К 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского. Костромская социально-психологическая научная школа: традиции и тренды развития

154

Аннотация

29 октября 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения Льва Ильича Уманского (1921— 1983), отечественного ученого, социального психолога, учителя и человека, оставившего после себя научную школу социальной психологии на Курской и Костромской земле в 60—80-е годы XX века. В статье рассматривается этап становления научной школы социальной психологии на Костромской земле, связанный, в первую очередь, с деятельностью известного ученого Л.И. Уманского. Показаны основные направления научных исследований костромских психологов в ХХ веке, а также современное состояние социально-психологической школы, изменяющейся в связи с новыми вызовами современности.

Общая информация

Ключевые слова: социальная психология, научная школа, исследования , параметрическая концепция группы, организаторская деятельность, лидерство, совладающее поведение

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: отчет о событии

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120412

Получена: 28.09.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Крюкова Т.Л., Самохвалова А.Г. К 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского. Костромская социально-психологическая научная школа: традиции и тренды развития // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 4. С. 207–214. DOI: 10.17759/sps.2021120412

Полный текст

Начало становления костромской социально-психологической школы

Кострома стала приобретать статус научного центра, где ведутся актуальные социально-психологические исследования, в 1973 году. В это время организационно отделившуюся от педагогических направлений кафедру психологии Костромского педагогического института имени Н.А. Некрасова возглавил доктор психологических наук, профессор Лев Ильич Уманский, приглашенный сюда вместе со своим учеником Анатолием Николаевичем Лутошкиным из Курска. Автор известных в то время психологии организаторской деятельности и параметрической концепции группы как коллектива, Л.И. Уманский перенес в Кострому центр разработки своих идей о групповой динамике, концепции развития группы. К этим идеям талантливый исследователь пришел во время «научной робинзонады», практически не зная работ школы Курта Левина и его сотрудников, самостоятельно. В Курске остался созданный им квалифицированный научный коллектив, долгие годы в дальнейшем успешно работавший под руководством профессора Алексея Сергеевича Чернышова.

В Костроме вокруг Л.И. Уманского в созданной при кафедре психологии социально-психологической лаборатории объединились А.Н. Лутошкин, В.С. и В.Д. Сапоровские, И.М. Чернышова, Е.М. Зайцева, К.А. Воронина и др. В это же время открывается аспирантура по специальности «социальная психология». Свои исследования, в том числе в естественных экспериментальных условиях молодежных лагерей, начали первые аспиранты в Костроме А.Г. Кирпичник, О.В. Лунёва, С.И. Жигулёв, Т.Л. Крюко­ва, В.Г. Асафов и др. Первая полевая лаборатория — областной лагерь школьного актива «Комсорг» создан тогда же, в 1973 году. Социально-психологические исследования, кроме костромичей, здесь проводят сотрудники лаборатории А.В. Петровского, аспиранты Г.М. Андреевой и др. члены кафедры социальной психологии МГУ, аспиранты лаборатории воспитательных проблем школьного коллектива НИИ общих проблем воспитания АПН СССР Л.И. Новиковой и др. Уже к концу 80-х годов ХХ века по материалам исследований, проведенных в молодежных лагерях, было подготовлено и защищено 17 кандидатских диссертаций по социальной психологии.

Параметрическая концепция групп и коллективов обогатилась в Костроме

новыми идеями, исследовательскими материалами и научными результатами. Прежде всего, в работах Л.И. Уманского было завершено построение системно­структурной модели коллектива. В последней редакции она представлена как состоящая из отражающих единство 6-ти сфер жизнедеятельности группы подструктур (направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность), выступающих социально-психологическими индикаторами подструктур и проявляющихся через них общих качеств (сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интра- и интергрупповая активность). От системно-структурного представления о психологии группы были сделаны шаги к анализу функциональных взаимосвязей и взаимозависимостей между подструктурами, между общими качествами, между подструктурами и общими качествами. В ходе практически направленных эмпирических исследований было установлено, что теоретически сконструированная модель носит парциальный характер и в каждом конкретном случае жизни группы имеет свою структурную конфигурацию, всегда состоящую из некоторого «набора» тех или иных подструктур.

Выдвижение и обоснование параметров оценки группы как коллектива стало основанием для ее определения: «параметрическая концепция коллектива». С этой формулировкой представление о контактной группе как коллективе вошло в общий фонд отечественной социальной психологии, зафиксировано в «Психологическом словаре» 1983 года, анализировалось в работах Г.М. Андре­евой, Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицко- го, В.Н. Панферова, А.В. Петровского и В.В. Шпалинского, А.И. Донцова, Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской, Е.П. Белинской и других известных исследователей.

