Психологическая наука и образование
2024. Том 29. № 4. С. 104–125
doi:10.17759/pse.2024290409
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Связь базовых ценностей личности с характером психологической адаптации к глобальным цифровым рискам
Аннотация
Представлены материалы исследования предикторов успешности адаптации к рискам цифровизации общества. В работе изучались связи ценностей личности с особенностями цифровой адаптации. В числе основных задач авторы определили выделение групп, различающихся по уровню психологической адаптации к цифровизации; выявление различий в базисных убеждениях и социальных верованиях, ценностных ориентациях у лиц с различным уровнем психологической адаптации к цифровизации; сравнительное изучение возрастных особенностей психологической адаптации личности к цифровизации в молодости и средней зрелости. В исследовании был использован следующий инструментарий: опросник «Психологическая адаптация к рискам цифровизации» (Е.П. Белинская, О.А. Карабанова, О.А. Тихомандрицкая и др.); «Вера в конкурентный мир» и «Вера в опасный мир» (DW-S) Дж. Джаккита (в адаптации О.А. Гулевич и др.); методика «Вера в справедливый мир», адаптированная С.К. Нартовой-Бочавер и др.; Шкала базисных убеждений личности в адаптации М.А. Падуна, А.В. Котельниковой; Портретный опросник ценностей Ш. Шварца; новый опросник толерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова и др.). Выборку составили 408 респондентов в возрасте от 18 до 55 лет, из них 49,7% мужчин и 50,3% женщин. Были выделены три группы, различающиеся по характеру адаптации к цифровым рискам – «адаптированные», «тревожно-неадаптированные» и «неадаптированные». Обнаружены значимые различия в базисных убеждениях и социальных верованиях у респондентов этих групп. Подтверждена гипотеза о связи базовых ценностей с успешностью адаптации. Выявлены возрастные особенности адаптации к цифровизации. Выявлена гетерогенность адаптации к цифровизации по различным критериям. Подтверждена гипотеза о связи ценностей самопреодоления и изменений с успешностью адаптации. Выявлена связь успешности адаптации с задачами развития молодости и средней зрелости и релевантными им видами деятельности.
Общая информация
Ключевые слова: психологическая адаптация, ценности, риски цифровизации социальных контактов, базисные убеждения, возрастные особенности
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290409
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 22-18-00230 «Предикторы психологической адаптации личности в ситуации глобальных рисков цифрового мира: межпоколенный и гендерный анализ».
Получена: 28.06.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Карабанова О.А., Тихомандрицкая О.А., Молчанов С.В. Связь базовых ценностей личности с характером психологической адаптации к глобальным цифровым рискам // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 4. С. 104–125. DOI: 10.17759/pse.2024290409
Полный текст
Введение
Актуальность изучения факторов и условий психологической адаптации человека к глобальным цифровым рискам, порождаемым современным транзитивным информационным обществом, не подлежит сомнению. Согласно социально-когнитивной концепции цифровой социализации трансформация человека в технологически достроенную «расширенную» личность, оснащенную новыми культурно-технологическими орудиями (гаджетами) и освоившую знаковую реальность интернета, отражает процесс адаптации человека к возможностям и рискам динамичной социотехнологической конвергентной среды как инновационной экосистемы [4]. Цифровая гиперподключенность как характеристика изменяющейся личности пронизывает всю систему социальных взаимодействий [21]. Можно говорить о глобальных цифровых рисках для адекватной жизни современного человека: вопросы трудностей онлайн-коммуникации в межличностном и профессиональном аспекте, безопасности личных данных и высокого риска встречи с мошенничеством, поиска адекватной информации, вопросы эффективности онлайн-обучения. Личностный адаптационный потенциал является сложной многоуровневой системой, характеризующейся совокупностью индивидуально-психологических признаков, обусловливающих эффективность психологической адаптации и определяющих направление, содержание, интенсивность адаптационного ответа личности. На личностном уровне адаптационный потенциал включает мотивационный компонент, определяющий целеполагание и выбор средств достижения цели в соответствии с принятой системой ценностей, и коммуникативный компонент [3]. Достижение высокого уровня цифровой компетентности, являющейся показателем успешной психологической адаптации личности к цифровизации общества, основано на мотивационном потенциале личности, содержание и динамика которого, в свою очередь, обусловлены системой базовых ценностей человека и социальной поддержкой стремления личности к удовлетворению потребности в компетентности и автономии, модерированной ценностью саморазвития и самосовершенствования [28].
В настоящее время связь цифровой компетентности и личностных особенностей с успешностью адаптации в подростковом возрасте в контексте проблемы цифровой социализации стала предметом всестороннего исследования в ряде работ [13; 15]. Показано, что рост цифровой компетентности у подростков и их родителей находит выражение в повышении ответственности поведения в онлайн-среде [14]. Теоретически и на основе эмпирического исследования обосновано положение о том, что ведущим фактором, определяющим психологическое благополучие личности в ситуациях жесткой и мягкой транзитивности в онлайн- и офлайн-коммуникации, является стиль информационной идентичности как сущностная характеристика личности [10].
Выявлена взаимосвязь уровня диспозиционного оптимизма как значимой характеристики личности с эффективностью психологической адаптации к цифровизации профессиональной деятельности [7]. Вместе с тем обнаружена неоднозначность связи психологического благополучия и удовлетворенности работой с такими показателями психологической адаптации к цифровой трансформации, как уровень организационного стресса и вовлеченность сотрудников [1]. Доказано, что цифровая тревожность как показатель неудовлетворительной адаптации к цифровизации общества отрицательно связана с жизнестойкостью и диспозиционным оптимизмом [2]. В исследовании представлений о реальном и виртуальном пространствах как составляющей актуальной картины мира в цифровом обществе у подростков и их родителей была установлена связь представлений с ценностными ориентациями, причем для родителей – представлений о реальном и виртуальном мире, а для подростков такая связь была зафиксирована только для представлений о реальном мире [16].
