Моральные основания и намерение участвовать в голосовании на выборах президента России

323

Аннотация

Цель исследования. Изучение связи моральных оснований с намерением участвовать в голосовании на выборах президента России. Контекст и актуальность исследования. Голосование на выборах имеет большое значение для обеспечения консенсуса в обществе, однако значительная доля избирателей не принимает в нем участия, что может быть вызвано, наряду с другими факторами, индивидуально-психологическими особенностями. В связи с появлением теории моральных оснований в мире растет интерес к моральным факторам политических предпочтений и электоральной активности. Тем не менее связь особенностей моральной сферы личности с электоральным поведением, а также возможные медиаторы такой связи остаются недостаточно изученными. Дизайн исследования. Использовался корреляционный дизайн с последующим структурным линейным моделированием связей. Опрос проводился в 2018 г. за 2—6 недель до выборов президента Российской Федерации. Выборка. 126 студентов заочного отделения (80% женщин) в возрасте от 18 до 50 лет. Методы. Опросник моральных оснований Дж. Грэхема и др., разработанный для этого исследования опросник вовлеченности в политику, а также анкета с вопросами о намерении голосовать и социально-демографических характеристиках респондентов. Результаты. Структурное линейное моделирование подтвердило связь сплачивающих моральных оснований с интересом к политике, предсказывающим, в свою очередь, намерение голосовать. Также подтвердилась выявленная в прошлых исследованиях тенденция к снижению готовности голосовать у более молодых респондентов. С помощью путевого анализа показано, что связь возраста с готовностью к участию в голосовании опосредована усиливающимися с возрастом сплачивающими моральными основаниями и интересом к политике. Основные выводы. Намерение голосовать на выборах зависит от вовлеченности в политику, связанной с выраженностью сплачивающих моральных оснований.

Общая информация

Ключевые слова: моральные основания, абсентеизм, намерение голосовать на выборах, вовлеченность в политику, возраст

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110203

Финансирование. Статья подготовлена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-013-00119 «Ценностные и моральные основы социального мировоззрения молодежи».

Для цитаты: Сычев О.А., Протасова И.Н., Власов М.С. Моральные основания и намерение участвовать в голосовании на выборах президента России // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 38–53. DOI: 10.17759/sps.2020110203

Литература

 

1.      Агадуллина Е.Р., Ловаков А.В. Протестное поведение: индивидуальные и групповые факторы // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 4. C. 131—140.

2.      Алексеев Р.А., Абрамов А.В. Электоральный абсентеизм в России и способы его преодоления (на материалах президентских выборов 2000-2012 гг.) [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2016. № 4. C. 1. DOI: 10.18384/2224-0209-2016-4-767.

3.      Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика // Полис. Политические Исследования. 2003. № 1. C. 112—122. DOI:10.17976/jpps/2003.01.10

4.      Дашкевич Г.В. Электоральная пассивность российской молодежи: ключевые причины и социальные последствия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3. C. 24—29.

5.      Сычев О.А., Беспалов А.М., Прудникова М.М., Власов М.С. Особенности моральных оснований у монгольских, немецких и российских подростков // Культурно- историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. C. 85—96. DOI: 10.17759/chp.2016120109.

6.      Сычев О.А., Протасова И.Н., Белоусов К.И. Диагностика моральных оснований: апробация русскоязычной версии опросника MFQ // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 3. C. 88—115. DOI:10.21702/rpj.2018.3.5

7.      Татарко А.Н. Взаимосвязь базовых человеческих ценностей и электорального поведения // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 1. C. 17—37. DOI:10.17759/sps.2017080102

8.      Buchanan P.J. 1992 Republican National Convention Speech [Электронный ресурс]. URL: http://buchanan.org/blog/1992-republican-national-convention-speech-148 (дата обращения: 03.04.2017).

9.      Franks A.S., Scherr K.C. Using Moral Foundations to Predict Voting Behavior: Regression Models from the 2012 U.S. Presidential Election // Analyses of Social Issues and Public Policy. 2015. Vol. 15 (1). P. 213—232. DOI: 10.1111/asap.12074.

10.              Graham J., Haidt J., Koleva S., Motyl M., Iyer R., Wojcik S., Ditto P.H. Moral foundations theory: The pragmatic validity of moral pluralism // Advances in experimental social psychology. 2013. Vol. 47. P. 55—130. DOI:10.1016/B978-0-12-407236-7.00002-4

11.              Graham J., Haidt J., Nosek B.A. Liberals and conservatives rely on different sets of moral foundations // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 96 (5). P. 1029—1046. DOI:10.1037/a0015141

12.              Graham J., Nosek B.A., Haidt J., Iyer R., Koleva S., Ditto P.H. Mapping the Moral Domain // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101. P. 366—385. DOI:10.1037/a0021847

13.              Hunter J.D. Culture wars: The struggle to define America. New Davison York: Basic Books, 1991. 432 p.

14.              Johnson K.M., Iyer R., Wojcik S.P., Vaisey S., Miles A., Chu V., Graham J. Ideology-specific patterns of moral indifference predict intentions not to vote // Analyses of Social Issues and Public Policy. 2014. Vol. 14 (1). P. 61—77.

15.              Koleva S.P., Graham J., Iyer R., Ditto P.H., Haidt J. Tracing the threads: How five moral concerns (especially Purity) help explain culture war attitudes // Journal of Research in Personality. 2012. Vol. 46 (2). P. 184—194. DOI:10.1016/j.jrp.2012.01.006

16.              Lijphart A. Unequal Participation: Democracy’s Unresolved Dilemma Presidential Address, American Political Science Association, 1996 // American Political Science Review. 1997. Vol. 91 (1). P. 1—14. DOI:10.2307/2952255

17.              Low M., Wui M.G.L. Moral Foundations and Attitudes Towards the Poor // Current Psychology. 2016. Vol. 35 (4). P. 650—656. DOI:10.1007/s12144-015-9333-y

18.              Milesi P. Moral Foundations and Voting Intention in Italy // Europe’s Journal of Psychology. 2017. Vol. 13 (4). P. 667—687.

19.              Niemi R.G., Weisberg H.F., Kimball D.C. Controversies in voting behavior. CQ Press Washington, DC, 2001. 398 p.

20.              Sarieva I.R. How to Measure Perceived Political Efficacy? A Three-component Scale // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 15. P. 477— 490. DOI:10.17323/1813-8918-2018-3-477-490

21.              Solt F. Economic inequality and democratic political engagement // American Journal of Political Science. 2008. Vol. 52 (1). P. 48—60.

Информация об авторах

Сычев Олег Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина" (ФГБОУ ВО АГГПУ), Бийск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916, e-mail: osn1@mail.ru

Протасова Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина (ФГБОУ ВО АГГПУ им. В.М. Шукшина), Бийск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7728-705X, e-mail: protasovain@mail.ru

Власов Михаил Сергеевич, кандидат филологических наук, начальник научно-исследовательского отдела, доцент кафедры русского языка и литературы, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина», Бийск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7848-5114, e-mail: vlasov_mikhailo@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 623
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 323
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6