О социально-психологической готовности современной российской студенческой молодежи к браку и созданию семьи

1330

Аннотация

В статье представлены материалы эмпирического исследования, посвященного анализу характера и степени выраженности социально-психологической готовности современной российской студенческой молодежи к браку и созданию семьи. В тексте презентированы эмпирические данные и изложены результаты их интерпретации, во-первых, позволяющие, содержательно охарактеризовать специфику особенностей социально-психологической готовности студенческой молодежи к браку и созданию семьи в зависимости от половой принадлежности, возраста студентов и факта «столичности» или «провинциальности» вузов; во-вторых, дающие возможность утверждать, что высокая значимость семьи и семейных ценностей связана у современной студенческой молодежи с ориентацией на индивидуализм и эгалитарность в брачных и семейных отношениях в отличие от ориентации на жесткое распределение власти и ответственности в семье. Кроме того, в статье достаточно развернуто продемонстрированы данные, доказывающие эффективность специализированного социально-психологического тренинга как способа качественного повышения уровня готовности различных категорий современного российского студенчества к браку и созданию семьи.

Общая информация

Ключевые слова: студенческая молодежь, социально-психологическая готовность к браку и созданию семьи, семейные отношения, оциально-психологический тренинг

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Орлова И.Н., Донцов Д.А. О социально-психологической готовности современной российской студенческой молодежи к браку и созданию семьи // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 3. С. 58–71.

Полный текст

В настоящее время в обществе происходят значительные социальные преоб - разования, которые приводят к транс - формации существовавших ранее норм и традиций и способствуют изменению стиля и образа жизни людей, в том числе современной студенческой молодежи. В этой связи особенно остро встает вопрос сохранения и акцентирования основополагающих социальных институ - тов, в частности семьи, с присущими ей традиционными ценностями, с учетом наметившихся изменений в рамках тре - бований к взаимодействию партнеров в браке и прежде всего их готовности к этому.

В целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых (Е.В. Бондаревская, С.Н. Варламова, Н.А. Деева, В.А. Караковский, А.В. Носкова, Ч. Рейч, К. Кирпатрик и др.) показано, что происходит снижение значимости ценностей семейных отношений в связи с формиро - ванием новой системы ценностей, осно - ванной на приоритете индивидуалистического Я, утратой традиционных семейных ценностей и обычаев, разрушением семейного уклада, формированием представлений о снижении значимости родительских функций.

В то же время некоторые современ - ные исследователи-социологи [1; 4; 5; 7] четко зафиксировали факт, что семейные ценности для современной молодежи достаточно прочно занимают место среди значимых ценностей. Правда, в этих работах вопрос, касающийся особенностей представлений молодежи о семье и браке, практически не затрагивается. В целом почти отсутствуют современные комплексные исследования именно социально-психологических составляющих готовности к браку и созданию семьи, что, безусловно, не благоприятствует построению социально-психологических и психолого-педагогических тренинговых и консультационных программ работы с молодежью (в том числе и студенческой) в этом направлении.

Программа исследования

Цель исследования — выявить и изу - чить комплекс компонентов социаль - но-психологической готовности студенческой молодежи к браку и созданию семьи.

Объект исследования — показатели социально-психологической готовности российской студенческой молодежи к браку и созданию семьи.

Предмет исследования — характер взаимосвязи компонентов социально-психологической готовности студенческой молодежи к браку и созданию семьи.

В качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение, что создание семьи и семейная жизнь не потеряли своей ценности для современного российского студенчества. При этом готовность к браку представляет собой целый комплекс взаимосвязанных, в том числе и социально-психологических характеристик.

Основная гипотеза исследования была конкретизирована путем выдвижения трех частных гипотез-следствий. Согласно первой предполагалось, что особенности социально-психологической готовности студенческой молодежи к браку и созданию семьи обусловлена половой принадлежностью, возрастными особенностями и спецификой региональной социальной среды. Согласно второй — высокая значимость семьи и семейных ценностей связана у современной студенческой молодежи с ориентацией на индивидуализм и эгалитарность в брачных и семейных отношениях, в от - личие от ориентации на жесткое распре - деление власти и ответственности в семье. Согласно третьей — у студенческой молодежи происходит значительное изменение выраженности компонентов готовности к браку и созданию семьи в ре - зультате прохождения социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивного образа се - мьи, готовности воспринимать комплекс требований и обязанностей, связанных с семейной жизнью.