Ценности как фундаментальные мотиваторы личности прямо либо косвенно определяют вектор и целевую направленность поведения и отношений человека, их просоциальный характер на любом возрастном этапе [22; 25]. Связь между базовыми человеческими ценностями и стилем принятия решений была установлена при изучении разрешения проблем подростками [24]. Переменными, опосредующими влияние ценностей на поведение, являются контекст, ситуационное давление, ограничения, когнитивная поддержка, конкретные индивидуальные и этнокультурные факторы [26]. Метаанализ 797 исследований подтвердил теоретическую гипотезу о том, что ситуационные ограничения, такие как воспринимаемое социальное давление и возможные трудности, ослабляют связь между ценностными установками и поведением [30]. Однако для того, чтобы ценности стали действительными мотивами и придали смысл деятельности человека, регулировали соответствующее им поведение, необходимо, чтобы ценности были когнитивно проработаны и обрели значимость в ценностной структуре сознания личности [29]. В исследовании связи активности использования информационно-коммуникационных технологий и базовых ценностей в соответствии с круговой моделью Ш. Шварца у российской молодежи и старшего поколения выявлена связь девяти из десяти базовых ценностей, за исключением «стимуляции», с включенностью в ИКТ, причем независимо от возраста. Выявлены отсутствие связи активности использования интернета с ценностями блока «Самопреодоление» и положительная связь с ценностями блока «Открытость к изменениям» и блока «Самоутверждение» [17]. В настоящий момент при признании ведущей роли ценностей как выражения культуры и понимании ИКТ как новых социокультурных средств, определяющих психологические способности человека, связь ценностей с особенностями психологической адаптации человека к цифровым рискам изучена недостаточно, что и определило цель настоящего исследования. Теоретико-методологическую основу нашего исследования составила теория ценностей Ш. Шварца, который определяет ценности как «переходные цели, различающиеся по важности и являющиеся руководящими принципами в жизни человека как социального субъекта», указав семь характеристик ценностей, выделяемых в прямой или косвенной форме в большинстве психологических моделей ценностей [19; 27]. Эти характеристики включают убеждения о важности желаемых целей, их связь с эмоциями, целевую и мотивирующую функцию, которая может быть реализована как на уровне сознания, так и бессознательного; эффект стоимости, возникающий в результате компромисса между соответствующими ценностями, функцию эталона как стандарта для оценки действий, людей и событий; иерархическую упорядоченность по значимости. Усовершенствованная теория основных человеческих ценностей выделяет в круговом континууме 19 мотивационно различных ценностей, которые могут быть сведены к четырем ценностям высшего порядка и 10 базовым ценностям, определяющим фокус ценностей (социальный или персональный) и стратегию жизнедеятельности (развитие и рост или тревогу и самозащиту) [19]. Как доказано метаанализом исследований более чем 7300 респондентов выделение 19 ценностей может повысить предсказательную и объяснительную силу ценностных паттернов поведения, в том числе адаптивного характера [23]. Круг отражает три критические характеристики отношений между ценностями: а) соседние ценности в круге мотивационно совместимы и могут реализовываться в одном и том же действии (например, гедонизм и стимуляция); б) ценности, расположенные на противоположных сторонах круга, мотивационно противоположны и обычно не могут быть реализованы в одном и том же действии (например, стимуляция или безопасность); в) мотивационная совместимость ценностей уменьшается с увеличением расстояния между ними по кругу. Отношения между ценностями могут быть описаны в различных наборах двух измерений (системах координат). Наиболее распространенные наборы основных измерений, также называемые основными принципами, которые организуют круг ценностей, включают следующее: открытость к изменениям в сравнении с ценностями сохранения и самосовершенствование в сравнении с ценностями самоутверждения, личностный фокус по сравнению с ценностями социального фокуса и рост по сравнению с ценностями самозащиты [27]. Поскольку в ряде исследований была подтверждена инвариантность круговой модели иерархической системы ценностей Ш. Шварца как основы целеустремленности поведения человека, мы предположили, что существует связь между ориентацией личности на конкретные базовые ценности и ценности высшего порядка и успешностью психологической адаптации к цифровизации общества.
Гипотеза – существуют различия в ценностных ориентациях и базисных убеждениях у лиц с различным уровнем психологической адаптации к цифровизации. Ориентация на ценности открытости к изменениям и самопреодоления является более значимой для хорошо адаптированных к цифровым рискам респондентов, по сравнению с теми, кто испытывает трудности адаптации.
Задачи: 1) выделение групп, различающихся по уровню общей психологической адаптации к цифровизации и адаптации в профессиональной, образовательной и семейной сферах; 2) выявление различий в базисных убеждениях и социальных верованиях, отражающих образ мира, у лиц с различным уровнем психологической адаптации к цифровизации; 3) выявление различий в ценностных ориентациях у лиц с различным уровнем психологической адаптации к цифровизации (проверка выдвинутой гипотезы); 4) сравнительное изучение возрастных особенностей психологической адаптации личности к цифровизации в различных социальных сферах в молодости и средней зрелости.
Характеристика выборки и используемого инструментария
Выборку исследования составили 408 респондентов в возрасте от 18 до 55 лет, из них 49,7% мужчин и 50,3% женщин. Возрастную группу молодости составили 160 человек в возрасте от 18 до 26 лет, возрастную группу средней зрелости – 248 человек в возрасте от 45 до 55 лет. Выделение групп молодости и средней зрелости было предложено в периодизации Б. Ньюмена и П. Ньюмена, основанной на модели Э. Эриксона, где выделение разных периодов зрелости связано с решением задач развития человека.
Для достижения поставленной цели в проведенном нами исследовании были использованы следующие методики.
Опросник «Психологическая адаптация к рискам цифровизации» (Е.П. Белинская, О.А. Карабанова, О.А. Тихомандрицкая и др.) направлен на исследование общих параметров цифровой адаптации (поведенческая адаптация как умение обеспечить собственную безопасность в цифровом мире и как грамотность информационного поиска); коммуникативная адаптация как повседневная включенность в виртуальную коммуникацию и адекватность взаимопонимания в ней; нормативная адаптация как отсутствие склонности к обману, мошенничеству в виртуальной коммуникации; цифровая тревожность как переживание потери человеком своей субъектности и невозможности на что-либо повлиять), показателей общей адаптации в профессиональной, образовательной и семейной сферах и специальных показателей готовности к онлайн-обучению, адаптации к коммуникации в онлайн-обучении, тревожности в отношении онлайн-обучения и позитивного отношения к цифровизации. Методика была предложена в предыдущих работах авторов [2; 7]. Опросник включает 97 утверждений и 12 шкал по 5-балльной шкале Р. Ликерта.
Методика «Вера в конкурентный мир» (DW-S) Дж. Джаккита (в адаптации О.А. Гулевич, О.А. Аникеенок, И.К. Безменовой) направлена на исследование восприятия мира как конкурентного мира. Методика содержит 12 высказываний, которые оцениваются по 5-балльной шкале Р. Ликерта и дают общий интегративный показатель веры в конкурентный мир [5].
Методика «Вера в опасный мир» (DW-S) Дж. Джаккита (в адаптации О.А. Гулевич, О.А. Аникеенок, И.К. Безменовой) направлена на изучение общего отношения человека к миру, в котором он живет, с точки зрения его опасности. Методика содержит 12 высказываний, которые оцениваются по 5-балльной шкале Р. Ликерта и дают общий интегративный показатель веры в опасный мир [5].
Методика «Вера в справедливый мир», адаптированная коллективом авторов (С.К. Нартова-Бочавер, М.Б. Подлипняк, А.Ю. Хохлова), направлена на изучение веры в справедливый мир. Методика содержит 13 высказываний, которые оцениваются по 6-балльной шкале Р. Ликерта и дают общий интегративный показатель веры в справедливый мир [11].
