Введение
Психологические характеристики добровольцев, которые на постоянной основе помогают людям и бездомным животным, активно изучаются зарубежными [Brown, 2012; Clary, 1999; Finkelstein, 2005; Kumar, 2012; Neumann, 2010; Thoits, 2001] и российскими [Азарова, 2008; Купрейченко, 2013; Мацюк, 2018; Никитина, 2013; Родина, 2018; Стегний, 2018; Сушко, 2017; Nikolskaya, 2020] исследователями.
Анализ литературы показал, что одними из самых изучаемых среди психологических характеристик волонтеров являются мотивы, уровень эмпатии, удовлетворенности жизнью, а также показатели социальной включенности-изоляции. Далее рассмотрим упомянутые характеристики в разрезе добровольческой активности подробнее.
Наиболее часто используемым для изучения ведущих мотивов волонтеров является функциональный подход, который утверждает идею выполнения каждым мотивом определенной функции. Масштабное исследование Э. Дж. Клари (E.G. Clary) и коллег [Clary, 1999] позволило выделить следующие шесть мотивов добровольчества:
• возможность транслировать и реализовывать свои гуманистические, альтруистические ценности в волонтерской активности;
• возможность приобрести новые навыки, научиться чему-то новому;
• самосовершенствование, возможность расти и развиваться психологически;
• увеличение шансов получения интересующей работы посредством волонтерства;
• социальный мотив (поддержание и укрепление социальных связей);
• защитный мотив (бегство от негативных переживаний, решение собственных эмоциональных проблем посредством добровольчества).
Выявляемые в процессе исследований мотивы могут подразделяться на истинно альтруистические и эгоистические, внешние (получить новые навыки, профессиональный опыт и т.д.) и внутренние (саморазвитие, помощь другим и т.д.).
Исследователи активно изучают вопрос мотивов волонтеров, зачастую в рамках континуума эгоизм—альтруизм. Некоторые работы показывают преобладание альтруистических мотивов у волонтеров над эгоистическими [Кудринская, 2006]. Другие обнаруживают эгоистические причины занятий волонтерством [Азарова, 2008; Никитина, 2013; Стегний, 2018]. Некоторые же авторы, в свою очередь, указывают на почти равное соотношение альтруистических и эгоистических мотивов у волонтеров [Овруцкая, 2019] с небольшим перевесом в сторону альтруистичности.
При этом стоит отметить, что нередко мотивы являются смешанными, и отдельного исследуемого волонтера невозможно однозначно отнести, например, к группе «альтруистов» или «эгоистов». Ввиду отсутствия стандартизированной общепризнанной методики изучения мотивов российских добровольцев психологи пока не пришли к единому мнению по данному вопросу, методы изучения данного феномена варьируют от исследователя к исследователю [Сухарькова, 2017].
Наряду с мотивами, важным качеством индивида, включенного в волонтерскую деятельность, является эмпатия. Ряд исследователей нашли значимые различия в уровне эмпатии между волонтерами и не волонтерами [Азарова, 2008; Родина, 2018]. Другие исследования показывают, что в группе волонтеров преобладает средний, нормальный уровень эмпатии, не сильно отличающийся от контрольной группы [Сушко, 2017], или добровольцы отличаются от не волонтеров лишь по определенным видам эмпатии.
Таким образом, информация об эмпатии волонтеров все еще остается нерешенным вопросом в академических кругах.
Многочисленные работы показывают, что добровольческая активность положительно коррелирует с уровнем удовлетворенности жизнью. Так, П.А. Тойтс и Л.Н. Хьюит (P.A. Thoits и L.N. Hewitt) провели исследование на большой выборке и выяснили, что волонтерами становятся удовлетворенные своей жизнью индивиды, при этом сама волонтерская деятельность также немало способствует росту удовлетворенности жизни добровольцев [Thoits, 2001]. Российские исследователи наряду с зарубежными коллегами обнаружили высокий уровень удовлетворенности жизнью у волонтеров [Мацюк, 2018; Скляренко, 2015].
