Взаимосвязь содержания этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка (на примере русских и еврейских подростков)

1103

Аннотация

В статье описываются и анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков. Показано, что у русских и еврейских подростков существует взаимосвязь выраженности этнических автостереотипов и типа этнической идентичности, а также выраженности этнических автостереотипов и выраженности этнической идентичности. Отмечается, что взаимосвязь выраженности этнических автостереотипов и типа этнической идентичности культурно-универсальна для подросткового возраста, а содержательные особенности этой взаимосвязи обладают культурной спецификой.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, этническая идентичность, этнические стереотипы

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чибисова М.Ю., Зверева М.А. Взаимосвязь содержания этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка (на примере русских и еврейских подростков) // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 63–79.

Полный текст

Постановка проблемы и теоретические основы исследования

В современном мире отмечается интенсификация межэтнических контактов, возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. В условиях все более интенсивного межкультурного сотрудничества, взаимодействия и взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием ребенка в полиэтнической среде. Важной проблемой остается профилактика таких социальных явлений, как ксенофобия и агрессивный национализм, приобретающих угрожающие размеры.

Вопросы, связанные с проблемами инкультурации, имеют большое значение в рамках образовательного процесса в поликультурной среде. Полиэтнич- ность образовательной среды заставляет решать достаточно сложную задачу организации учебного процесса с учетом культурно-обусловленных различий, выстраивания непосредственных межэтнических контактов в совместной деятельности представителей различных культур. Особой проблемной областью является формирование этнических стереотипов, которые могут транслироваться как в группе сверстников, так и при взаимодействии с учителями.

Таким образом, значимым является прояснение целого ряда вопросов, связанных с психологическими механизмами, лежащими в основе формирования этнических стереотипов и обусловливающими их содержательные, структурные и динамические особенности. Одним из таких проблемных вопросов является вопрос о взаимосвязи содержательной составляющей этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка.

Между тем, несмотря на достаточно объемный накопленный опыт изучения феноменов этнической идентичности и этнических стереотипов в психологической науке, в том числе и в возрастном аспекте [5; 6; 10; 11; 12 и др.], наблюдается дефицит знаний о специфических особенностях взаимосвязи между когнитивной и эмоциональной составляющими этнических стереотипов и типом этнической идентичности подростков различных этнических групп, совместно существующих в условиях многонационального мегаполиса.

В этом плане особый исследовательский интерес вызывают подростки русской и еврейской этнических групп, поскольку данные этнические группы обладают следующими значимыми для нас характеристиками: одна из групп представляет собой этническое большинство, другая этническое меньшинство; у данных этнических групп общая этнокон- тактная среда, достаточно долгий опыт совместного существования и заметная культурная дистанция; отсутствуют ярко выраженные негативные смысловые коннотации по отношению к группе этнического меньшинства (В. Д. Шапиро, В. В. Червяков).

Таким образом, анализ актуальных социальных тенденций и практических потребностей современного российского образования, а также недостаточность социально-психологических исследований проблемы инкультурации подростка в полиэтнической среде позволяет говорить об актуальности исследования взаимосвязи специфики содержания этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростков.

Базовой теоретической основой исследования является когнитивно-ориентированная теория социальной идентичности А. Тэшфела, который определяет социальную идентичность как часть «Я— концепции» индивида, возникающую на основе осознания своего членства в социальной группе (или группах) вкупе с ценностным и эмоциональным значением, которое придается этому членству [16; 17]. Одним из основных понятий этой теории является понятие самокате- горизации. Это определенная система ориентаций, которая создает и определяет конкретное место человека в социуме [17]. Социальная и личностная идентичности рассматриваются в данной теории как два полюса одного поведенческого континуума, где на одном полюсе расположены варианты социального поведения человека, обусловленные фактом его группового членства, а на другом — формы социального поведения, которые определяются индивидуальными личностными характеристиками.

Вслед за Т. Г. Стефаненко мы определяем этническую идентичность как составную часть социальной идентичности личности, которая обозначает осознание принадлежности к определенной этнической общности [13]. В структуре этнической идентичности Т. Г. Стефаненко выделяет два компонента: когнитивный, который включает в себя этническую осведомленность (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и этническое самоназвание; аффективный компонент (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Под «этническим стереотипом» мы понимаем обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы [1; 9]. Как известно, выделяют следующие виды этнических стереотипов: авто­стереотипы, описывающие собственную группу, и гетеростереотипы, описывающие другую этническую группу. В этническом стереотипе традиционно выделяются четыре основных параметра: содержание — набор характеристик, приписываемых этнической группе; степень согласованности — единообразие характеристик, приписываемых этнической группе; направленность — общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования (может быть выведена непосредственно из содержания стереотипа: наличие большего или меньшего количества положительных или отрицательных характеристик); интенсивность — степень предубежденности по отношению к стереоти­пизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характеристик, приписываемых этнической группе) [9].

