Социосфера
2011. № 1. С. 93–97
ISSN: 2078-7081
Урок-погружение в историческую эпоху «СССР и мир в «Хрущёвскую оттепель»: сквозь призму повседневной жизни»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: lesson, history, creativity, dramatization, an everyday life
Рубрика издания: В помощь преподавателю
Для цитаты: Борзенкова О.А. Урок-погружение в историческую эпоху «СССР и мир в «Хрущёвскую оттепель»: сквозь призму повседневной жизни» // Социосфера. 2011. № 1. С. 93–97.
Полный текст
Дисциплина – история России, XX век, для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, 11 классов
Гуманистические тенденции развития российской школы ориентированы на личностные возможности учеников. В этих условиях учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на формирование социально-адаптированной личности, способной к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.
«Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределённости, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной» [2, с. 13].
При творческом же мышлении особенно важным является не столько степень правильности тех или иных элементов информации, «сколько то, насколько окажется полезным то или иное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы её решения» [1, c. 21]. Умение мыслить нестандартно, проявлять творческий подход очень важно как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Люди, предрасположенные к творчеству, обладают большей работоспособностью, так как создание чего-то нового предопределяется постоянной вовлечённостью в процесс достижения цели, что помогает эффективнее справляться с проблемами. Работоспособность, заинтересованность, энергичность, желание привнести в деятельность что-то новое – это качества, которые можно объединить понятием творческой активности.
Одним из определяющих факторов развития творческой активности и умственной самостоятельности учащихся является познавательный интерес, который выступает в роли носителя интеллектуальных явлений, эмоционального состояния и волевых усилий личности. Познавательный интерес формируется по двум каналам: 1) средствами отбора информации; 2) средствами включения учащихся в познавательную деятельность [4, с. 103].
Наиболее полно активизировать познавательную и творческую деятельность в процессе преподавания истории позволяет проведение урока-погружения в изучаемую эпоху. Данная форма нетрадиционного урока даёт возможность осуществить индивидуальный подход в организации изучения исторического прошлого, предполагает совместную активную работу учителя и учащихся. При этом не только лучше и глубже усваиваются знания, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, её самооценке, сотрудничеству, общению.
В Орловском техникуме сферы услуг в процессе изучения истории помимо реализации образовательных подходов к обучению учитывается и профессиональная направленность учебного процесса. Так, на уроке «СССР и мир в «хрущёвскую оттепель»: сквозь призму повседневной жизни» жизнь страны в хрущёвскую эпоху была воссоздана в образных сценах, близких по специфике подготовки специалистов: покупка одежды в магазине (специальность продавец, контролёр-кассир), обед в ресторане (специальность официант-бармен и повар), танцплощадка, в гостях на кухне.
В ходе подготовки к уроку создаются группы учащихся в соответствии с учебными возможностями, индивидуальными особенностями, интересами: 1) «наблюдающие» – иностранные журналисты (США, Франция, Англия); 2) «действующие» – представители советского общества, участвующие в сценках; 3) «вопрошающий» – недоумевающий: что происходит. Студенты получают задания разного характера (музыкальные, художественные, сценические, познавательные) и уровня сложности (описательные, проблемные, исследовательские, творческие). В соответствии с индивидуальными особенностями определяются и роли в группах.
Особенности урока:
-
структура урока определяется особенностями познавательного процесса, а не характером исторической информации;
-
осуществление цивилизационного подхода в обучении;
-
акцент на профессиональную направленность обучения;
-
использование нетрадиционных приёмов и средств обучения: драматизация, предметная наглядность, музыка как средство погружения в эпоху и др.
Цель урока – сформировать у учащихся представление об эпохе 1960х годов через погружение в повседневную жизнь советского общества на основе сопоставления с жизнью Запада этого периода.
Для проведения такого урока необходимо следующее оснащение: 1) наглядные средства: лента времени – фотохроника (подборка фотографий из семейных фотоальбомов 1960х годов); кинофильм «Карнавальная ночь»; одежда 1960х., русский народный костюм; предметы быта; кулинарные блюда; 2) технические средства: диски с записями советских песен (М. Магомаев «Королева красоты», «Лучший город земли», «Солнцем опьянённый»; записи Инги Донцовой), твиста, гитара (для исполнения песен Б. Окуджавы), фотоаппараты. Предварительная подготовка: создание зрительного образа десятилетия; подготовка драматизации на основе самостоятельного изучения фактов из жизни советских людей.