Вместе с удовлетворенностью жизнью волонтеров положительное влияние подобная деятельность оказывает и на социальную включенность, помогая справиться с чувством одиночества. В ряде источников отмечается, что добровольцы чувствуют свою принадлежность к группе и причастность к чему-то значимому, важному и в целом оказываются удовлетворены качеством и количеством своих социальных контактов [Brown, 2012; Sundström, 2020]. Масштабное исследование 2012 года показало, что связь добровольчества и социальной поддержки, включенности не подвержена кросс-национальным влияниям (данные были получены из 139 стран) [Kumar, 2012].
Стоит отметить, что большинство вышеназванных исследований проводились на выборках волонтеров, работающих с людьми. Работ, посвященных сопоставлению данных характеристик между волонтерами, помогающими людям, и зооволонтерами, к настоящему моменту известно немного [Родина, 2018; Nikolskaya, 2020].
Как показало наше прошлое исследование [Воробьева, 2020], волонтеры этих групп отличаются друг от друга по ряду параметров. Так, зооволонтеры оказались в целом старше, состояли в отношениях, но чаще не имели детей; демонстрировали очень высокую вовлеченность в волонтерскую активность (порой ежедневную) в сравнении с волонтерами, которые помогают людям. Зооволонтеры отличались меньшей кооперативностью, чаще брали на себя больше ответственности и работали в одиночку.
В одном из исследований было показано, что зооволонтеры мотивированы главным образом гуманистическими ценностями и возможностью личностного роста посредством добровольчества. Волонтеры, работающие с людьми, чаще занимались данной деятельностью из-за гуманистических (альтруистических) мотивов и возможности расширить свои знания о мире, приобрести навыки [Nikolskaya, 2020].
Известно также, что защитники животных в своих действиях движимы в первую очередь чувством морального долга и личным энтузиазмом [Боровик, 2010].
Таким образом, немногочисленные исследования характеристик различных волонтеров указывают на определенные различия добровольцев, а по ряду психологических характеристик волонтеров в научном сообществе в настоящее время нет единого мнения. Психологические характеристики зооволонтеров изучены в меньшей степени, все еще остается множество «белых пятен» в отношении таких добровольцев [Боровик, 2010]. Исследования же, направленные на сопоставление характеристик волонтеров различных направленностей активности и типов, к настоящему моменту единичны. По целому ряду феноменов сравнительный анализ между волонтерами, работающими с людьми, и волонтерами, помогающими животным, и вовсе не проводился. Вместе с тем подобные данные могли бы обогатить понимание волонтерской деятельности и просоциального поведения в целом, особенностей и причин того или иного выбора реципиента помощи у добровольцев. Практическая ценность таких данных определяется возможностью использования результатов исследования для дифференцированной стратегии набора, удержания и мотивации волонтеров в зависимости от направленности активности (на помощь людям или животным) волонтерскими организациями.
Поэтому целью нашего эмпирического исследования стало изучение связи психологических характеристик волонтеров с направленностью волонтерской активности (на помощь людям или бездомным животным).
Метод
Методики
Для выяснения ведущих мотивов респондентов, вовлеченных в волонтерскую активность, нами был сформулирован вопрос с заданными возможными вариантами ответа по теории функциональных мотивов Э.Дж. Клари [Clary, 1999]. Для обработки результатов закодировали мотивы цифрами I—VI.
