Опыт апробации модели диагностики водителей, склонных к рискованному вождению (эстонская и российская выборки)

851

Аннотация

Настоящая статья посвящена вопросам апробации опросника, разработанного в NPO Estonian Traffic Behaviour Development Centre , который базируется на диагностической модели, представленной в докторской диссертации Г. Мейнхарда «“Ясное видение”: Оценка эффективности первичной профилактической программы повышения безопасности дорожного движения». Данный опросник позволяет диагностировать склонность водителей к различным рискам, возникающим в процессе вождения. Эта диагностическая модель была внедрена в государственную программу превентивной работы с водителями-нарушителями Эстонии в 2014 г. Перевод опросника на русский язык, включая корректировку вопросов, был осуществлен в рамках русифицированной версии, которая использовалась для русскоговорящих граждан Эстонии. В ходе исследования на российской выборке был впервые использован AUDIT (как часть опросника), направленный на изучение отношения к алкоголю. В качестве респондентов в исследовании приняли участие водители в количестве 635 человек, из которых 465 — представители Эстонии (15,5% — женщины, 84,5% — мужчины) и 170 — представители России (38,8% — женщины, 61,2% — мужчины). Все участники исследования имели многократные нарушения скоростного режима, а также нарушения Правил дорожного движения, часть респондентов прошли медицинское освидетельствование за вождение в нетрезвом состоянии. Было обнаружено, что шкалы опросника, используемого в данной диагностической модели, имеют достаточно высокую степень консистентности: α Кронбаха в диапазоне от 0,75 до 0,90, что является аргументом в пользу надежности диагностического инструмента (исключением является шкала «Оценка угроз/рисков вождения»: α Кронбаха равна 0,54 — российская выборка). Результаты настоящего исследования на российской выборке публикуются впервые и могут послужить основанием для постановки проблемы изучения склонности водителей к рискованному поведению на дороге, а также для использования данной диагностической модели с целью скрининга и последующего психологического консультирования, направленного на предотвращение дорожно- транспортных происшествий в России.

Общая информация

Ключевые слова: диагностическая модель, α-Кронбаха, AUDIT, безопасность дорожного движения, склонность к риску, нарушение законодательства, обратная связь, вождение в нетрезвом состоянии

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090411

Благодарности. Авторы статьи выражают благодарность за помощь в проведении исследования Дихорь Виктории Александровне, психологу наркологического отделения № 2 ГБУЗ СО ПБ № 6 (г. Екатеринбург), Паваляевой Татьяне Владимировне, психологу ООО «Профцентр Актив» (г. Воронеж), и Юртаевой Юлии Аркадьевне, менеджеру по безопасности компании Danone Russia (Москва).

Для цитаты: Мейнхард Г., Каарт Т., Кочетова Т.В. Опыт апробации модели диагностики водителей, склонных к рискованному вождению (эстонская и российская выборки) // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 119–133. DOI: 10.17759/sps.2018090411

Литература

 

1.                 Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт, 1989. 367 с.

2.                 Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 232 с.

3.                 Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1981. 408 с.

4.                 Ниазашвили А.Г. Индивидуальные различия склонности к риску в разных социальных ситуациях развития личности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 26 с.

5.                 Петров В.Е. Психологический анализ проблемы опасного стиля управления транспортным средством [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2016/08/70377 (дата обращения: 09.08.2016).

6.                 Петровский В.А. Неадаптивный риск и опыт интерпретации // Управление риском. 1997. № 3. С. 29—34.

7.                 Правила дорожного движения РФ [Электронный ресурс] URL: https://pdd-russia.com (дата обращения: 15.07.2018).

8.                 Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/31102/ (дата обращения: 04.08.2018).

9.                 Шмелев А.Г. Исследование склонности к риску [Электронный ресурс]. URL: http://yurpsy.com/files/test/risk.htm (дата обращения: 03.08.2018).

10.             Шуберт Г. Опросник RSK для оценки склонности к риску // В кн. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1981. С. 381—382.

11.             Babor T., Higgins-Biddle J., Saunders J., & Monteiro M. AUDIT. The Alcohol Use Disorders Identification Test. Guideline for Use in Primary Care. Geneva: World Health Organization WHO, 2010. 38 p.

12.             Breakwell G.M. The psychology of risk. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 350 p.

13.             Corbett Cl. The penalty points (demerit) system in the UK and Ireland / Fit to Drive: 4th International Traffic Expert Congress Tallinn. Bonn. 2009. Р. 61—63.

14.             Kogan N., Wallach M. A. Risky-shift phenomenon in small decision-making groups: A test of the information-exchange hypothesis // Journal of Experimental Social Psychology. 1967. Vol. 3. P. 75—84.

15.             Meinhard G. Evaluation of the effectiveness of a primary preventive program “Clear Picture…!?” to increase traffic safety (in press).

16.             Meinhard G. “Klare Sicht…!?”, Evaluation der Wirksamkeit eines primärpräventiven Programmes zur Erhöhung der Verkehrssicherheit // Rheinischen Friedrich-Wilhelms- Universität zu Bonn. 2018. 141 p.

17.             MTÜ Liikluskäitumise Arenduskeskus [Электронный ресурс] URL: https:// jkoolitus.eu/site/uudised (дата обращения: 15.07.2018).

18.             Taubman Or., Yehiel Ben-Ari D. Driving styles and their associations with personality and motivation // Accident Analysis & Prevention. 2012. Vol. 45. P. 416—422.

19.             Veapunktisüsteemi rakendamise vajalikkus ja oodatav mõju Eesti liiklusohutusele: Tallinna Tehnikakõrgkool. Maanteeamet, Tallinn., 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnt.ee/sites/default/files/survey/vps_aruanne_final.pdf (дата       обращения: 15.07.2018).

20.             Weber E.U., Blais A.-R., Betz N. A domain-specific risk-attitude scale: measuring risk perceptions and risk behaviors // Journal of Behavioral Decision Making. 2002. Vol. 15. P. 263—290. doi: 10.1002/bdm.414

21.             Zuckerman M. Sensation seeking and risky behavior. N. Y.: APA, 2006. P. 309.

 

Информация об авторах

Мейнхард Гуннар, доктор психологических наук, управляющий партнер, руководитель, Тартусское муниципальное управление «Трафити ОУ», Тарту, Эстония, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5607-5341, e-mail: gunnar.meinhard@gmail.com

Каарт Танел, кандидат математических наук, доцент, доцент кафедры биотехнологий в животноводстве, Эстонский университет естественных наук, Тарту, Эстония, e-mail: tanel.kaart@emu.ee

Кочетова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0746-680X, e-mail: kochetovatv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1797
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 851
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3