Первый учебник по социальной возрастной психологии. Рецензия на книгу: Антология социальной психологии возраста. Учебное пособие для вузов / Под ред. М. Ю. Кондратьева

906

Аннотация

В рецензии содержится аналитическая оценка объемного учебного пособия для вузов по принципиально-инновационной дисциплине — социальной возрастной психологии, дается развернутая характеристика содержательной наполненности каждой из частей книги, выстроенной в логике последовательного прослеживания социально-личностного развития человека на протяжении всего его жизненного пути. По мнению автора рецензии, данное издание отвечает тем требованиям, которые должны применяться к учебным пособиям и учебникам, рассчитанным на подготовку магистров психологии.

Общая информация

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: рецензия

Для цитаты: Радина Н.К. Первый учебник по социальной возрастной психологии. Рецензия на книгу: Антология социальной психологии возраста. Учебное пособие для вузов / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Социальная психология и общество. 2010. Том 1. № 1. С. 174–178.

Полный текст

Современные реформы высшего профессионального образования, бесстрастно и кардинально изменяя формы образовательных программ (и сами учебные заведения), несомненно, качественно преобразуют содержание всего учебного процесса. При всей драматичности и сложности подобного реформирования, в качестве определенно положительного факта следует отметить многообразие современной учебной литературы — с грифами и без, различных издательств, объемов, тиражей и т. п.

Преподавателю вуза теперь остается только тщательно подобрать учебники (или учебник), которые могут быть с основанием рекомендованы студентам для самостоятельной работы вне аудитории, а на лекциях творить практически совершенно свободно, не будучи связанным прежней формой обязательной записи стандартного «лекционного минимума» в уверенности, что хороший учебник поможет студентам восполнить все, что те случайно упустили на лекциях.

В этом контексте преподавателю необходимо быть достаточно информированным, чтобы отслеживать новые издания и не пропустить нужный учебник, особенно если речь идет об учебниках для дисциплин, востребованных повсеместно, как, например, «Возрастная психология», «Психология развития», «Социальная психология» в вузах, ведущих подготовку психологов и педагогов-психологов.

Учебное пособие для вузов «Антология социальной психологии возраста» под редакцией М. Ю. Кондратьева в пространстве аналогичной учебной литературы позиционирует себя как «первое в России специализированное учебное пособие по такой новой самоценной отрасли психологической науки, как социальная возрастная психология» (с. 2) и представляет собой грамотно изданный продукт с безусловными характеристиками качественной научной литературы.

Совсем недавно «учебники-фолианты» — объемные, красочные, одним своим видом внушающие уважение к содержанию, — были характерны лишь для переводных изданий. Взяв в руки «Антологию», осознаешь, что рождение подобных весомых российских учебников (в том числе и в буквальном смысле) характеризует уровень развития отечественных психологических исследований.

Указание в аннотации о том, что «Антология» написана для вузов, определяет аудиторию чтения максимально широко, что традиционно для учебных пособий. Тем не менее по целому ряду признаков данное издание скорее подходит для образовательных программ магистерского уровня: его содержание нетривиально и глубоко.

В первой части «Антологии» представлено дошкольное детство (анализируются социальная ситуация развития, детская группа, развитие морального сознания и т. д.; автор — профессор Н. Е. Веракса), во второй — детально рассматривается социально-психологический контекст взросления младшего школьника (автор — профессор А. М. Прихожан), третья и четвертая части посвящены соответственно отрочеству (автор — профессор М. Ю. Кон­дратьев) и молодости (автор — профессор Н. Н. Толстых), заключительная, пятая часть раскрывает секреты зрелости и поздней зрелости (автор — профессор О. В. Краснова).

Фактически «Антология» представляет собой серию авторских текстов по социальной психологии возраста, поэтому части получились не единообразными, что особенно интересно и важно в осмыслении социально-психологической реальности возраста в студенческой аудитории.

Полагаю, что учебные пособия, задающие содержательный уровень учебного материала «выше среднего», сейчас особенно актуальны, поскольку, выстраивая психологическое образование как двухуровневое (программы для бакалавров и магистров), необходимо формулировать критерии для идентификации учебных пособий, ориентированных на определенный образовательный уровень, чтобы обоснованно рекомендовать разные учебники студентам, обучающимся по ба­калаврским и магистерским программам.

Какие же характеристики текстов, присутствующие в «Антологии», можно определить как «критерии» для пособия более сложного — магистерского — уровня? Например, как важный критерий следует расценивать работу с понятиями в тексте (не только формулирование понятий, но и выстраивание понятийной логики в процессе разворачивания текста, установление связей между сходными понятиями, традиционно встречающимися в отечественной и / или зарубежной психологии, позволяют читателю использовать их в качестве образца для своих рассуждений в процессе создания собственных научных текстов).