Для проверки справедливости выдвинутых основной и частных гипотез помимо целенаправленного наблюде - ния, анализа документального материала, опроса экспертов был использован следующий методический инструментарий: «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова), «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной), «Оценка сексуального профиля» (М. Яффе и Э. Фер- вик, адаптация О.Ф. Потемкиной), «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири, модификация Ю.А. Решетняк и Г.С. Васильченко).

Собственно эмпирико-тренинговая работа проводилась в 2010—2011 гг. на базе гуманитарных вузов Москвы и Омска (МГПУ, МГППУ, ОмЮИ). Всего в исследовании приняли участие 180 респондентов — студентов вузов в возрасте от 18 до 25 лет, в том числе 121 девушка и 59 юношей (московские студенты — 107, омские студенты — 73).

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа.

На первом, диагностическом этапе исследования было проведено изучение выделенных «блоковых» компонентов социально-психологической готовности к браку и созданию семьи у всех респон - дентов. Помимо этого респондентам была предложена специально разработан - ная нами анкета, позволяющая прояс - нить и конкретизировать некоторые ас - пекты восприятия и значимости для них семейных отношений, которые в наи - большей степени могли бы влиять на же - лание и социально-психологическую готовность молодых людей вступить в брак и создать семью. Эта анкета, кроме общих биографических вопросов (пол, возраст, наличие «полной» или «непол - ной» родительской семьи и т. п.), содержит вопросы, направленные на выявление желания создать семью, на изучение субъективных представлений о готовности к семейной жизни, на выяснение желания иметь в семье детей, на определе - ние значимости материального положения и социального статуса потенциального супруга и его семьи, а также на актуальность ценностей семьи по сравнению с другими ценностями.

На втором, тренинговом, этапе были осуществлены разработка и проведение социально-психологического тренинга (СПТ), направленного на развитие у испытуемых социально-психологических установок, навыков и компонентов межличностного взаимодействия, позволяющих им повысить социально-психологическую готовность к браку и созданию семьи.

Третий этап осуществлялся через две недели после последнего тренинго­вого занятия. Здесь исследовалась результативность проведенного СПТ путем осуществления повторной диагностики с использованием тех же психодиагностических методик, что и на первом этапе работы.

Результаты исследования и их интерпретация

Исследование показало наличие значимых различий в степени выраженнос - ти ряда параметров социально-психологической готовности к браку в зависимо - сти от пола респондентов, их возраста и места проживания (Москва и Омск).

Так, у девушек по сравнению с юношами отмечается большая выражен - ность притязаний на исполнение хозяй­

ственно-бытовой функции в семье, а также ожиданий внесемейной активности со стороны супруга (р < 0,05), что свидетельствует о готовности девушек взять на себя основное решение бытовых вопросов. Несмотря на эти различия, основные полученные показатели подтверждают тот факт, что в настоящее время достаточно ярко выражена тенденция к уравниванию в представлениях студентов значимости вкладов мужа и жены в жизнедеятельность семьи, в ее обеспечение. Другими словами, речь идет практически о том, что по сравнению с прошлым, сегодня в представлениях российского студенчества формируется в качестве нормы видение отношений мужчин и женщин в семье как в целом паритетных. Справедливость этого вывода в конечном счете подтверждают и результаты проведенного анкетного опроса: большинство опрошенных студентов склоняются к тому, что вести домашнее хозяйство в семье должны оба супруга — 71,7 %; стремление к паритету в материальном обеспечении семьи также выразили более половины опрошенных. В отношении эмоционально-психотерапевтической поддержки в семье де - вушки также в большей степени, чем юноши, ожидают ее от партнера, но и готовность выполнять эту функцию самим у девушек-студенток также выше, чем у юношей-студентов. Однако юно - ши-студенты в целом имеют большую по сравнению с девушками выраженность притязаний на исполнение родитель - ско-воспитательной функции. На вопрос анкеты в нашем исследовании: «Го - товы ли Вы ради семьи отказаться от того, чтобы делать карьеру?» ответ: «Да, семья однозначно важнее» — отметили 32,2 % респондентов (выбравших этот вариант ответа студентов значимо больше, чем студенток).