Шкала базисных убеждений личности (Янофф-Бульман), адаптированная М.А. Падуном, А.В. Котельниковой [12]. Методика включает в себя 5 базисных убеждений – ядро субъективного мира человека: о «доброжелательности окружающего мира», «справедливости окружающего мира», «позитивности образа Я», «вере в удачу» и «убежденности в контроле над жизнью». Методика содержит 37 высказываний, которые оцениваются по 6-балльной шкале Р. Ликерта.
Портретный опросник ценностей Ш. Шварца (PVQ-Revised) – модифицированная форма исследования ценностных ориентаций, адаптированная коллективом авторов (Ш. Шварц, Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова). Направлен на изучение различных ценностей, описывает весь континуум базовых ценностей (самостоятельность мыслей и поступков, стимуляция, гедонизм, достижения, власть над ресурсами и власть как доминирование, репутация, безопасность личная и общественная, традиции, конформизм перед правилами и межличностный, скромность, благожелательность как забота и чувство долга, универсализм как забота о природе, о других и толерантность) и ценностей высшего порядка (изменений, сохранения, самопреодоления и самоутверждения). Опросник состоит из 57 утверждений [19].
Новый опросник толерантности к неопределенности (Корнилова, Чумакова) направлен на выявление личностной характеристики толерантность к неопределенности, основанной на схеме А. Фернхема. Опросник состоит из 33 утверждений [9].
Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург («Warwick-Edinburgh Mental Wellbeing Scale» (WEMWBS)), адаптированная в работах Р.С. Шилко и др. Шкала-опросник состоит из 14 утверждений, на которые необходимо ответить по 5-балльной шкале Р. Ликерта [20].
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием программ SPSS версия 21 и Jamovi.
Результаты
Перед анализом результатов приведем данные по дескриптивной статистике по всем использованным нами методикам в исследовании. Полученные результаты приведены в Приложении. Методом К-средних на основе шкал психологической адаптации к цифровизации была проведена кластеризация выборки с выделением трех кластеров и определением значимых различий между кластерами с использованием однофакторного дисперсионного анализа ANOVA и теста Тьюки (табл. 1 и 2).
Таблица 1. Распределение респондентов по группам, различающимся по характеру психологической адаптации к цифровизации (N=408)
Шкалы психологической адаптации к цифровизации |
Кластер 1 Тревожно-неадаптированные N=142 |
Кластер 2 Адаптированные N=131 |
Кластер 3 Неадаптированные N=135 |
Различия |
Сила эффекта |
|||||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
F |
p |
η2 |
||
Обеспечение безопасности в цифровой среде |
3,47 |
0,60 |
3,57 |
0,57 |
2,98 |
0,53 |
41,99 |
<0,01 |
0,17 |
|
Грамотность информационного поиска |
3,09 |
0,42 |
3,58 |
0,46 |
3,05 |
0,39 |
60,37 |
<0,01 |
0,23 |
|
Коммуникативная адаптация |
3,33 |
0,53 |
3,25 |
0,53 |
2,94 |
0,45 |
22,08 |
<0,01 |
0,11 |
|
Нормативная адаптация (отсутствие склонности к обману и мошенничеству) |
3,11 |
0,83 |
4,11 |
0.52 |
3,31 |
0,63 |
80,82 |
<0,01 |
0,28 |
|
Цифровая тревожность |
3,70 |
0,50 |
2,93 |
0,69 |
2,90 |
0,57 |
84,04 |
<0,01 |
0,29 |
|
Адаптация к цифровизации в семейной сфере |
2,84 |
0,70 |
3,93 |
0,55 |
3,19 |
0,59 |
107,73 |
<0,01 |
0,35 |
|
Адаптация в профессиональной сфере |
2,83 |
0,41 |
3,55 |
0,41 |
3,08 |
0,35 |
117,46 |
<0,01 |
0,37 |
|
Адаптация в образовательной сфере |
2,98 |
0,31 |
3,23 |
0,58 |
3,09 |
0,28 |
21,02 |
<0,01 |
0,10 |
|
Готовность к онлайн-обучению |
3,39 |
0,43 |
3,76 |
0,43 |
3,11 |
0,47 |
72,96 |
<0,01 |
0,26 |
|
Тревожное отношение к онлайн-обучению |
1,99 |
0,61 |
2,84 |
0,42 |
3,36 |
0,69 |
148,64 |
<0,01 |
0,42 |
|
Коммуникативная адаптация к онлайн-обучению |
2,44 |
0,50 |
2,83 |
0,62 |
3,00 |
0,42 |
32,91 |
<0,01 |
0,14 |
|
Позитивное отношение к цифровизации |
2,98 |
0,49 |
3,12 |
0,51 |
3,10 |
0,40 |
3,55 |
0,03 |
0,02 |
Таблица 2. Значимые различия между кластерами, различающимися по характеру психологической адаптации к цифровизации, с использованием теста Тьюки (N=408)
Шкалы психологической адаптации к цифровизации |
Кластер 1/ Кластер 2 |
Кластер 1/ Кластер 3 |
Кластер 2/ Кластер 3 |
|||
MD |
p |
MD |
p |
MD |
p |
|
Обеспечение безопасности в цифровой среде |
-0,10 |
0,32 |
0,49 |
<0,01 |
0,59 |
<0,01 |
Грамотность информационного поиска |
-0,47 |
<0,01 |
0,04 |
0,66 |
0,51 |
<0,01 |
Коммуникативная адаптация |
0,09 |
0,34 |
0,39 |
<0,01 |
0,30 |
<0,01 |
Нормативная адаптация (отсутствие склонности к обману и мошенничеству) |
0,99 |
<0,01 |
-0,20 |
0,037 |
0,79 |
<0,01 |
Цифровая тревожность |
0,77 |
<0,01 |
0,81 |
<0,01 |
0,03 |
0,88 |
Адаптация к цифровизации в семейной сфере |
-1,09 |
<0,01 |
-0,35 |
<0,01 |
0,74 |
<0,01 |
Адаптация в профессиональной сфере |
-0,72 |
<0,01 |
-0,25 |
<0,01 |
0,47 |
<0,01 |
Адаптация в образовательной сфере |
-0,26 |
<0,01 |
-0,11 |
0,01 |
0,14 |
<0,01 |
Готовность к онлайн-обучению |
-0,37 |
<0,01 |
0,28 |
<0,01 |
0,65 |
<0,01 |
Тревожное отношение к онлайн-обучению |
-0,85 |
<0,01 |
-1,37 |
<0,01 |
-0,52 |
<0,01 |
Коммуникативная адаптация к онлайн-обучению |
-0,19 |
0,01 |
-0,52 |
<0,01 |
-0,33 |
<0,01 |
Позитивное отношение к цифровизации |
-0,14 |
0,04 |
-0,11 |
0,11 |
0,03 |
0,883 |
Были выделены три группы, различающиеся по характеру психологической адаптации, примерно равной численности. Для респондентов первого кластера (N=142) «Тревожно неадаптированные» характерны самые высокие значения оценок по шкале «Цифровая тревожность» и относительно других групп низкие значения по шкале «Позитивное отношение к цифровизации». Тревожность как ожидание угрозы в связи с цифровизацией определяет достаточно высокие значения оценок по шкале «Обеспечение безопасности в цифровой среде» при низких значениях оценок по шкалам «Грамотность информационного поиска» и шкалам адаптации в семейной, профессиональной и образовательной сферах. В образовательной сфере эта группа обнаруживает высокую готовность и низкую тревожность по отношению к онлайн-обучению, что, вероятно, связано с явным предпочтением опосредованных непрямых форм коммуникации, характерных для лиц с высоким уровнем тревожности.
