Введение
Как показывают исследования [Татарко, 2019; Bilodeaua, 2016; Dinesen, 2018], межгрупповое доверие играет важную роль в межкультурных отношениях, оно гармонизирует их [Заболотная, 2003], действует как форма «социального клея» [Wu, 2016], выступает просоциальным посредником [Molm, 2000]. Как отмечают исследователи [Helliwell, 2010], это психологическое средство преодоления нестабильных социальных взаимодействий, приводящее к важным общественным и политическим выгодам, в том числе личному и социальному благополучию. В этой связи исследование межгруппового доверия в поликультур- ных обществах и факторов, его определяющих, является важной проблемой как для социально-психологической науки, так и для практики.
Обзоры исследований доверия [Cook, 2001; Hardin, 2002] показывают сложность определения этой категории. Доверие к другим часто понимается как «обобщенное ожидание отдельного человека или группы, что он/она может положиться на слова, обещания, устное или письменное заявление другого лица или группы» [41, c. 444]. Межгрупповое доверие предполагает, что люди верят в то, что другая группа искренна и готова к сотрудничеству. Межгрупповое доверие облегчает совместное поведение, при этом учитываются потребности взаимодействующих групп [ˇCehaji´c S.,, 2008].
Исследования доверия в европейских странах, а также в Канаде и США показали, что многочисленные критерии этнической принадлежности (включая расу, национальное происхождение, язык, этнический статус) предсказывают доверие, то есть веру в то, что большинству людей можно доверять [Wilkes, 2018].
Различные точки зрения на проблему межгруппового доверия [Cook, 2001; Cook, 2005; Hardin, 2002] включают в себя идею о том, что доверие другой группе может принести выгоду или ее потерю в конкретном социокультурном контексте.
Фокус данного исследования — русские, проживающие в 2-х поликультур- ных республиках Северного Кавказа — Республике Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарской Республике. Эти социокультурные контексты имеют ряд сходств и различий.
Обе республики являются поли- культурными: доля титульных этносов составляет около 60%, а доля русского этнического меньшинства около 20%, русские являются второй по численности этнической группой [Итоги Всероссийской переписи, 2012]. Однако существует и ряд значимых различий: 1) в РСО-А одна титульная этническая группа — осетины (64,5%), в КБР — две — кабардинцы (57,2%) и балкарцы (12,7%), которые относятся к разным языковым семьям; 2) республики различаются по религиозному составу — в КБР мусульмане составляют 72,0%, православные — 27,8%, титульные группы исповедуют ислам; в РСО-А мусульмане составляют 8,7%, православные — 91,2%, титульная группа исповедует православие [Демографические и этнические, 2012]; 3) в РСО-А межэтнические отношения между русскими и представителями доминирующей этнической группы достаточно благоприятные [Денисова, 2003; Синанов, 2015], тогда как в КБР в межэтнических отношениях наблюдается напряженность [Денисова, 2003; Тхагазитов, 2014]; 4) в РСО-А свыше 60% осетин используют русский язык в бытовом общении [Гуцунаева, 2010], а в КБР у титульных групп существует языковое двуязычие (русско-национальное) [Галущак, 2005]; 5) в РСО-А у русских и осетин существуют взаимные установки на интеграцию [Гуцунаева, 2010], в КБР титульные группы ориентированы на сепарацию [Галущак, 2005]. Выделенные признаки не только демонстрируют особенности регионов, но и позволяют заключить, что русские в РСО-А и КБР являются этническим меньшинством [Павленко, 1998; Тишков, 2003; Heckmann, 1992; Suppan, 1983]. В дальнейшем в исследовании мы будем использовать этот термин.
Исходя их вышеизложенного, мы можем предположить, что в данных социокультурных контекстах межгрупповое доверие и его взаимосвязь с ценностями и межкультурными контактами могут различаться. Наш первый исследовательский вопрос: каковы сходства и различия во взаимосвязях ценностей, межкультурных контактов и межгруппового доверия в двух социокультурных контекстах.