Волонтерам был задан вопрос «Я занимаюсь волонтерской деятельностью потому, что...» с возможностью выбора нескольких вариантов среди нижеследующих:
I. Я думаю, что помогать другим — это очень важно. Я искренне сострадаю тем, кому помогаю. Считаю, что нужно помогать тому, кому повезло меньше, чем мне (ценностный мотив);
II. Волонтерская деятельность позволяет узнать много нового, научиться чему-то, приобрести полезные навыки (мотив понимания);
III. Среди моих друзей много волонтеров. Мое близкое окружение поощряет мои занятия волонтерской деятельностью (социальный мотив);
IV. Волонтерская деятельность открывает новые карьерные возможности, повышает мою ценность на рынке труда, позволяет мне расширить круг полезных деловых контактов (карьерный мотив);
V. Это отвлекает меня от грустных мыслей, позволяет не думать о собственных проблемах. Я чувствую себя менее одиноким (защитный, компенсаторный мотив);
VI. Подобная деятельность поддерживает мое самоуважение и самооценку, я более доволен собой, чувствую себя нужным и важным. Волонтерская деятельность позволяет мне заводить новых друзей (мотив личностного роста).
Среди вышеперечисленных мотивов по-настоящему альтруистическим является ценностный мотив I; остальные рассматриваются авторами как эгоистические в той или иной мере [Купрейченко, 2013]. В исходном VFI респонденты оценивают 30 утверждений, связанных с шестью функциональными мотивами, по 7-балльной шкале от 1 до 7. Таким образом, для каждого мотива получается некое среднее значение, которое затем сопоставляется с остальными. В нашей форме, если добровольцы соглашались хотя бы с одним утверждением в одной категории, мы просили их отметить этот мотив как значимый. Мотивы оценивались количественно для каждого респондента без ранжирования и присвоения баллов.
Также для эмпирического исследования были использованы следующие методики:
1. Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна). Адаптация на русском языке: Ю.М. Орлов и Ю.Н. Емельянов [Солдатова, 2008].
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона (D. Russell, L.A. Peplau, M. Ferguson) [Фетискин, 2002].
3. Шкала удовлетворенности жизнью (англ. Satisfaction With Life Scale) в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина [Осин, 2008].
Выборка и процедура исследования
Основному этапу сбора данных (начало 2020 года) предшествовало пилотное исследование на волонтерском мероприятии в декабре 2019 года.
Участие в основной фазе исследования было добровольным и анонимным. Респондентам по их желанию предлагалось нематериальное вознаграждение — консультации по результатам исследования. Кураторам волонтерских организаций также были предложены обработанные обобщенные результаты исследований с рекомендациями по набору и обучению волонтеров.
Респонденты заполняли анкету и опросники при помощи Google-форм, ссылка на которые была направлена кураторам, распорядителям волонтерских организаций, а также напрямую самим волонтерам.
В основном этапе исследования приняли участие 142 волонтера в возрасте от 18 до 64 лет. Была использована доступная выборка.
Группа волонтеров, помогающих людям, была представлена 71 респондентом, которые являются участниками следующих добровольческих движений: Благотворительный фонд (БФ) «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Всероссийское общественное движение добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», АНО «Благотворительный центр психологической реабилитации тяжелобольных пациентов ОПОРА», Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» (отделение г. Пензы). Из них 83,1% женщин и 16,9% мужчин, средний возраст которых 33,95 лет (SD=11,23).
Выборку совершеннолетних зооволонтеров, помогающих бездомным жи
вотным, изначально составили 118 волонтеров. Из данной совокупности в случайном порядке был извлечен 71 ответ для симметричного сопоставления с группой волонтеров, работающих с людьми. Данную группу составили участники следующих фондов и сообществ: БФ помощи бездомным животным «Лесной Приют», БФ помощи бездомным животным «Котодетки», Модерируемое сообщество зооволонтеров в социальной сети «ВКонтакте», Фонд защиты городских животных (Urban Animal Protection Fund). Из них 92,95% женщин, 7,05% мужчин, средний возраст которых 39,7 лет (SD=9,05).
Половой и возрастной состав выборок приближен к показателям генеральной совокупности волонтеров данных направленностей активности [Горбулева, 2016; Кузьминчук, 2018; Neumann, 2010].
Результаты
Группа волонтеров, помогающих людям, показала нормативный уровень удовлетворенности жизнью (М=22,83), чуть превышающий среднее по популяции. Показатели одиночества и социальной изоляции у группы находятся на низком уровне (М=12,44), а эмоциональная эмпатия выражена немного выше среднего (М=73,25).