Второй кластер отличается самыми высокими, по сравнению с другими кластерами, показателями адаптации практически по всем заданным шкалам, за исключением шкал «Цифровая тревожность» и «Тревожное отношение к онлайн-обучению». Умение обеспечить безопасность своих действий в цифровой среде, грамотность информационного поиска, адаптация в профессиональной, образовательной и семейной сферах сочетаются с высоким уровнем нормативной адаптации и отсутствием склонности к обману и мошенничеству. Эта группа была названа нами «Адаптированные» (N=131).
Респонденты третьего кластера обнаруживают самые низкие оценки показателей адаптации по всем шкалам – респонденты этого кластера недостаточно владеют умениями информационного поиска и обеспечения безопасности, испытывают трудности в коммуникации в цифровой среде, имеют недостаточный уровень адаптации к цифровизации в семейной, профессиональной и образовательной среде при низком уровне цифровой тревожности. Вместе с тем для этой группы характерна самая низкая готовность и наибольшая тревожность по отношению к онлайн-обучению. Эта группа может быть охарактеризована как «Неадаптированные» к цифровизации (N=135).
Поскольку в качестве критерия успешности психологической адаптации можно рассматривать психологическое благополучие личности, для подтверждения нашего вывода о характере психологической адаптации мы сравнили кластеры по оценкам психологического благополучия (табл. 3).
Таблица 3. Дескриптивная статистика и значимые различия между кластерами по шкале психологического благополучия (N=408)
Шкала |
Кластер 1 Тревожно-неадаптированные N=142 |
Кластер 2 Адаптированные N=131 |
Кластер 3 Неадаптированные N=135 |
Значимость различий между кластерами |
|||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
||
Психологическое благополучие |
3,46 |
0,57 |
3,84 |
0,51 |
3,20 |
0,64 |
Однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. F=41,51, p<0,01, η2=0,17 Пост-хок Тьюки: между 1 и 2 MD=-0,38; p<0,01, между 1 и 3 MD=0,26; p<0,01, между 2 и 3 MD=0,64; p<0,01. |
Выявлены самые высокие оценки психологического благополучия для респондентов кластера «Адаптированные» и самые низкие – для кластера «Неадаптированные». Выявлены значимые различия по уровню психологического благополучия для парного сравнения всех кластеров. Таким образом, получено подтверждение нашему выводу о характере психологической адаптации для выделенных кластеров.
Проведем анализ значимости различий в базисных убеждениях и социальных верованиях, отражающих образ мира у лиц с различным уровнем психологической адаптации к цифровизации. Результаты статистического анализа с использованием однофакторного дисперсионного анализа ANOVA и теста Тьюки представлены в табл. 4 и 5.
Таблица 4. Дескриптивная статистика и значимые различия между кластерами по базисным убеждениям и верованиям (N=408)
Шкалы базисных убеждений и верований |
Кластер 1 Тревожно-неадаптированные |
Кластер 2 Адаптированные |
Кластер 3 Неадаптированные |
Различия |
Сила эффекта |
|||||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
F |
p |
η2 |
||
Доброжелательность окружающего мира |
3,18 |
0,94 |
3,00 |
0,65 |
2,88 |
0,46 |
4,67 |
0,01 |
0,02 |
|
Справедливость окружающего мира |
3,50 |
0,81 |
3,48 |
0.69 |
3,21 |
0,68 |
6.51 |
<0,01 |
0,03 |
|
Образ Я |
3,46 |
0,73 |
3,63 |
0,67 |
3,14 |
0,63 |
18,39 |
<0,01 |
0,08 |
|
Вера в удачу |
3,13 |
0,64 |
3,21 |
0,59 |
3,00 |
0,62 |
3,75 |
0,02 |
0,02 |
|
Вера в контроль над окружающим миром |
3,43 |
0,71 |
3,53 |
0,62 |
3,21 |
0,65 |
8,34 |
<0,01 |
0,04 |
|
Вера в опасный мир |
3,30 |
0,45 |
3.11 |
0,46 |
3,19 |
0,39 |
6,10 |
<0,01 |
0,03 |
|
Вера в конкурентный мир |
2,70 |
0,49 |
2,38 |
0,53 |
2,69 |
0,47 |
18,17 |
<0,01 |
0,08 |
|
Вера в справедливый мир |
3,31 |
0,55 |
3,50 |
0,52 |
3,31 |
0,64 |
4,72 |
0,01 |
0,02 |
|
Интолерантность к неопределенности |
4,71 |
1,16 |
4,72 |
0,88 |
4,30 |
0,97 |
7,74 |
<0,01 |
0,04 |
|
Толерантность к неопределенности |
4,79 |
1,00 |
4,86 |
0,74 |
4,32 |
0,92 |
14,27 |
<0,01 |
0,07 |
Таблица 5. Анализ значимых различий между кластерами по базисным убеждениям и верованиям с использованием теста Тьюки (N=408)
Шкалы базисных убеждений и верований |
Кластер 1/ Кластер 2 |
Кластер 1/ Кластер 3 |
Кластер 2/ Кластер 3 |
|||
MD |
p |
MD |
p |
MD |
p |
|
Доброжелательность окружающего мира |
0,17 |
0,18 |
0,29 |
0,01 |
0,12 |
0,44 |
Справедливость окружающего мира |
0,02 |
0,96 |
0,29 |
<0,01 |
0,27 |
0,01 |
Образ Я |
-0,17 |
0,09 |
0,32 |
<0,01 |
0,49 |
<0,01 |
Вера в удачу |
-0,08 |
0,51 |
0,12 |
0,23 |
0,21 |
0,02 |
Вера в контроль над окружающим миром |
-0,10 |
0,44 |
0,22 |
0,01 |
0,32 |
<0,01 |
Вера в опасный мир |
0,19 |
<0,01 |
0,11 |
0,11 |
-0,08 |
0,30 |
Вера в конкурентный мир |
0,33 |
<0,01 |
0,01 |
0,99 |
-0,32 |
<0,01 |
Вера в справедливый мир |
-0,18 |
0,02 |
0,01 |
0,99 |
0,19 |
0,22 |
Интолерантность к неопределенности |
-0,01 |
0,99 |
0,42 |
<0,01 |
0,43 |
<0,01 |
Толерантность к неопределенности |
-0,06 |
0,83 |
0,48 |
<0,01 |
0,54 |
<0,01 |
Сравнительный анализ базисных убеждений групп респондентов, различающихся по характеру адаптации, обнаруживает значимые различия группы «неадаптированных» от группы «адаптированных» и «тревожно-неадаптированных» по всем шкалам, за исключением убеждения в доброжелательности мира, по сравнению с группой «адаптированных», и верой в удачу, по сравнению с группой «тревожно-неадаптированных». Таким образом, для группы «неадаптированных» к цифровизации респондентов характерны самые низкие показатели убеждений в доброжелательности, справедливости и контролируемости окружающего мира, веры в удачу и позитивный образ Я. Интересно, что значимое различие между «адаптированными» и «тревожно-неадаптированными» было зафиксировано лишь в отношении шкалы образ Я, который у «тревожных» респондентов оказывается менее позитивным, чем у «адаптированных». Что касается социальных верований, то здесь группа «тревожно-адаптированных» характеризуется самыми высокими оценками веры в опасный и конкурентный мир, по сравнению с другими группами. Образ мира, заданный через социальные верования, у группы «адаптированных» оказывается наиболее позитивным. Группа «неадаптированных» более склонна, по сравнению с «адаптированными», верить в конкурентный и менее справедливый мир, обнаруживая противоречивость отношения к неопределенности, что выражается в самых низких оценках как толерантности, так и интолерантности к неопределенности.
