена общепринятым было мнение, что система образования, особенно до­полнительного, выполняет заказ общества на образовательные услуги, и это положение педагогики осталось неизменным и сегодня. В частности, в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» говорится, что «…развивающе­муся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание» [2]. 

Изменения, происходящие в современном обществе, в значительной степени опреде­ляют особенности и необходимость внесения преобразований в деятельность учреждений дополнительного образования. Реальная жизнь в условиях рыночной экономики выдвинула на первый план совершенно другие, непривычные ценности и ориентиры. Изменившаяся ситуация потребовала пересмотра взглядов и убеждений, которые казались незыблемыми, выработки своего отношения к происходящему, принятия совершенно иного образа жизни.

Сегодня в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в ее социальном, профессиональном и личностном значении. Переход к новой систе­ме экономических взаимоотношений для многих людей стал сложным барьером в контексте преломления своего видения мира, приложения своих сил в конкретной сфере складываю­щихся взаимодействий. От активности и самостоятельности применения интеллектуальных и профессиональных качеств, способности проявлять гибкость и нестандартность в реше­нии проблем зависит то, как сложится профессиональная карьера, а также жизнь человека.

Следствием этого является увеличение возможности и необходимости повышения творческого потенциала каждого человека. Лидирующее положение в современной социо­культурной ситуации занимает личность, способная преодолеть возникающие трудности и, таким образом, найти свое социальное и профессиональное место, а в случае необходимо­сти создать его, проявляя волю и активность.

Таким образом, рейтинг качеств личности, предопределяющих успешность ее социаль­ной и профессиональной адаптации, в настоящее время перераспределяется в пользу тех, кто характеризуется проявлением творческой активности, способностью грамотной оцен­ки ситуаций и быстрого нахождения компетентного решения. Уникальность данного про­цесса в том, что все явные и скрытые потенциальные возможности обеспечивают работу развитого дивергентного мышления, основанного на стратегии поиска множества решений одной единственной задачи. С этой точки зрения становится объяснимой складывающаяся тенденция появляющихся инновационных технологий по обеспечению направленности на творческое развитие личности.

Данная проблема – одна из традиционных и наиболее значительных в педагогике [1]. Происходящие общественные преобразования в еще большей степени повышают ее акту­альность. Развитие творческой активности личности отличается сложностью и длительно­стью. Этому процессу присущи свои специфичные особенности, которые существуют в ди­намике как определенные тенденции.

В подростковом возрасте формируются закономерности протекания всех составляю­щих процесса творческой активности, и определяется специфика качественного перехода от ситуативной творческой активности к личностной. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал, что ключевым звеном в спирали развития способностей является реализация воз­можностей, осуществляемая в деятельности [3].

Анализ психолого-педагогической литературы и специально проведенные исследования показали возможности создания различных моделей подготовки личности к творческой дея­тельности и развития творческих задатков. Общность педагогических подходов наблюдает­ся в признании личности субъектом творчества, что позволяет называть все имеющиеся тео­ретические и практические модели творческого развития – личностно-ориентированными.

Модернизация традиционной системы образования стала мощным фактором самовы­ражения учащихся. Гибкость дополнительного образования детей позволяет обеспечить условия для формирования социальных и профессионально значимых качеств личности и ее дальнейшего творческого развития. Но в сложившейся социокультурной ситуации само­реализация подростков ограничивается следующими противоречиями между:

  • стремлением общества выйти на качественно новый уровень культуры и возникшим вакуумом духовности, который обусловливается прагматической идеологией части социума, чье влияние нередко испытывает подросток;
  • существующими потребностями подрастающего поколения в творческом развитии и устаревшими методами, технологиями, содержанием образовательного поля, не имеющими в основе научно-методологической платформы;
  • нравственным потенциалом подростков и несформированностью условий для реаль­ного выхода их на социально значимую сферу проявления;
  • восприятием близким окружением учащегося через призму успеваемости и само­бытностью и целостностью личности.

