Социосфера
2010. № 3. С. 60–71
ISSN: 2078-7081
Внеаудиторные учебные формы обучения в программах по публичной администрации Нового Болгарского Университета
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: public administration, education , forms of extracurricular education
Рубрика издания: Педагогика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Арабаджийски Н. Внеаудиторные учебные формы обучения в программах по публичной администрации Нового Болгарского Университета // Социосфера. 2010. № 3. С. 60–71.
Полный текст
Наша разработка представляет собой положительный опыт использования внеаудиторных учебных форм при обучении студентов и докторантов, обучающихся по программам по публичной администрации в Новом болгарском университете /НБУ/ Республики Болгария.
Данные учебные программы основаны на одновременном получении знаний, формировании практических умений и навыков: обучаемые студенты и обучающие их преподаватели поставлены в такие ситуации, в которых могут взаимодействовать друг с другом в специально созданной образовательной среде.
Объектом исследования являются программы по публичной администрации НБУ.
Предметом исследования являются внеаудиторные учебные формы, использованные при обучении студентов по бакалаврской, магистерской и докторской программам публичной администрации в НБУ.
Цель разработки – представить организацию и деятельность по проведению отдельных видов внеаудиторных учебных форм при работе по отдельным программам:
По бакалаврской программе «Администрация и управление» и по магистерской программе «Публичная администрация»:
· стажировка;
· практика;
· проект;
· семинар во внеурочное время;
· самостоятельная работа. По докторской программе «Публичная администрация»:
· научно-исследовательская деятельность;
· преподавательская и/или экспертная деятельность;
· посещение курсов (семинары, тюториалы). Для достижения данной цели решены следующие основные задачи:
· выяснены сущность и содержание отдельных видов внеаудиторных учебных форм, использованных в НБУ при работе по публичной администрации для приобретения знаний, практических умений и развития способностей студентов;
· представлено нормативное положение внеаудиторных учебных форм в НБУ по отдельным программам;
· выявлены проблемы, которые возникают при организации и деятельности по проведению внеаудиторных учебных форм при работе по программам публичной администрации в НБУ;
· вследствие проведенных исследований программ по публичной администрации НБУ за период 2005–2010 гг. и полученных результатов их анализа сделаны конкретные предложения об улучшении организации и деятельности по их проведению.
В разработке сделана попытка защитить тезис, что в содержательном аспекте введенные и проводимые внеаудиторные учебные формы в достаточной степени обеспечивают студентам и докторантам по публичной администрации в НБУ необходимые знания, умения и профессиональные способности.
1. Структура программ по публичной администрации в НБУ
Обучение студентов по программам по публичной администрации в НБУ обеспечивается в основном Центром публичной администрации /ЦПА/. Центр обладает значимым положительным опытом в организации обучения студентов по бакалаврской программе «Администрация и управление» и на магистерской программе «Публичная администрация». Обучение докторантов по докторской программе «Публичная администрация»– естественное продолжение образовательного процесса обучаемых студентов по специальности в профессиональном направлении «Администрация и управление».
Бакалаврская программа «Администрация и управление»
В 1994 году НБУ начал обучение студентов по первой в Республике Болгария бакалаврской программе «Публичная администрация».
В учебном 1999/2000 г. программа обновлена, переструктурирована и преименована. Цель этих изменений – создать базовое либеральное образование. Созданы новые программы – двухлетняя междепартаментная базовая программа «Администрация и управление» (I–IV семестр) и бакалаврская программа (V–VIII семестр)«Публичная администрация» с общей частью (V–VІ семестр) и тремя специализациями (VІІ–VІІІ семестр): «Государственная и местная администрация», «Администрация безопасности и обороны» и «Администрация видов искусства и культуры».
В учебном 2004/2005 г. НБУ переструктурировал свои программы в соответствии с современными тенденциями организации учебного процесса, установленного в Правилах об устройстве и деятельности НБУ3, как и с требованиями Европейской системы трансферта кредитов в высших училищах стран Европейского союза для осуществления мобильности студентов на них. Созданы новые проекты междепартаментной бакалаврской программы «Администрация и управление»(дневная форма и дистанционное обучение) с четырьмя бакалаврскими модулями (V–VIII семестр): «Публичная администрация», «Гражданская и корпоративная безопасность», «Менеджмент здравоохранения» и «Управление организацией и ее развитие».
