Связь жизненных целей людей и их активности

883

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования соотношения между общей активностью индивида, понимаемой как энергетическая характеристика его деятельности, и содержанием жизненных целей человека. Исследование проведено на выборке взрослых респондентов (2000 человек) с использованием методики, разработанной авторами для изучения жизненных целей, а также шкалы силы процессов возбуждения нервной системы Pavlovian Temperament Survey (PTS), созданной Я. Стреляу. Показано, какая связь между степенью активности и содержанием жизненных целей прослеживается в разных возрастах.

Общая информация

Ключевые слова: активность, жизненные цели, индивид, личность, деятельность , тестирование больших групп, социально-территориальные общности

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубов И.Г., Толстых Н.Н. Связь жизненных целей людей и их активности // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 37–51.

Фрагмент статьи

Категория цели — одна из централь­ных в психологии. Она является ключе­вой при обсуждении самого широкого круга психологических проблем, начи­ная от понимания природы психическо­го до рассмотрения высших форм бытия человека как личности, субъекта, инди­видуальности.

«Целестремительность отсутствует среди физических процессов, — пишет П. Я. Гальперин, — и ее вообще нет в ми­ре до тех пор, пока в организме не возни­кает активное противоречие — требова­ние действовать, но не так, как организм умеет, не автоматически, а как-то иначе, причем еще неизвестно как» [4, с. 98]. Ту же мысль развивает и В. К. Вилюнас [2; 3], беря в союзники не только П. Я. Гальперина, но и П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, У. Макдауголла, а также других авторов, задумывавших­ся о принципиальной целенаправлен­ности поведения живых организмов. По мнению В. К. Вилюнаса, едва ли не главная задача психического отраже­ния — создавать организму возмож­ность заглядывать в будущее, предвос­хищать его: «В определенном смысле жизнь можно охарактеризовать как процесс, противостоящий энтропичес­кому влиянию времени. Уже в самой организации жизненного процесса, ос­новывающегося на заблаговременном накоплении вещества и энергии и по­следующем их использовании в буду­щем для самосохранения и воспроиз­водства, можно усмотреть некоторую победу над неотвратимой одномомент­ностью времени и невозможностью его физического опережения: жизнь — это процесс, совершающийся в настоящем, но ориентированный на будущее, учи­тывающий его. С появлением психиче­ского и созданной им возможности предвосхищения эта победа была за­креплена тем, что будущее стало не только учитываться, но и активно кон­тролироваться жизненными процесса­ми. Благодаря опережающему отраже­нию организм получил возможность жить как бы двумя моментами: настоя­щим, реальным и будущим, предвосхи­щаемым» [3, c. 32].

<...>

Литература

  1. Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
  2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  3. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. СПб., 2006.
  4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 2002.
  5. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. 2-е изд., стер. М., 2008.
  6. Дубов И. Г. Содержание категории «активность» в отечественной психологии // Социальная психология и общество. 2010. № 1.
  7. Дубов И. Г., Толстых Н. Н. Жизненные цели жителей российского мегаполиса // Ментальность россиян / Под ред. И. Г. Дубова. М., 1997.
  8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  9. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
  10. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леон­тьева. М., 2004.
  11. Райгородский Д. Я. (авт.-сост.) Практическая диагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. Самара, 2007.
  12. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2.
  13. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагнос­тики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М., 2005.
  14. Толстых Н. Н. Жизненные цели подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. № 3.
  15. Толстых Н. Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего // Психологическая диагностика. 2005. № 3.
  16. Толстых Н. Н. Отношение к будущему // Формирование личности старшекласс­ника / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.
  17. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. М.; Смоленск, 2010.
  18. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диа­гностика развития личности и малых групп. 2-е изд., доп. М., 2009.
  19. Allport G. Pattern and Growth in Personality. N. Y., 1961.
  20. Allport G. Personality: A Psychological Interpretation. N. Y., 1937.
  21. Nuttin J. Motivation et Perspectives d'Avenir. Louvain, 1980.

Информация об авторах

Дубов Игорь Глебович, доктор психологических наук, Москва, Россия, e-mail: ignat06@mail.ru

Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: nnvt@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2425
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 883
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1