Развитие детей-сирот в условиях институционализации и в замещающей семье. Рецензия на книгу: Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 670 с. (Фундаментальная психология практике)

1184

Аннотация

В рецензии на книгу «Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект» под редакцией А.В. Махнача, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых дается подробный и содержательный анализ монографии, позволяющей раскрыть особенности психического развития детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения для детей-сирот или в замещающей семье, а также понять психологические проблемы замещающих семей. Рассматриваются исследования различных аспектов развития и воспитания детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Анализируются такие важные для современного общества темы, как международное усыновление, профессионализм замещающей семьи, ее статус, трудности, с которыми она сталкивается, пути решения существующих проблем, предлагаемые российскими, итальянскими и испанскими учеными.

Общая информация

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070213

Для цитаты: Денисенкова Н.С. Развитие детей-сирот в условиях институционализации и в замещающей семье. Рецензия на книгу: Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 670 с. (Фундаментальная психология практике) // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 168–173. DOI: 10.17759/sps.2016070213

Полный текст


В рецензии на книгу «Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект» под редакцией А.В. Махнача, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых дается подробный и содержательный анализ монографии, позволяющей раскрыть особенности психического развития детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения для детей-сирот или в замещающей семье, а также понять психологические проблемы замещающих семей. Рассматриваются исследования различных аспектов развития и воспитания детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Анализируются такие важные для современного общества темы, как международное усыновление, профессионализм замещающей семьи, ее статус, трудности, с которыми она сталкивается, пути решения существующих проблем, предлагаемые российскими, итальянскими и испанскими учеными.
 

 

В 2015 году увидела свет коллективная монография «Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект» (ответственные редакторы А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) [1]. Четкая структура монографии, подробное описание методов исследования, обоснованные выводы, широкий подбор современной отечественной и зарубежной литературы, наличие аннотаций, abstracts и сведений об авторах помогают читателю получить представление о содержании монографии в целом и каждой главы в отдельности.

 

Основной текст предваряет развернутое предисловие «Психологические исследования проблем сиротства», в котором современно, емко, содержательно анализируется история возникновения и трансформации терминов и понятий, используемых в монографии, поднимаются проблемы, не решенные в настоящее время.

В монографии имеется два раздела, состоящие из глав, в которых представлены результаты широкого круга исследований по проблемам сиротства. Структура монографии соответствует современному status quo, при котором сосуществуют различные системы воспитания и жизнеустройства детей сирот: в условиях институционализации и замещающей семьи.

Первый раздел, «Психическое развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инсти­туционализации», построенный согласно возрастно-психологической логике, позволяет познакомиться с изучением различных аспектов развития и воспитания детей-сирот раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов в условиях институционализации.

Первые главы раскрывают специфику развития детей младенческого и раннего возрастов, воспитывающихся в домах ребенка, в том числе формирование привязанности и различных компонентов образа Я, описываются особенности общения таких детей со взрослыми. Интерес как для ученых, так и для практиков представляет подробное описание многочисленных авторских методик, предложенных Н.Н. Авдеевой, М.Ю. Со- лодуновой и Р.Ж. Мухамедрахимовым и дающих возможность изучать развитие личностной и социальной сфер детей младенческого и раннего возрастов.

Психологам, занимающимся исследованием развития ребенка в условиях депривации, понятна острота и сложность проблемы формирования образа тела у детей дошкольного возраста. Полученные Е.В. Филипповой и Н.М. Горшковой данные о том, как происходит становление образа тела у детей с разным опытом депривации, позволяют более осознано выстраивать систему взаимоотношений взрослый-ребенок.

Сравнительный анализ когнитивного и личностного развития детей младшего школьного возраста с разным уровнем психического развития, проживающих в семье и в детском доме, проведенный М.К. Акимовой и С.В. Персияновой, помог разработать оригинальную систему арт-терапии и музыкальной терапии, направленную на коррекцию умственного и личностного развития детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз «умственная отсталость». Введение ин­клюзивного образования активизирует поиск адекватных форм и методов работы с такими детьми, в связи с чем использование музыкальной и арт-терапии является современным и очень востребованным.