В учебном 2008/2009 г. программа переструктурирована, причем обучение осуществляется только на двух бакалаврских модулях:«Публичная администрация» и «Управление организацией и ее развитие». Обучение осуществляется на дневной и дистанционной формах. На 1-ом и 2-ом году обучение поступивших студентов осуществляется Факультетом базового образования НБУ. Он обеспечивает широкопрофильную общеобразовательную подготовку. Она включает курсы умений, курсы, вводящие в выбранную специальность и общеобразовательные курсы для получения знаний в области, отличной от выбранной. Обучение на 3-ем и 4-ом годах по программе осуществляется Бакалаврским факультетом НБУ, и является тематически структурированным в модулях.
Цели обучения по программе:
· получить целостное представление о характере профессионального направления «Администрация и управление» и специальности «Публичная администрация»;
· овладеть широкопрофильными теоретическими знаниями о системе публичной администрации и практическими умениями в видах деятельности, которые она осуществляет;
· умения адаптивности в соответствии с изменяющимися условиями при реализации специалистов в публичном секторе;
· приобретение умений самостоятельной профессиональной работы и работы в коллективе;
· предоставление условий образовательной мобильности и международной совместимости получаемых знаний и приобретенных способностей.
Успешно закончившим образовательный курс Бакалаврской программы «Администрация и управление» присваивается образовательно-квалификационная степень «бакалавр» по специальности «Публичная администрация» и они могут:
· совершенствовать профессию сообразно с приобретенным высшим образованием и професиональной квалификацией – административный менеджер;
· продолжить свое обучение до следующей образовательно-квалификационной степени «магистр»;
· продолжать обучение в различных формах в течение всей жизни.
Во время своего обучения студенты получают образовательные кредиты. Общее количество кредитов, необходимое для дипломирования – 250. Для каждого учебного года необходимы 60 кредитов, которые можно набрать следующим образом:
Первый год
3 Правила приняты на Учредительном собрании Настоятельства НБУ, состоявшемся 14.03.1994 г. вг. София, и в них внесены изменения и дополнения на заседаниях Настоятельства НБУ. 4 Прим.авт.– НБУ первым в Республике Болгария ввел кредитную системе (1 кредит = 10 часов). Впоследствии, в 2004 г., эта система регламентирована и введена всеми болгарскими высшими училищами. Более подробно о системе накопления и трансферта кредитов в высших училищах Республики Болгария, см. Закон о высшем образовании – обн. Государственной Газете (прим.перев.: далее ДВ). №112/1995 г.– с посл. изм. и доп.– ст.44а и Распоряжение министра образования и науки от 30.04.2004 г. №21 о применении системы накопления и трансферта кредитов в высших училищах –обн.ДВ.89/2004 г.
Прим. авт.– Более подробно о введении и развитии программ по публичной администрации НБУ см. Арабаджийски, Н. Развитие и перспективы программ по публичной администрации в высших училищах Республики Болгария. Ежегодник Центра по публичной администрации НБУ.– № 4. – С., 2009.
· общее образование – 42 кредита (18 кредитов от общеобразовательных курсов получения знания и умений и 24 кредита за иностранный язык);
· курсы к программе – 18 кредитов.
Второй год
· общее образование – 24 кредита (только за иностранный язык);
· курсы к программе – 36 кредитов.
Третий год
· курсы к выбранному модулю программы – 60 кредитов (36 кредитов от
· аудиторных курсов и 24 кредита от внеаудиторных курсов).
Четвертый год
· курсы к выбранному модулю программы – 60 кредитов (36 кредитов от аудиторных курсов и 24 кредита от внеаудиторных курсов).
Выпускная бакалаврская работа – 10 кредитов.
Бакалаврская программа «Администрация и управление» НБУ аккредитована в профессиональном направлении 3.7. «Администрация и управление» Национальным агентством по оценке и аккредитации /НАОА/ в 2008 году оценкой «очень хорошая». Срок действия аккредитации – шесть лет, на 460 студентов6.
Результаты проведенного сравнительного анализа соотношения между аудиторными и внеаудиторными курсами программы показывают, что оно составляет 80 % : 20 %.
