Взаимосвязь особенностей систем личностных конструктов студентов и их статусной позиции в учебных группах

1077

Аннотация

В статье представлены и обсуждены результаты эмпирического исследования, раскрывающего содержательную взаимосвязь такой личностно-стержневой характеристики, как когнитивная сложность систем личностных конструктов, и таких социально-психологических переменных, как интрагрупповой статус студентов, уровень развития учебных групп и профессиональнопрофильная их направленность.

Общая информация

Ключевые слова: групповой статус, учебная группа, уровень социально-психологического развития группы, профессионально-профильная направленность группы, когнитивная сложность

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чернышова Е.А. Взаимосвязь особенностей систем личностных конструктов студентов и их статусной позиции в учебных группах // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 1. С. 59–72.

Литература

  1. Жбанкова Н. В. Особенности структурно)уровневой организации когнитивных стилей личности: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
  2. Живица О. В. Когнитивная дифференцированность и обучаемость младших школьников и подростков: Дисс. …канд. психол. наук. М., 2004.
  3. Келли Дж. А. Теории личности: Психология личностных конструктов. СПб., 2000.
  4. Козлова И. Н. Теория личностных конструктов в современной психологии (экспериментальный и теоретический анализ): Дисс. …канд. психол. наук. М., 1976.
  5. Кондратьев М. Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
  6. Кондратьев Ю. М. Социальная психология студенчества. М., 2006.
  7. Корнилова Т. В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. 1989. № 6.
  8. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.,2009.
  9. Назарова В. В. Динамика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2001.
  10. Паралис С. Э. Коллективный стиль «простота — сложность» в структуре индивидуальности: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1988.
  11. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
  12. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  13. Похилько В. И. Когнитивная дифференцированность // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
  14. Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984. № 3.
  15. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  16. Федорова Е. В. Взаимосвязь идентичности и когнитивной сложности личности: Дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
  17. Франселла Ф., Баннтистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
  18. Холодная М. А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1.
  19. Холодная М. А., Кочарян А. С. Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3. Л.; М., 1985.
  20. Хохлова Л. П. Межличностное восприятие действенной эмоциональной идентификации в юношеских группах: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1980.
  21. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. Ростов)н/Д., 1994.
  22. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.
  23.  Южанинова А. Л. Исследование сложности когнитивной дифференциации и интеграции в связи с уровнем интеллекта // Когнитивные стили. Таллин, 1986.
  24. Южанинова А. Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: Дисс. … канд. психол. наук. Л., 1988.
  25. Allinson C. W., Hayes J. The cognitive style index: a measure of intuition-analysis for organizational research // Journal of Management Studies. 1996. Vol. 33.
  26. Bonarius J. Research in the personal construct theory of George A. Kelly: Role construct repertory test and basis theory // Progress in experimental personality research. L., 1965. Vol. 2.
  27. Biery J. Cognitive complexity-simplicity and predictive behavior // Abnormal and Social Psychology. 1955. Vol. 51.
  28. Crockett W. H. The organization of construct systems: The organization Corollary // Mancuso J. C., Adams)Webber J. R. The construing person. N. Y., 1982.
  29. Gardner R. W., Jackson D. N., Messick J. Personality organization in cognitive controls and intellectual abilities // Psychological Issues. Monograph 8. 1960. Vol. 2.
  30. Gergen K. J. Theory under threat: social construction and identity politics // Problems of Theoretical Psychology / Tolman C. W. a.o. (ed.). N. Y., 1996.
  31. Langley C. Differentiation and integration of systems of personal constructs // J. of Person. 1971. Vol. 39. № 1.
  32. Kelly G. The Psychology of Рersonal Constructs. N. Y., 1955. Vol. 1.
  33. Procter H., Parry G. Constraint and freedom: the social origin of personal constructs // Personal construct psychology / F. Fransella (еd.). L., 1978.
  34. Vernon P. Multivariante approaches to the study of cognitive style // Multivariante Analysis and Psychological Тheory. L.; N. Y., 1990.
  35. Witkin H. Origins of Cognitive Style // Cognition: Theory Research, Promise. N. Y., 1962.

Информация об авторах

Чернышова Елена Александровна, педагог-психолог ЦППРиК «Гармония», Москва, Россия, e-mail: che_ea@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1885
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1077
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0