Мы анализируем стереотипы с качественной (содержательной) и количественной сторон. Первым параметром является выраженность этнических стереотипов, под которой понимается степень, отражающая качества и характеристики, присутствующие у представителей русской и еврейской этнических групп (с точки зрения респондентов).

Второй параметр, который используется для анализа этнических стереотипов — интенсивность (Ю. П. Пла­тонов). Интенсивность этнических стереотипов определяется как количественный показатель, отражающий представленность стереотипных качеств у каждого из испытуемых двух этнических групп в процентной доле от общего количества выделенных респондентами черт, описывающих представителей своей и другой этнических групп.

Типы этнической идентичности респондентов определяются на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма (Г. У. Солдатова), с помощью которого выделяются следующие шесть типов этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма (позитивная этническая идентичность), этноэгоизм, этноизоляционизм и этно­фанатизм.

Общий показатель выраженности этнической идентичности включает в себя выраженность когнитивного компонента и выраженность аффективного компонента этнической идентичности (по Дж. Финни).

Результаты исследования и их обсуждение

По итогам анализа теоретических концепций этнической идентичности, этнической стереотипизации и их специфики в подростковом возрасте [1—4; 6; 10 и др.] мы сформулировали основную гипотезу исследования: в подростковом возрасте между этническими стереотипами и этнической идентичностью существует взаимосвязь, характеризующаяся наличием культурно-универсальных и культурно-специфических аспектов.

Для проверки основной гипотезы были выдвинуты следующие частные гипотезы:

1.    У русских и еврейских подростков существует взаимосвязь выраженности этнических стереотипов и различных типов этнической идентичности.

2.    У русских и еврейских подростков наблюдается взаимосвязь выраженности этнических стереотипов и выраженности этнической идентичности.

3.    У русских и еврейских подростков существует взаимосвязь интенсивности этнических стереотипов и типов этнической идентичности.

4.    Характер взаимосвязи стереотипов и идентичности у русских и еврейских подростков определяется такими факторами, как гендерная и этнокультурная принадлежность.

5.    Данные взаимосвязи специфичны для подросткового возраста (по сравнению с ранней взрослостью).

В исследовании принимали участие в общей сложности 227 респондентов, среди которых 115 русских и 112 евреев. Все респонденты являются учащимися средних общеобразовательных и высших учебных заведений Москвы. Общий состав испытуемых представлен в табл. 1.

Русские подростки (14—15 лет)

Еврейские подростки (14—15 лет)

Русские в возрасте ранней взрослости (19—25 лет)

Евреи в возрасте ранней взрослости (19—25 лет)

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девушки

юноши

девушки

юноши

38

37

39

37

21

19

20

16

75

76

40

36

В состав экспериментально-методического инструментария, использованного в ходе диссертационного исследования, на основании которого написана данная статья, вошли следующие методики:

1.    Метод фокус-групп.

2.  Модификация методики биполярных шкал для выявления содержания этнических стереотипов. Методика модифицирована на основании итогов фокус-группы и состоит из 43 стереотипных черт или качеств (оцениваемых по семибалльной шкале), приписанных типичному представителю русского и еврейского народов «составителями портретов». Мы рассматривали качества как стереотипные, если не менее 80 % испытуемых подросткового возраста русской и еврейской этнических групп были согласны с фактом их наличия у представителей описываемых групп.

3.    Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности.

4.    Опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова).

Для того чтобы проверить основную гипотезу, испытуемым были предложены методика биполярных шкал и опросники, выявляющие типы и выраженность этнической идентичности.

Методика биполярных шкал позволила выявить авто- и гетеростереотип- ные характеристики у подростков и молодежи двух этнических групп. На основе полученных стереотипных характеристик были сформированы кластеры и отданы 10 независимым экспертам для оценки стереотипных характеристик на степень соответствия—несоответствия по отношению к сформированным кластерам. С учетом замечаний экспертов некоторые кластеры были скорректированы. Здесь необходимо акцентировать внимание на том, что все стереотипные характеристики, которые приписывали как русские, так и еврейские подростки представителям своей этнической группы, оказались положительными.