В учебном 2010/2011 г. в НБУ проведится новая программная реформа, которая имеет целью усилить практическое обучение. Ей предусматривается, чтобы обучение студентов по бакалаврской программе «Администрация и управление» включало две специализации (VІІ–VIII семестр): «Государственная и местная администрация» и «Европейская публичная администрация».
Общее количество кредитов, необходимых для дипломирования, сохраняется, 250. Для каждого учебного года необходимы 60 кредитов, а для каждого семестра – 30 кредитов, которые можно набрать следующим образом:
Первый семестр
· общее образование – 18 кредитов (общеобразовательные курсы –3 кредита за знания,3 кредита за болгарский язык и 12 кредитов за иностранный язык);
· образование по программе – 12 кредитов (6 кредитов от двух обязательных двусеместриальных курсов по основным научным направлениям (І часть), причем в каждом из них предусматривается, чтобы 1/3 часов были практические занятия, и 6 кредитов от 2 обязательных вводящих или тренинг-курсов в области программы). Вводящие курсы имеют практическое направление, и на 3-ем и 4ом курсе могут повториться в теоретическом варианте, как двусеместриальные курсы.
Второй семестр
· общее образование – 18 кредитов (общеобразовательные курсы –3 кредита за знания,3 кредита за компьютеры и 12 кредитов за иностранный язык);
· образование по программе – 12 кредитов (6 кредитов от двух обязательных двусеместриальных курсов по основным научным направлениям (ІІ часть), причем в каждом из них предусматривается, чтобы 1/3 часов были практические занятия и 6 кредитов от 2 обязательных вводящих или тренинг курсов в области программы).
Третий семестр
· общее образование – 12 кредитов (общеобразовательный курс по иностранному языку);
· образование по программе – 18 кредитов (6 кредитов от двух обязательных двусеместриальных курсов по основным научным направлениям (І часть), причем в каждом из них предусматривается, чтобы 1/3 часов были практические занятия, и 12 кредитов от 4 обязательных вводящих или тренинг-курсов в области программы).
Четвертый семестр
· общее образование – 12 кредитов (общеобразовательный курс по иностранному языку);
· образование по программе – 18 кредитов (6 кредитов от двух обязательных двусеместриальных курсов по основным научным направлениям (ІІ часть), причем в каждом из них предусматривается, чтобы 1/3 часов были практические занятия и 12 кредитов от 4 обязательных вводящих или тренинг-курсов в области программы).
Пятый, шестой, седьмой и восьмой семестры Каждый из них включает:
· образование по программе – 30 кредитов (18 кредитов от аудиторных курсов и 12 кредитов от внеаудиторных курсов). Продолжительность курсов – один и два семестра, выбираются 6 из предложенных 8. Внеаудиторные учебные формы –4 из предложенных 6 курсов.
6 См. Протокол НАОА № 77/17.09.2008 г.
Специализация только на 4-ом курсе – седьмой и восьмой семестры. Выпускная бакалаврская работа – 10 кредитов.
Студенты, имеющие очень хорошую успеваемость (4,50) и полученные кредиты в 1-ом и 2-ом году, если желают, могут выбрать minor-программу (6 курсов из другой бакалаврской программы того же или другого направления). Имея такую успеваемость, они могут записаться на обучение по второй программе, что дает им возможность получить две различные специальности.
Результаты проведенного сравнительного анализа о соотношении между аудиторными и внеаудиторными курсами программы показывают, что оно сохраняется на 80 % : 20 %.
Магистерская программа «Публичная администрация»
Магистерская программа «Публичная администрация» НБУ – первая магистерская программа в Республике Болгария, которая началась в 1993 году в НБУ7. Обучение по программе обеспечивает углубленную научно-теоретическую и специализированную подготовку студентам, имеющим образовательно-квалификационную степень /ОКС/ «бакалавр» по специальности «Публичная администрация» или степень «бакалавр» или «магистр» по другим специальностям. Обучение способствует развитию способностей для адаптации обучаемых в условиях социальных, экономических и технологических перемен в публичной администрации. Оно соответствует квалификационным требованиям, заложенным в аналогических магистерских программах ведущих западноевропейских и американских университетов и стимулирует обмен и мобильность студентов.