В качестве факторов, которые оказывают воздействие на доверие к представителям разных этнических групп и способствуют контактам с ними, рассматриваются ценности и ценностный климат [Davidov, 2008; Jost, 2003; Ziller, 2019].
Изучая мигрантов в Европе и Америке [Doerschler, 2012; Hooghe, 2009; Mewes, 2012; Wilkes, 2018], исследователи отмечали, что они имели более низкий уровень доверия в сравнении с представителями принимающего общества. В качестве причин этого ученые выделяли ценностный климат страны исхода — менее развитые демократические ценности [Dinesen, 2013; Ljunge, 2014; Ziller, 2015]. По результатам исследований, проведенных в Европе и США [Ziller, 2019], было установлено, что контексты, характеризующиеся высокой степенью ориентации на демократические ценности, например, ценности Открытости изменениям, смягчают разрушающий эффект недоверия после миграции. Напротив, контексты с низкой Открытостью изменениям или высокой ориентацией на ценности Сохранения усиливают разрушающий эффект недоверия [Ziller, 2019].
Однако, как показывают исследования, проведенные у квебекцев в Канаде и чернокожих американцев в США [Smith, 2010; Stolle, 2013; Wilson, 2011], представители групп меньшинств, родившиеся в культурах с ценностным климатом, ориентированным на демократию и открытость, также имеют более низкое доверие в сравнении с представителями этнического большинства. Это свидетельствует о неоднозначности влияния ценностного климата на доверие и требует проверки в других социокультурных контекстах.
В исследованиях представителей этнического большинства было установлено, что люди с выраженными ценностями Открытости изменениям заинтересованы в людях разного этнического происхождения, они более склонны взаимодействовать с внешними группами. Люди, имеющие выраженные ценности Самопреодоления, ориентированы на равные возможности для всех, менее предвзяты по отношению к внешним группам, соответственно также ориентированы на взаимодействие с представителями аутгрупп [Davidov, 2008]. В отличие от этого, люди с более выраженными ценностями Сохранения имеют более негативное отношение к внешней группе и не ориентированы на контакты с ней [Jost, 2003]. Причина в том, что группы этнических меньшинств или мигрантов бросают вызов установленным нормам и групповым договоренностям, сложившимся у представителей принимающего общества, поскольку они могут принести новые культурные традиции и бороться за социальный статус. Роль ценностей Самоутверждения менее ясна, по мнению исследователей, члены внешней группы или мигранты могут усиливать конкуренцию и таким образом стимулировать негативное отношение [Sidanius, 1999]; напротив, присутствие представителей разных этнических групп может также обеспечить возможность для установления господства и власти [Sagiv, 1995].
Однако, как показывает анализ, исследований о связи ценностей, межгруппового доверия и межкультурных контактов среди представителей этнического меньшинства не проводилось.
Все вышеизложенное позволяет нам выдвинуть следующие гипотезы и исследовательский вопрос:
Гипотеза 1. Ценности Открытости изменениям будут позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами и межгрупповым доверием у русского этнического меньшинства в республиках Северного Кавказа.
Гипотеза 2. Ценности Сохранения будут негативно взаимосвязаны с межкультурными контактами и межгрупповым доверием у русского этнического меньшинства в республиках Северного Кавказа.
Гипотеза 3. Ценности Самопреодо- ления будут позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами и межгрупповым доверием у русского этнического меньшинства в республиках Северного Кавказа.
В отношении ценностей Самоутверждения мы сформулировали второй исследовательский вопрос: каковы взаимосвязи этих ценностей с межкультурными контактами и межгрупповым доверием у русского этнического меньшинства в республиках Северного Кавказа?
