Социосфера
2011. № 1. С. 104–108
ISSN: 2078-7081
Методическая разработка урока-практикума «Такое разное средневековье»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: testing, lesson, middle ages, painting, historical text
Рубрика издания: В помощь учителю
Для цитаты: Фокина А.В. Методическая разработка урока-практикума «Такое разное средневековье» // Социосфера. 2011. № 1. С. 104–108.
Полный текст
Дисциплина – история, 6 класс общеобразовательной школы
Особенностью современного школьного исторического образования является пересмотр содержания, поиски новых форм преподавания.
В связи с этим актуальной является проблема поиска новых подходов к способу подачи информации на уроках истории. Традиционным источником информации является живопись, однако имеется нераскрытый потенциал, связанный с её содержанием и приёмами работы с ней. Особый интерес представляет живопись изучаемой эпохи. В этом ряду значительное место занимает средневековая миниатюра.
Не стоит забывать и о том, что использование на уроках истории Средних веков произведений живописи изучаемого периода позволяет формировать интерес к предмету, увеличить внимание к историко-культурным аспектам исторического процесса, развить умение работать с различными источниками исторической информации. Различные приёмы работы со средневековой миниатюрой можно рассмотреть на уроке «Такое разное Средневековье». Он был апробирован в 6 «Б» классе МОУ «Лавровская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области. Урок проводится в конце изучения курса «История Средних веков» и направлен на развитие умения учащихся работать со средневековой миниатюрой как источником информации, кроме того, решается задача развития интереса к живописи, формирования эстетических категорий: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое и комическое. Параллельно формируются неприятие войны, уважение к нравственным качествам человека (доброта, любовь к ближнему), понимание значения труда в жизни человека и общества.
Тип урока: урок-практикум. Направлен на развитие умения работать с различными источниками исторической информации. Урок проходит по плану:
-
Войны Средневековья (решение познавательных задач на основе совместного использования живописи и исторических текстов).
-
Занятия средневековых людей (тестовая методика на основе миниатюры).
-
Повседневная жизнь (игровая методика на основе использования миниатюры).
-
Знаменательные события Средневековья (комплексная методика).
Во вступительном слове учитель напомнил о роли живописи в Средние века, об особенностях композиции, изобразительных средств, символике цвета, а также об основных разновидностях живописи этого периода. Предложил повторить и расширить информацию о различных аспектах жизни средневекового общества, выполнив разнообразные практические задания на основе работы с миниатюрой.
При повторении информации о средневековых войнах учащиеся должны были решить ряд познавательных задач на основе совместного использования живописи и исторических текстов.
1. Задание к миниатюре «Битва в Ронсевальском лесу»
Текст
В центре этого тройного кольца стен стоял самый замок, представлявший собой тесную группу зданий, построенных в различные эпохи и окружавших древнейшую из этих построек – старинную мрачную башню, возвышавшуюся над замком точно чёрный эфиопский великан. Узенькие бойницы, пробитые там и сям вместо окон в толстых стенах башни для её защиты, вызывали то же неприятное чувство, какое мы испытываем, глядя на слепца. Остальные постройки также мало походили на благоустроенное, удобное жильё: все их окна выходили на глухой внутренний двор, так что по своему внешнему виду замок напоминал скорее тюрьму.
В. Скотт. «Квентин Дорвард»
Задание
Найдите в миниатюре доказательства необходимости такого устройства замка, которое описано в документе следующими строками: «…старинную мрачную башню, возвышающуюся над замком, точно чёрный эфиопский великан. Узенькие бойницы, пробитые там и сям вместо окон в толстых стенах башни для её защиты…»
2. Задание к фрагменту фрески А. Лоренцетти «Аллегория хорошего поведения»
Текст
Пятнадцатый век стал периодом, когда применение доспехов, которые приблизительно к 1380 г. вытеснили кольчугу прежних времён, достигло апогея. Боевые доспехи отличались от турнирных лишь меньшей роскошью… Цилиндрический шлем исчез, или, вернее, изменил форму, став коническим и скошенным, чтобы по нему скользил меч. Подвижное забрало, которое в минуты отдыха поднималось, в час битвы прикрывало лицо, и его заостренная форма придавала всаднику удивительное сходство с хищной птицей. Щит, с усовершенствованием доспехов сделавшийся ненужным, теперь использовался лишь во время турниров. Что касается наступательного оружия, под ним, как и в прежние времена, подразумевались длинное копьё и меч...
Марселен Дефурно. «Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк»
Задание
Изучив текст документа, определите, в каком веке мог жить рыцарь, изображённый на фреске. Докажите своё мнение.
Учащимся предлагалось выполнить ряд заданий, составленных на основе тестовой методики, по теме «Занятия средневековых людей».
Тест № 1
Задание: Какой процесс изображён на данной миниатюре?
1. Обработка дерева. 2. Стирка белья
3. Изготовление бумаги. 4. Выпекание хлеба
5. Изготовление ткани. 6. Книгопечатание.
Тест № 2
Задание: Соотнесите изображения людей с родом их деятельности: А. Астрономия. Б. Переписывание книг. Ж. Ювелирное дело. В. Живопись. З. Медицина. Г. Торговля. И. Портновское дело. Д. Банковское дело. Е. Кузнечное дело.
Для повторения информации о повседневной жизни средневековых людей учащимся необходимо было выполнить задание, составленное на основе использования игровой методики.
Игра «Оживи миниатюру»
Учащимся предлагалось поработать в группах. Каждый из участников группы выбирал понравившегося человека, изображённого на миниатюре «Месяц апрель», копировал его позу и придумывал возможные слова, которые мог бы произнести герой миниатюры в изображённый момент. Учащиеся 6 «Б» класса придумали следующие реплики: «У нас не отнимут наши земли и замки»; «Ой, я испачкала платье, а оно очень дорогое!»; «Недавно я был в военном походе, король меня похвалил и дал эти новые земли»; «Взгляните, какой страшный лес! Наверное, в нём очень много животных!»
Литература
- Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк. – М., 2002. – 342 с.
- Скотт В. Квентин Дорвард. М., 2005. – 528 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2719
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 565
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0