Обучение осуществляется на дневной форме обучения магистерского факультета НБУ. Студенты, которым присвоена бакалаврская или магистерская степень, отличная от публичной администрации, проходят обучение по подготовительной программе, причем курсы определяются после интервью с директором программы.
Цели обучения по программе:
7 Прим. авт.– Содержание первой магистерской программы „Публичная администрация” НБУ опубликовано в журнале “Администрация”. – №7. – 1993.
· профилирование и углубление подготовки студентов в соответствии с приобретенной специальностью ОКС «бакалавр по публичной администрации»;
· дополнительная широкопрофильная подготовка и интердисциплинарная подготовка для тех, кто получил высшее образование и ОКС степень «бакалавр» или «магистер» по другой специальности.
Успешно закончившим образовательный курс по магистерской программе «Публичная администрация» НБУ присваивается ОКС «магистр» по специальности «Публичная администрация», и они могут:
· совершенствовать профессии сообразно с полученным высшим образованием и присвоенной профессиональной квалификацией – административный менеджер, исполняющий экспертные и руководящие функции;
· продолжить свое обучение до образовательной и научной степени «доктор»;
· продолжать обучение в различных формах в течение всей жизни.
Общее количество необходимых кредитов, чтобы закончить программу, 105. Обучение структурировано в трех семестрах для тех, кто имеет степень «бакалавр по публичной администрации», и по учебной программе, продолжительность которой соответствует предварительной подготовке кандидатов, имеющих степень «бакалавр» или «магистр» по другим специальностям. Кредиты набираются следующим образом:
Первый семестр
· от курсов – 30 кредитов (15 кредитов от аудиторных курсов и 15 кредитов от
· внеаудиторных курсов).
Второй семестр
· от курсов – 30 кредитов (15 кредитов аудиторных курсов и 15 кредитов от
· внеаудиторных курсов).
Третий семестр
· от курсов – 30 кредитов (15 кредитов от аудиторных курсов и 15 кредитов от
практической стажировки).
Выпускная магистерская работа – 15 кредитов.
Магистерская программа «Публичная администрация» НБУ аккредитована в профессиональном направлении 3.7. «Администрация и управление» НАОА в 2008 году оценкой «очень хорошая». Срок действия аккредитации – шесть лет, на 80 студентов.
Результаты проведенного сравнительного анализа о соотношении между аудиторными и внеаудиторными курсами программы показывают, что оно составляет 50 % : 50 %.
Докторская программа «Публичная администрация»
Обучение докторантов на докторской программе «Публичная администрация» НБУ научной специальности 05.02.24. Организация и управление вне сферы материального производства (публичная администрация) будет реализоваться путем участия на организованных ЦПА НБУ, факультетами и другими университетскими органами докторских курсах НБУ, научных конференциях, симпозиумах, специализированных международных семинарах и специализациях, круглых столах и др., посвященных проблемам, связанным с учебным процессом, научноисследовательской и практической деятельностью в области администрации и управления.
Научная специальность, которую получают обучающиеся по докторской программе –«Публичная администрация» НБУ, имеет научное направление,
8 См. Протокол НАОА.– № 77. – 17.09.2008.
соответствующее аккредитованному оценкой «очень хорошо» професиональному направлению «Администрация и управление», по которому обучаются студенты по бакалаврской программе «Администрация и управление» и по магистерской программе «Публичная администрация» НБУ. Она также соотствует требованиям Распоряжения о государственных требованиях к приему и обучению докторантов.
В соответствии с Распоряжением о приеме и обучении докторантов в НБУсрок докторантуры – шесть семестров. Требуемое количество кредитов в течение данного периода – 180. Распределение кредитов по соответствующим видам деятельности, следующее:
· научно-исследовательская (творческая) деятельность – 90 кредитов;
· докторский минимум – 30 кредитов (иностранный язык –5 кредитов, компьютерные умения –5 кредитов, специальность – 20 кредитов). Обучение докторантов для достижения докторского минимума осуществляется по курсам докторской программы «Публичная администрация» НБУ;
· посещение и участие в работе на курсах (семинарах, тюториалах) докторского уровня – 10 кредитов;
· преподавательская и/или экспертная деятельность – 20 кредитов;
· защита докторской диссертации – 30 кредитов.
