Первая студенческая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

586

Аннотация

В настоящем сообщении дается отчет о работе Первой студенческой научной конференции «Социальная психология: вопросы теории и практи- ки», посвященной памяти М.Ю. Кондратьева. В конференции участвовали студенты бакалавриата и магистратуры МГППУ, представившие в своих докладах исследования, выполненные в парадигме классической отечественной социальной психологии и, в частности, базирующиеся на идеях школы А.В. Петровского—М.Ю. Кондратьева. Тематика выступлений охватывала такие области, как социальная психология малых групп, социальная психология личности, этнопсихология, социальная психология образования, психология управления, психология лидерства, социальная психология семьи.

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070211

Для цитаты: Кочетков Н.В. Первая студенческая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 158–161. DOI: 10.17759/sps.2016070211

Полный текст


В настоящем сообщении дается отчет о работе Первой студенческой научной конференции «Социальная психология: вопросы теории и практики», посвященной памяти М.Ю. Кондратьева. В конференции участвовали студенты бакалавриата и магистратуры МГППУ, представившие в своих докладах исследования, выполненные в парадигме классической отечественной социальной психологии и, в частности, базирующиеся на идеях школы А.В. Петровского—М.Ю. Кондратьева. Тематика выступлений охватывала такие области, как социальная психология малых групп, социальная психология личности, этнопсихология, социальная психология образования, психология управления, психология лидерства, социальная психология семьи.
 

Максимальная эффективность процесса обучения немыслима без хорошо организованной образовательной среды, в которой одну из главных ролей играют традиции учебного заведения. Наиболее ярко они проявляются на таких мероприятиях, как посвящение в студенты, защита дипломов и т.п. Однако, с содержательной точки зрения, традиции в большей степени подпитываются тем социально­культурным фоном, научным контекстом, который создавало не одно поколение ученых, педагогов и учащихся того или иного учебного заведения. В этом плане ярким маркером наличия традиций служат «именные» конференции, которые есть во многих старых вузах. Уже не первый год проводятся «Ананьевские чтения» в СПбГУ, «Челпановские чтения» в ПИ РАО, чтения памяти Л.С. Выготского в РГГУ, «Мерлинские чтения» в ПГПУ и т.д. Факультет социальной психологии МГППУ может гордиться уже не раз проводившейся всероссийской научно-практической конференцией, посвященной памяти профессора А.В. Петровского, являющегося создателем научной социально-психологической школы, к которой в полной мере можно отнести работу факультета социальной психологии МГППУ. За почти два десятка лет его существования в русле концепций, разработанных А.В. Петровским и его учениками, было воспитано не одно поколение студентов, защищены магистерские, кандидатские и докторские диссертации. В нынешнем году факультет «пополнился» еще одной традицией-конференцией, приуроченной к 60-летию А.В. Петровского, создателя факультета социальной психологии МГППУ, профессора М.Ю. Кондратьева. Омрачает радость от этой традиции только один факт — памятники при жизни не ставят.

 

Первая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» состоялась 8 апреля 2016 года. Ее цель — представить лучшие студенческие работы, базирующиеся на теоретическом фундаменте классической социальной психологии малых групп. В работе конференции приняли участие более 30 человек, среди которых студенты как младших, так и старших курсов бакалавриата и магистратуры. В программный комитет конференции вошли его председатель — кандидат биологических наук, декан факультета социальной психологии Т.Ю. Маринова и преподаватели факультета — доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии развития Н.Н. Толстых, доктор психологических наук М.Е. Сачкова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии О.Б. Крушель- ницкая, кандидат психологических наук Н.С. Денисенкова, кандидат психологических наук П.А. Бабанин. После открытия конференции и приветственного слова председателя программного комитета состоялось секционное заседание.