Параметры оценки группы были осмыслены и обоснованы как подструк­туры единой и целостной структуры психологии коллектива. Каждая из них в большей или меньшей мере подвергалась специальному исследованию участниками и сотрудниками, объединенными способным организатором, лидером-интегратором Л.И. Уманским.

Следует отметить характерную для костромских психологов последовательность в изучении малой группы как целостного, динамичного, развивающегося в деятельности феномена. Специалистам-психологам и педагогам-практикам известны вычлененные и описанные в результате исследований качественно своеобразные уровни, этапы целостного процесса развития организованной группы: номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия и коллектив как высший уровень социально-психологической зрелости группы.

Лев Ильич Уманский никогда не работал в одиночку. Он всегда был лидером, организатором, руководителем увлекаемых научным поиском сотрудников. Познание психологии коллектива он считал делом коллективным, распространяя описанные им формы организации совместной деятельности (совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаи- модействующая) на исследовательскую работу сотрудничающих с ним людей. Это свойство его личности проявилось не только в организации совместных экспериментов и опытной работы, но и в немалой части совместных публикаций, в его склонности непременно и всегда указывать фамилии сотрудников в своих работах. В этом смысле функционально-структурная концепция психологии контактной группы как коллектива представляет собой совокупность фактов, интерпретаций, обобщений, выводов, рекомендаций, отраженных как в трудах его главного, ведущего «конструктора», так и в работах его коллег и учеников.

Так, комплексные (нередко лонги­тюдные) исследования долговременных школьных и производственных, а также временных общностей позволили костро­мичам пронаблюдать, проанализировать и описать ход и характер процесса коллек- тивообразования или групповой динамики. Внутренние противоречия, выступающие движущими силами этого процесса, некоторые механизмы и условия перехода группы с одной стадии развития на другую удалось обнаружить и зафиксировать И.М. Чернышовой как явления «болезней коллектива», а также обозначить причины их возникновения и пути преодоления. В исследованиях Л.И. Бамбуро- вой изучены детерминанты, вызывающие диссонанс в совместной музыкальной деятельности подростковых и юношеских групп. Исследования С.И. Жигулёва раскрыли особенности формирования групповых норм, взаимосвязь их социально ценного содержания с уровнями развития коллектива. В.Г. Асафов проследил динамику групповой самооценки в процессе коллективообразования, особенности ее формирования на разных этапах группового развития. А.Г. Кирпичник изучил динамику коллективообразования в юношеских группах.

В научной школе Л.И. Уманского изучались интегративная воздействен- ность речи организатора юношеской контактной группы (Е.А. Шанин), специфика отражения организатором психологии сверстников (А.С. Крикунов), а также восприятие юношеской группой организаторского воздействия лидера (Т.Л. Крюкова), тенденции роста лидера и лидерства в процессе коллективообра- зования (Е.М. Зайцева).

Особое место в творческих результатах социальных психологов Костромы занимают исследования и научно-организационная деятельность А.Н. Лутошкина, ученика и единомышленника Л.И. Уман­ского, возглавившего в 1972 г. известный в стране костромской историко-педагогический факультет — легендарный истпед. Главной темой, над которой изобретательно работал ученый, были групповые эмоциональные явления. Десятки статей, выступлений, книг, монография «Эмоциональные потенциалы коллектива» (Кострома, 1977) вмещают описания уникальной феноменологии, оригинальных методик, тонких наблюдений, практически значимых выводов. Широкую известность получили применяемые и сейчас в исследовательских и практических целях методики эмоционально-цветовой аналогии (дневник настроения Цветопись) и эмоционально-символической аналогии для оценивания уровня социально-психологического развития малой группы (с символическими уровнями «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Востребованными остаются и экспериментальные ситуации, созданные А.Н. Лутошкиным и др. для изучения социально-психологических феноменов. Результаты исследований А.Н. Лутошки- на направлены на понимание поведения группы как эмоционального целого, в котором соотносятся его потенциальная и актуальная сферы жизнедеятельности.

Особое значение имеет присуждение в 1979 году престижной премии имени Ленинского комсомола профессору Л.И. Уманскому и доценту А.Н. Лутош- кину за цикл научных работ по воспитанию молодежи.