Полученные данные обрабатывались с помощью статистического пакета SPSS 17.0. Для выявления взаимосвязи между кластерами, включающими в себя авто- и гетеростереотипные характеристики, использовался метод ранговой корреляции Спирмена.

Важно отметить, что нами не было выявлено достоверных различий в распределении типов этнической идентичности как внутри рассматриваемых групп, так и между ними (х2 = 24,0, знач. = 0,242).

Для проверки справедливости первой и второй частных гипотез мы сравнивали между собой данные, касающиеся взаимосвязей типов этнической идентичности и кластеров с автостерео- типными характеристиками, а также выраженности этнической идентичности и кластеров с автостереотипными характеристиками у русских и еврейских подростков.

По итогам статистической обработки у русских подростков значимые корреляции были обнаружены между типом этнической идентичности и выраженностью автостереотипов, а также выраженностью этнической идентичности и выраженностью автостереотипов в следующих кластерах: «общение», куда вошли такие автостереотипные характеристики, как дружелюбный, общительный, гостеприимный и веселый; «воля» — решительный, отважный, уверенный в себе и сильный; «внешность» — красивый, обаятельный; «патриотичность» — патриотичный. У еврейских подростков значимые корреляции были обнаружены между типом этнической идентичности и следующими кластерами: «интеллект», куда мы отнесли такие автостереотипные характеристики, как эрудированный, остроумный, умный, продвинутый, талантливый; «общение» — гостеприимный, дружелюбный, веселый, общительный; «альтруизм» — милосердный, добрый; «уникальность» — своеобразный.

В табл. 2 и 3 представлены выявленные статистически значимые взаимосвязи типа этнической идентичности, а также выраженности этнической идентичности и выраженности автостереотипов у русских и еврейских подростков в целом по группе.

Т аблица 2

Взаимосвязь типа этнической идентичности с выраженностью автостереотипов
у русских и еврейских подростков

Типы этнической идентичности

Русские подростки

Еврейские подростки

Этнонигилизм

Корреляции не выявлены

Религиозность = 0,337, уровень значимости 0,05)

Этническая индифферентность

Общение = -0, 349, уровень значимости 0,05) Воля (р = -0, 437, уровень значимости 0,01)

Альтруизм (р = -0,334, уровень значимости 0,05)

Норма

Патриотичность (р = 0, 361, уровень значимости 0,05)

 

Этноэгоизм

Корреляции не выявлены

Альтруизм (р = 0,322, уровень значимости 0,05)

Этноизоляционизм

Корреляции не выявлены

Интеллект (р = 0,387, уровень значимости 0,01) Общение (р = 0,355, уровень значимости 0,05) Альтруизм = 0,383, уровень значимости 0,05) Уникальность (р = 0,316, уровень значимости 0,05)

Этнофанатизм

Раскованность (р = 0, 342, уровень значимости 0,05)

Интеллект (р = 0,335,уровень значимости 0,05) Альтруизм = 0,397, уровень значимости 0,01) Уникальность (р = 0,335, уровень значимости 0,05)

Т аблица 3

 

Взаимосвязь выраженности этнической идентичности и выраженности автостереотипов у русских и еврейских подростков

 

Выраженность этнической идентичности

Русские подростки

Еврейские подростки

Когнитивный компонент

Значимых корреляций не обнаружено

Аффективный компонент

Внешность (р = 0, 364, уровень значимости 0,05)

Сдержанность (р = -0,302, уровень значимости 0,05)

Общий показатель выраженности ЭИ

Патриотичность (р = 0, 432, уровень значимости 0,01)

Сдержанность (р = -0,340, уровень значимости 0,05)

Опираясь на данные табл. 2 и 3, можно заключить, что: 1) у русских подростков существует отрицательная корреляционная взаимосвязь выраженности ав­тостереотипов с гипоидентичностью, положительная корреляционная взаимосвязь выраженности автостереотипов с нормой; у еврейских подростков наблюдается положительная корреляционная взаимосвязь выраженности автостерео­типов с гиперидентичностью; 2) у русских подростков отмечаются положительные корреляции аффективного компонента, выраженности этнической идентичности с выраженностью автосте­реотипов, у еврейских подростков эти взаимосвязи отрицательные.Следовательно, можно утверждать, что у русских и еврейских подростков существует взаимосвязь выраженности автостереотипов и различных типов и выраженности этнической идентичнос­
ти. Обнаруженные корреляции позволяют сделать вывод, что в процессе ин­культурации у подростков русской и еврейской этнических групп формирование этнической идентичности тесно связано с формированием автостереотипов, но содержательные особенности этих взаимосвязей различны. Таким образом, первая и вторая частные гипотезы подтвердились.