Результаты сравнительного анализа ценностей высшего порядка и базисных ценностей с использованием однофакторного дисперсионного анализа ANOVA и теста Тьюки представлены в табл. 6 и 7.
Таблица 6. Дескриптивная статистика и значимые различия между кластерами по ценностям высшего порядка и базисным ценностям (N=408)
Шкалы ценностей |
Кластер 1 Тревожно-неадаптированные |
Кластер 2 Адаптированные |
Кластер 3 Неадаптированные |
Различия |
Сила эффекта |
||||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
F |
p |
η2 |
|
Ценности изменения |
4,38 |
0,71 |
4,52 |
0,56 |
4,02 |
0,84 |
17,48 |
<0,01 |
0,08 |
Ценности сохранения |
4,43 |
0,73 |
4,50 |
0,67 |
4,02 |
0,82 |
15,86 |
<0,01 |
0,08 |
Ценности самопреодоления |
4,51 |
0,74 |
4,76 |
0,62 |
4,08 |
0,86 |
26,50 |
<0,01 |
0,12 |
Ценности самоутверждения |
3,78 |
0,79 |
3,54 |
0,84 |
3,59 |
0,86 |
2,95 |
0,05 |
0,02 |
Самостоятельность мыслей |
4,68 |
0,84 |
5,16 |
0,58 |
4,29 |
1,11 |
30,34 |
<0,01 |
0,13 |
Самостоятельность поступков |
4,81 |
0,90 |
5,23 |
0,61 |
4,32 |
1,06 |
35,55 |
<0,01 |
0,15 |
Стимулирование |
4,06 |
0,81 |
4,16 |
0,84 |
3,71 |
0,93 |
9,20 |
<0,01 |
0,04 |
Гедонизм |
4,27 |
0,95 |
4,17 |
0,92 |
4,01 |
1,09 |
2,33 |
0,10 |
0,01 |
Достижения |
4,02 |
0,98 |
3,99 |
1,07 |
3,83 |
1,06 |
1,34 |
0,26 |
0,01 |
Власть-доминирование |
3,30 |
1,10 |
2,93 |
0,94 |
3,17 |
0,99 |
4,66 |
0,01 |
0,02 |
Власть над ресурсами |
3,46 |
1,14 |
3,05 |
1,19 |
3,37 |
1,12 |
4,75 |
0,01 |
0,02 |
Репутация |
4,62 |
0,85 |
4,56 |
0,94 |
4,15 |
1,05 |
10,54 |
<0,01 |
0,05 |
Безопасность личная |
4,64 |
0,97 |
4,72 |
0,82 |
4,24 |
0,98 |
10,40 |
<0,01 |
0,05 |
Безопасность общественная |
4,98 |
0,95 |
5,25 |
0,77 |
4.44 |
1,10 |
25,09 |
<0,01 |
0,11 |
Традиции |
4,29 |
1,18 |
4,42 |
1,15 |
3,79 |
1,26 |
10,44 |
<0,01 |
0,05 |
Конформизм в отношении правил |
4,00 |
1,00 |
4,13 |
1,05 |
3,85 |
0,99 |
2,49 |
0,08 |
0,01 |
Конформизм межличностный |
4,21 |
0,96 |
4,02 |
0,96 |
3,82 |
0,94 |
5,81 |
<0,01 |
0,03 |
Скромность |
3,99 |
0,84 |
3,88 |
0,81 |
3,67 |
0,93 |
4,98 |
<0,01 |
0,02 |
Универсализм – забота о других |
4,70 |
0,89 |
4,72 |
0,98 |
4,15 |
1,03 |
16,09 |
<0,01 |
0,07 |
Универсализм – забота о природе |
4,14 |
1,06 |
4,32 |
0,96 |
3,85 |
1,08 |
6,96 |
<0,01 |
0,03 |
Универсализм – толерантность |
4,22 |
0,89 |
4,45 |
0,83 |
3.81 |
1,03 |
17,68 |
<0,01 |
0,08 |
Благожелательность – забота |
4,73 |
0,91 |
5,15 |
0,69 |
4,34 |
1,16 |
23,17 |
<0,01 |
0,10 |
Благожелательность – долг |
4,75 |
0,90 |
5,11 |
0,62 |
4,29 |
1,05 |
29,57 |
<0,01 |
0,13 |
Таблица 7. Анализ значимых различий между кластерами по ценностям высшего порядка и базисным ценностям с использованием теста Тьюки (N=408)
Шкалы ценностей |
Кластер 1/ Кластер 2 |
Кластер 1/ Кластер 3 |
Кластер 2/ Кластер 3 |
|||
MD |
p |
MD |
p |
MD |
p |
|
Ценности изменения |
-0,15 |
0,21 |
0,36 |
<0,01 |
0,51 |
<0,01 |
Ценности сохранения |
-0,07 |
0,74 |
0,41 |
<0,01 |
0,48 |
<0,01 |
Ценности самопреодоления |
-0,24 |
0,02 |
0,42 |
<0,01 |
0,66 |
<0,01 |
Ценности самоутверждения |
0,23 |
0,06 |
0,18 |
0,18 |
-0,06 |
0,85 |
Самостоятельность мыслей |
-0,48 |
<0,01 |
0,39 |
<0,01 |
-0,87 |
<0,01 |
Самостоятельность поступков |
-0,42 |
<0,01 |
0,49 |
<0,01 |
0,91 |
<0,01 |
Стимулирование |
-0,10 |
0,62 |
0,34 |
<0,01 |
0,44 |
<0,01 |
Гедонизм |
0,10 |
0,70 |
0,25 |
0,08 |
0,16 |
0,40 |
Достижения |
0,04 |
0,95 |
0,19 |
0,27 |
0,16 |
0,44 |
Власть-доминирование |
0,37 |
<0,01 |
0,14 |
0,51 |
-0,24 |
0,14 |
Власть над ресурсами |
0,41 |
0,01 |
0,09 |
0,81 |
-0,32 |
0,06 |
Репутация |
0,06 |
0,87 |
0,47 |
<0,01 |
0,41 |
<0,01 |
Безопасность личная |
-0,08 |
0,76 |
0,40 |
<0,01 |
0,48 |
<0,01 |
Безопасность общественная |
-0,27 |
0,05 |
0,54 |
<0,01 |
0,81 |
<0,01 |
Традиции |
-0,12 |
0,69 |
0,50 |
<0,01 |
0,63 |
<0,01 |
Конформизм в отношении правил |
-0,13 |
0,54 |
0,15 |
0,45 |
0,28 |
0,07 |
Конформизм межличностный |
0,19 |
0,24 |
0,39 |
<0,01 |
0,20 |
0,19 |
Скромность |
0,12 |
0,51 |
0,32 |
<0,01 |
0,21 |
0,12 |
Универсализм – забота о других |
-0,01 |
0,99 |
0,56 |
<0,01 |
0,57 |
<0,01 |
Универсализм – забота о природе |
-0,17 |
0,35 |
0,29 |
0,05 |
0,47 |
<0,01 |
Универсализм – толерантность |
-0,23 |
0,09 |
-0,47 |
<0,01 |
0,64 |
<0,01 |
Благожелательность – забота |
-0,42 |
<0,01 |
0,39 |
<0,01 |
0,80 |
<0,01 |
Благожелательность – долг |
-0,37 |
<0,01 |
0,46 |
<0,01 |
0,83 |
<0,01 |