Среди испытуемых смелость (решительность) в отношениях в большей степени свойственна мужчинам, чем женщинам, что вполне соответствует общепринятым стереотипам поведения. Однако следует отметить, что некая скованность в отношениях с противоположным полом и/или неуверенность в своих сексуальных возможностях — а именно об этом свидетельствуют низкие показатели по данной шкале — имеют место менее чем у одной трети респондентов женского пола, что говорит о выраженной либеральности девушек в установлении интимных отношений и готовности проявлять активность.

Высокая выраженность проявления материальной заинтересованности в об - щении с партнером особенно характерна в рамках задействованной выборки для представительниц именно женского пола (р < 0,05). Результаты проведенного анкетного опроса также свидетельствуют, что и материальное положение, и социальный статус будущего супруга, и материальное положение его родителей в зна - чительно большей степени волнуют сту - денток, чем студентов (р < 0,05). Более того, студентки чаще, чем студенты, склонны рассматривать «брак по расче - ту» как более устойчивый, по сравнению с «браком по любви» (р < 0,05).

Результаты обследования показали, что студентки более избирательны и разборчивы в выборе партнера. Разли - чия по данному параметру вполне закономерны. Зафиксированные данные полностью соответствуют традиционно отмечаемому факту существования в обществе «двойных стандартов», отра - жающих наличие качественно различ -

ных норм, стереотипов и санкций, которыми руководствуются при оценке поведения мужчин и женщин в этой сфере. По-видимому, в логике этих же причин следует объяснять и значимую разницу между степенью выраженности потребности в разнообразии у студентов и студенток, так как принято считать, что мужчины полигамны по своей природе и больше склонны к разнообразию, в том числе и в сексуальном общении и поведении.

Результаты, полученные при обработке эмпирических данных, наработанных с помощью методики Т. Лири, показывают значимость различий у студентов и студенток по следующим качест - вам: доминантность (идеал партнера); уверенность (Я-реальное и идеал партнера); требовательность (идеал партнера); доверчивость (идеал партнера); добросердечие (Я-реальное) (табл. 1).

Показатели

Пол

Стат. U Манна- Уитни

Асимпт. знач. (2-стор.)

мужской

женский

N

сред.

знач.

станд. откл.

N

сред. знач.

станд. откл.

Доминантность (идеал партнера)

59

4,32

2,59

121

6,26

3,02

2241,5

< 0,01

Уверенность (Я реальное)

59

4,92

3,14

121

3,78

2,23

2789,0

< 0,05

Уверенность (идеал партнера)

59

3,15

1,98

121

4,40

2,06

2267,5

< 0,01

Требовательность (идеал партнера)

59

2,81

1,48

121

3,77

1,83

2496,5

< 0,01

Доверчивость (идеал партнера)

59

2,76

1,95

121

2,07

1,61

2795,0

< 0,05

Добросердечие (Я реальное)

59

4,34

3,08

121

5,01

2,38

2924,5

< 0,05

В целом результаты свидетельствуют, что девушки-студентки хотели бы видеть рядом с собой настойчивых, энергичных, успешных и авторитетных партнеров, способных лидировать в отношениях. Подобная позиция практически полностью совпадает с традиционным распределением социальных ролей в обществе, согласно которому женщины, как правило, хотели бы видеть в супруге выраженные маскулинные черты, а сами готовы быть более конформными, общительными и доброжелательными.

Большинство же обследованных студентов не стремятся доминировать в отношениях, не готовы безоговорочно брать на себя ответственность. Однако они отмечают наличие у себя черт (и испытуемые-студентки с этим согласны) самоуверенности, независимости и эгоизма, хотя по результатам исследования большинство юношей-сту - дентов нельзя назвать независимыми, самоуверенными, они не склонны к соперничеству (об этом, в частности, свидетельствует и низкая степень выраженности этого качества в целом по выборке, на что указывают и результаты, полученные при использовании методики К. Томаса).

В целом полученные эмпирические данные демонстрируют, что по сравнению со студентами студентки имеют большую выраженность показателей, составляющих комплекс социально-психологической готовности к браку и созданию семьи, с точки зрения традиционно принятых в обществе ценностей и распределения ролей в семье. Результаты проведенного нами анкетного опроса и статистический анализ полученных данных демонстрируют их готовность выстраивать отношения, т. е. прилагать усилия к созданию семьи и благополучных взаимоотношений в ней, принимая во внимание различные факторы межличностного взаимодействия, затрагивающие и общение с ближайшими родственниками, и поиски компромиссных решений в различных ситуациях. Очевидно, что желание «быть принятым» способствует тому, что девушки-студентки проявляют дружелюбие, альтру - изм, готовность подчиняться, подавляя маскулинные стратегии поведения и ожидая проявления активности, настойчивости и доминантности от партнера.