 

Для проверки справедливости третьей частной гипотезы сравнивались между собой данные, полученные по взаимосвязям между типами этнической идентичности и интенсивностью автостерео­типов у русских и еврейских подростков.

В табл. 4 представлены выявленные статистически значимые взаимосвязи типа этнической идентичности и интенсивности автостереотипов у русских и еврейских подростков в целом по группе. На основании данной таблицы можно заключить, что у русских подростков существует отрицательная корреляционная взаимосвязь интенсивности автосте­реотипов с гипоидентичностью, положительная корреляционная взаимосвязь интенсивности автостереотипов с нормой; у еврейских подростков наличие взаимосвязей между типами этнической идентичности и интенсивностью авто­стереотипов не выявлено.

Т аблица 4

Взаимосвязь типа этнической идентичности с интенсивностью автостереотипов у русских и еврейских подростков

Типы этнической идентичности

Русские подростки

Еврейские подростки

Этнонигилизм

Интенсивность автостереотипов

(p = -0, 311, уровень значимости 0,05)

Значимых корреляций не обнаружено

Этническая индифферентность

Интенсивность автостереотипов

(p = -0, 330, уровень значимости 0,05)

Норма

Интенсивность автостереотипов

(p = 0, 340, уровень значимости 0,05)

Этноэгоизм

Корреляции не выявлены

Этноизоляционизм

Этнофанатизм

Наличие взаимосвязей между гипо­идентичностью, нормой и интенсивностью автостереотипов у русских подростков объясняется принадлежностью данной культурной группы к группе этнического большинства и спецификой этно- контактной среды.

Итак, можно утверждать, что у русских подростков существует взаимосвязь типа этнической идентичности и интенсивности автостереотипов. Таким образом, третья частная гипотеза частично подтвердилась.

Для подтверждения четвертой частной гипотезы сравнивались между собой данные, полученные по связям между типами этнической идентичности и выраженностью автостереотипов, между выраженностью этнической идентичности и выраженностью автостереотипов, между типами этнической идентичности и интенсивностью автостереотипов, между выраженностью этнической идентичности и интенсивностью автостереотипов у респондентов подросткового возраста в зависимости от ген­дерной принадлежности.

Сравнение было проведено как внутри одной этнической группы (русские мальчи­
ки/русские девочки, еврейские мальчи- ки/еврейские девочки), так и между испытуемыми русской и еврейской этнических групп (русские девочки/еврейские девочки, русские мальчики/еврейские мальчики).

В табл. 5 представлены в сравнении выявленные статистически значимые взаимосвязи выраженности этнической идентичности и выраженности и интенсивности автостереотипов в группе русских подростков в зависимости от ген­дерной принадлежности испытуемых.

Т аблица 5

Взаимосвязь выраженности этнической идентичности с выраженностью и интенсивностью автостереотипов у русских мальчиков и девочек

Выраженность этнической идентичности

Русские мальчики

Русские девочки

 

Когнитивный компонент

Значимых корреляций не обнаружено

Раскованность = -0,486, уровень значимости 0,05)

Общение (р = 0,632, уровень значимости 0,01)

Внешность (р = 0, 460, уровень значимости 0,05)

 

Аффективный компонент

 

Религиозность (р = 0,489, уровень значимости 0,05) Интенсивность автостереотипов (р = 0,428, уровень значимости 0,05)

Общение (р = 0,617, уровень значимости 0,01) Патриотичность (р = 0,572, уровень значимости 0,01)

 

Общий показатель выраженности ЭИ

 

Уникальность (р = 0,432, уровень значимости 0,05) Интенсивность автостереотипов (р = 0,442, уровень значимости 0,05)

 

В табл. 6 представлены показатели взаимосвязи между типом этнической идентичности и выраженностью авто­стереотипов в группе еврейских подростков в зависимости от гендерной принадлежности испытуемых.