Обнаружены значимые различия по оценкам ценностей высшего порядка между всеми кластерами, различающимися по уровню адаптации к цифровизации. «Адаптированные» респонденты отличаются от групп респондентов с низким уровнем адаптации к цифровизации большей значимостью ценности самопреодоления и меньшей значимостью противоположной ценности самоутверждения. Респонденты из кластера «неадаптированные» имеют самые низкие оценки по всем группам ценностей, уступая двум другим кластерам, за исключением ценности самоутверждения. «Тревожно-неадаптированные» респонденты превосходят «неадаптированных» по ценностям изменений, сохранения, самопреодоления, за исключением ценности самоутверждения. Анализ различий по базовым ценностям позволил дать следующую характеристику ценностной сферы каждого кластера. Респонденты с высоким уровнем цифровой адаптированности значимо отличаются от других групп высокой ценностью самостоятельности мыслей и поступков, общественной безопасности, универсализмом как толерантностью и благожелательностью как в форме заботы, так и долга, а также более низкой значимостью власти – доминирования и власти над ресурсами. Также выявлены существенные различия в большей значимости ценностей стимулирования, репутации, личной безопасности, традиций, нормативного конформизма и всех видов универсализма для группы «адаптированных», по сравнению с группой «неадаптированных». Различия ценностной сферы кластеров «неадаптированные» и «тревожно-неадаптированные» заключаются в большей значимости ценностей самостоятельности мыслей и поступков, стимулирования, репутации, личной и общественной безопасности, традиций, межличностного конформизма и скромности, универсализме как заботе о других и толерантности, благожелательности в виде заботы и долга для респондентов «тревожно-неадаптированного» кластера. Можно констатировать большую близость характеристик ценностной сферы респондентов групп «адаптированные» и «тревожно-неадаптированные» и большие различия с группой «неадаптированные». Соответственно, можно заключить, что значимость ценности самопреодоления выступает мотиватором постановки и реализации целей психологической адаптации к вызовам цифрового общества, а ценность самоутверждения, напротив, препятствует эффективности адаптационного процесса.
Сравнительное изучение возрастных особенностей психологической адаптации личности к цифровизации в различных социальных сферах в молодости и средней зрелости было направлено на выявление различий по шкалам психологической адаптации и особенностям ценностного сознания (табл. 8).
Таблица 8. Различия между возрастными группами по уровню психологической адаптации к цифровизации (N=408)
Шкалы психологической адаптации к цифровизации |
Молодость (18-26 лет) |
Средняя зрелость (45-55 лет) |
Различия |
Сила эффекта |
|||
M |
SD |
M |
SD |
F |
p |
η2 |
|
Обеспечение безопасности в цифровой среде |
3,47 |
0,60 |
3,57 |
0,57 |
0,38 |
0,54 |
<0,01 |
Грамотность информационного поиска |
3,37 |
0.58 |
3,33 |
0,64 |
5,65 |
0,02 |
0,01 |
Коммуникативная адаптация |
3,16 |
0,47 |
3,26 |
0,47 |
4,70 |
0,03 |
0,01 |
Нормативная адаптация (отсутствие склонности к обману и мошенничеству) |
3,26 |
0,53 |
3,15 |
0,54 |
71,95 |
<0,01 |
0,14 |
Цифровая тревожность |
3,12 |
0,81 |
3,73 |
0,72 |
5,09 |
0,03 |
0,01 |
Адаптация к цифровизации в семейной сфере |
3,10 |
0,69 |
3,74 |
0,72 |
42,39 |
<0,01 |
0,09 |
Адаптация в профессиональной сфере |
3,01 |
0,73 |
3,47 |
0,75 |
9,47 |
<0,01 |
0,02 |
Адаптация в образовательной сфере |
3,06 |
0,51 |
3,20 |
0,46 |
5,22 |
0,02 |
0,01 |
Готовность к онлайн-обучению |
3,14 |
0,31 |
3,07 |
0,35 |
11,33 |
<0,01 |
0,02 |
Тревожное отношение к онлайн-обучению |
3,33 |
0,49 |
3,49 |
0,51 |
5,62 |
<0,01 |
0,01 |
Коммуникативная адаптация к онлайн-обучению |
3,12 |
0,44 |
3,05 |
0,49 |
43,3 |
<0,01 |
0,09 |
Позитивное отношение к цифровизации |
2,83 |
0,84 |
2,64 |
0,89 |
2,61 |
0,10 |
0,01 |
Выявлена неоднозначная картина психологической адаптации к цифровизации общества при анализе результатов возрастных групп молодости и средней зрелости. Респонденты старшей по возрасту группы превосходят младшую по грамотности информационного поиска и нормативной адаптации, адаптации в семейной и профессиональной сферах, в то время как респонденты младшей группы более адаптированы к интернет-коммуникации и к цифровизации в образовательной сфере. Респонденты старшей группы более склонны к проявлению цифровой тревожности, но при этом проявляют большую готовность к онлайн-обучению. Молодые люди обнаруживают большую адаптацию к цифровизации в образовательной сфере и коммуникации в онлайн-обучении. Таким образом, наши данные свидетельствуют о различной включенности и освоении цифровых средств в различных социальных сферах представителей возрастных групп, что связано, по нашему мнению, со значимостью и мерой освоенности той или иной сферы деятельности. Для группы молодежи более эффективное освоение выявлено для сферы образования и коммуникации, а для группы средней зрелости – для профессиональной и семейной сфер. Однако адаптация к цифровизации у старшей возрастной группы сочетается с высокой цифровой тревожностью при позитивном отношении к самому процессу цифровизации.