В то же время следует отметить, что полученные результаты свидетельствуют о наметившихся в современном обществе тенденциях к смещению гендерных ролей: у большинства респондентов-студентов отмечается высокая и средняя степень выраженности притязаний на исполнение традиционно «женских» хозяйственно-бытовой и родительско-воспитательной функций в семье, они чаще, чем студентки, готовы отказаться от карьеры ради времени, проводимого с семьей (р < 0,05).

Анализ наработанной эмпирики позволил выявить значимые различия в ответах испытуемых в зависимости от их возраста только по такому показателю, как «материальная заинтересованность» в близких отношениях. При этом у молодых людей в возрасте от 18 до 21 года данный показатель выражен сильнее (р < 0,05) (рис. 1).

Многие исследователи (А.Д. Галюк, Е.Н. Крапивко, Л.Б. Шнейдер и др.) обращают внимание на большую значимость для современной студенческой молодежи материального фактора при формировании близких отношений. Материальная выгода в отношениях оказывается для студентов и студенток в возрасте от 18 до 21 года более значимой по причине их, как правило, прямой «денежной» зависимости от родителей, и поэтому материальная независимость партнера воспринимается как актуально ценное качество. Однако это может быть обусловлено и тем, что в первой возрастной группе девушек-студенток более двух третей, тогда как во вто - рой группе — лишь половина (напомним, что ориентация на материальную выгоду, как показал гендерный анализ, свойственна в большей степени именно им).

Отдельное внимание было уделено сравнению степени готовности к браку и созданию семьи у испытуемых-студентов Москвы и Омска. Наш интерес к подобному ракурсу рассмотрения анализируемой проблематики связан, во-первых, с тем, что, сравнивая личностные характеристики жителей столицы и «провинциалов», и психологи, и социологи традиционно фиксируют целый ряд социально-психологических различий, а во-вторых, с тем, что, как показы - вают результаты многих обследований, базовые ценностные ориентации про - винциальной молодежи сопоставимы с традиционными, хотя их структура и ие - рархия несколько отличаются от столич - ных (Л.Г. Бузунова, В.П. Букин, В.Т. Ли­совский, В.А. Орлова и др.).

Исходя именно из этого, мы предположили, что столичные студенты и студенты провинциальных вузов имеют значимые различия в степени выраженности компонентов социально-психологической готовности к браку и созданию семьи. В ходе нашего исследования предположение было подтверждено применительно к следующим параметрам: притязания на социальную (внесемейную) активность, соперничество и приспособление как способы выхода из конфликтной ситуации (р < 0,01).

В то же время зафиксированные различия студентов-испытуемых из разных городов не связаны исключительно с готовностью молодых людей вступить в брак и создать семью и являются, скорее, социально-психологическим отражением разных статусов городов. В этом плане Москва и Омск — это не просто крупные города России, а столица и «не столица». Полученные в ходе исследования результаты раскрывают факт, что студенты из Омска имеют значимые отличия в поведенческих чертах (конфликт - ность, желание «не отстать от жизни» и т. п.), относимые исследователями-социологами и психологами к характерным для жителей провинции. Выраженность других компонентов готовности к браку и созданию семьи, а также представления студентов о семейной жизни, исследованные нами при помощи авторской анкеты, значимо не отличаются от аналогичных параметров у респондентов-москвичей. Таким образом, можно говорить, что ценности семьи продолжают оставаться значимыми, базовыми ценностями и для студентов из Москвы, и для студентов из Омска.

Все вышеизложенные эмпирические данные и результаты их интерпретации позволяют прийти к выводу, что первая частная гипотеза-следствие получила свое подтверждение.