Как показывают исследования, межкультурная дружба является важным показателем межгруппового доверия, поскольку она может предоставить конкретные диагностические данные, необходимые для построения доверия [Kramer, 2001]. Исследования, проведенные в 21 европейской стране, демонстрируют, что генерализованное доверие представителей этнического большинства позитивно взаимосвязано с межгрупповыми дружескими контактами [Van der Linden, 2017]. Исследование, проведенное в Северной Ирландии, показало, что межгрупповая дружба способствует межгрупповому доверию [Kenworthy, 2016]. В исследованиях отмечается, что люди с высоким уровнем доверия имеют более позитивные социальные межкультурные контакты, способны налаживать эффективные отношения с окружающими [Татарко, 2016; Ferrin, 2007; Guenzi, 2010].
С другой стороны, исследования показывают, что доверие позволяет человеку рассматривать большее количество других индивидов как представителей ингруппы, что, в свою очередь, облегчает процесс межкультурного взаимодействия (с представителями аутгрупп) [Flanagan, 2003]. Можно сказать, что данный процесс является двусторонним: межкультурные контакты помогают поддерживать доверие, а доверие помогает индивиду строить социальные отношения [Putnam, 2000].
Также было установлено, что доверие опосредует позитивное влияние межгрупповых контактов на поведение внутри группы в конфликтных ситуациях в таких странах, как Северная Ирландия и Израиль [Maoz, 2008; Tam, 2009; Turner, 2013]. Кроме этого, исследователи отмечают, что в обществах, где затруднены межкультурные контакты в силу конфликтов (Кипр, Северная Ирландия), доверие может выступать медиатором взаимосвязи межгрупповых контактов с предрассудками [McKeown, 2017].
Однако, как показывает обзор, исследований, в которых изучались бы доверие и межкультурные контакты у представителей этнического меньшинства, длительное время живущих вместе с этническим большинством на одной территории и не находящихся с ним в открытом конфликте, не проводилось. Можно предположить, что в таких обществах межкультурные контакты не только помогают поддерживать доверие, но и могут усиливать воздействие ценностей на межгрупповое доверие.
На основе вышеизложенного мы сформулировали гипотезу и исследовательский вопрос:
Гипотеза 4. Межкультурные дружеские контакты русского этнического меньшинства будут способствовать их межгрупповому доверию в республиках Северного Кавказа.
Третий исследовательский вопрос: какова модерационная роль межкультурных контактов во взаимосвязи ценностей и межгруппового доверия у русских в РСО-А и КБР.
Цель данного исследования — внести вклад в понимание взаимосвязи таких социально-психологических факторов, как ценности и межкультурные контакты, с межгрупповым доверием русского этнического меньшинства в РСО-А и КБР.
Методы
Участники исследования. В исследовании приняли участие русские, проживающие в двух республиках Северного Кавказа (РСО-А, КБР). Общая выборка составила N=593 респондента. В выборку вошли: в РСО-А N=291 (29% муж; min =15, max =91; возраст возраст М=44,6; SD=22,10; неполное среднее образование=13%, среднее=18%, среднее специальное=23%, высшее=46%), в КБР N=302 (36% муж; min =15, возраст max =90; М=42,7; SD=21,60; неполное среднее образование=11%, сред- нее=19%, среднее специальное=44%, высшее=26%).
Процедура исследования. Сбор данных проводился сотрудниками Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ в городах и селах РСО-А и КБР, где компактно проживают русские. Использовалась техника снежного кома. Исследование проводилось на базе школ и университетов. Студентов и старшеклассников просили заполнить опросник самостоятельно, а также распространить его среди своих друзей, знакомых и родителей. Заполненные опросники возвращались организаторам исследования. Вознаграждение не предполагалось.
Инструментарий исследования. Для проведения исследования были использованы следующие шкалы.