Исходя из гипотезы о роли ценностной сферы личности как основы мотивации и целеполагания в процессе психологической адаптации к цифровизации общества, мы сравнили показатели ценностей высшего порядка у исследуемых возрастных групп, обнаруживших значимые различия в характере психологической адаптации к цифровизации (табл. 9).
Таблица 9. Дескриптивная статистика и значимость различий оценок ценностей группой респондентов молодости и средней зрелости (N=408)
Ценности высшего порядка |
Молодость (18-26 лет) |
Средняя зрелость (45-55 лет) |
Различия |
Сила эффекта |
|||
M |
SD |
M |
SD |
F |
p |
η2 |
|
Ценности изменения |
4,17 |
0,83 |
4,41 |
0,65 |
12,25 |
<0,01 |
0,03 |
Ценности сохранения |
4,05 |
0,81 |
4,48 |
0,71 |
37,59 |
<0,01 |
0,08 |
Ценности самопреодоления |
4,24 |
0,85 |
4,59 |
0,70 |
22,29 |
<0,01 |
0,05 |
Ценности самоутверждения |
3,85 |
0,79 |
3,51 |
0,79 |
20,32 |
<0,01 |
0,04 |
Результаты, полученные с помощью однофакторного дисперсионного анализа, обнаруживают значимость различий по всем ценностям высшего порядка, за исключением ценности самоутверждения у респондентов возрастной группы средней зрелости. Можно предположить, что большая значимость ценностей изменения и самопреодоления у респондентов старшей по возрасту группы определяет мотивацию адаптации в значимых для этого возраста профессиональной и семейной сферах, а также необходимую для успешности профессиональной деятельности поведенческую цифровую адаптацию в виде высокой грамотности информационного поиска. Большая, по сравнению со старшей группой, значимость ценности самоутверждения выступает основой мотивации и целеустремленности молодых респондентов для решения задач развития этого возраста – обретения партнеров в совместной деятельности и близких межличностных отношениях (адаптация в коммуникации) и получения образования. Таким образом, мы получили подтверждение тому, что ценности, составляя основу целеполагания и мотивации деятельности, значимой для возрастного этапа развития личности, выступают условием успешной психологической адаптации личности к цифровизации различных социальных сфер. Высказанное предположение требует продолжения исследования и составляет его перспективу.
Обсуждение результатов
Центральной системообразующей характеристикой психологической адаптации человека как сложного системного явления является отношение человека к окружающей действительности и к самому себе [6], когда деятельность человека, побуждаемая мотивами и регулируемая ценностями, опосредующими целеполагание, выступает как активное формирование субъектом стратегий и способов овладения ситуацией на разных уровнях регуляции поведения [8]. Ценностные иерархии как сверхиндивидуальные системы, определяющие отношение «личность – общество», могут как содействовать, так и препятствовать процессам адаптации [18]. Мы предположили, что базовые ценности, как и ценности высшего порядка, выступая как мотиваторы и переходные цели личности, будут связаны с успешностью психологической адаптации личности к цифровизации различных социальных сфер динамично изменяющегося общества. Нами было выделены три группы респондентов, различающихся особенностями адаптации – группа хорошо адаптированных, неадаптированных, отличающихся высокой тревожностью в связи с цифровизацией, и неадаптированных, не испытывающих тревоги в связи с цифровизацией. Наше предположение о характере адаптации выделенных групп получило подтверждение в связи с установленным фактом более высокого уровня психологического благополучия у группы хорошо адаптированных респондентов. Сравнительный анализ особенностей глубинных убеждений и социальных верований групп обнаружил существенные различия в их образе мира и отношении к самому себе и окружающему миру. В случае успешной адаптации, в отличие от группы «неадаптированных», окружающий мир воспринимается как доброжелательный, справедливый и контролируемый, а образ Я имеет безусловно позитивный характер. Для «неадаптированных» респондентов мир воспринимается как конкурентный и недостаточно справедливый, а в случае проявления тревожности по отношению к цифровизации – как опасный и неконтролируемый, а образ Я характеризуется негативно.
Опираясь на круговую модель базовых ценностей Ш. Шварца, мы выявили существенные различия ценностной сферы групп с различной психологической адаптацией к цифровизации. Ценностная сфера респондентов, адаптированных к цифровизации, отличается выраженностью социального фокуса ценностей, сбалансированного с ценностями персонального развития, свободой от тревоги и самозащит, и характеризуется высокой значимостью ценностей самопреодоления и значимостью ценностей изменения. Это согласуется с результатами исследования связи базовых ценностей, выделенных в концепции Ш. Шварца, с вовлеченностью в ИКТ активности, в частности, с положением о значимости ценностей изменения [17]. Это означает, что чем более значимы ценности сохранения (традиций, конформизма, личной и общественной безопасности), тем менее выражена готовность к инновационным формам обучения с использованием цифровых технологий и тем сложнее принятие личностью новых форм коммуникации в онлайн-обучении. Выявленная связь базовых ценностей и особенностей психологической адаптации к цифровизации лишь на теоретическом уровне с опорой на положение теории Ш. Шварца предполагает причинно-следственные отношения, в которых ценности выступают как причина адаптации. Подобное предположение требует дальнейшего исследования.
Наши результаты являются еще одним свидетельством несостоятельности мифа о тотальном превосходстве молодого поколения над старшим в освоении цифровых технологий в различных сферах. Обнаружены возрастные различия психологической адаптации к различным аспектам цифровизации в профессиональной и образовательной сферах, свидетельствующие о том, что значимость и, как мы предполагаем, смысл деятельности, обусловленный содержанием ценностной сферы личности, определяют готовность человека к освоению новых цифровых технологий как культурных средств осуществления деятельности и, тем самым, продуктивность психологической адаптации к процессу цифровизации. Адаптация к инновационным цифровым технологиям в коммуникативной и образовательной сферах, релевантным задачам развития возрастной стадии, происходит успешнее в молодом возрасте, а в профессиональной и семейной сферах – в период средней зрелости.
Ограничения исследования связаны с необходимостью изучения причинно-следственных связей успешности психологической адаптации к цифровизации с ценностной структурой сознания с учетом более полного спектра условий и факторов, влияющих на реализацию деятельности субъекта. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в изучении связей между целеполаганием, обусловленным ценностной сферой, регуляцией и контролем деятельности, стратегиями совладания и характером адаптации к цифровизации.