Важно подчеркнуть то, что в исследованиях лаборатории Л.И. Уманского коллектив всегда воспринимался как одушевленное явление, образуемое не путем суммирования, а интеграции индивидуальных психологий. В такой интеграции, как убеждали проведенные и проводимые до сих пор исследования, не бывает «лишних» людей. И «не такие, как все» (аутсайдеры в социометрической терминологии Я. Морено) влияют на целостный облик группы, а отношение к ним является одним из показателей зрелости коллектива. Талантливый ученик Льва Ильича А.Г. Кирпичник в исследованиях процесса коллективообразования доказал, что этот процесс не мог бы осуществляться без самореализации и самоутверждения каждой личности в группе, с одной стороны, и без идентификации с группой — с другой. Кроме того, полученные им при изучении групп в лагере и в школе данные о динамике форм коллективообразования показывают, что состояния группы могут не только отражать уже сложившееся свойство группы, но также могут служить формой количественных накоплений для возникновения нового свойства.

Проблемы социальной психологии личности также нашли свое отражение в костромской научной школе. Актуальными по сей день остаются изучение самочувствия личности в группе, его динамических особенностей, проведенное О.В. Лунёвой, исследования личности организатора, специфики организаторской деятельности, организаторских способностей и умений, подготовки руководителей и лидеров к организаторской деятельности, отраженные в работах как самого Л.И. Уманского, так и его учеников — Т.Л. Крюковой, Е.М. Зайцевой, Н.В. Гавриловой и других.

Особое внимание методам исследования (экспериментальным и внеэкспериментальным, аппаратурным и неаппара­турным), используемым в диагностике коллектива, уделял на протяжении ряда лет В.И. Кашницкий. Им подтверждено, что проявления единства членов группы в различных сферах жизнедеятельности — сплоченность, самоуправляемость, сработанность, согласованность, созвучность, стрессоустойчивость — выступают индикаторами интегративности малой группы.

Судьбы научных концепций и школ в психологии складываются по-разному. Одни завоевывают страницы учебников, научной и популярной периодики, другие остаются в рукописях авторов, от третьих отрекаются. Социально-психологические работы костромичей не вызывали громкого шума, но и недостатка во внимании и отражении в печати не испытывали. Авторская библиотека социально-психологической лаборатории вмещает монографии, десятки учебных пособий и методических рекомендаций, статьи в академических научных изданиях и тезисы на форумах психологов и педагогов, около десятка сборников научных трудов, тома отчетов по хоздоговорным темам. Но главное в том, что накопленные научные знания служили решению практических задач в учреждениях образования, в детских и молодежных организациях, на предприятиях и в сельском хозяйстве.

После смерти Л.И. Уманского в 1983­1991 годах кафедру психологии КГПИ им. Н.А. Некрасова возглавлял кандидат психологических наук, доцент В.С. Сапоров- ский. На этот период приходится проведение в Костроме совместно с Институтом психологии АН СССР второго Всесоюзного симпозиума «Актуальные проблемы социальной психологии» (1986). К симпозиуму были выпущены 4 сборника тезисов научных докладов. Аспирантами и соискателями кафедры в эти годы защищены 5 кандидатских диссертаций.

Л.И. Уманский умел не только раскрыть индивидуальные исследовательские потенциалы своих учеников, но и всей своей деятельностью, жизненным стилем, качеством общения и демократическим стилем руководства задавал высокие стандарты деловой или организационной культуры как истинно мудрый руководитель и организатор. Достаточно сказать, что со времени приезда ученого в Кострому и по сей день лидерами научной жизни Костромского педагогического института, затем университета, а ныне опорного регионального вуза неизменно являются ученики и последователи Льва Ильича Уманского. Вячеслав Сергеевич Сапоровский, принявший эстафету заведующего кафедрой психологии педагогического института после ухода Л.И. Уманского, вместе с супругой, Валентиной Дмитриевной Сапоровской, развивали преподавательскую и студенческую науку, обучали секретам социальной и экспериментальной психологии; в 1991—1994 гг. Валентина Дмитриевна заведовала кафедрой психологии; а сегодня кафедру общей и социальной психологии КГУ возглавляет их дочь, доктор психологических наук Сапоровская Мария Вячеславовна, специалист в области психологии семьи и межпоколенных отношений. Виктор Ильич Кашницкий руководил кафедрой практической и специальной психологии КГУ им. Н.А. Некрасова; организовал факультет профессиональной переподготовки по специальности «Психология»; сумел привить своим студентам, психологам-практикам любовь к науке и практической психологии; по сей день вдохновляет костромских психологов на новые исследования в сфере психологии общения, коммуникативной компетентности и социальной активности личности.