Ценности. Опросник Шварца PVQ-R [Шварц, 2012] включает 57 утверждений. Респонденты должны были оценить каждое из утверждений по шестибалльной шкале, в зависимости от того, в какой степени описанный человек похож на него самого (например, «Защищать слабых и уязвимых людей в обществе важно для него», для ценности Универсализм — забота о других). 19 ценностей объединялись в блоки ценностей более высокого уровня: Открытость изменениям, Самоутверждение, Сохранение и Самопреодоление. Мы провели проверку шкал ценностей более высокого порядка для каждой выборки, используя коэффициент а-Кронбаха, а также конфирматорный факторный анализ (CFA). Для РСО-А: Открытость изменениям — а=0,76; X2(df)=.5, CFI=1,00, RMSEA=0,001; Самоутверждение — а=0,78; x2(df)=1,1, CFI=0,999, RMSEA=0,019; Сохранение — a=0,84;x2(df)=3,0, CFI=0,954, RMSEA=0,090; Самопреодоление — a=0,87;x2(df)=4,0, CFI=.895, RMSEA=0,202. Для КБР: Открытость изменениям — a=0,78;x2(df)=1,0, CFI=1,00, RMSEA=.001; СамоутвержДение — а=0,78; x2(df)=3,0, CFI=0,919, RMSEA=0,112; Сохранение — а=0,84; X2(df)=3,0, CFI=0,966, RMSEA=0,103; СамопреоДоление — а=0,87; x2(df)=3,0, CFI=0,968, RMSEA=0,092. Полученные данные позволяют говорить о согласованности вопросов для каждого блока ценностей.
Межгрупповое доверие. Использовалась шкала доверия Ямагиши (Yamagishi), включающая 3 вопроса. Например, «Я доверяю людям других национальностей» [Yamagishi, 1998]. Абсолютно не согласен — 1 балл, абсолютно согласен — 5 баллов. Для РСО-А — а=0,83; X2(df)=3,0, CFI=0,996, RMSEA=0,094; Для КБР — а=0,87; x2(df)=3,0, CFI=0,998, RMSEA=0,097.
Межкультурные контакты. Мы использовали шкалу из опросника проекта MIRIPS, переведенную и адаптированную на русский язык [Лебедева, 2014]. Данная шкала включает 2 вопроса: «Сколько у Вас близких друзей другой национальности?» и «Как часто Вы встречаетесь с близкими друзьями другой национальности?». Для РСО-А — а=0,77. Для КБР — а=0,89.
Социально-демографические характеристики. Мы исследовали пол, возраст, образование и этническую принадлежность респондентов.
Математико-статистическая обработка данных. Для обработки данных использовался статистический пакет SPSS 22.0 с приложением AMOS 22.0. Применялись следующие методы: для измерения различий использовался многомерный дисперсионный анализ (MANOVA), для оценки надежности и согласованности шкал использовался показатель надежности коэффициент а-Кронбаха, конфирматорный факторный анализ (CFA). Для проверки гипотез использовался метод моделирования структурными уравнениями (SEM), для анализа модерации пакет PROCESS v3.4 [Hayes, 2013].
Результаты
Сравнение средних значений
На первом этапе исследования мы сравнили средние значения всех переменных в двух выборках (РСО-А и КБР). Сравнительный анализ выраженности переменных у русских в двух регионах с использованием MANOVA, где ценности высокого порядка, межгрупповое доверие и межкультурные контакты были зависимыми переменными, а регион — независимой переменной, показал значимость различий: Wilks's Л=0, 961, F(6,577)=3,899, p<0,001, n2=0,039. ANOVA по отдельным переменным показал, что значимые различия существуют в выраженности ценностей Самоутверждения (наиболее выражены у русских КБР в сравнении с русскими РСО-А) и Самопреодоления (наиболее выражены у русских РСО-А в сравнении с русскими КБР), в выраженности межгруппового доверия и интенсивности межкультурных контактов (наибольшие показатели у русских РСО-А в сравнении с русскими КБР) (табл. 1).
