Социосфера
2010. № 2. С. 52–54
ISSN: 2078-7081
Социально-педагогические аспекты формирования творческой активности подростка в условиях современной образовательной системы школы искусств
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: personality, teenagers, motivation, creation, activity, modernization, education , innovations, philharmonic society
Рубрика издания: Педагогика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Филиппова Е.А. Социально-педагогические аспекты формирования творческой активности подростка в условиях современной образовательной системы школы искусств // Социосфера. 2010. № 2. С. 52–54.
Полный текст
Во все времена общепринятым было мнение, что система образования, особенно дополнительного, выполняет заказ общества на образовательные услуги, и это положение педагогики осталось неизменным и сегодня. В частности, в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» говорится, что «…развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание» [2].
Изменения, происходящие в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения преобразований в деятельность учреждений дополнительного образования. Реальная жизнь в условиях рыночной экономики выдвинула на первый план совершенно другие, непривычные ценности и ориентиры. Изменившаяся ситуация потребовала пересмотра взглядов и убеждений, которые казались незыблемыми, выработки своего отношения к происходящему, принятия совершенно иного образа жизни.
Сегодня в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в ее социальном, профессиональном и личностном значении. Переход к новой системе экономических взаимоотношений для многих людей стал сложным барьером в контексте преломления своего видения мира, приложения своих сил в конкретной сфере складывающихся взаимодействий. От активности и самостоятельности применения интеллектуальных и профессиональных качеств, способности проявлять гибкость и нестандартность в решении проблем зависит то, как сложится профессиональная карьера, а также жизнь человека.
Следствием этого является увеличение возможности и необходимости повышения творческого потенциала каждого человека. Лидирующее положение в современной социокультурной ситуации занимает личность, способная преодолеть возникающие трудности и, таким образом, найти свое социальное и профессиональное место, а в случае необходимости создать его, проявляя волю и активность.
Таким образом, рейтинг качеств личности, предопределяющих успешность ее социальной и профессиональной адаптации, в настоящее время перераспределяется в пользу тех, кто характеризуется проявлением творческой активности, способностью грамотной оценки ситуаций и быстрого нахождения компетентного решения. Уникальность данного процесса в том, что все явные и скрытые потенциальные возможности обеспечивают работу развитого дивергентного мышления, основанного на стратегии поиска множества решений одной единственной задачи. С этой точки зрения становится объяснимой складывающаяся тенденция появляющихся инновационных технологий по обеспечению направленности на творческое развитие личности.
Данная проблема – одна из традиционных и наиболее значительных в педагогике [1]. Происходящие общественные преобразования в еще большей степени повышают ее актуальность. Развитие творческой активности личности отличается сложностью и длительностью. Этому процессу присущи свои специфичные особенности, которые существуют в динамике как определенные тенденции.
В подростковом возрасте формируются закономерности протекания всех составляющих процесса творческой активности, и определяется специфика качественного перехода от ситуативной творческой активности к личностной. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал, что ключевым звеном в спирали развития способностей является реализация возможностей, осуществляемая в деятельности [3].
Анализ психолого-педагогической литературы и специально проведенные исследования показали возможности создания различных моделей подготовки личности к творческой деятельности и развития творческих задатков. Общность педагогических подходов наблюдается в признании личности субъектом творчества, что позволяет называть все имеющиеся теоретические и практические модели творческого развития – личностно-ориентированными.
Модернизация традиционной системы образования стала мощным фактором самовыражения учащихся. Гибкость дополнительного образования детей позволяет обеспечить условия для формирования социальных и профессионально значимых качеств личности и ее дальнейшего творческого развития. Но в сложившейся социокультурной ситуации самореализация подростков ограничивается следующими противоречиями между:
- стремлением общества выйти на качественно новый уровень культуры и возникшим вакуумом духовности, который обусловливается прагматической идеологией части социума, чье влияние нередко испытывает подросток;
- существующими потребностями подрастающего поколения в творческом развитии и устаревшими методами, технологиями, содержанием образовательного поля, не имеющими в основе научно-методологической платформы;
- нравственным потенциалом подростков и несформированностью условий для реального выхода их на социально значимую сферу проявления;
- восприятием близким окружением учащегося через призму успеваемости и самобытностью и целостностью личности.