Зооволонтеры чуть менее довольны своей жизнью (M=21,56) в сравнении с волонтерами, работающими с людьми, при этом чувствуют себя менее одинокими (М=10,2). Уровень эмоциональной эмпатии у зооволонтеров находится на среднем, нормативном уровне (М=71,75), чуть меньшем, чем у волонтеров, которые помогают людям.
Так как распределение в обеих группах соответствовало нормальному, для математической обработки был применен t-критерий Стьюдента для сравнения независимых выборок. Волонтеры, помогающие людям, были закодированы цифрой 1, зооволонтеры — цифрой
2. Корреляции между переменными вычислялись с помощью статистического пакета SPSS 22.0.
Значимых статистических различий между двумя группами волонтеров выявлено не было, несмотря на визуальные отличия средних показателей (Удовлетворенность жизнью t=1,242, p>0,05; Ощущение одиночества t=1,247, p>0,05; Эмоциональная эмпатия t=0,945, p>0,05).
Таким образом, волонтеры, помогающие людям, и зооволонтеры в целом одинаково удовлетворены своей жизнью, не чувствуют себя социально изолированными и одинокими, а также обладают скорее средним, нормальным уровнем эмпатии.
Волонтеры, помогающие людям, суммарно указали 180 мотивов; в среднем на каждого волонтера приходится 2,5 мотива.
Опрошенные волонтеры данной группы чаще всего указывали два мотива (29,58%; n=21), чуть реже — три (25,35%; n=18) и один мотив (23,94%; n=17). Пять и шесть мотивов обозначило незначительное количество опрошенных респондентов (4,23% и 2,82%).
Мономотивированные волонтеры этой группы чаще всего занимаются волонтерской деятельностью ввиду искреннего желания помочь (I=65%), возможности личностно развиваться (VI=30%) или расширить свою картину мира, обучаясь чему-то новому (III=5,88%).
Около 16,7% опрошенных руководствуются одновременно мотивами воплощения гуманистических ценностей и приобретения новых навыков в волонтерской деятельности. Для 12,96% волонтеров помимо вышеназванных мотивов добровольческая активность еще является возможностью личностного роста.
Самым распространенным мотивом среди волонтеров данной группы стал мотив I (30%; n=54), за ним следуют мотивы II (23,89%; n=43) и VI (21,67%; n=39). Реже остальных опрошенными выбирались карьерный (IV=10%; n=18), защитный (V=8,33%; n=15) и социальный мотивы (III=6,11%; n=11).
Таким образом, волонтеры, помогающие людям, более всего мотивированы гуманистическими ценностями и желанием помочь другим. При этом возможность расширить знания о мире, приобрести знания и навыки является также весьма значимым фактором в их волонтерской активности. В целом респонденты этой группы демонстрируют довольно равномерное распределение мотивов. Менее всего этих волонтеров мотивирует возможность укрепления социальных связей в обществе и обозначение принадлежности к сообществу посредством добровольчества.
Обратимся к мотивам волонтеров, помогающих животным. На каждого зооволонтера в среднем приходится менее двух мотивов (1,7). Всего данными волонтерами было обозначено 125 мотивов.
Более половины опрошенных можно отнести к мономотивированным индивидам (n=37; 52,11%). Чуть реже зооволонтеры указывали, что мотивированы одновременно двумя факторами (n=20; 28,17%); совсем редкими были респонденты с тремя (n=8; 11,27%) или четырьмя мотивами (n=6; 8,45%).
В качестве единственного у зооволонтеров чаще всего становился мотив I (89,2%; n=33).
Наиболее распространенным сочетанием мотивов у зооволонтеров стала комбинация альтруизма и желания личностного роста (23,53%) или альтруизма и желания приобрести знания, навыки (20,6%). Чуть реже волонтерская активность становилась для респондентов возможностью транслировать свои гуманистические ценности, одновременно являясь бегством от собственных проблем (11,7%), или приобретать знания и развивать отношения с другими, при этом самосовершенствуясь и воплощая в жизнь свои гуманистические идеалы (11,7%).