Значительная часть первого раздела посвящена изучению подростков-сирот, что определяется особой значимостью данного возраста для социального и личностного развития. Авторами (О.Н. Жильцовой, Д.В. Солдатовым, Л.А. Головей, М.В. Даниловой, Ю.Ю. Да­ниловой и др.) описываются многочисленные искажения в развитии личности, выявленные у подростков, воспитывающихся в детских домах: низкая самооценка, неудовлетворенность своим образом жизни, выраженное проявление экстер- нального локуса контроля, тревожность, индифферентность, низкий уровень сформированности познавательных интересов, пассивная жизненная позиция, отсутствие связи между личным прошлым, настоящим и будущим, страх перед будущим, ограниченность профессионального выбора, склонность к суицидальному поведению и правонарушениям.

Глубокий и разноплановый анализ социального развития подростков, находящихся в условиях депривации, теоретически и эмпирически обогащает социальную психологию развития. А.М. Прихожан выявлены такие специфические черты поведения подростков из учреждений закрытого типа, как однородность, единообразие стратегий совладания, свидетельствующая о недостаточной выраженности, «сглаживании» индивидуальных различий ко­пинг-поведения. Исследования уровня социальной дезадаптации А.Б. Холмого­ровой, С.В. Воликовой и Н.С. Сафроно­вой, проведенные на значительной разноплановой выборке (подростков-сирот, подростков группы риска из неблагополучных семей, школьников из элитных и массовых школ, проживающих в семьях), показывают, что подросткам-сиротам в наибольшей степени свойственны неблагополучие в интерперсональных связях и слабая интегрированность в социальные взаимодействия. Им трудно устанавливать отношения с окружающими из-за низкой степени доверия и выраженного страха отвержения. При этом, как показали в своей работе А.И. Лактионова и А.В. Махнач, уровень жизнеспособности и социальной адаптации подростков-сирот выше, чем у подростков с девиант­ным поведением из трудных семей.

Заканчивая обзор первого раздела, хотелось бы остановиться на главе «Ин­ституционализация и ее последствия для развития социального познания», где описывается исследование очень важной проблемы — понимания детьми-сиротами ментального и физического мира, а, следовательно, специфики их картины мира в целом. Ее автор Е.А. Сергиенко доказывает, что для детей-сирот — особенно при ранней институционализации — характерны дефицитарность социального познания, представлений о «физическом мире» и на базовом уровне, и на уровне понимания причинности. При объяснении причин каких-либо явлений дети из детских домов чаще выбирают физическую причинность, тогда как дети из семьи — ментальную.

Второй раздел монографии — «Психологические проблемы замещающих семей» — посвящен проблеме, вошедшей в нашу жизнь сравнительно недавно, и, что особенно важно, содержит рекомендации и конкретные примеры решений сложных, неоднозначных вопросов. Авторами изучаются такие острые для современного общества, психологов и педагогов темы, как международное усыновление, профессионализм замещающей семьи, ее статус и трудности, с которыми она сталкивается, предлагаются пути преодоления существующих трудностей.

Раздел открывается главами, помогающими разобраться в современных проблемах международного усыновления, проанализировать их в кросс-культурном контексте, осмыслить через призму психологических и педагогических исследований сиротства и замещающей семьи в западной (европейской и американской) и отечественной науке. А.В. Махнач связывает частные вопросы усыновления с проблемами общества в целом: непониманием и неприятием идеи заботы о ребенке-сироте на профессиональной основе, неподготовленностью государства к гибкому и быстрому принятию решений, некорректным обсуждением событий, связанных с сиротством в СМИ и др. Можно с полным основанием присоединиться к утверждению о том, что в сфере международного усыновления российских детей гораздо больше вопросов, чем найденных ответов.

А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых предлагают программу психологической диагностики замещающих родителей. Они отдельно останавливаются на принципах отбора, диагностических подходах, алгоритмах и основных составляющих психологического заключения, анализируют мировой опыт использования психологических тестов для обследования кандидатов в замещающие родители, выделяют наиболее значимые компоненты диагностики, раскрывают возможности использования их в конкретных ситуациях.

Не ограничиваясь описанием методов диагностики, А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.И. Лактионова, Ю.В. Постылякова анализируют опыт использования разработанной программы психологической диагностики, что позволяет сделать вывод о ее валидности.

В главах «Индивидуальные и семейные ресурсы у кандидатов в замещающие родители» и «Психологические и психофизиологические особенности детей и родителей в замещающих семьях как предикторы отказа от приемного ребенка» даны уточнения и конкретные рекомендации по применению программы психодиагностики кандидатов в замещающие родители. Ю.В. Постылякова Е.И., Николаева, О.Г. Япарова, Ю.Б. Ме- лешева рассматривают примеры возвращения детей в детские дома, причинами которых является недостаточный учет психопатологической симптоматики в семье кандидатов, функциональности семьи, наличия в ней детей и др.

