Социальная психология и общество
2018. Том 9. № 3. С. 7–9
doi:10.17759/sps.2018090301
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Предисловие редакторов тематического выпуска
Общая информация
Рубрика издания: Колонка редактора
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090301
Для цитаты: Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Предисловие редакторов тематического выпуска // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 7–9. DOI: 10.17759/sps.2018090301
Полный текст
Предлагаемый читателям выпуск журнала «Социальная психология и общество» посвящен одной из наиболее актуальных научных тем, а именно теории, методологии и методам исследования социальных явлений. Сегодня в распоряжении психологов имеется достаточно широкий репертуар стратегий для анализа феноменологии и закономерностей развития общества. Предваряя статьи этого номера, в которых обсуждаются наиболее перспективные методы и направления социально-психологических исследований, нам следует сказать несколько слов о современном понимании метода как такового.
Проблема метода исследования константна на протяжении всей истории психологии и по-разному ставилась в ее внутридисциплинарных предметных разделах: психологии личности, социальной и клинической психологии — этот перечень можно продолжать на многие страницы. В современных работах по методологии психологии считается общепринятым тезис, согласно которому исследовательский метод определяет то, что мы считаем фактом и предметной сферой изучения той или иной науки. Метафора «оптики» применительно к методам не случайна — исследовательская стратегия или подход задает точку зрения, режим или перспективу видения и интерпретации окружающего мира, а критическая рефлексия методологических позиций и экспликация решения о выборе конкретного инструментария может считаться одной из важнейших компетенций профессионального психолога — равно как и исследователя, и практика, чья первоочередная задача заключается прежде всего в том, чтобы обосновать адекватность используемой теоретической методологии, методов сбора и анализа данных поставленным целям и задачам.
В современной социальной психологии отходят на второй план или даже преодолеваются традиционные классификации исследовательских методов: например, качественные и количественные методы все чаще объединяются в «смешанные» исследовательские подходы, методы диагностики, воздействия и консультирования рассматриваются в единообразном комплексе. Психолог не имеет права ограничивать собственные действия одним исследовательским инструментом — он прагматически объединяет различные стратегии познания, т. е. совершает методологическую триангуляцию, если воспользоваться этим хрестоматийным понятием. Сохраняет актуальность программа исследования действием, восходящая к научной школе К. Левина, что обусловлено, как нам представляется, стремлением социальной психологии не только описать или объяснить положение человека в обществе и культуре, но и преобразовать или изменить его — принципиальный тезис о включенности психологии в контекст социальных изменений и проблем отстаивала в своих работах Г.М. Андреева, которая внесла весьма значительный вклад в формирование методологической культуры психологов и социологов в нашей стране.
Кроме того, следует обратить внимание на следующее обстоятельство: в отечественной науке обсуждение методологических вопросов предполагает не только разработку конкретных исследовательских стратегий, но и анализ их общих эпистемологических оснований (отсюда происходит и классическое различие четырех понятий — методологии, методов, методик и техник). Таким образом, говоря о проблеме метода в психологии, мы вместе с авторами этого специального выпуска журнала «Социальная психология и общество» считаем необходимым принять ее максимально широкое определение, включающее в себя два аспекта: собственно методологический и конкретно-методический.
Теперь — о тематике статей. В номере можно выделить несколько содержательных блоков, представляющих различные направления развития методологии и методов социально-психологических исследований. Авторы статей демонстрируют, что психология — наука полипарадигмальная и трансдисциплинарная, которая интегрирует исследовательские стратегии и подходы в поиске множества ответов на фундаментальный вопрос о том, как изменяются психика и познание человека в истории, обществе, культуре и искусстве наступившего ХХI столетия.
Номер открывают статьи, посвященные методологическим инновациям в исследовательских практиках психологии. Обсуждаемые перспективы — это концептуализация изменяющегося контекста современности (Н.В. Гришина), междисциплинарное взаимодействие социальной и клинической психологии (Д.А. Хорошилов, Е.Ю. Балашова, Н.П. Бусыгина), визуальные исследования (О.Т. Мельникова, А.С. Мезенцева). Большое внимание уделяется дизайнам, объединяющим качественные и количественные подходы в психологических исследованиях социальных конфликтов (Е.О. Голынчик), организационной культуры (С.А. Липатов) и цифровой социализации (Г.У. Солдатова). Следует подчеркнуть, что «смешанные» исследования представляют заметный тренд в психологии как в России, так и за рубежом.
В следующем тематическом блоке номера рассматриваются конкретные методы социально-психологических исследований политики (Е.Б. Шестопал), восприятия внешности партнеров по общению (В.А. Лабунская, Г.В. Сериков) и внутригрупповой аттракции (А.В. Сидоренков, О.Ю. Шипитько). Особое место, как и в первой методологической части номера, занимают визуальные методы с использованием фотографии, видео и кинематографа (Т.А. Шкурко, Е.Т. Соколова, Д.А. Хорошилов). Также представлены разработки и адаптации традиционных опросников (Е.П. Белинская, А.В. Вечерин, В.П. Елкинс).
Третий раздел номера — это эмпирические исследования трансформаций современного общества, реализующие обозначенные ранее методологические дизайны в изучении таких предметных сфер, как коллективные переживания социальных проблем (Т.П. Емельянова, Т.В. Дробышева), гендерная картина мира (О.А. Тихомандрицкая, О.Т. Мельникова) и социальный статус россиян (Т.В. Фоломеева, С.В. Федотова). В англоязычной статье коллег из Латвии (г. Рига) демонстрируются возможности имплицитного ассоциативного теста в анализе когниций о насилии (И. Плотка, Л. Шимане-Виганте, Н. Блюменау), что является одной из наиболее острых и дискутируемых тем в академическом и медиадискурсе. Наконец, завершает номер журнала статья А.Н. Кричевца, проблематизирующая роль статистики в психологических исследованиях. Во всех статьях предлагаются нетривиальные интерпретации сложных проблем, касающихся методологии и методов исследования в психологии, которые, надеемся, будут интересны и нашим читателям.
Подведем итоги: очевидно, что социальная психология на актуальном этапе ее развития имеет разнообразный инструментарий научных концептов и методов, эвристичных в анализе «изменяющегося человека в изменяющемся мире» (эта метафора в вариациях используется почти всеми авторами номера), что легко доказывается теоретическими и эмпирическими исследованиями на страницах этого выпуска журнала «Социальная психология и общество». Мы желаем приятного и, главное, познавательного чтения!
О.Т. Мельникова*,
Д.А. Хорошилов**
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1786
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 479
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0