Т аблица 6

Взаимосвязь типа этнической идентичности и выраженности автостереотипов у еврейских мальчиков и девочек

Типы этнической идентичности

Еврейские мальчики

Еврейские девочки

Этнонигилизм

Значимых корреляций не обнаружено

Корреляций не выявлено

Этническая индифферентность

Внешность (р = -0,567 уровень значимости 0,01) Альтруизм (р = -0,635 уровень значимости 0,01) Уникальность (р = -0,513 уровень значимости 0,05)

Норма

Альтруизм (р = 0,429 уровень значимости 0,05)

Этноэгоизм

Корреляций не выявлено

Этноизоляционизм

Хитрость (р = -0,581 уровень значимости 0,01)

Этнофанатизм

Корреляций не выявлено

На основе полученных данных можно прийти к выводу, что внутри одной этнической группы у подростков взаимосвязи типов, а также выраженности этнической идентичности и выраженности и интенсивности этнических стереотипов имеют гендерную и культурную специфику. У русских девочек наблюдаются сильные взаимосвязи выраженности и интенсивности автостереотипов и типов, а также выраженности этнической идентичности, а у русских мальчиков эти взаимосвязи отсутствуют. У еврейских девочек наблюдаются взаимосвязи выраженности авто­стереотипов и типов этнической идентичности, а у еврейских мальчиков выявлены взаимосвязи выраженности этнической идентичности и интенсивности авто­стереотипов.

Говоря о гендерной специфике респондентов русской и еврейской этнических групп, следует отметить, что у русских и еврейских девочек, в отличие от русских и еврейских мальчиков, существуют взаимосвязи типов этнической идентичности и выраженности автосте­реотипов. Важно подчеркнуть, что только у еврейских девочек были выделены гетеростереотипные характеристики и отрицательные корреляционные взаимосвязи выраженности гетеростереоти­пов и гиперидентичности.

Полученные данные можно объяснить, во-первых, общей возрастной гете­рохронностью развития у мальчиков и девочек подросткового возраста, а во- вторых, тем, что, как показывают известные исследования [4 и др.], в процессе инкультурации у групп этнического меньшинства формирование этнической идентичности и этнического сознания начинается раньше, чем у детей из группы большинства.

Итак, можно утверждать, что характер связи между выраженностью и интенсивностью этнических стереотипов и типами и выраженностью этнической идентичности у русских и еврейских подростков определяется такими факторами, как гендерная и этнокультурная принадлежность: у девочек названные взаимосвязи выражены в большей степени, чем у мальчиков, и имеют культурно­специфические особенности. Таким образом, четвертая частная гипотеза подтвердилась.

Для подтверждения справедливости пятой частной гипотезы сопоставим результаты, полученные при обследовании представителей подросткового возраста и испытуемыми, относящимися в возрастном плане к периоду ранней взрослости (при описании результатов исследования в целях оптимизации изложения будем обозначать испытуемых, принадлежащих к данной возрастной группе, как «молодежь»). Рассмотрим в сравнении данные, полученные по взаимосвязям типов этнической идентичности и выраженности ав­тостереотипов, типов этнической идентичности и интенсивности автостереоти­пов, выраженности этнической идентичности и выраженности автостереотипов, выраженности этнической идентичности и интенсивности автостереотипов у русских подростков и молодежи, и у еврейских подростков и молодежи.

В табл. 7, 8 представлены в сравнении выявленные статистически значимые взаимосвязи типа этнической идентичности и выраженности и интенсивности автостереотипов у русских подростков и русской молодежи и еврейских подростков и еврейской молодежи в целом по группам.

Т аблица 7

Взаимосвязь типа этнической идентичности и выраженности автостереотипов,
типа этнической идентичности и интенсивности автостереотипов у русских
подростков и молодежи в подростковом возрасте и в период ранней взрослости

Типы этнической идентичности

Русские подростки Автостереотипы

Русская молодежь Автостереотипы

Этнонигилизм

Интенсивность автостереотипов

(p = -0, 311, уровень значимости 0,05)

Интеллект = -0,324, уровень значимости 0,05)

Этническая индифферентность

Общение (p = -0, 349, уровень значимости 0,05)

Воля (p = -0, 437, уровень значимости 0,01)

Интенсивность автостереотипов

(p = -0, 330, уровень значимости 0,05)

Внешность (р = -0,375, уровень значимости 0,05)

Норма

Патриотичность (p = 0, 361, уровень значимости 0,05) Интенсивность автостереотипов (p = 0, 340, уровень значимости 0,05)

 

Этноэгоизм

Значимых корреляций не обнаружено

Этноизоляционизм

 

Воля (р = 0,325, уровень значимости 0,05)