Самым распространенным среди зооволонтеров стал ценностный мотив (52%; n=65). За ним идут мотивы личностного роста (19,2%; n=24) и приобретения знаний (13,6%; n=17). Реже остальных среди опрошенных зооволонтеров встречались мотивы компенсации негативных чувств (8%; n=11) и развития отношений с социумом (5,6%; n=7), наиболее редко — мотивы карьерного продвижения (0,8%; n=1).
Как мы видим, опрошенные зооволонтеры в своей добровольческой деятельности руководствуются прежде всего альтруистическими мотивами, которые иногда комбинируются с мотивами личностного роста, поддержания самооценки или получения знаний, приобретения новых навыков. Реже всего зооволонтеры с помощью подобной деятельности преследуют цели карьерного продвижения и налаживания бизнес-связей.
Сопоставление результатов обработки ответов двух групп волонтеров показывает, что мотивы волонтеров, помогающих людям, являют собой более разнообразную и равномерную картину. Данные волонтеры почти в равной степени благодаря своей волонтерской активности транслируют и воплощают в деятельности гуманистические ценности, приобретают новые знания и навыки, самосовершенствуются в отличие от зооволонтеров, однозначно демонстрирующих превалирование ценностного, альтруистического мотива помощи.
Так как мотивы II, III, IV, V и VI рассматриваются авторами как эгоистические, а I как альтруистический [Купрейченко, 2013], нами было решено обозначить респондентов, отметивших мотив I, «чистыми альтруистами», а остальных добровольцев с другими мотивами или их сочетанием — «эгоистами». Так, например, волонтер с мотивами ценностей и понимания (I и II) определялся нами в группу «эгоистов».
Волонтеры, работающие с людьми, чаще указывали эгоистические мотивы (n=60; 84,5% респондентов), а зооволонтеры разделились в своей мотивации: 53,5% (n=38) отличались эгоистическими мотивами, а 46,5% (n=33) являлись «чистыми» альтруистами. Каждый респондент был представлен в одной из двух групп «альтруисты—эгоисты» лишь один раз.
Для сопоставления выраженности альтруизма—эгоизма в двух группах респондентов воспользовались критерием Хи-квадрата Пирсона. Нами обнаружена статистически значимая связь (p<0,001) между направленностью волонтерства (в зависимости от реципиента) и типом мотивов (эгоистическим или альтруистическим) (df=1; х2=15,939; при х2 критическом для p<0,001 равным 10,83). Ввиду довольно существенного отличия полученного значения хи-квадрата от критического, а также высокой статистической значимости полученного результата (p<0,001) мы можем заключить, что волонтеры этих направленностей активности отличаются друг от друга в вопросах бескорыстности — эгоистичности мотивации. То есть, действительно, добровольцы, работающие с животными, чаще движимы альтруистическими мотивами в своей деятельности в сравнении с волонтерами, работающими с людьми.
Обсуждение результатов
Волонтеры обеих групп отличаются нормативными уровнями удовлетворенности жизнью и эмоциональной эмпатии, а также низким уровнем социальной изолированности. Статистически значимых различий по данным параметрам между зооволонтерами и волонтерами, помогающими людям, выявлено не было.
Деятельность волонтеров, помогающих людям, чаще полимотивирована, является смешанной в системе координат альтруизм—эгоизм. Волонтерская активность для них являет собой возможность одновременно транслировать и воплощать свои гуманистические ценности (альтруистический мотив) и совершенствовать свою личность, поддерживать самооценку, а также узнавать что-то новое (эгоистические мотивы).
Деятельность зооволонтеров в большей степени мономотивирована. В целом заниматься волонтерством их мотивируют больше всего альтруистические ценности и возможность личностного роста. Почти половина волонтеров, помогающих животным, являются «чистыми» альтруистами и помогают главным образом ради самой помощи и блага животного.