Кредитование на базе стандарта, утвержденного на факультетском совете магистерского факультета НБУ, который отвечает за обучение докторантов. Их обучение осуществляется по индивидуальному плану работы. Его составляют докторант и его
научный руководитель, обсуждается и утверждается план на факультетском совете магистерского факультета. Индивидуальный план работы определяет направление докторантуры и состоит из общего рабочего плана на весь период обучения и рабочего плана по годам.
Докторская программа «Публичная администрация» НБУ – аккредитована НАОА в 2009 году оценкой «очень хорошая». Срок действия аккредитации – шесть лет.
Результаты проведенного сравнительного анализа о соотношении между аудиторными и внеаудиторными курсами программы показывают, что оно составляет 30 % : 70 %.
2. Организация и деятельность по проведению отдельных видов внеаудиторных учебных форм при обучении по программам публичной администрации в НБУ
В мае месяце 2008 года в НБУ состоялась общеуниверситетская конференция на тему «Практическое обучение в НБУ». Вследствие проведенной дискуссии и сделанных предложений о принятии решений, дополнено Распоряжение о процессе обучения в НБУ, которое применяется при обучении студентов по бакалаврским и магистерским программам. В нем регламентировано, что внеаудиторные учебные формы при дневном обучении – это стажировка, практика, проект, семинар во внеурочное время и самостоятельная работа. Внеаудиторная учебная форма при дистанционном обучении – это проект 12 .
Стажировка
9 Обн.ДВ. №90/2000г. с посл. изм. и доп. 10 Распоряжение принято на Академическом совете НБУ 15.07.2008 г. 11 См. НАОА Протокол.– № 121. – 15.12.2009. 12 См. Распоряжение о процессе обучения в НБУ – принято на Академическом совете НБУ 28.10.2008 г., изм. –16.06.2009 г.– ст. 6. Применяется для обучения по бакалаврским и магистерским программам НБУ.
Стажировка – это учебная форма, которая проводится в другом административном органе. Она является обязательной для студентов, обучающихся по бакалаврской программе «Администрация и управление». Обучающимся по докторской программе «Публичная администрация» НБУ стажировка не предусматривается.
Директор программы организует стажировку и руководит ею. Исследование отдельных бакалаврских программ «Администрация и управление» НБУ в период 2005– 2010 гг. показывает, что:
· во все программы за пять учебных лет заложены курсы проведения практической стажировки студентов по специальности программы;
· в течение этого времени внесены изменения в продолжительности стажировки – от 150 часов до 120 часов;
· изменения наступили и в период проведения стажировки – первоначально стажировка проводилась на 3-ем и 4-ом году обучения в двух частях, а впоследствии проводилась только на 3-ем году (шестой семестр) в одной части.
Эти изменения продиктованы наступившими актуализациями в программных схемах НБУ за соответствующие учебные годы. Установленная продолжительность и время проведения стажировки предполагает приобретение студентами необходимых практических умений и профессиональных способностей в соответствии с целями и задачами обучения.
По магистерской программе «Публичная администрация» каждый студент должен отработать 120 часов – стажировка в административной структуре публичной организации, за что он получает 12 кредитов. Стажировка проводится во время последнего, третьего семестра.
Ответственность за проведение стажировки по бакалаврской и по магистерской программам несет директор программы. В связи с этим директор совершает следующее:
· объявляет студентам оговоренные с руководителями публичных организаций вакансии стажеров14 . Это осуществляется вывешиванием объявлений, на личной встрече со студентами или информированием студентов через сеть Интернет;
· дает указания по составлению и правилам подаче мотивационного письма студентам, желающим подать документы на вакансии стажеров;
· предлагает руководителю ЦПА определить комиссию по рассмотрению мотивационных писем и принятию решения об утверждении студентов;
· информирует утвержденных студентов о вакансиях стажеров;
· направляет руководителям публичных организаций письменную информацию о студентах, которые пройдут стажировку;
· инструктирует студентов о месте, продолжительности и об их задачах во время прохождения стажировки.
