Социальная психология и общество
2013. Том 4. № 3. С. 143–152
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 131677020 2013 г. «Разработка методологических основ экологической психологии образования как направления психологопедагогической науки».
Ключевые слова: образовательная среда, педагогическое качество образовательной среды, типология сред, моделирование среды, отношение педагогов к учащимся, взаимоотношения педагогов и учащихся, типология педагогических позиций учителей
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ясвин В.А. Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 3. С. 143–152.
Фрагмент статьи
Метод векторного моделирования среды предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: «свободазависимость» и «активностьпассивность». «Активность» понимается как инициативность, стремление к чемулибо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. п. Соответственно, «пассивность» рассматривается как «нулевая активность». «Свобода» связывается с независимостью суждений и поступков, возможностью выбора, самостоятельностью и т. п. «Зависимость» понимается как приспособленчество, конформизм и т. п.
По итогам ответов экспертов или респондентов на ряд диагностических вопросов в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать среду. На основе такой диагностики анализируемая среда может быть отнесена к одному из четырех базовых типов: догматическая среда, карьерная среда, безмятежная среда и творческая среда. Догматическая среда способствует формированию зависимой и пассивной личности; идейная — свободной и активной личности; безмятежного потребления — свободной, однако пассивной личности, карьерная среда — активной, но зависимой личности. Педагогическое качество образовательной среды определяется тем, насколько данная среда стимулирует свободную активность учащихся в образовательном процессе.
Литература
- Карпова О.И. Диагностика отношения к школе в процессе психологопедагогической экспертизы образовательной среды: Дисс… канд. психол. наук. М., 2003.
- Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1.
- Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М., 1990.
- Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. Т. 14. № 4.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Рубцов В.В. Основы социальногенетической психологии. М.Воронеж, 1996.
- Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы докладов. М., 2000.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
- Ясвин В.А. Экспертная методика «Индекс толерантности» // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2007. № 2.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2421
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 2058
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0