Урок начинается с вводного слова учителя: «Мы с вами рассмотрели СССР в 1953–1964 годах: попытки реформирования общества, коснувшиеся всех сфер жизни общества и, конечно, духовной жизни, которая в середине 50х – начале 60х характеризовалась неожиданными событиями и поворотами. «Хрущёвское десятилетие» называют ещё и «эпохой XX съезда». Страх переставал быть тенью человека. «Железный занавес» был открыт. Жители стран Запада могли наблюдать за жизнью в Советском Союзе, а те, в свою очередь, за миром.
Как же жили люди в хрущёвское время? Сегодня мы будем познавать историю через то, как живёт обычный человек, «обыватель». Быть обыкновенным, простым человеком не так уж легко. Сильные мира сего, называя таких людей народом, часто вовлекают их в войны и революции, а главное, периодически превращают их жизнь в объект реформирования. Обыватели зачастую не ведают, что их жизнь уже подверглась очередному реформированию, и необходимо жить по другим, предложенным властями законам» [3, с. 235].
В целевой установке учитель напоминает об особенностях проведения урока и учебной деятельности учащихся. После вводного слова и целевой установки начинается просмотр сценок. Учитель при этом не участвует, лишь записывает на доске вопросы со стороны «вопрошающего».
Поясняется, что на занятии присутствуют 2 стороны: наблюдатели (иностранные журналисты из Англии, Франции и Америки) и очень интересный персонаж (вопрошающий, который недоумевает от того, что видит, что окружает его). Изучение нового материала представлено эпизодами пяти сценок: 1) «Покупка»; 2) «Танцплощадка»; 3) «В ресторане»; 4) «В кинотеатре»; 5) «В кругу друзей».
Просмотр сопровождается репликами «вопрошающего», представителя старого народного уклада жизни, который одет в национальный русский костюм. Он недоумевает от того, что видит, задаёт вопросы, на которые в конце занятия предстоит ответить учащимся. Группа «Наблюдающие» (иностранные журналисты) комментируют увиденное, сравнивают с тем, как живут в их странах. Таким образом, на уроке формируются представления не только о жизни советских людей, но и Запада, что даёт возможность сравнивать, сопоставлять, более детально и глубоко погружаться в изучаемую эпоху.
Для наиболее полного раскрытия содержания урока следует привести примеры сценок.
Сценка «Покупка». Под музыку «Город ночью» идут навстречу друг другу одинокий парень Сергей и парень Николай с девушкой Еленой.
Сергей: О, Николай, добрый день! Леночка, здравствуйте!
Елена: Здравствуйте!
Сергей: Какой чудесный день! Вижу, вы с покупками!
Николай: Да.
Елена: Недавно я купила в Кировском универмаге ботинки первого сорта 30–го размера. На них стояла марка фабрики «Скороход». Моя сестра проносила ботинки один день, а к вечеру они уже обтрепались и по виду стали напоминать зебру. Если Вы решите купить себе обувь, то я рекомендую туфли фабрики «Восход». Ах, какая прелесть! Эта продукция из замши, лака и белого шевро. Такая долгожданная обувь! Даже имеет подошву из натурального каучука. Но одна проблема – её катастрофически мало. Вкусы меняются – многие предпочитают, как пишут в «Ленинградской правде», теперь носить обувь с зауженным носком и тонким каблуком, а попробуй найди галоши к ней! (Играет музыка «Солнцем опьянённый» М. Мугомаева.)
Николай: Вот женщины, всё думают об обуви и о моде!
Елена: Скажите, Вы об этом не думаете?!
Сергей: Думаем, Леночка, конечно, думаем! Что я вам сейчас покажу! (достает джинсы и галстук). Это то, о чём я мечтал с 1957 года, когда они появились на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Помните!? Их было очень сложно достать, и цена меня не остановила. А вот галстук – тоже находка!
Николай: Вот эта вещица мне нравится! (Берёт и рассматривает.)
Сергей: Надо спешить (смотрит на часы). Давайте пройдёмся, я вам расскажу новости (идут). Слышали, что проспект им. И. В. Сталина переименовали в Московский.
Елена: Это мы знаем. А вот Вы видели на прилавке новые кисломолочные продукты «Снежок» или украинскую простоквашу «Ряженка»? (Уходят.)
После сценки «вопрошающий» восклицает: «И что это за одежда? Во что одели русских людей? Подумать только, ботинок – орудие реформ! Ведь в нашей одежде гораздо удобнее! Зачем нужна мода, новая одежда?»
В это время учитель фиксирует вопросы на доске. Просмотрев увиденное, выступают наблюдатели.
Представитель США: «Посмотрите, как они радуются! Обычным джинсам, нормальной обуви, да и просто модной одежде. О, слава Америке! Когда 24хлетний еврейский эмигрант из Баварии основал в Сан-Франциско мастерскую по пошиву штанов для горняков и золотоискателей, никто не мог предположить, что полтора века спустя его детище станет настолько популярным. Первые джинсы Леви Страусс соорудил в 1853 году. Они напоминали комбинезон и были скроены из коричневой ткани, предназначенной для палаток и тентов».