Результаты моделирования структурными уравнениями Первоначально мы провели мульти- групповой анализ для двух выборок — русских в РСО-А и КБР. Результаты показали, что для всех моделей ACFI>.01, что свидетельствует об отсутствии инвариантности [Jost, 2003]. Исходя из этого, дальнейший анализ проводился отдельно для русских двух регионов. Для проверки выдвинутых гипотез и ответа на исследовательские вопросы мы проанализировали взаимосвязи ценностей более высокого порядка, межкультурных контактов и межгруппового доверия с помощью путевой модели сначала на выборке русских в РСО-А (рис. 1). В табл. 2 представлены показатели моделей для РСО-А и КБР. Все индексы соответствуют предъявляемым требованиям [Jost, 2003] (влияние пола и возраста контролировалось, эффекты статистически не значимы, поэтому в моделях мы их не указывали).
Результаты, представленные на рис. 1, показывают, что у русских в РСО-А ценности Открытости изменениям и Сохранения позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами, а ценности Самоутверждения — отрицательно. Связь между ценностями Самопреодо- ления и межкультурными контактами была незначимой. Межкультурные контакты имели позитивную значимую взаимосвязь с межгрупповым доверием. Все исследуемые у русских в РСО-А ценности не имели прямых значимых взаимосвязей с межгрупповым доверием. Однако мы выявили медиативную роль межкультурных контактов во взаимосвязи ценностей и межгруппового доверия. Результаты анализа показали, что непрямой медиативный эффект (полная медиация) межкультурных контактов был значим для взаимосвязи ценностей Открытости изменениям (в=0,68; р<0,05), Самоутверждения (в=-0,14;р<0,05),

Сохранения (в=0,56; р=0,35) с межгрупповым доверием.
Также, отвечая на наш третий исследовательский вопрос, мы провели анализ модерационной роли межкультурных контактов во взаимосвязи ценностей и межгруппового доверия у русских в РСО-А. Данные обрабатывались при помощи регрессионного анализа с дополнительным анализом модерации. На рис. 2 представлена модель, характеризующая связь ценностей с межгрупповым доверием при учете модерационного эффекта межкультурных контактов. Представленная модель (на рисунке представлены не- стандартизированные коэффициенты) является статистически значимой (F=9,55; р<0,001) и показывает, что при учете и предиктора, и модератора объясняется 31% дисперсии межгруппового доверия. Модерационный эффект межкультурных контактов является статистически значимым и положительным. На рис. 2 представлены модерационные эффекты.
При помощи модуля Process респонденты были разделены на 3 категории: с низким в выборке уровнем межгрупповых контактов (2,5), со средним уровнем (4,0) и с высоким (4,5). На рис. 3 можно видеть, как у русских с разным уровнем межкультурных контактов связаны ценности Открытости изменениям с межгрупповым доверием. С понижением интенсивности межкультурных контактов связь ценностей Открытости изменениям с межгрупповым доверием становится отрицательной (но статистически незначимой), и напротив, с повышением интенсивности межкультурных контактов связь становится значимой и положительной.
Результаты, представленные в табл. 3, подтверждают данный вывод.
Эти результаты позволяют говорить о том, что ценности Открытости изменениям у русских как этнического меньшинства в РСО-А напрямую не приводят к межгрупповому доверию, это


происходит лишь при условии интенсивных межкультурных контактов русских. Возможно, интенсивно общаясь, взаимодействуя с осетинами и представителями других этнических групп, русские «диагностируют ситуацию», приобретают опыт, который позволяет им реализовывать ценности Открытости изменениям (например, Самостоятельность мысли, Самостоятельность действий), что в целом приводит к повышению доверия к другим группам. То есть межкультурные контакты являются очень важным ресурсом для межгруппового доверия в поли- культурной Осетии.
Проведенный анализ модерационной роли межкультурных контактов в отношении взаимосвязи ценностей Самоутверждения, Сохранения и Самопреодо- ления показал, что модели не значимы.
