Национальное самосознание подростков с различным уровнем толерантности

512

Аннотация

In article within the framework of a spelling of scientific work results of diagnostics of features of national consciousness of teenagers are submitted, the results of questioning allowing deeply to penetrate into essence of the investigated phenomenon are given.

Общая информация

Ключевые слова: teenagers, tolerance

Рубрика издания: Психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ефимова Д.В., Макаров Ю.А. Национальное самосознание подростков с различным уровнем толерантности // Социосфера. 2011. № 1. С. 23–26.

Полный текст

В рамках написания научной работы нами была проведена диагностика национального самосознания, посредством методики Г. У. Солдатовой­-Кцоевой. Уровень развития национального самосознания выражен в шкалах: национальная лояльность, самопривязанность, тревожность, авторитарная на­правленность, диалогическая направленность.

В результате диагностики были эмпирически выделены 3 группы подро­стков (см. рисунок 1): с низким уровнем национального самосознания – 45 %; со средним уровнем национального самосознания – 37,5 %; с высоким уровнем национального самосознания – 17,5 %.

Рисунок 1 . Уровни национального самсознания всей выборки подростков

Рисунок 2 отображает показатель среднего группового уровня развития на­ционального самосознания в группе толерантных и интолерантных подростков.

Рисунок 2. Показатель среднего группового уровня развития национального самосознания

Мы сопоставили особенности развития национального самосознания и некоторые личностные особенности (как отражение межличностных отноше­ний) испытуемых с выраженным толерантным отношением к представителям других этносов и этнических групп, интолерантным отношением и выражен­ным агрессивным (националистически настроенные) отношением (40 человек). Интересными показались результаты открытых вопросов анкеты «Националь­ное самосознание».

На 1 вопрос «Осознать свою принадлежность к той или иной националь­ности означает…»

  • Учащиеся русской национальности ответили: «…понять кто ты».
  • Учащиеся еврейской национальности ответили: «…выбрать жизненный путь, культуру, религию той национальности, к которой ты себя причисляешь».
  • Учащиеся мордовской национальности отвечали подобное: «…присоединить себя к обществу таких же, как ты».
  • Учащиеся татарской национальности: «…выделить себя из общества по национальному вопросу».

На вопрос 3 «Гордиться своей национальностью…»

  • Учащиеся еврейской национальности ответили: «…значит гордиться вы­сокими достижениями в науке и технике, сохранении самой древней ре­лигии».
  • Учащиеся мордовской национальности отвечали подобное: «…значит гордиться самобытностью культуры».
  • Учащиеся татарской национальности: «…значит гордиться самобытно­стью культуры, религии и сохранением чистоты нации».
  • Учащиеся русской национальности ответили: «…значит гордиться богат­ством культурных традиций, творчеством твоего народа».

При анализе анкеты выявлены дополнительные данные:

  • 5 % опрошенных собираются менять место жительства по семейным обстоятельствам;
  • 15 % – хотят сменить место жительства по экономическим условиям;
  • остальные 80 % место жительства менять не собираются. Полученные данные могут, предположительно, свидетельствовать о спо­койной миграционной обстановке в регионе.

На вопрос о совпадении национальности в паспорте с национальностью, к которой оптант себя относит, 80 % ответили, что национальность совпадает, 20 % ответили, что существует несовпадение, но 15 % из них не ощущают от это­го дискомфорта.

На вопрос, что является главным при определении национальности че­ловека, 30 % ответили, что главным является личное мнение человека; 10 %– национальность отца; и 30 % – национальность обоих родителей; 10 % – родной язык; 10 % – затруднились ответить.

В графе «Каким вам видится будущее для русских и нетитульных наро­дов, проживающих в России» получены следующие группы ответов:

  • светлым, хорошим, нормальным, богатым и процветающим, основанным на равенстве – ответили 29,7 % учащихся;
  • плохим, худшим, ужасным, небогатым, отрицательным –16,2 % учени­ков;
  • разным для всех, таким, каким его создадим – 21,6 %;
  • время покажет, туманным, затрудняюсь ответить – 5,4%.

В группе толерантных готовы/не готовы принять лиц другой националь­ности в качестве (см. таб. 1.):

Таблица 1

В группе интолерантных готовы/не готовы принять лиц другой нацио­нальности в качестве (см. таб. 2):

Таблица 2

При измерении уровня национального самосознания выявлено, что в группе толерантных учащихся национальное самосознание развито в два раза больше (М = 25,6), нежели в группе интолерантных (М = 11,3). Национальное самосознание в толерантной группе характеризуется высокой степенью важно­сти мирных и дружеских отношений между нациями, отсутствием агрессии, «нациофобии». В группе интолерантных, напротив, присутствует агрессия, от­сутствует осмысление мирного взаимодействия, выражено наличие предрас­судков, выработаны стереотипы восприятия национальных проблем. По факто­ру «чувство национальной принадлежности» в толерантной группе низкие по­казатели, что является следствием отсутствия опыта взаимодействия с предста­вителями других национальных групп, отсутствия внимания к проблемам на­циональных отношений. В интолерантной группе наблюдается тенденция к ог­раничению межличностных отношений с людьми только одной национальной группы. (Фраза, полученная при анкетировании в группе интолерантных уча­щихся: «Нечего здесь делать всем, кроме русских»).

Таким образом, в интолерантной группе наблюдается отсутствие лояль­ности, наличие предрассудков, тенденция к ограничению межличностных от­ношений с людьми только одной национальности.

В толерантной группе выявлено отсутствие предрассудков, национальное принятие, высокая лояльность.

Информация об авторах

Ефимова Д.В., Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия

Макаров Ю.А., Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3014
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 512
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1