Социосфера
2011. № 1. С. 23–26
ISSN: 2078-7081
Национальное самосознание подростков с различным уровнем толерантности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: teenagers, tolerance
Рубрика издания: Психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ефимова Д.В., Макаров Ю.А. Национальное самосознание подростков с различным уровнем толерантности // Социосфера. 2011. № 1. С. 23–26.
Полный текст
В рамках написания научной работы нами была проведена диагностика национального самосознания, посредством методики Г. У. Солдатовой-Кцоевой. Уровень развития национального самосознания выражен в шкалах: национальная лояльность, самопривязанность, тревожность, авторитарная направленность, диалогическая направленность.
В результате диагностики были эмпирически выделены 3 группы подростков (см. рисунок 1): с низким уровнем национального самосознания – 45 %; со средним уровнем национального самосознания – 37,5 %; с высоким уровнем национального самосознания – 17,5 %.
Рисунок 1 . Уровни национального самсознания всей выборки подростков
Рисунок 2 отображает показатель среднего группового уровня развития национального самосознания в группе толерантных и интолерантных подростков.
Рисунок 2. Показатель среднего группового уровня развития национального самосознания
Мы сопоставили особенности развития национального самосознания и некоторые личностные особенности (как отражение межличностных отношений) испытуемых с выраженным толерантным отношением к представителям других этносов и этнических групп, интолерантным отношением и выраженным агрессивным (националистически настроенные) отношением (40 человек). Интересными показались результаты открытых вопросов анкеты «Национальное самосознание».
На 1 вопрос «Осознать свою принадлежность к той или иной национальности означает…»
-
Учащиеся русской национальности ответили: «…понять кто ты».
-
Учащиеся еврейской национальности ответили: «…выбрать жизненный путь, культуру, религию той национальности, к которой ты себя причисляешь».
-
Учащиеся мордовской национальности отвечали подобное: «…присоединить себя к обществу таких же, как ты».
-
Учащиеся татарской национальности: «…выделить себя из общества по национальному вопросу».
На вопрос 3 «Гордиться своей национальностью…»
-
Учащиеся еврейской национальности ответили: «…значит гордиться высокими достижениями в науке и технике, сохранении самой древней религии».
-
Учащиеся мордовской национальности отвечали подобное: «…значит гордиться самобытностью культуры».
-
Учащиеся татарской национальности: «…значит гордиться самобытностью культуры, религии и сохранением чистоты нации».
-
Учащиеся русской национальности ответили: «…значит гордиться богатством культурных традиций, творчеством твоего народа».
При анализе анкеты выявлены дополнительные данные:
-
5 % опрошенных собираются менять место жительства по семейным обстоятельствам;
-
15 % – хотят сменить место жительства по экономическим условиям;
-
остальные 80 % место жительства менять не собираются. Полученные данные могут, предположительно, свидетельствовать о спокойной миграционной обстановке в регионе.
На вопрос о совпадении национальности в паспорте с национальностью, к которой оптант себя относит, 80 % ответили, что национальность совпадает, 20 % ответили, что существует несовпадение, но 15 % из них не ощущают от этого дискомфорта.
На вопрос, что является главным при определении национальности человека, 30 % ответили, что главным является личное мнение человека; 10 %– национальность отца; и 30 % – национальность обоих родителей; 10 % – родной язык; 10 % – затруднились ответить.
В графе «Каким вам видится будущее для русских и нетитульных народов, проживающих в России» получены следующие группы ответов:
-
светлым, хорошим, нормальным, богатым и процветающим, основанным на равенстве – ответили 29,7 % учащихся;
-
плохим, худшим, ужасным, небогатым, отрицательным –16,2 % учеников;
-
разным для всех, таким, каким его создадим – 21,6 %;
-
время покажет, туманным, затрудняюсь ответить – 5,4%.
В группе толерантных готовы/не готовы принять лиц другой национальности в качестве (см. таб. 1.):
Таблица 1
В группе интолерантных готовы/не готовы принять лиц другой национальности в качестве (см. таб. 2):
Таблица 2
При измерении уровня национального самосознания выявлено, что в группе толерантных учащихся национальное самосознание развито в два раза больше (М = 25,6), нежели в группе интолерантных (М = 11,3). Национальное самосознание в толерантной группе характеризуется высокой степенью важности мирных и дружеских отношений между нациями, отсутствием агрессии, «нациофобии». В группе интолерантных, напротив, присутствует агрессия, отсутствует осмысление мирного взаимодействия, выражено наличие предрассудков, выработаны стереотипы восприятия национальных проблем. По фактору «чувство национальной принадлежности» в толерантной группе низкие показатели, что является следствием отсутствия опыта взаимодействия с представителями других национальных групп, отсутствия внимания к проблемам национальных отношений. В интолерантной группе наблюдается тенденция к ограничению межличностных отношений с людьми только одной национальной группы. (Фраза, полученная при анкетировании в группе интолерантных учащихся: «Нечего здесь делать всем, кроме русских»).
Таким образом, в интолерантной группе наблюдается отсутствие лояльности, наличие предрассудков, тенденция к ограничению межличностных отношений с людьми только одной национальности.
В толерантной группе выявлено отсутствие предрассудков, национальное принятие, высокая лояльность.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3009
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 510
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3