Спектр тем, обсуждаемых на конференции, получился широким, отражая научные интересы студентов и их руководителей. Самые большие блоки работ оказались посвящены тематике социальной психологии образования и социальной психологии семьи. Первый блок представляли работы Д.Д. Мельниковой «Школьная форма как элемент образовательной среды»; А.В. Муллахметова «Социально-психологические аспекты информационной культуры школьников»; П.А. Солдатовой «Влияние референтного окружения на систему ценностей подростков»; Л.Ю. Тарасовой «Социально-психологические факторы учебной мотивации в среднем звене общеобразовательной школы»; А.А. Филипповой «Социально-психологические проблемы профессиональной ориентации и профот­бора»; Р.А. Цветкова «Социально-психологические особенности учебной мотивации школьников младших классов».

По тематике социальной психологии семьи были заслушаны и обсуждены выступления М.Б. Бехбудзаде «Причины конфликтов между детьми в семье»; Ю.Д. Карпухиной «Социально-психологические факторы удовлетворенности браком»; А.Д. Кобыляцкой «Природа предубеждений в контексте внутрисе­мейных отношений»; Д.Ф. Свиреповой «Особенности воспитания в неполной семье»; Е.С. Смагиной «Причины конфликтов детей одной семьи».

Традиционной для факультета социальной психологии МГППУ является проблематика этнопсихологии, в рамках которой были подготовлены сообщения В.П. Журавлевой «Психология этнической предубежденности»; А.Г. Захар­киной «Социально-психологическая характеристика тренинга межкультурной компетентности»; А.Ю. Болтовой «Ценностные ориентации людей, присоединяющиеся к новым религиозным движениям».

Нельзя не отметить еще один вектор исследований, связанный с психологией управления. На эту тему были сделаны доклады Н.И. Папки «Типы организационных патологий государственных учреждений»; Е.А. Васильевой «Образ эффективного руководителя в представлениях сотрудников современных коммерческих организаций»; А.А. Або- вян «Стратегии поведения в конфликте сотрудников организации с различными защитными психологическими механизмами», А.Ю. Бухариной «Теоретико­методологические аспекты разработки программ развития персонала в высоко­технологических организациях».

Близки к этому руслу научных изысканий практикоориентированные исследования, направленные на изучение такой формы работы, как социально­психологический тренинг. Ему посвятили свои доклады И.В. Давидян («Социально-психологический тренинг как метод формирования личностной компетентности в решении конфликтов») и А.Г. Паташури («Роль социально­психологического тренинга в формировании коммуникативной компетенции личности»).

Тема конфликтов и агрессивного поведения была продолжена в выступлениях Г.Г. Наташенкова «Влияние агрессивного поведения на взаимодействие взрослых людей», О.Г. Сергеевой «Взаимосвязь внутриличностного и межличностного конфликтов» и Г.О. Евграфьева «Агрессивность студентов в зависимости от их принадлежности к определенной музыкальной субкультуре».

Отдельным блоком стоят работы по новой для факультета проблематике, которая, однако, набирает популярность — проблематике интернет-зависимости. Из этой области прозвучали доклады О.В. Зарецкой «Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и классификация подходов к изучению проблемы» и Н.В. Саватеевой «Социально-психологические аспекты компьютерной зависимости».

Классическая социальная психология нашла свое отражение и в области спортивной психологии. Через призму этого отраслевого направления на вопросы лидерства и межличностных отношений посмотрела Ю.Э. Иванова, выступив с сообщением «Лидерство и межличностные отношения в спортивной команде».

В целом Первая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» показала актуальность такого формата студенческих мероприятий. Это не только дает возможность поощрить лучших учащихся, продемонстрировать студентам младших курсов принадлежность к определенной научной школе, но и сформировать в конечном итоге благоприятную образовательную среду. Оценивая итоги конференции, можно сказать, что она прошла на высоком профессиональном уровне и показала вектор ее дальнейшего развития.

Информация об авторах

Кочетков Никита Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6346-6113, e-mail: nkochetkov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2169
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 586
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0