Что касается той эмпирики, которая относится к проверке справедливости второй частной гипотезы-следствия, она может быть продемонстрирована следующим образом. У значительной части современных студентов (около трети испытуемых всей выборки) в высокой степени выражены традиционные взгляды на взаимоотношения в семье, предполагающие значительный уровень взаимной идентификации с партнером, а также достаточно четкое разделение ролей и функций в семье на «мужские» и «женские». Установлены положительные корреляционные взаимосвязи между собственной ориентацией на материальную выгоду испытуемых-студентов и выраженностью доминантности у потенциальных партнеров (р < 0,01). Интересен факт, что эта взаимосвязь в рамках нашей выборки присуща ее «женской части» и свидетельствует о готовности девушек-студенток подчиниться супругу при условии материального обеспечения им будущей семьи. Положительная связь установлена между показателями жертвенности, пониманием любви как высшей ценности и выраженностью приспособления как способа разрешения конфликтной ситуации (р < < 0,01), что свидетельствует о готовнос - ти идти на компромиссы ради любви и сохранения отношений. Установлена взаимосвязь между ожиданиями внесе - мейной активности от партнера и притя - заниями на реализацию эмоциональ - но-психотерапевтической функции (р < <0,01), что также в большей степени выражено у «женской части» выборки и говорит об ожиданиях традиционного распределения ролей в семье. Ожидание исполнения партнером хозяйственно-бытовой функции положительно коррелирует с такими ценными для по - тенциального партнера качествами, как уступчивость, доверчивость, добросердечие и отзывчивость (р < 0,01). Заметим, что эти взаимосвязи примерно в равной степени выражены и у женской, и у мужской частей нашей студенческой выборки. Готовность взять на себя исполнение хозяйственно-бытовой функции зависит от степени выраженности таких качеств, как ответственность и из - бирательность, а также от понимания испытуемыми-студентами любви как высшей ценности (р < 0,05).

Помимо той части современной студенческой молодежи, взгляды которой на семью и на взаимоотношения в ней носят традиционный характер, среди испытуемых были и те, кто стремится к паритету во взаимоотношениях с партнером, в частности в будущих брачных и семейных отношениях. В представлениях студентов о современной семье имеют место тенденции к стиранию границ социальных и гендерных ролей — зарабатывать деньги, вести хозяйство, воспитывать детей, иметь свободу и власть в отношениях — все это в полной мере готовы реализовывать в семье и мужчины, и женщины, но при условии такого же вклада со стороны второго партнера. Установлены достоверные связи (р < 0,01) между компонентами готовности к бра - ку, показывающие, что ожидания от партнера выполнения бытовых функций в семье прямо пропорционально готовности брать эти функции на себя, ожида - ния и притязания на выполнение родительских обязанностей также положи - тельно коррелируют. Студенты готовы брать на себя бытовые обязанности при условии наличия активной жизни вне семьи, а также готовы к тому, что личная жизнь будет и у партнера (р < 0,01). Выявлена связь между притязаниями на исполнение эмоционально-психотерапевтической функции и ожиданиями этой же роли от партнера, между ожиданиями исполнения партнером эмоционально-психотерапевтической функции и отношением к любви как в высшей ценности (р < 0,01).

Эти данные демонстрируют стремление определенной части представителей студенческой молодежи к равноправию в семье и браке, в желании создавать эгалитарные союзы, где уравниваются вклады каждого участника в строящиеся взаимоотношения.

Третья тенденция в представлениях современной студенческой молодежи о брачных и семейных отношениях связана с большей социальной свободой, которую в настоящее время предоставляет общество. Это, в свою очередь, и предполагает свободу выбора брачного партнера, и позволяет формировать супружество на основе более глубоких психологических отношений. В частности, такая позиция «задает» большую выражен - ность собственной индивидуальности, а также повышение требований к партне - ру. В этих обстоятельствах увеличивает - ся значимость именно личностных особенностей партнеров при формировании между ними близких отношений. При этом, как показывают результаты иссле - дования, для студентов приобретает существенную ценность внешняя привле - кательность, причем не только партнера, но и своя; внешний вид является значи - мым фактором в близких отношениях (р < 0,01). Чем более привлекательными чувствуют себя молодые люди (как сту - денты, так и студентки), тем больше в их поведении выражено соперничество и меньше склонность к приспособлению как способу выхода из конфликтной ситуации (р < 0,01). Девушки-студентки демонстрируют большую выраженность материальной заинтересованности в отношениях, большую избирательность, если чувствуют себя более привлекательными (р < 0,01). Уверенность в себе испытуемых положительно коррелирует с потребностью в разнообразии и отрицательно коррелирует с приспособлением (р < 0,01), что, как мы уже отмечали, характерно в нашей выборке для респондентов мужского пола.