Очевидно, следствием этих противоречий становится задержка личностного развития подростков и юношества, невозможность наиболее полно реализовать себя в значимом сообществе и деятельности.
Осознание администрацией и педагогическим коллективом ДШИ № 2 им. А. И. Островского г. Сызрани необходимости интенсификации процесса обучения, повышения мотивации и создания культуросообразных условий для развития креативных личностей повлекло за собой возможные пути развития учреждения согласно новой миссии школы, направленной на создание благоприятной среды для раскрытия творческого потенциала, культуры, самореализации и жизненного успеха учащихся через искусство.
В данных условиях ДШИ № 2 им. А.И. Островского взяла на себя функции единой координационной системы всех составляющих инновационного комплекса. Школа сегодня − это многоуровневая инфраструктура, адаптированная к новым условиям современного общества, обобщающая передовой опыт преподавателей и мобилизирующая ресурсный потенциал в новое качество.
Важной составляющей многогранного процесса становится социальная востребованность, которая способствует вовлечению в создание единого социокультурного пространства всех социальных и возрастных слоев и структур микрорайона.
Основную функцию в развитии этого направления на протяжении 16 лет выполняет «Детская филармония» школы. Силами учащихся и преподавателей ведется большая концертная деятельность. Постоянно действующие абонементы рассчитаны на разновозрастную зрительскую аудиторию. «Музыкальный теремок» – для самых маленьких слушателей, воспитанников детских садов и младших классов школ; «Музыкальный салон» – эстетический курс интерактивных занятий по мировой художественной культуре для учащихся старших классов общеобразовательных школ; «Музыкальные встречи» – абонемент семейного отдыха, концерты которого проходят в форме литературно-музыкальных композиций, творческих вечеров; «В концертном зале» – тематические музыкально-литературные композиции, посвященные знаменательным датам и событиям, вечера досуга и отдыха. В 2008/09 уч. г. в рамках «Детской филармонии» было проведено 48 концертов, зрительская аудитория составила 6420 человек.
Филармоническая деятельность школы включает не только концертные абонементы, реализующиеся в стенах школы, но и большую по объему выездную концертную деятельность.
Творческие коллективы школы участвуют во всех городских программах, удовлетворяют творческий запрос промышленных предприятий, общественных и образовательных учреждений согласно договорам о сотрудничестве (всего 36 договоров), тем самым расширяется информационная среда учреждения, растет популярность и востребованность концертно-выставочной деятельности школы.
Активная в режиме нон-стоп филармоническая деятельность действует благодаря высокому потенциалу творческих коллективов школы, имеющих крепкий состав исполнителей, постоянно обновляющийся концертный репертуар. Дети – участники творческих коллективов – имеют постоянную концертно-творческую практику. В школе стабильно работают 22 творческих коллектива, 5 – имеют звание образцовых художественных. Большинство из коллективов лауреаты международных, всероссийских и областных конкурсов и фестивалей, они являются визитной карточкой города и области. География концертных и конкурсных выступлений широка: Москва, Калининград, Мурманск, Волгоград, Ярославль, Ялта, регионы Поволжья, города Самарской губернии, Франция, Германия, Италия. Участники коллективов – это не только учащиеся школы, но и выпускники, которые с удовольствием посещают занятия, продолжая творческую деятельность, создают традиции преемственности.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что данное направление в школе искусств способствует раскрытию творческого потенциала и культуры учащихся, поэтому обеспечивает условия для формирования социальных и профессионально значимых качеств личности и дальнейшего развития творческой активности подростка.
Литература
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: изд. Рост. ун-та, 1983. – С. 176.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. – Москва, Распоряжение № 1340. – ред. от 03.09.05 г.
- Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. – 1989. – № 4. – С. 89–92.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2278
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 523
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1