Анатолий Григорьевич Кирпичник возглавил кафедру социальной психологии в Институте педагогики и психологии КГУ, стал лидером Ассоциации исследователей детского движения, известным в России и за рубежом методологом. Татьяна Леонидовна Крюкова, с гордостью относя себя к ученикам Л.И. Уманского, является лидером известной в стране научной школы психологии совладающего поведения, председателем региональной организации Российского психологического общества (РПО), инициатором многочисленных научных конференций, форумов и организатором всероссийского и международного научного сотрудничества. Сын Л.И. Уманского, доктор педагогических наук, профессор Александр Львович Уманский продолжил дело отца, исследовал проблемы педагогического сопровождения детского лидерства, был комиссаром лагеря актива «Комсорг», первым директором созданного в 2001 г. Института (факультета) педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова; а внучка Уман­ская Ирина Александровна в настоящее время работает в этом институте доцентом кафедры общей и социальной психологии, специализируется в проблемах конфликтологии, самоэффективности в различных видах деятельности и в разных социальных группах.

Таков был в общих чертах «этап Уманского», его научной социально-психологической школы в Костромском государственном университете.

О современном состоянии костромской социально-психологической научной школы

Результаты мощного вклада личности Льва Ильича Уманского в наше время отражаются в деятельности Института педагогики и психологии Костромского государственного университета, которому исполняется в 2021 году 20 лет и который развивается в традициях научной школы Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина; в работе специализированных кафедр общей и социальной психологии, специальной психологии и педагогики, психолого-педагогического образования, педагогики и акмеологии личности; в структурных формах подготовки бакалавров, магистров, аспирантов по психологическим и педагогическим направлениям; в деятельности диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по психологическим наукам.

Костромские психологи сегодня имеют официальный статус Костромской научной психологической школы, активно участвуют в конкурсах научных фондов. Ярким примером разнообразия тематики реализуемых грантов могут стать 2019—2021 годы: «Психология со­владания с трудностями в близких (межличностных) отношениях», «Когнитивная перестройка субъекта при переменах: совладание с изменениями в важнейших сферах жизни (работа, здоровье, взаимоотношения)» (рук. д.психол.н. Т.Л. Крюкова), «Психологическое благополучие субъекта в российском обществе: когнитивно-поведенческие факторы и индикаторы» (рук. д.психол.н. М.В. Сапоровская), «Коммуникативные трудности детей и подростков в поли- культурной социальной среде», «Теоретические и методические основы психологического благополучия студенческой молодежи: кросскультурный контекст» (рук. д.психол.н. А.Г. Самохвалова), «Ментальные ресурсы субъекта при типичном и атипичном развитии: феноменология, динамика, факторы и механизмы формирования в онтогенезе» (рук. д.психол.н. С.А. Хазова), «Внутренняя картина дефекта лиц с ограниченными возможностями здоровья в структуре Я-концепции: детерминанты и эффекты в прогнозе рисков развития и успешности адаптации» (рук. к.психол.н. Т.Н. Адеева), «Диадическое совладание и психологическое благополучие в близких отношениях», «Самореализация лиц с атипичным развитием: специфика, эффективность, прогноз» (рук. к.психол.н. Н.С. Шипова) и др.

В настоящее время реализуется государственное задание Министерства образования и науки Российской Федерации на тему «Близкие отношения и семья в жизненном пространстве вызовов современности: совладание, ресурсы, развитие» (2020—2022, руководитель Т.Л. Крюкова), целью которого является разработка и верификация социально­экологической модели близких отношений (в том числе семейных) как социального и психологического механизма развития и укрепления психологического благополучия и психологической устойчивости человека в условиях изменяющегося социокультурного контекста.

Идеи Л.И. Уманского, его учеников и последователей (социально-психологическая костромская школа) живут и развиваются в Институте педагогики и психологии КГУ. Надеемся, что работа в актуальных трендах современной психологии будет способствовать становлению и развитию новых социально-психологических научных школ.

Информация об авторах

Крюкова Татьяна Леонидовна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0825-3232, e-mail: tat.krukova44@gmail.com

Самохвалова Анна Геннадьевна, доктор психологических наук, доцент, директор Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4401-053X, e-mail: samohvalova@kmtn.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 343
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 154
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6