Очевидно, следствием этих противоречий становится задержка личностного развития подростков и юношества, невозможность наиболее полно реализовать себя в значимом со­обществе и деятельности.

Осознание администрацией и педагогическим коллективом ДШИ № 2 им. А. И. Остров­ского г. Сызрани необходимости интенсификации процесса обучения, повышения мотива­ции и создания культуросообразных условий для развития креативных личностей повлекло за собой возможные пути развития учреждения согласно новой миссии школы, направлен­ной на создание благоприятной среды для раскрытия творческого потенциала, культуры, самореализации и жизненного успеха учащихся через искусство. 

В данных условиях ДШИ № 2 им. А.И. Островского взяла на себя функции единой координационной системы всех составляющих инновационного комплекса. Школа сегодня − это многоуровневая инфраструктура, адаптированная к новым условиям современного общества, обобщающая передовой опыт преподавателей и мобилизирующая ресурсный по­тенциал в новое качество. 

Важной составляющей многогранного процесса становится социальная востребован­ность, которая способствует вовлечению в создание единого социокультурного простран­ства всех социальных и возрастных слоев и структур микрорайона.

Основную функцию в развитии этого направления на протяжении 16 лет выполняет «Детская филармония» школы. Силами учащихся и преподавателей ведется большая кон­цертная деятельность. Постоянно действующие абонементы рассчитаны на разновозраст­ную зрительскую аудиторию. «Музыкальный теремок» – для самых маленьких слушателей, воспитанников детских садов и младших классов школ; «Музыкальный салон» – эстетиче­ский курс интерактивных занятий по мировой художественной культуре для учащихся стар­ших классов общеобразовательных школ; «Музыкальные встречи» – абонемент семейного отдыха, концерты которого проходят в форме литературно-музыкальных композиций, твор­ческих вечеров; «В концертном зале» – тематические музыкально-литературные компози­ции, посвященные знаменательным датам и событиям, вечера досуга и отдыха. В 2008/09 уч. г. в рамках «Детской филармонии» было проведено 48 концертов, зрительская аудитория составила 6420 человек. 

Филармоническая деятельность школы включает не только концертные абонементы, реа­лизующиеся в стенах школы, но и большую по объему выездную концертную деятельность.

Творческие коллективы школы участвуют во всех городских программах, удовлетво­ряют творческий запрос промышленных предприятий, общественных и образовательных учреждений согласно договорам о сотрудничестве (всего 36 договоров), тем самым рас­ширяется информационная среда учреждения, растет популярность и востребованность концертно-выставочной деятельности школы.

Активная в режиме нон-стоп филармоническая деятельность действует благодаря высо­кому потенциалу творческих коллективов школы, имеющих крепкий состав исполнителей, постоянно обновляющийся концертный репертуар. Дети – участники творческих коллек­тивов – имеют постоянную концертно-творческую практику. В школе стабильно работают 22 творческих коллектива, 5 – имеют звание образцовых художественных. Большинство из коллективов лауреаты международных, всероссийских и областных конкурсов и фестивалей, они являются визитной карточкой города и области. География концертных и конкурсных вы­ступлений широка: Москва, Калининград, Мурманск, Волгоград, Ярославль, Ялта, регионы Поволжья, города Самарской губернии, Франция, Германия, Италия. Участники коллективов – это не только учащиеся школы, но и выпускники, которые с удовольствием посещают заня­тия, продолжая творческую деятельность, создают традиции преемственности.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что данное направление в школе искусств способствует раскрытию творческого потенциала и культуры учащихся, поэтому обеспечи­вает условия для формирования социальных и профессионально значимых качеств лично­сти и дальнейшего развития творческой активности подростка.

Литература

  1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: изд. Рост. ун-та, 1983. – С. 176. 
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. – Москва, Распоряжение № 1340. – ред. от 03.09.05 г. 
  3. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. – 1989. – № 4. – С. 89–92. 

Информация об авторах

Филиппова Е.А., Детская школа искусств № 2 имени А.И. Островского г. Сызрань, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2260
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 514
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0