Далее мы провели анализ на выборке русских КБР. Результаты структурного моделирования представлены на рис. 4.
Результаты показывают, что только ценности Самоутверждения позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами русских в КБР. Межкультурные контакты также положительно взаимосвязаны с межгрупповым доверием. Мы также выявили прямой и непрямой эффекты ценностей Самоутверждения с межгрупповым доверием: существует отрицательная прямая взаимосвязь ценностей Самоутверждения с межгрупповым доверием и позитивная связь (0=0,062; р<0,05) через межкультурные контакты (частичная медиация).
Анализ модерационной роли межкультурных контактов во взаимосвязи ценностей и межгруппового доверия у русских в КБР показал, что только модель, где ценности Самоутверждения

являются предиктором, межгрупповое доверие — ауткамом, а межкультурные контакты — модератором, являлась статистически значимой (F=6,72; р<0,001), объясняет 26% дисперсии межгруппового доверия (анализ модерационной роли межкультурных контактов в отношении взаимосвязи ценностей Открытости изменениям, Сохранения и Самопре- одоления с межгрупповым доверием показал, что модели не значимы). Модерационный эффект межкультурных контактов являлся статистически значимым и отрицательным (рис. 5).
При помощи модуля Process респонденты были разделены на 3 категории: с низким в выборке уровнем межгрупповых контактов (2,25), со средним уровнем (3,5) и с высоким (4,5).
На рис. 6 можно видеть, как у русских с разным уровнем межкультурных контактов связаны ценности Самоутверждения с межгрупповым доверием. С повышением интенсивности межкультурных контактов связь ценностей Самоутверждения с межгрупповым доверием становится значимо отрицательной, и напротив, с понижением интенсивности межкультурных контактов связь становится незначимой. Результаты, представленные в табл. 4, подтверждают данный вывод.
Эти результаты позволяют говорить о том, что ценности Самоутверждения у русских как этнического меньшинства в КБР не приводят к межгрупповому доверию. Более того, при условии интенсивных межкультурных контактов русских с представителями этнического большинства (кабардинцами и балкарцами) отрицательный эффект этих ценностей на межгрупповое доверие усиливается. То есть можно сказать, что при интенсивном общении с представителями других культур ценности, ориентированные на личные достижения, власть, препятствуют формированию у русских в КБР доверия к другим группам. При снижении интенсивности контактов эффект остается прежним, но становится статистически не значим.
Таким образом, мы можем сказать, что для русских в РСО-А и КБР существуют разные механизмы взаимосвязи ценностей, межкультурных контактов и межгруппового доверия: в РСО-А ценности Открытости изменениям при условии интенсивных межкультурных дружеских контактов приводят к повышению межгруппового доверия, в КБР


ценности Самоутверждения при условии интенсивных межкультурных дружеских контактов приводят к снижению межгруппового доверия.
Обсуждение результатов
В целом результаты показали, что у русских в РСО-А в сравнении с русскими в КБР ценности Самоутверждения наименее выражены, а ценности Самопреодоления — наиболее выражены. Также у русских РСО-А межгрупповое доверие и межкультурные контакты имеют наибольшие средние значения в сравнении с русскими КБР.
Результаты моделирования структурными уравнениями позволили проверить наши гипотезы и ответить на исследовательские вопросы. В РСО-А мы установили, что ни один из блоков ценностей не имеет значимого прямого эффекта на межгрупповое доверие. При этом ценности Открытости изменениям и Сохранения позитивно, а ценности Самоутверждения негативно взаимосвязаны с межкультурными контактами. Также мы нашли, что ценности Открытости изменениям, Сохранения имеют положительное влияние, а ценности Самоутверждения — отрицательное влияние на межгрупповое доверие через межкультурные контакты. Здесь мы выявили полную медиацию. Мы можем сказать, что наша первая гипотеза о том, что ценности Открытости изменениям позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами и межгрупповым доверием, подтвердилась частично на выборке русских в РСО-А. Можно сказать, что ценности, связанные с открытостью новому, в РСО-А способствуют межгрупповому доверию русских только через их межкультурные контакты. Это отчасти подтверждается результатами ранее проведенных исследований [Davidov, 2008; Ziller, 2019].
