Амок: актуальность изучения нападений в школах, причины, возможности первичной профилактики

1125

Аннотация

Статья посвящена феномену амока — неистовой ярости, ненависти, выливающихся в массовую расправу над людьми в общественном месте. Изучение амока в нашей стране актуализируется в связи с учащением в последние годы расправ, совершенных учениками в образовательных учреждениях. Установлено, что амок имеет социокультурную и индивидуально-психологическую обусловленность. Амок характеризуется через признаки, стадии, разновидности и причины возникновения, распространения. В качестве релевантного методологического основания исследования амока предлагается отечественная концепция аффекта, дезорганизующего психику и поведение. Обосновано, что изучение случаев амока требует выявления возможных патологий психики у лица, совершившего нападение, индивидуальных свойств психических процессов, отвечающих за саморегуляцию, а также специфики личностной направленности и социального опыта. Рассмотрены такие факторы амока, как социальная эксклюзия (исключенность из референтной группы) и медианасилие. Описываются направления минимизации ущерба и потенциальные направления первичной психолого-педагогической профилактики амока.

Общая информация

Ключевые слова: амок, расправа, аффект, социальная эксклюзия, медианасилие, социализация подрастающего поколения, медиаобразование

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100109

Для цитаты: Книжникова С.В. Амок: актуальность изучения нападений в школах, причины, возможности первичной профилактики // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 152–168. DOI: 10.17759/sps.2019100109

Литература

 

  1. Алмазов Б.Н. Социальное отчуждение. Психолого-педагогический аспект. М.: Дата Сквер, 2010. 168 с.
  2. Аффект: практика судебной психолого-психиатрической экспертизы: хрестоматия [Электронный ресурс] / Авторы-составители Ф.С. Сафуанов, Е.В. Макушкин. М.: Генезис, 2016. URL: https://readli.net/affekt-praktika-sudebnoy-psihologo-psihiatricheskoy-ekspertizyi (дата обращения 03.04.2018)
  3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.
  4. Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. 2000. № 3—4. С. 5—17.
  5. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: пер. с англ. М.: Вильямс, 2004. 432 с.
  6. Будякова Т.П. Виктимологические аргументы в пользу легализации отложенного (отсроченного) аффекта // Всероссийский криминологический журнал. 2014. № 2. С. 16—22.
  7. Вилюнас В.К. Аффект // Большой психологический словарь / Сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: «Прайм-Еврознак», 2002. С. 48.
  8. Гилинский Я.И. «Исключенность» как глобальная проблема и социальная база преступности, наркотизма, терроризма и иных девиаций // Труды Санкт-Петербургского Юридического института Генеральной прокуратуры РФ, 2004. № 6. С. 69—77.
  9. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы агрессивного поведения детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2013. № 1. С. 5.
  10. Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. 140 с.
  11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т. 1: А—О. М.: Русский язык, 2000. 1209 с.
  12. Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая психиатрия. Т. 1. М.: Медицина, 1994. 672 с.
  13. Книжникова С.В. Медианасилие: «бить или не бить?» // Народное образование. 2014. № 5. С. 193—199.
  14. Книжникова С.В. «Эффект Вертера»: подражательные суициды среди подростков и молодежи // Педагогика. 2017. № 1. С. 76—82.
  15. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977. 100 с.
  16. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 118—130.
  17. Морозов П.В. Роль культуральных факторов в формировании классификаций психических заболеваний // Психиатрия и психофармакотерапия. 2006. Т. 8. № 3. С. 19—22.
  18. Мухачева И.М. Уголовно-правовая и психологическая характеристика аффекта // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 7 (68). С. 118—126.
  19. Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков : дисс. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2004. 219 c.
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер-ком, 1999. 720 с.
  21. Ситковская О.Д. Аффект: криминально-психологическое исследование. М.: Юрлитинформ, 2001. 240 c.
  22. Солдатова Г.У., Ртищева М.А., Серёгина В.В. Онлайн-риски и проблема психологического здоровья детей и подростков // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3 (25). С. 29—37.
  23. Стоименов Й.А., Стоименова М.Й., Коева П.Й. и др. Амок (Amok) // Психиатрический энциклопедический словарь. К.: МАУП, 2003. 1200 с.
  24. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2016. Т. 8. № 4. С. 102—116. doi:10.17759/psyedu.2016080411
  25. Тухбатуллин Р.Р. Умышленные преступления против жизни и здоровья, совершенные в состоянии аффекта: автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2005. 22 с.
  26. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Кучма, 2004. 414 с.
  27. Böckler N., Seeger T., Sitzer P., Heitmeyer W. School Shootings. International Research, Case Studies, and Concepts for Prevention. New York, Heidelberg, Dordrecht, London: Springer, 2013. 543 p.
  28. Cantor J. The Unappreciated V-Chip // Violence in Film & Television / Torr J.D. (Ed.). San Diego, Ca: Greenhaven Press, Inc, 2002. P. 171—178.
  29. Coleman L.L. The Copycat Effect. New York: Paraview Pocket-Simon & Schuster. 2004. 308 p.
  30. Davitz J.R. The communication of emotional meaning. New York: McGraw-Hill. 1964. 214 p.
  31. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Appendix I. Outline for Cultural Formulation and Glossary of Culture-Bound Syndromes // American Psychiatric Association. Text Revision (DSM-IV-TR). Washington, DC. 2000. Vol. 4. P. 899.
  32. Kellner D. Guys and Guns Amok: Domestic Terrorism and School Shootings from the Oklahoma City Bombing to the Virginia Tech Massacre. Boulder, CO: Paradigm Publishers. 2008. 221 p.
  33. Klein J. The Bully Society School Shootings and the Crisis of Bullying in America’s Schools. NYU Press, 2013. 318 p.
  34. Langman P. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. Rowman & Littlefield Publishers, 2015. 272 p.
  35. Lieberman J.A. School Shootings: What Every Parent and Educator Needs to Know to Protect Our Children. Citadel; Paperback Rev Upd, 2008. 384 p.
  36. Muschert G.W., Sumiala J. School Shootings. Mediatized Violence in a Global Age. Emerald Group Publishing, 2012. 353 p.
  37. Newman K.S., Fox C., Harding D., Mehta J., Roth W. Rampage: The Social Roots of School Shootings. New York: Basic Books, 2004. 416 p.
  38. Scheithauer H., Bondü R. Amoklauf und School Shooting. Bedeutung, Hintergründe und Prävention. Vandenhoeck & Ruprecht, 2011. 121 p.
  39. Towers S., Gomez-Lievano A., Khan M., Mubayi A., Castillo-Chavez C. Contagion in Mass Killings and School Shootings // PLoS ONE. 2015. Vol. 10 (7): e0117259. doi:10.1371/journal.pone.0117259

 

Информация об авторах

Книжникова Светлана Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет (ФГБОУ ВО КубГУ), Краснодар, Россия, e-mail: osvita2003@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1673
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1125
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3