Контроль за стажировкой осуществляется директором программы. В связи с этим он совершает следующее:
• требует от студента представить справку, выданную руководителем публичной организации, которой удостоверяется прохождение стажировки;
13 Прим. авт.– Более подробно см. Арабаджийски, Н. Проведение практической стажировки студентов на Бакалаврской программе „Администрация и управление”– модуль „Публичная администрация” НБУ. Ежегодник Центра по публичной администрации НБУ. 2009. – С. 4. 14 Прим. авт.– Вакансии стажеров, как и периоды прохождения стажировки оговариваются на базе подписанных соглашений о сотрудничестве между ЦПА НБУ и администрацией Народного собрания, министерств, государственных и исполнительных агентств, государственных комиссий, областными и муниципальными администрациями.
• требует письменный отчет студента о поставленных ему задачах, которые он выполнял во время стажировки; в отчете должно быть отражено мнение студента о работе соответствующей администрации.
Студенты, обучающиеся по магистерской программе «Публичная администрация», которые являются штатными служителями в структурах публичной администрации, представляют директору программы справку, удостоверяющую их статус, и письменный доклад, в котором описывают виды деятельности структурного звена, в котором они работают, а также свои права и обязанности.
Зачет стажировки осуществляется директором программы, который определяет оценку «да»/»нет» и получение кредитов.
• Практика
Практика – это внеаудиторная учебная форма, которая проводится как исследование, посещение на месте, эксперимент и пр. Ею руководит преподаватель, она дает 6 кредитов в зависимости от количества часов и нагрузки студентов. Способ оценивания – по усмотрению Совета департамента или центра НБУ, обеспечивающего обучение студентов по программе (по шестибальной системе или «да»/»нет»).
Исследование содержания бакалаврской программы «Администрация и управление», магистерской программы «Публичная администрация» и докторской программы «Публичная администрация» НБУ показало, что в них не предусматривается проведение данной внеаудиторной учебной формы. Целесообразно предусмотреть ее при обучении докторантов, которые на месте смогут провести свои исследования и эксперименты в структурах публичных организаций.
• Проект
Проект – внеаудиторная учебная форма, проводимая как самостоятельная или коллективная разработка студентов под наблюдением преподавателя. Может иметь исследовательский или прикладной характер. Дает 6 кредитов в зависимости от количества часов и нагрузки студентов. Темы проектов утверждаются Советом департамента или центром НБУ, обеспечивающим обучение студентов по программе. Студенты отчитываются преподавателю. Способ оценивания – по усмотрению Совета (по шестибальной системе или «да»/»нет»). Материалы студентов по проекту размещаются в системе электронного обучения MOODLE – NBU.
Исследование содержания программ публичной администрации НБУ показало, что в них не предусматривается проведение данной внеаудиторной учебной формы. Целесообразно предусмотреть ее при обучении студентов и докторантов, и этим им предоставляется возможность публиковать результаты своих авторских или коллективных исследований.
• Семинар во внеурочное время
Семинар во внеурочное время – это обсуждение материалов, предварительно подготовленных студентами под руководством преподавателя. Работа студентов оценивается по усмотрению Совета департамента или центра НБУ, обеспечивающего обучение студентов по программе (по шестибальной системе или «да»/»нет»). Дает 3 кредита.
Прим. авт.– Результаты исследования содержания письменных отчетов студентов на бакалаврской и магистерской программах, прошедших стажировку в период 2005–2010 гг., показывают, что они составлены ими в свободной письменной форме изложения. Целесообразно, чтобы ЦПА утвердило Стандарт отчет о стажировке, который унифицирует содержание отчета.
Исследование содержания программ по публичной администрации НБУ показало, что данная внеаудиторная учебная форма предусматривается и на трех программах. Эта форма дает возможность студентам и докторантам для публичного изъявления путем презентации их авторских разработок. Целесообразно увеличить использование данного вида внеаудиторной учебной формы.
• Самостоятельная работа
Самостоятельная работа – это внеаудиторная учебная форма, которая включает: написать эссе, реферат, комментарий текста, казуса, практическую разработку. Дает до 3 кредитов в зависимости от количества часов и нагрузки студентов. Способ оценивания – по усмотрению Совета департамента или центра НБУ, обеспечивающего обучение студентов по программе (по шестибальной системе или «да»/»нет»).
Исследование содержания программ по публичной администрации НБУ показало, что данная внеаудиторная учебная форма предусматривается в значительном объеме при обучении по бакалаврской программе «Администрация и управление» и магистерской программе «Публичная администрация» НБУ. При обучении по докторской программе «Публичная администрация» НБУ не предусмотрено проведение самостоятельной работы.