Этнофанатизм

Раскованность (p = 0, 342, уровень значимости 0,05)

 

Т аблица 8

Взаимосвязь типа этнической идентичности и выраженности автостереотипов у евреев в подростковом возрасте и в период ранней взрослости

Типы этнической идентичности

Еврейские подростки Автостереотипы

Еврейская молодежь Автостереотипы

Этнонигилизм

Религиозность (р = 0,337, уровень значимости 0,05)

Работа (р = -0,337, уровень значимости 0,05)

Этническая индифферентность

Альтруизм (р = -0,334, уровень значимости 0,05)

 

Норма

Значимых корреляций не обнаружено

Этноэгоизм

Альтруизм (р = 0,322, уровень значимости 0,05)

Хитрость = 0,418, уровень значимости 0,05) Патриотичность = 0,341, уровень значимости 0,05)

Этноизоляционизм

Интеллект = 0,387, уровень значимости 0,01) Общение = 0,355, уровень значимости 0,05) Альтруизм (р = 0,383, уровень значимости 0,05) Уникальность (р = 0,316, уровень значимости 0,05)

Патриотичность = 0,395, уровень значимости 0,05)

Этнофанатизм

Интеллект = 0,335, уровень значимости 0,05) Альтруизм = 0,397, уровень значимости 0,01) Уникальность (р = 0,335, уровень значимости 0,05)

Хитрость (р = 0,455, уровень значимости 0,01)

Опираясь на полученные данные, можно утверждать, что: 1) у русской и еврейской молодежи, по сравнению с подростками этих двух этнических групп, уменьшается количество взаимосвязей выраженности автостереотипов и типов этнической идентичности, и увеличивается количество взаимосвязей выраженности автостере­отипов и выраженности этнической идентичности; 2) у молодых людей русской и еврейской этнических групп, по сравнению с русскими и еврейскими мальчиками-подростками, увеличивается количество взаимосвязей выраженности автостере­отипов с типами и, особенно, с выраженностью этнической идентичности; 3) у русских девушек, по сравнению с русскими девочками, не выявлено взаимосвязей выраженности автостереотипов и типов и выраженности этнической идентичности.

 

Были проанализированы также результаты, полученные по связям между типами этнической идентичности и кластерами с автостереотипными и гетеросте- реотипными характеристиками, а также выраженностью этнической идентичности и кластерами с автостереотипными и гетеростереотипными характеристиками у русской и еврейской молодежи.

На основе полученных результатов можно отметить, что у русской и еврейской молодежи существуют взаимосвязи типов этнической идентичности и выраженности и интенсивностью авто- и гете­ростереотипов, но содержательные особенности этих взаимосвязей различны. Так, у еврейской молодежи, по сравнению с русской молодежью, по группам в целом отмечается большее количество взаимосвязей выраженности автостерео­типов и типов этнической идентичности, интенсивности автостереотипов и типов этнической идентичности, выраженности автостереотипов и выраженности этнической идентичности, интенсивности авто­стереотипов и выраженности этнической идентичности.

У девушек еврейских, в отличие от русских, было выявлено большее количество связей между выраженностью гете­ростереотипов и типами и выраженностью этнической идентичности. У еврейских молодых людей коррелирует выраженность гетеростереотипов с гипериден­тичностью, а у русских молодых людей коррелирует выраженность гетеростерео­типов с гипоидентичностью.

Следовательно, можно утверждать, что у русской и еврейской молодежи, по сравнению с подростками данных этнических групп, взаимосвязь выраженности и интенсивности автостереотипов и типов этнической идентичности имеет различный характер. Таким образом, пятая частная гипотеза подтвердилась.

Результаты эмпирического исследования позволяют говорить о выявленных культурно-универсальных закономерностях и культурно-специфических особенностях взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков. Под культурно-универсальными мы понимаем общекультурные закономерности, находящие выражение у представителей различных этнических групп, а культурно-специфические закономерности обусловлены особенностями процесса инкультура­ции конкретной этнической группы.

В табл. 9 представлены культурно­универсальные закономерности и культурно-специфические особенности взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков.