Обнаружены статистически значимые отличия выраженности альтруизма в двух группах. Зооволонтеры чаще занимаются добровольчеством ввиду бескорыстного желания помочь подопечному в беде в сравнении с волонтерами, которые работают с людьми.
Полученные результаты сильной выраженности альтруизма среди зооволонтеров согласуются с предыдущими исследованиями [Полутин, 2020; Родина, 2018; Nikolskaya, 2020]. Факты того, что зооволонтеры в своих ответах указывают, что жизнь из-за волонтерства стала сложнее [Nikolskaya, 2020], о том, что они регулярно сталкиваются с непониманием окружающих по вопросам бездомных животных и зоозащиты [Родина, 2018], а подобная деятельность порой занимает почти все их время [Воробьева, 2020], поддерживают данные об экстремальном альтруизме зооволонтеров.
Полученные данные о том, что волонтеры, помогающие людям, в целом довольны порядком вещей в своей жизни и чувствуют себя социально включенными и активными, также согласуются с исследованиями других авторов.
Прошлые исследования зооволонтеров, которые показали их интроверти- рованность, отсутствие поддержки деятельности со стороны общества и низкую кооперативность внутри сообщества зооволонтеров [Воробьева, 2020; Родина, 2018], вкупе с низкими показателями одиночества в данном исследовании позволяют нам предположить следующее: волонтеры подобной направленности активности, вероятно, лучше устанавливают контакт с животными и не чувствуют себя оторванными от социума, даже если контакты с людьми не очень успешны (показателен также довольно средний уровень эмпатии у данной группы). Подопечные животные представляют большую ценность сами по себе для таких волонтеров, а также являются полноценными участниками коммуникации, становясь психологически близкими.
Результаты нашего исследования, с одной стороны, дополняют имеющиеся данные об удовлетворенности жизнью и социальной включенности волонтеров, обнаруживая аналогичные показатели по данным параметрам в группе зооволонтеров, работ о которых в науке по-прежнему недостаточно. С другой стороны, исследование вносит свой вклад в противоречивые аспекты добровольчества: бескорыстность намерений, эмпатичность и в целом мотивы деятельности волонтеров. Однако все еще требуются дальнейшие исследования по данным характеристикам среди волонтеров обеих групп.
Полученные данные могут быть использованы благотворительными организациями для набора, удержания, мотивации и тренинга волонтеров с опорой на полученные различия между двумя группами добровольцев. Так, средний уровень эмпатии у зооволонтеров в сочетании с низким уровнем кооперативности и высокой загруженностью [Воробьева, 2020; Левченко, 2015] могут быть основанием разработки тренингов по делегированию, эффективной коммуникации и эмпатии в сообществе зоодобровольцев. Исходя из полученных результатов по мотивам добровольцев, можно заключить, что кампания по привлечению и набору зооволонтеров может базироваться почти исключительно на ценностях гуманного обращения с животными с подчеркиванием возможностей личностного роста для волонтеров в процессе такой деятельности. Набор же волонтеров, помогающих людям, должен включать в себя более широкий спектр возможностей и преимуществ для волонтеров: возможность расширить знания о мире, приобрести ценные навыки, улучшение самооценки и так далее.
Заключение
Была найдена связь психологических характеристик волонтеров с направленностью волонтерской активности (на помощь людям или бездомным животным). Зооволонтеры статистически значимо чаще демонстрируют альтруистическую мотивацию к добровольческой деятельности в сравнении с волонтерами, которые работают с людьми.
Результаты нашего исследования могут быть использованы для разработки программ по набору, удержанию и тренингу волонтеров различных направлен- ностей активности (на помощь людям или помощь животным) в соответствии с выявленными особенностями и различиями данных групп добровольцев.
Ограничения исследования в первую очередь связаны с размером выборки и использованием нестандартизированного метода изучения мотивов.
Будущие исследования могут быть сосредоточены на сопоставлении психологических характеристик групп волонтеров с различными реципиентами (люди, животные, природа в целом).