Представитель Франции: «Америке, конечно, спасибо за джинсы! Но мировую моду конца 50х–начала 60х годов определяет Франция в лице великой Коко Шанель. Устойчиво преобладает тенденция упрощения форм одежды. Стремительно укорачиваются женские юбки, суживаются мужские брюки. Юбки и свитера, комплекты «двойки», прямые и плиссированные юбки, платья рубашечного покроя – всё удобное и простое».
Представитель Англии: «В Англии, между прочим, в 1960х годах мини-мода стала символом эмансипации и сексуальной революции. Создательница мини-юбки англичанка Мэри Квант в 1962 году показала первую коллекцию женской одежды минидлины».
Сценка «Дискотека»: группа учащихся танцует в стиле ретро, твист (1–2 минуты.) После того, как музыка прекращает играть, расходятся.
После сценки «вопрошающий» задаёт вопрос: «Зачем нам надо слушать такую музыку? Ведь народная музыка куда приятнее! А что это за танцы? Кривляние! Ведь барыня куда веселее». (Учитель в это время записывает вопросы на доске.) Вмешиваются «наблюдающие».
Представитель США: «Вот дикари! Первые дискотеки, между прочим, появились в Нью-Йорке, и в них звучали преимущественно соул и фанк записи с жёсткой ритмической основой. Главная отличительная особенность диско – равномерный ритм, зачастую подчёркнутый ударами бочки. У нас, в Америке, предпочтение отдают рок-нроллу, а здесь это делают тайком. Странно. Американские певцы Билл Хейли, Чак Берри, Фэтс Домино, Литл Ричард, Элвис Пресли своими новаторскими песнями завоевали огромную популярность у молодёжи».
Представитель Франции: «Тут я с вами поспорю. Впервые термин дискотека был применён в 1947 году. Это был ночной клуб «Whiskey-A-Go-Go», открытый в Париже. Слово discotheque произошло от французского словосочетания, означавшего «ночной клуб, где играет музыка с виниловых дисков». Впоследствии этот термин в отношении ночных клубов широко применяют Европа и США».
Представитель Англии: «Что бы вы не говорили, но столицей моды и музыки является Лондон. Группы «Битлз» и «Роллинг стоунз» открывают новую музыкальную эпоху».
Представитель США: «Но уж если в СССР есть танцы, то и приличные рестораны тоже должны быть».
По аналогичной схеме показываются другие сценки из жизни советских людей в эпоху «оттепели».
Закрепление происходит в форме ответов и рассуждений на вопросы, заданные «вопрошающим». В конце урока также обсуждаются результаты исследовательской деятельности, которая входила в предварительную подготовку (создание фотохроники на основе личных фотографий). Одна из форм обсуждения – беседа по семейным фотографиям начала шестидесятых годов. Вопросы и задания для обсуждения:
– Перечислите детали фотографий, по которым мы сможем судить, что изображения относятся к 60м годам.
– Какие особенности жизни людей этого периода отражены на фотографиях?
– Какие чувства и мысли возникают у вас, когда вы держите в руках эти фотографии?
– Зачем, изучая историю, нужно листать семейные альбомы?
Оценивание результатов проводится с учётом всех видов учебной деятельности учащихся, степени творческой оригинальности и исторической объективности. Домашнее задание – написать эссе на основе рассказов родственников и знакомых, живших в 60е годы, о том, что они помнят об эпохе «оттепели». Тема эссе свободная.
Таким образом, благодаря широкому использованию различных приёмов активизации творческой деятельности и применению их в учебном процессе, представленный урок «СССР и мир в «хрущёвскую оттепель»: сквозь призму повседневной жизни» позволяет реализовать несколько подходов к обучению: культурологический (изучение явлений на общекультурном фоне, характеристика широкого фона культурной жизни); аксиологический (рассмотрение явлений конкретной культуры с позиции оценки её ценностей и сравнения с другими культурами); цивилизационный (изучение материальной и духовной культур, ментальности, повседневности, особенностей народов, стран); деятельностный (учащиеся самостоятельно работают с различными источниками исторической информации). При этом следует отметить большие возможности использования профессиональных знаний, умений и навыков учащихся в процессе изучения истории. Сочетание предложенных методик позволяет эффективно провести погружение в историю.
Литература
- Бердяев Н. О русской философии. Ч. 1. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1992. – 288 с.
- Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб. : Питер, 2007. – 208 с.
- Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПА и хрущёвского десятилетия. – СПб., 2003. – 341 с.
- Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3009
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 503
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0