Заключение
- Характер психологической адаптации к цифровизации общества как сложного системного процесса обнаруживает гетерогенность и неравномерность как по отношению к различным параметрам цифровой адаптации, так и по отношению к различным социальным сферам.
- Установлена связь базисных убеждений и социальных верований личности с успешностью психологической адаптации к цифровизации. Успешная адаптация сопряжена с убеждениями в доброжелательности, справедливости и контролируемости мира, трудности адаптации – с восприятием мира как опасного, конкурентного и недостаточно справедливого.
- Результаты подтверждают гипотезу о связи базовых ценностей с успешностью психологической адаптации к цифровизации. Ценности самопреодоления, ориентированные на социальный фокус, включая благополучие окружающих людей и универсализм как понимание, признание, терпимость и защиту благополучия всех людей и природы в сочетании с ценностью открытости к изменениям в виде активного выбора на основе ценностей самостоятельности мыслей и поступков, определяют структуру ценностной сферы личности в случае успешной адаптации. В случае низкой адаптации, напротив, значимы ценности самоутверждения и самовозвышения, а также ценности сохранения в условиях возрастания тревожности, связанной с цифровизацией.
- Возрастные особенности психологической адаптации к цифровизации связаны с задачами развития возраста и значимостью социальных сфер и видов деятельности – в период молодости, по сравнению со средней зрелостью, успешность адаптации к цифровизации выше в коммуникативной и образовательной сферах, а в средней зрелости – в профессиональной при высоком уровне цифровой тревожности.
Дополнительные материалы
Приложение
Дескриптивная статистика для параметров психологической адаптации к цифровизации, шкалам базисных убеждений, психологического благополучия, верований и ценностных ориентаций (N=408)
Шкалы исследуемых параметров |
|
|
Шкалы психологической адаптации к цифровизации |
M |
SD |
Обеспечение безопасности в цифровой среде |
3,34 |
0,62 |
Грамотность информационного поиска |
3,22 |
0,47 |
Коммуникативная адаптация |
3,19 |
0,53 |
Нормативная адаптация (отсутствие склонности к обману и мошенничеству) |
3,49 |
0,81 |
Цифровая тревожность |
3,18 |
0,68 |
Адаптация к цифровизации в семейной сфере |
3,29 |
0,77 |
Адаптация в профессиональной сфере |
3,13 |
0,48 |
Адаптация в образовательной сфере |
3,09 |
0,33 |
Готовность к онлайн-обучению |
3,42 |
0,50 |
Тревожное отношение к онлайн-обучению |
2,71 |
0,87 |
Коммуникативная адаптация к онлайн-обучению |
2,67 |
0,56 |
Позитивное отношение к цифровизации |
3,07 |
0,47 |
Психологическое благополучие |
3,51 |
0,62 |
Доброжелательность окружающего мира |
3,02 |
0,81 |
Справедливость окружающего мира |
3,41 |
0,75 |
Образ Я |
3,40 |
0,70 |
Вера в удачу |
3,11 |
0,62 |
Вера в контроль над окружающим миром |
3,39 |
0,68 |
Вера в опасный мир |
3,20 |
0,43 |
Вера в конкурентный мир |
2,59 |
0,52 |
Вера в справедливый мир |
3,37 |
0,58 |
Интолерантность к неопределенности |
4,57 |
1,02 |
Толерантность к неопределенности |
4,65 |
0,92 |
Ценности изменения |
4,32 |
0,73 |
Ценности сохранения |
4,31 |
0,78 |
Ценности самопреодоления |
4,44 |
0,78 |
Ценности самоутверждения |
3,36 |
0,81 |
Самостоятельность мыслей |
4,46 |
0,97 |
Самостоятельность поступков |
4,78 |
0,94 |
Стимулирование |
3,39 |
0,90 |
Гедонизм |
4,16 |
0,98 |
Достижения |
3,95 |
1,01 |
Власть-доминирование |
3,14 |
1,03 |
Власть над ресурсами |
3,29 |
1,13 |
Репутация |
4,40 |
0,92 |
Безопасность личная |
4,51 |
0,95 |
Безопасность общественная |
4,86 |
1,01 |
Традиции |
4,17 |
1,19 |
Конформизм в отношении правил |
3,99 |
1,01 |
Конформизм межличностный |
4,00 |
0,98 |
Скромность |
3,84 |
0,86 |
Универсализм – забота о других |
4,52 |
0,97 |
Универсализм – забота о природе |
4,10 |
1,04 |
Универсализм – толерантность |
4,15 |
0,91 |
Благожелательность – забота |
4,74 |
1,00 |
Благожелательность – долг |
4,72 |
0,93 |
Литература
- Антонова Н.В. Цифровая трансформация организации и благополучие сотрудников // Социальная и экономическая психология. 2022. Том 7. № 3(27). С. 201– DOI:10.38098/ipran.sep_2022_27_3_07
- Белинская Е.П., Шаехов З.Д. Взаимосвязь психологического благополучия и адаптации к рискам цифрового мира в молодежном возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. Т. 46. № 3. С. 239–260. DOI:10.11621/LPJ-23-35
- Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 1. С. 67–73.
- Войскунский А.Е., Солдатова Г.У. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431–450. DOI:10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
- Гулевич О.А., Аникеенок О.А., Безменова И.К. Социальные верования: адаптация методик Дж. Даккита // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 68–
- Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во ИП РАН, 2003. 318 с.
- Карабанова О.А., Тихомандрицкая О.А., Молчанов С.В. Психологическая адаптация к рискам цифровизации в сфере профессиональной деятельности взрослых с различным уровнем диспозиционного оптимизма // Национальный психологический журнал. 2023. Т. 18. № 4. С. 3–15. DOI:10.11621/npj.2023.0401
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 240 с.
- Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. Том 7. № 1. С. 92–110.
- Марцинковская Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3(105). С. 77–96. DOI:10.17759/cpp.2019270306
- Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк М.Б., Хохлова А.Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3.
- Падун М.А., Котельникова А.В. Методика исследования базисных убеждений личности. Лаборатория психологии и психотерапии посттравматического стресса. М.: ИП РАН, 2007.
- Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 3. С. 226–248. DOI:10.21638/spbu16.2022.301
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 87–98. DOI:10.17759/chp.2020160409
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 3. С. 11–30. DOI:10.17759/sps.2023140302
- Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 4. С. 27–37. DOI:10.17759/chp.2022180403
- Татарко А.Н., Макласова Е.В., Дубров Д.И., Багдасарян М.А. Связь базовых человеческих ценностей и вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий у молодежи и старшего поколения // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 2. C. 5– DOI:10.17759/pse.2022270201
- Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. М.: Изд-во Институт общегуманитарных исследований, 2002. 212 с.
- Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43–
- Шилко Р.С., Долгих А.Г., Алмазова О.В. Измерение психического здоровья в образовательном пространстве: шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2018 г., Санкт-Петербург) / Под общ. ред. Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. Часть 1. 354 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 187
В прошлом месяце: 76
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 98
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 7