Студенты видят желаемые будущие отношения как общение равных и независимых партнеров. Это может свидетельствовать о наличии в нашем обществе тенденции социально-психологических сдвигов от норм, связанных с обеспечением выживания и продолжения рода, к нормам, заключающимся в стремлении к достижению индивидуального благополучия.

Таким образом, представленный здесь материал позволяет прийти к выводу, что вторая частная гипотеза получила подтверждение — у современной студенческой молодежи образуется но - вая иерархия компонентов, отражающих структуру желаемых отношений, связан - ную с ориентацией на индивидуализм и эгалитарность в семейных отношениях в отличие от традиционной ориентации на жесткое распределение в ней власти и ответственности.

В рамках осуществленного исследования был реализован социально-психологический тренинг (СПТ), нацеленный на повышение готовности к созданию семьи — формирование и развитие коммуникативной компетентности, навыков самопознания, а также паттернов поведения, способствующих положительному восприятию и позитивному отношению к браку и семье.

Следует специально отметить, что студенты вузов, в которых проводилось исследование, слушали курсы лекций по психологии семьи и семейных отношений. Наряду с этими традиционными просветительскими методами наиболее действенным в этом плане оказывается использование активных методов. При этом СПТ в этом смысле является наиболее оптимальной формой групповой социально-психологической работы, поскольку будучи интерактивным методом, СПТ представляет собой способ наиболее целенаправленного воздействия на формирование навыков самопознания и саморазвития.

Предложенный СПТ разработан нами с учетом полученных эмпирических данных и включает в себя психологические упражнения, направленные на развитие и активизацию социально-психологических характеристик, определяющих степень выраженности готовности к браку и созданию семьи.

В результате проведенного психодиагностического обследования по совокупности выраженности компонентов готовности к браку и созданию семьи все задействованные в работе студенты бы - ли разделены на три категории: с низким уровнем социально-психологической готовности к браку — 39 % (70 человек), 33 % (60 человек) — со средним уров - нем и 28 % (50 человек) — с высоким уровнем.

Из 70 респондентов, по совокупности признаков в меньшей степени готовых к браку и созданию семьи, были сформиро - ваны экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальную группу со - ставили 32 человека — 22 студентки и 10 студентов; контрольную группу соста - вили 38 человек. Тренинг проводился в Москве и Омске, поэтому из экспериментальной группы мы сформировали две тренинговых: в первую группу вошли сту - денты из Москвы — 14 девушек и 4 юноши; во вторую группу вошли студенты из Омска — 8 девушек и 6 юношей.

Чтобы наиболее полно оценить эффективность проведенного тренинга, была сформирована еще одна тренинго­вая группа (группа 3) из студентов с высокой степенью выраженности компонентов готовности к браку. Эту группу составили 14 студентов (10 девушек и 4 юноши), пожелавших пройти тренинг и принять участие в повторном психодиагностическом обследовании.

Через две недели после последнего тренингового занятия испытуемые экспериментальной и контрольной групп (70 человек) прошли повторное психодиагностическое обследование. Значи - мых изменений изучаемых показателей у членов контрольной группы по сравнению с первым этапом психодиагностики зафиксировано не было. Результаты исследования испытуемых тренинговых групп по совокупности методик свиде - тельствуют о значимых изменениях вы - раженности целого ряда социально-психологических характеристик после их участия в СПТ.

Полученные результаты статистически значимых (р < 0,05) изменений ис - следуемых параметров в экспериментальных группах представлены на профильной диаграмме (рис. 2).

Рис. 2. Профили выраженности готовности к браку и созданию семьи до и после участия в СПТ

Значимые изменения в выраженности приведенных показателей произош - ли по параметрам социально-ролевого блока. В компонентах личностного бло - ка также были отмечены изменения в степени выраженности смелости, уверенности в себе, отзывчивости (р < 0,06).

В тот же временной период мы проводили этот СПТ с членами тренинговой группы 3. После проведенного тренинга мы выявили статистически значимые (р < 0,05) изменения у респондентов в показателях выраженности компонентов готовности к браку и созданию семьи.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что выраженность комплекса компонентов социально-психо - логической готовности молодых людей к браку и созданию семьи повышается в процессе целенаправленной тренинго - вой работы с современной российской студенческой молодежью, что подтверж - дает справедливость третьей частной гипотезы-следствия.