Процентное соотношение между аудиторными и отдельными видами внеаудиторных курсов по бакалаврской программе «Администрация и управление» за учебный 2009/2010 г. указано на рис. 1.
Рис. 1. Бакалаврская программа «Администрация и управление»
Здесь предлагаются всего 27 внеаудиторных курсов. Из них 21 – самостоятельные работы и 4 семинара. Студенты выбирают из предложенных курсов, причем они должны набрать 36 кредитов. Процентное соотношение показывает, что в данной программе приоритетом обладает внеаудиторная учебная форма самостоятельная работа.
Процентное соотношение между аудиторными и отдельными видами внеаудиторных курсов в магистерской программе «Публичная администрация» за учебный 2009/2010 год указано на рис. 2.
Рис. 2. Магистерская программа «Публичная администрация»
Здесь предлагаются всего 19 внеаудиторных курсов. Из них 17 – самостоятельные работы и 2 семинара. Студенты выбирают из предложенных курсов, причем они должны набрать 33 кредита. Процентное соотношение показывает, что в данной программе приоритетом обладает внеаудиторная учебная форма самостоятельная работа.
Процентное соотношение между аудиторными и отдельными видами внеаудиторных курсов при обучении по докторской программе «Публичная администрация» за учебный 2009/2010 год указано на рис. 3.
Рис. 3. Докторская программа «Публичная администрация»
Процентное соотношение показывает, что данной программой предусматривается проведение внеаудиторной учебной формы – научно-исследовательская деятельность. Очень малая часть отведена на другие две формы – посещение курсов (семинаров, тюториалов) и преподавательская и (или) экспертная деятельность.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие обобщенные выводы и рекомендации:
- еще при создании программ по публичной администрации НБУ предусматривается обучение путем внеаудиторных учебных форм;
- процентное соотношение между аудиторными и внеаудиторными курсами показывает, что количественно, внеаудиторные курсы значительно увеличиваются в магистерской программе «Публичная администрация» и докторской программе «Публичная администрация»;
- по бакалаврской программе «Администрация и
управление» и магистерской программе «Публичная
администрация» проводятся только следующие виды
внеаудиторных учебных форм: стажировка, семинар во внеурочное
время и
самостоятельная работа. Рекомендуется предусмотреть и провести и следующие формы: практика и проект; - по докторской программе «Публичная администрация» регламентированы и предусматриваются внеаудиторные учебные формы, отличные от форм, предусмотренных другими двумя программами. Здесь рекомендуется предусмотреть и провести и следующие формы: стажировка, практика и проект.
Результаты проведенных анализов, исследований и сделанные выводы подкрепляют тезис, что в содержательном аспекте введенные нормативными актами и проводимые внеаудиторные учебные формы при обучении по программам по публичной администрации НБУ обеспечивают достижение целей и задач обучения.
Литература
- Арабаджийски Н. Проведение практической стажировки студентов на Бакалаврской программе «Администрация и управление»– модуль «Публичная администрация» НБУ. Ежегодник Центра по публичной администрации НБУ. – 2009. – С. 4.
- Арабаджийски Н. Развитие и перспективы программ по публичной администрации в высших училищах Республики Болгария. Ежегодник Центра по публичной администрации НБУ. – 2009. – С. 4.
- Журнал «Администрация». – № 7. – 1993.
- Закон о высшем образовании – обн. ДВ. № 112. – 1995. – с посл. изм. и доп.
- Правила об устройстве и деятельности НБУ – принятые на Учредительном собрании Настоятельства НБУ, состоявшемся 14.03.1994 г. вг. София, и в них внесены изменения и дополнения на заседаниях Настоятельства.
- Распоряжение № 21 от 30.04.2004 г. о применении системы накопления и трансферта кредитов в высших училищах – выдано министром образования и науки – обн.ДВ.89/2004 г.
- Распоряжение о государственных требованиях к приему и обучению докторантов – обн. ДВ. №90. – 2000. – с посл. изм. и доп.
- Распоряжение о приеме и обучении докторантов в НБУ – принятое на Академическом совете НБУ 15.07.2008.
- Распоряжение о процессе обучения в НБУ – принятое на Академическом совете НБУ 28.10.2008., изм. – 16.06.2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2437
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 463
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1