Анализ русскоязычной версии опросника ценностных ориентаций (SVS) Ш. Шварца методом когнитивного интервью

1055

Аннотация

Исследование посвящено валидизации русскоязычной версии опросника ценностей Schwartz Value Survey Ш. Шварца методом когнитивного интервью. В данной работе ставится цель исследовать вопрос о том, понимают ли респонденты предложенные в опроснике ценности так, как это предполагается автором. Выборку составили 20 человек: 9 мужчин (5 в возрасте 15-25 лет, 1: 26-39 лет, 3: 40-74 лет); 11 женщин (6 в возрасте 15-25 лет, 1: 26-39 лет, 4: 40-74 лет). В исследовании для анализа опросного инструмента использовался качественный метод - когнитивное интервью. Были задействованы следующие специальные когнитивные техники: «размышление вслух»; перефразирование; классификация; оценка степени уверенности респондента в своем ответе; более глубокие вопросы на исследование понимания. Анализ результатов позволил выявить проблемы понимания формулировок, что обусловлено как нюансами перевода, так и культурным контекстом. Полученные результаты качественного анализа возможно использовать для лучшего понимания количественных данных. Предложен ряд рекомендаций для исследователей, применяющих данный русскоязычный опросник ценностных ориентаций.

Общая информация

Ключевые слова: ценности, опросник SVS, когнитивное интервью

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Панюшева Т.Д., Ефремова М.В. Анализ русскоязычной версии опросника ценностных ориентаций (SVS) Ш. Шварца методом когнитивного интервью // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 3. С. 116–128.

Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005.
  2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Пер. с нем. Ивано-Франковск, 2002.
  3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология религии. Реферативный журнал. 1991. № 4.
  4. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре// Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3.
  5. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М., 2002.
  6. Blair J., Conrad F., Ackermann A.C., Claxton G. The Effect of Sample Size on Cognitive Interview Findings. Montreal, 2006.
  7. Hak T., Kees van der Veer, Jansen H. The Three_Step Test_Interview (TSTI): An observation based method for pretesting self_completion questionnaires // Survey Research Methods. 2008. V. 2. № 3.
  8. Inglehart R.F. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. Princeton University Press. 1997.
  9. Kluckhohn C., Strodtbeck F. Variations in value orientations. Evanston, 1961.
  10. Latcheva R. Cognitive interviewing and factor_analytic techniques: a mixed method approach to validity of survey items measuring national identity // Quality and Quantity: International Journal of methodology. 2011. V. 45. № 6.
  11. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y., 1973.
  12. Schubler A., Schmidt P. Does Cognitive Interviewing Matter? Testing the Effects of Cognitive Methods on the Data Quality. Naples, 2008.
  13. Schwartz S.H. Basic human values: Their content and structure across countries // Valores e comportamento nas organizaco~es. Petropolis, 2005.
  14. Schwartz S.H. Robustness and fruitfulness of a theory of universals in individual human values // A. Tamayo, J.B. Porto (eds.). Petropolis, 2005.
  15. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. 1992. V. 25.
  16. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross_Cultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. V. 58. № 5.
  17. Schwartz S.H., Boehnke K. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis // Journal of Research in Personality. 2004. Vol. 38.
  18. Willis G.B. Cognitive Interviewing. A Tool for Improving Questionnaire Design. Thousand Oaks. California. 2005.
  19. Willis G.B. Cognitive Interviewing and Questionnaire Design: A Training Manual // Working Paper № 7. National Center for Health Statistics. Washington. 1994.

Информация об авторах

Панюшева Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, психолог, Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, e-mail: tatiana_pan@bk.ru

Ефремова Мария Викторовна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5327-1451, e-mail: mefremova@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3322
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1055
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1