Т аблица 9

Культурно-универсальные закономерности и культурно-специфические
особенности взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов
у русских и еврейских подростков

Культурно-универсальные закономерности взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков

1.Существует взаимосвязь типов этнической идентичности и выраженности автостере­отипов

2.Существует взаимосвязь выраженности этнической идентичности и выраженности автостереотипов

3.Внутри одной этнической группы данные взаимосвязи сильнее выражены у девочек, нежели у мальчиков

Культурно-специфические особенности взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков

Русские подростки

1.  Существует отрицательная взаимосвязь гипоидентичности и выраженности автостереотипов, а также гипоидентичности и интенсивности автостереотипов

2.  Норма как тип этнической идентичности положительно коррелирует с интенсивностью и выраженностью автостереотипов

3.  Существует положительная корреляционная взаимосвязь выраженности этнической идентичности и выраженности автостереоти­пов

4.  У девочек наблюдается положительная взаимосвязь выраженности этнической идентичности и выраженности автостерео­типов, выраженности этнической идентичности и интенсивности автостереотипов

Еврейские подростки

1.  Существует положительная взаимосвязь гиперидентичности и выраженности автостереотипов

2.  Наблюдается отрицательная взаимосвязь выраженности этнической идентичности и выраженности автостереотипов

3.  У девочек выявлена отрицательная взаимосвязь гипер­идентичности и выраженности гетеростереотипов, между гипер­идентичностью и интенсивностью гетеростереотипов

4.  У мальчиков установлена положительная взаимосвязь выраженности этнической идентичности и выраженности автостерео­типов, выраженности этнической идентичности и интенсивности автостереотипов

Результаты эмпирического исследования позволяют утверждать, что существует связь между выраженностью ав­тостереотипов и типом этнической идентичности, между выраженностью авто­стереотипов и выраженностью этнической идентичности, между интенсивностью автостереотипов и типом этнической идентичности, между интенсивностью автостереотипов и выраженностью этнической идентичности в подростковом возрасте.

 

Табл. 9 позволяет увидеть, что наличие связи между типами и выраженностью этнической идентичности и выраженностью автостереотипов у русских и еврейских подростков является культурно-универсальным феноменом. Такая взаимосвязь описывает процессы этнического самоопределения в подростковом возрасте, а именно культурно-универсальную взаимосвязь идентификации и стереотипизации. При этом необходимо указать, что эта взаимосвязь выраженности автостереотипов и типов и выраженности этнической идентичности не является причинно-следственной. Также следует отметить, что взаимосвязи выраженности и интенсивности этнических стереотипов и различных типов и выраженности этнической идентичности в большей степени характерны для девочек, чем для мальчиков русской и еврейской этнических групп.

Результаты нашего исследования можно интерпретировать, опираясь на основные положения теории социальной идентичности, согласно которой социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп или категорий, т. е. путем социальной категоризации. Последствием социальной категоризации может являться сте­реотипизация, основная социально-психологическая функция которой заключается в межгрупповой дифференциации. Оценка собственной этнической группы индивидом определяется взаимоотношениями с другими этническими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей этнической группы от чужой, порождает высокий престиж и положительную социальную идентичность, соответственно, автостереотипные характеристики также оказываются положительными.

Важно отметить, что в процессе ин­культурации у подростков и молодежи различных этнических групп формирование этнической идентичности и этнических стереотипов взаимосвязано, но содержательные особенности этих взаимосвязей различны. Легко предположить существование факторов, определяющим образом влияющих на особенности подобных взаимосвязей у молодежи и подростков: 1) статус «большинства — меньшинства»; 2) особенности этноконтактной среды, в рассматриваемом случае это поликультурный мегаполис; 3) этнокультурные особенности народа; 4) возрастные закономерности развития.

Так, содержательные особенности взаимосвязи типов и выраженности этнической идентичности и выраженности и интенсивности этнических стереотипов у русских и еврейских подростков в целом по группам объясняются, в первую очередь, влиянием двух факторов: статуса «большинства — меньшинства» и этнокультурными особенностями этнической группы.

Статус «большинства — меньшинства» оказывает влияние как на временные границы формирования этнической идентичности, так и на точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности. Как указывает Т. Г. Стефаненко, на определение собственной этнической принадлежности членов этнического меньшинства оказывает влияние осознание статуса этноса в социальной структуре общества [13].

По сравнению с группой этнического большинства у членов этнического меньшинства формирование этнической идентичности и этнических стереотипов начинается раньше. Можно предположить, что у еврейских подростков, обладающих статусом этнического меньшинства, процессы формирования этнической идентичности и этнических стереотипов протекают более активно, чем у русских, являющихся в рассматриваемом случае этническим большинством.