Изучение особенностей принимающей семьи позволяет выделить некоторые ее характеристики, оказывающие специфическое влияние на развитие приемного ребенка. Так, Л.С. Печникова доказывает, что родственная опека, с одной стороны, дает больше возможностей для развития ребенка, с другой, — ре- гидность установок опекунов зачастую приводит к трудностям выполнения родительских функций и к нарушениям в поведения детей. Мотивы усыновления, наличие в семье психотравмирующих факторов, психическое состояние детей, тактики взаимодействия усыновителей и детей, как показывают проведенные Н.В. Тарабриной и Н.В. Майн исследования, связаны между собой и диктуют особенности работы с разными категориями усыновителей.

Для решения возникающих в замещающих семьях проблем Е.Б. Жуйко­ва предлагает использовать системный подход. Описание с позиции такого подхода истории трех поколений принимающих семей в европейском обществе позволяет лучше понять особенности современного «реалистически-материа- листического» поколения. В главе рассмотрены основные этапы жизненного цикла принимающей семьи и задачи, решаемые на разных этапах усыновления, представлены основные принципы и направления психотерапевтической помощи принимающей семьи.

Две главы раздела посвящены исследованиям, связанным с международным усыновлением. Нельзя не отдать должное смелости авторов, поднявших и решающих на высоком научном уровне острую проблему усыновления российских детей-сирот иностранными гражданами Италии и Испании. В главе «Родились в России, выросли в Испании» особое внимание уделяется возрасту усыновления, психическому статусу детей, характеристике приемной семьи и особенностям ее профессионального сопровождения. Х. Паласиос, М. Роман, Э. Леон, К. Морено, М.-Г. Пеньярубиа дают конкретные рекомендации по усовершенствованию программы усыновления. Они, как и ряд российских авторов, полагают, что одним из острых и нерешенных вопросов остается социальная интеграция, проходящая нормально в раннем возрасте, но ухудшающаяся по мере взросления ребенка. Эту проблему необходимо решать совместными усилиями специалистами обеих стран (страны, где ребенок родился, и страны, где он живет в семье усыновителей).

За последнее десятилетие число усыновленных иностранными гражданами детей значительно возросло, что отмечено в главе «Усыновление российских детей-сирот гражданами Италии». Анализ проблем усыновления предлагается проводить с точки зрения отношенче­ско-символического подхода, разрабатываемого в течение последних тридцати лет итальянскими учеными Центра семейных исследований при Миланском католическом университете. Р. Росна- ти и Е. Канци рассматривают условия адаптации ребенка из России к жизни в семье итальянских усыновителей, проводят сравнение с итальянскими детьми из приюта, которое демонстрирует значительно более быструю адаптацию, меньшее число поведенческих трудностей, лучшую успеваемость в школе, более высокий IQ. Одной из наиболее сложных проблем для ребенка при усыновлении, по мнению авторов, является связь между его прошлым и настоящим. В главе раскрываются условия облегчения прохождения периода адаптации, предлагается программа, отличающаяся продуманностью, гуманностью, знанием психики ребенка. Для того чтобы усыновление дало детям шанс на нормальный рост и полноценное развитие, необходимо налаживание связей между семьей, социальными службами и обществом в целом, между родной страной ребенка и его новой родиной, в данном случае между Россией и Италией.

Работы и отечественных авторов, и западных коллег, представленные в монографии, отличаются авторским подходом, глубоким и оригинальным анализом. Большое количество методов и методик исследования, обширный, очень интересный эмпирический материал, содержательные выводы, практические рекомендации, сопоставление полученных результатов с данными западных авторов, без сомнения, окажутся полезными как для ученых, так и для практиков, интересующихся проблемами сиротства. Главы не единообразны, но отличаются методологической целостностью, что особенно важно в современном контексте и делает монографию единым целым. Содержащиеся в ней теоретические разработки и конкретные эмпирические данные вносят несомненный вклад в исследование многообразных аспектов проблематики сиротства в современной России.


[*] Денисенкова Наталия Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии развития, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, nataliya- denisenkova@yandex.ru

[†] Denisenkova Nataliya S. — Ph.D. Psychology, Professor in Department of Social Phychology of Development, FBGBOU VO MGPPU, Moscow, Russia, nataliya-denisenkova@yandex.ru

Литература

  1. Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 670 с. (Фундаментальная психология практике)

Информация об авторах

Денисенкова Наталия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1740-3995, e-mail: nataliya-denisenkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2358
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1184
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0