При этом последовательное подтверждение всех трех выдвинутых частных гипотез-следствий позволяет прийти к выводу, что и основная гипотеза исследования оказалась справедливой.

Выводы

1.    Социально-психологическая готовность к браку и созданию семьи представляет собой установку и способ - ность личности к реализации целого комплекса требований, обязанностей и социальных норм поведения в рамках семейной жизни. При этом можно выде - лить два блока: социально-ролевой и личностный. К социально-ролевому блоку относятся значимость сексуаль - ных отношений, установка на общность интересов партнеров; значимость внесе -

мейной социальной активности; готов - ность решать бытовые вопросы; отношение к родительско-воспитательной функции; значимость эмоционально-психотерапевтической функции семьи; способность конструктивного вы - хода из конфликтной ситуации; в личностный блок включены выраженность в межличностном взаимодействии партнеров таких качеств, как понимание любви как высшей ценности; смелость; материальная заинтересован - ность; доминантность; уверенность в себе; требовательность; ответственность; нежность; уступчивость; доверчивость; привлекательность.

2.    Девушки-студентки в возрасте от 18 до 25 лет по совокупной выраженности изученных показателей демонстрируют большую социально-психологическую готовность к браку и созданию семьи, чем юноши-студенты того же возраста. Студентки больше ориентированы на эмоциональный контакт с супругом, ведение хозяйства и проявление конформности, а студенты — на социальную активность, материальное обеспечение и реализацию родительско-воспитатель - ной функции. При этом студентки в возрасте от 18 лет до 21 года больше, чем студенты того же возраста и студентки и студенты в возрасте от 22 до 25 лет, ориентированы на материальную выгоду в близких отношениях.

3.   


Степень выраженности социально-психологической готовности к браку и созданию семьи, а также представления студентов о семейной жизни в целом у учащихся столичных и провинциальных вузов значимо не различаются. Однако по сравнению с московскими студентами у омских студентов в большей степени выражены такие социально-психологические черты, как конфликтность, желание «не отстать от жизни», социальная активность, традиционно относимые исследователями-психологами и социологами к характеристикам «провинциальности».

4.    Наряду с традиционными взглядами на брак и семью (с точки зрения распределения основных ролей и функций, власти и ответственности) во взглядах современной российской студенческой молодежи выявлены две основные тенденции, влияющие на их социально-психологическую готовность к браку. С одной стороны, студенческая молодежь (как юноши, так и де - вушки) стремится к формированию эгалитарных союзов, когда уравнивает - ся вклад в семью каждого ее члена: происходит смещение и взаимопроникновение гендерных ролей, многие семейные функции не имеют четко выраженных гендерных различий. С другой стороны, для современной студенческой молодежи увеличивается значимость проявлений собственной индивидуальности в отношениях. Таким образом, студенты, как правило, видят желаемый семейный союз как общение равных и независимых партнеров.

5.    Разработанный СПТ является эффективным средством повышения соци - ально-психологической готовности со - временной российской студенческой молодежи к браку и созданию семьи. Результаты обследования студентов по авторской анкете в целом подтвердили данные, полученные в ходе психодиагностики. Это свидетельствует об информативности анкеты, которая может вы-

Литература

  1. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: Автореф. дисс. … канд. социол. наук. Ставрополь, 2004.
  2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Психология семьи: Хрестоматия. Самара, 2007.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2007.
  4. Журавлева С.И. Социокультурная адаптация современной российской молодежи: социологический анализ: Ав то реф. дисс. … канд. социол. наук. Ставрополь, 2005.
  5. Заев С.В. Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Краснодар, 2006.
  6. Орлова И.Н. Социально-психологический тренинг как часть комплексной программы по подготовке молодежи к созданию семьи // Материалы участников V съезда общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Т. II. М., 2012.
  7. Орлова Н.Х. Семья как объект социально-философского исследования (эволюция семейных отношений на рубеже ХХ—ХХI столетий): Дисс. … канд. филос. наук. СПб., 2000.

Информация об авторах

Орлова Ирина Николаевна, преподаватель факультета повышения квалификации Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: orlevich@bk.ru

Донцов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии, АНОО ВПО «Одинцовский Гуманитарный Институт», Москва, Россия, e-mail: dontsov-junior@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3935
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1330
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2