Проиллюстрируем сказанное выше цитатами из рецензируемого учебного пособия:

С. 240: «Нередко молодость как возрастной период даже не выделяется в качестве самостоятельного. Так, в демографической науке понятие «молодежь», в отличие от "детей"и "пожилых", отсутствует, на что, например, указывает Г. Са­фарова, ссылаясь на энциклопедический словарь "Народонаселение" (1994) и на "Демографический понятийный словарь" (2003). Поскольку в логике демографии принята группировка по возрастам с "шагом" в пять лет, в социологических и социально-психологических исследованиях "молодежью" считают то возрастную группу 15—29 лет, то группу 15—24 лет».

С. 290: «В отечественной психологии именно понятие «самоопределение» долгое время оставалось центральным для анализа и описания тех аспектов личностного развития, которые отражают сознательное, активное построение человеком своей личности в системе общественных отношений. В последние годы термин ’самоопределение"все чаще заменяют заимствованными из зарубежной психологии терминами "самоидентификация"", "автоидентификация", "аутоидентифи­кация ", "идентификация " (в том числе групповая, социальная), "идентичность"и т. п. Мы, однако, оставим в стороне этот терминологический вопрос, выбрав «старое доброе» самоопределение хотя бы потому, что большинство содержательно интересующих нас в данном случае исследований выполнено с использованием именно этого термина».

Другой критерий — представление экспериментальных исследований, чьи описание и анализ органично встроены в текст, который (и это уже следующий критерий) в целом создается на значительной базе исследовательских данных, оформленных в виде лаконичного и емкого обобщения.

С. 49: «Подобный вывод подтверждает и проведенное сотрудниками Института развития дошкольного образования Российской академии образования исследование, в рамках которого дошкольным работникам задавался следующий вопрос: "Если в Вашей группе окажется ребенок, с которым другие дети не захотят играть, что Вы будете делать?". Ни один из воспитателей не дал ответ в логике "ничеоо не буду делать", а подавляющее большинство педагогов предлагало варианты целенаправленного включения такого ребенка в группу сверстников (и т. д.)».

С. 215: «Как показывают экспериментально полученные данные, в интернате для математически одаренных детей неформальными лидерами среди сверстников оказываются, в первую очередь, те воспитанники, которые наряду с, если так можно выразиться, чисто "общните- скими" чертами обладают комплексом индивидуально-психологических особенностей, облегчающих им глубокое и быстрое освоение учебно-профессионального материала».

Скорее всего, к «магистерским» критериям следует отнести и использование новых нестандартных тем в описании того или иного пространства психологической реальности.

С. 149: «Влияние на развитие и социализацию ребенка младшего школьного возраста современных коммуникационных средств, таких как настольные и карманные компьютеры, мобильные телефоны, электронные системы и т. п., пока мало изучено, несмотря на то, что количество исследований в этой области постоянно растет (и т. д.)».

С. 372: «Очень мало последовательных, методологически определенных исследований по изучению этнической идентичности в процессе старения. Все исследования, которые так или иначе имеют отношение скорее к этнической группе, чем к этнической идентичности, можно условно разделить на три группы (и т. д.)».

Сама научная речь в пособии — особый предмет для анализа, так как задает «высокую планку» в оформлении научной идеи: «Антология» читается легко. Удивительное соединение простоты, грамотности, даже академичности, а также фактической притягательности текста убеждает в высокой психологической квалификации авторов и определенно заставляет задуматься о «писательском даре».

Авторский коллектив «Антологии» — «играющие профессора» — признанные исследователи, посвятившие себя также и преподаванию. Опыт исследовательской практики и преподавания, опыт «движения» в научном сообществе от первых шагов до признания и известности, переживание различных этапов и перспектив в развитии отечественной психологии, свет поколения их учителей — известных психологов XX в. — все это аккумулирует текст. Весомость «Антологии» не только в значительном объеме информации по проблеме, но и в «авторстве» текстов.

Тираж у «Антологии» — 500 экземпляров, т. е. уже на выходе из издательства книга оказалась библиографической редкостью. Это означает, что для большинства коллег «из регионов», заинтересованных в продвижении идей «социальной возрастной психологии», данное учебное пособие будет труднодоступно. Остается надеяться, что «Антологию» в будущем ожидает переиздание и более щедрое тиражирование.

 

Информация об авторах

Радина Надежда Константиновна, доктор политических наук, профессор, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ФГАОУ ВО ННГУ), старший научный сотрудник Лаборатории теории и практики систем поддержки принятия решений, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8336-1044, e-mail: rasv@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2958
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 906
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2