Также значимыми для формирования идентичности являются этнокультурные особенности народа. В частности, как отмечает А. М. Грачева, в наибольшей степени формированию этнической идентичности еврейских подростков в России способствует религиозность семьи, позволившая еврейскому народу на протяжении многих веков не раствориться в инокультурном окружении [11].

Таким образом, этими двумя факторами объясняется положительная взаимосвязь гиперидентичности и выраженности автостереотипов у еврейских подростков, положительная взаимосвязь нормы с выраженностью и интенсивностью автостереотипов и отрицательная взаимосвязь гипоидентичности с выраженностью и интенсивностью авто­стереотипов у русских подростков.

Более явная выраженность взаимосвязей этнической идентичности и этнических стереотипов у девочек (по сравнению с мальчиками русской и еврейской этнических групп) можно объяснить общей возрастной гетерохроннос­тью развития мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Различия в содержательных особенностях взаимосвязей этнической идентичности и этнических стереотипов у групп русских и еврейских подростков, разделенных по гендерному признаку, также объясняются статусом этнической группы и этнокультурными особенностями.

Различия в содержательных особенностях взаимосвязей этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков по сравнению с молодежью данных этнических групп объясняются особенностями процесса формирования этнической идентичности и этнических стереотипов, специфичными именно для подросткового возраста.

Важно отметить, что на формирование идентичности членов этнических меньшинств непосредственное влияние оказывают особенности этноконтактной среды, в частности плотность этнического окружения. Выявленные культурно­специфические особенности взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков также обусловлены спецификой этноконтактной среды, в рассматриваемом случае это поликультурный мегаполис.

По результатам эмпирической проверки полностью подтвердилась справедливость основной гипотезы нашего исследования.

Выводы

1.    У русских и еврейских подростков существует взаимосвязь выраженности этнических автостереотипов и типа этнической идентичности.

2.    У русских и еврейских подростков существует взаимосвязь выраженности этнических автостереотипов и выраженности этнической идентичности.

3.    Взаимосвязь выраженности этнических автостереотипов и типа этнической идентичности культурно-универсальна для подросткового возраста, а содержательные особенности этой взаимосвязи обладают культурной спецификой.

4.    У русских подростков выраженность этнических автостереотипов взаимосвязана с нормой или гипоидентично­стью, а у еврейских подростков — с ги­перидентичностью.

5.    У подростков русской этнической группы существует положительная взаимосвязь типов этнической идентичности и интенсивности этнических автосте­реотипов.

6.    У русских и еврейских подростков существуют гендерные различия в характере взаимосвязей выраженности и интенсивности этнических автостереотипов и различных типов и выраженности этнической идентичности: названные взаимосвязи в большей степени выражены у девочек, чем у мальчиков.

7.    Взаимосвязь типов этнической идентичности с выраженностью и интенсивностью этнических автостереотипов более характерна для подростков, чем для молодежи.

Литература

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические пробле­мы. М., 1990.
  2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
  3. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1998.
  4. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.; Воро­неж, 2000.
  5. Гительман Ц., Червяков В. В., Шапиро В. Д. Национальное самосознание россий­ских евреев. Материалы социологического исследования 1997—1998 гг. // Диаспо­ры / Diasporas. М., 2000. № 3.
  6. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы: Вчера, сегодня, завт­ра/Социальная психология: Хрестоматия / Белинская Е. П., Тихомандрицкая А. О. М., 2008.
  7. Кон И. С. Психология предрассудка // Новый мир. 1966. № 9.
  8. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  9. Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.
  10. Романова О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Авто­реф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1994.
  11. Собкин В. С., Грачева А. М. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность: Образование. Труды по социологии образования. Т. IV. Вып. VI / Под ред. В. С. Собкина. М., 1998.
  12. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  13. Стефаненко Т. Г. Социальная психология этнической идентичности: Дисс. … д-ра психол. наук. М., 1999.
  14. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Практикум. М., 2006.
  15. Phinney J. S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities / Ed. by M. E. Bernal, G. P. Knight. Albany, 1993.
  16. Tajfel H. Intergroup behavior // Tajfel H., Fraser C. (eds.) Introducing social psy­chology. N. Y., 1978.
  17. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Turner J. C., Giles H. (eds.) Intergroup behavior. Oxford, 1981.
  18. Turner J. Social identification and psychological group formation // Tajfel H. (ed.) Social dimension. Cambridge, 1984.

Информация об авторах

Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8174-6001, e-mail: marina_jurievna@mail.ru

Зверева Мария Александровна, аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: mariya_zvereva@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2729
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1103
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5