Мы установили, что ценности Сохранения, связанные с традицией, безопасностью, позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами и способствуют межгрупповому доверию, но только через межгрупповые контакты. Эти результаты несколько отличаются от ранее проведенных исследований [Jost, 2003; Ziller, 2019]. Наши данные опровергают вторую гипотезу и демонстрируют, что ценности Сохранения могут способствовать, а не препятствовать межгрупповому доверию в обществе, но только через интенсивные межкультурные контакты русских. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что русские и осетины воспринимают друг друга как достаточно близкие культуры [Гуцунаева, 2010], также русские отмечают позитивный характер межкультурных отношений в республике [Демографические и этнические, 2012], что может приводить к тому, что ценности Сохранения как способствуют межкультурным контактам, так и опосредованно (через эти контакты) приводят к межгрупповому доверию.
Наша третья гипотеза не была подтверждена в РСО-А. Ценности Само- преодоления не были взаимосвязаны с межкультурными контактами и межгрупповым доверием. Наши данные отличаются от ранее представленных [Davidov, 2008]. Возможно, это связано с тем, что ранее проведенные исследования касались представителей этнического большинства, а для этнического меньшинства роль этих ценностей не так значима.
Отвечая на наш второй исследовательский вопрос о взаимосвязи ценностей Самоутверждения с межгрупповым доверием и межкультурными контактами, мы установили, что ценности Самоутверждения напрямую не связаны с межгрупповым доверием и имеют отрицательную взаимосвязь с межкультурными дружескими контактами. Также мы выявили, что ценности Самоутверждения отрицательно взаимосвязаны с межгрупповым доверием русских в РСО-А, но только через межкультурные контакты.
В КБР наша первая, вторая и третья гипотезы не подтвердились, то есть ценности Открытости изменениям, Сохранения и Самопреодоления не имеют значимых взаимосвязей с межгрупповым доверием и межкультурными контактами русских. Отвечая на второй исследовательский вопрос, мы установили, что в КБР у русских ценности Самоутверждения положительно взаимосвязаны с межкультурными контактами и имеют как прямой, так и непрямой (через межкультурные контакты) отрицательный эффект на межгрупповое доверие. То есть значимость ценностей, связанных с личными достижениями, властью, не способствует межгрупповому доверию, при этом межкультурные контакты усиливают отрицательный эффект. Эти результаты отличаются от данных, полученных в РСО-А, что позволяет говорить о том, что социокультурный контекст (этнический и религиозный состав, характер межэтнических отношений и др.) может оказывать влияние как на значимость определенных ценностей, так и на их влияние на межгрупповое доверие. При этом важную роль играют межкультурные контакты, которые могут как усиливать, так и снижать это влияние.
Результаты нашего исследования показали, что у русских в КБР и РСО-А существует положительная взаимосвязь межкультурных контактов и межгруппового доверия. Эта взаимосвязь является универсальной. Таким образом, наша четвертая гипотеза полностью подтвердилась на двух выборках.
Кроме этого, мы проанализировали модерационную роль межгрупповых контактов во взаимосвязи ценностей высокого порядка и межгруппового доверия (третий исследовательский вопрос). Результаты продемонстрировали, что в РСО-А интенсивные межкультурные контакты являются условием, при котором ценности Открытости изменениям способствуют формированию у русских межгруппового доверия. То есть можно сказать, что у русских, интенсивно общающихся с осетинами, ценности, связанные с ориентацией на самостоятельность, независимость, открытость новому, будут способствовать межгрупповому доверию. Если русские не имеют интенсивных контактов с представителями этнического большинства, то, напротив, их ценности Открытости изменениям будут снижать межгрупповое доверие.
В КБР мы установили, что межкультурные контакты усиливают отрицательную взаимосвязь между ценностями Самоутверждения и межгрупповым доверием (похожий эффект мы нашли при изучении медиации). То есть можно сказать, что у русских, интенсивно взаимодействующих с кабардинцами и балкарцами, ценности, связанные с личными достижениями, властью, не способствуют межгрупповому доверию. Снижение таких контактов делает эту связь незначимой.
Заключение и выводы
Данное исследование позволило выявить роль ценностей и межкультурных контактов в межгрупповом доверии русских, проживающих в двух поликультур- ных регионах России — РСО-А и КБР. Также мы проанализировали модерационную роль межкультурных контактов, которые являются условием, усиливающим или ослабляющим влияние ценностей на межгрупповое доверие. В целом мы выявили, что у русских в РСО-А и КБР разные ценности обуславливают по- вышение/снижение межгруппового доверия, что может объясняться особенностями социокультурного контекста данных республик. Например, в РСО-А, характеризующейся благоприятным отношением осетин к русским [Синанов, 2015], общей религиозной принадлежностью русских и большинства осетин, у русских при интенсивных межкультурных контактах повышению межгруппового доверия способствуют ценности Открытости изменениям. То есть в комфортной ситуации межкультурного взаимодействия и в близком религиозном контексте если русские интенсивно общаются с представителями доминирующей этнической группы, то ценности, ориентированные на самостоятельность мысли и действий, открытость русских всему новому, повышают их доверие к другим группам. В КБР, где существует латентная межэтническая напряженность [Тхагазитов, 2014], кроме этого, для русских — это инорелигиозный контекст, при интенсивных межкультурных контактах ценности Самоутверждения будут снижать межгрупповое доверие. Можно сказать, что в ситуации культурно далекого контекста при наличии межэтнической напряженности если русские интенсивно общаются с представителями доминирующих этнических групп, то их ценности достижения, власти, репутации будут снижать межгрупповое доверие. Полученные результаты позволили сформулировать ряд общих выводов.
1. В РСО-А ценности Открытости изменениям, Сохранения имеют положительное влияние, а ценности Самоутверждения — отрицательное влияние на межгрупповое доверие только через межкультурные контакты. В КБР ценности Самоутверждения имеют как прямой, так и непрямой (через межкультурные контакты) отрицательный эффект на межгрупповое доверие.
2. У русских в РСО-А ценности Открытости изменениям и Сохранения положительно взаимосвязаны с межкультурными контактами, а ценности Самоутверждения — отрицательно. В КБР, напротив, ценности Самоутверждения имеют позитивную взаимосвязь с межкультурными контактами.
3. У русских в КБР и РСО-А существует положительная взаимосвязь межкультурных контактов и межгруппового доверия.
4. В РСО-А интенсивные межкультурные контакты русских являются модератором, обуславливающим положительную взаимосвязь ценностей Открытости изменениям и межгруппового доверия. В КБР межкультурные контакты являются модератором отрицательной взаимосвязи между ценностями Самоутверждения и межгрупповым доверием.
Результаты данного исследования помогают понять механизмы взаимосвязи ценностей и межгруппового доверия при учете межкультурных контактов и демонстрируют значимую роль социокультурного контекста в этом процессе. Полученные данные могут помочь специалистам, занимающимся проблемами межгруппового доверия в обществе, управлять им, поддерживая политику повышения/понижения межкультурных контактов.
Ограничения исследования
Данное исследование имеет ограничения, обусловленные тем, что мы изучали только русское этническое меньшинство, а его статус имеет двойственную природу, поскольку на уровне страны русские являются этническим большинством, а на уровне республик — этническим меньшинством. Полученные результаты нуждаются в проверке на других выборках и в других регионах.