60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков к новым достижениям

59

Аннотация

В статье представлен отчет о работе Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения–2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков к новым достижениям и инновациям», состоявшейся 18-21 октября 2022 года в Санкт-Петербургском государственном университете. Отражены основные события и мероприятия состоявшейся конференции. Представлены важные этапы возникновения, становления и развития первой в отечественной психологической науке кафедры социальной психологии, которая была открыта в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете, от разработки вопросов теории и методологии до решения социально-психологических проблем личности, группы, коллектива, общества. Подчеркивается важность научного обмена опытом исследователей различных научных школ и направлений для совместного решения актуальных социально-психологических проблем современного общества.

Общая информация

Ключевые слова: конференция, социальная психология, теория и методология, социально-психологические проблемы

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130412

Получена: 26.09.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Гуриева С.Д., Свенцицкий А.Л. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков к новым достижениям // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. С. 200–208. DOI: 10.17759/sps.2022130412

Полный текст

 
Заметное место в системе психологических наук принадлежит сегодня социальной психологии. Все более расширяется сфера применения ее теоретических и прикладных знаний. Эти знания используются при решении различных задач в деятельности промышленных предприятий, работе органов государственного управления, в процессе функционирования учебно-воспитательных, медицинских и научно-исследовательских учреждений, профессиональных союзов и т.д.
18-21 октября 2022 года в Санкт-Петербургском государственном университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения–2022. 60 лет социальной психологии в СПБГУ: от истоков к новым достижениям и инновациям». Конференция продолжила научные традиции ежегодных научных мероприятий, организуемых на факультете психологии.
В программный комитет конференции под председательством декана факультета психологии А.В. Шаболтас вошли известные ученые, практики, ведущие специалисты, руководители структурных подразделений университета. Научный форум объединил более 1380 участников, 700 из которых представители их разных регионов нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья (39% из Санкт-Петербурга, 24% из Москвы, 37% из других городов Российской Федерации: Воронеж, Саранск, Самара, Кострома, Ярославль, Хабаровск, Чита, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Махачкала и др.), включая авторов 324 публикаций сборника материалов конференции.
География конференции была представлена 57 регионами России, 10 странами (Китай, США, Дания, Кыргызстан, Беларусь, Казахстан, Армения, Сербия, Болгария, Франция).
По сложившимся традициям пленарное заседание началось с приветственного слова декана факультета психологии СПбГУ, профессора А.В. Шаболтас и многочисленных поздравлений от коллег: директора Института психологии Российской академии наук, академика РАН, профессора Д.В. Ушакова; декана факультета психологии МГУ, профессора Ю.П. Зинченко; заведующей кафедрой психологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, профессора М.Б. Калашниковой; директора Института непрерывного педагогического образования, профессора А.Г. Ширина; директора Института педагогики и психологии Костромского государственного университета, профессора А.Г. Самохваловой; директора Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова А.И. Егоровой; декана факультета психологии ЯрГУ, профессора, члена-корреспондента РАО А.В. Карпова.
Пленарные доклады были посвящены истории развития социально-психологического направления в СПбГУ, его достижениям и современному состоянию (профессор СПбГУ С.Д. Гуриева); прошлому, настоящему и будущему социальной психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова (доцент, заслуженный преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова О.А. Тихомандрицкая); современным исследованиям социальной активности молодежи (профессор СГУ им. Чернышевского Р.М. Шамионов); социальной психологии в цифровом мире (член-корреспондент РАО, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Г.В. Солдатова); психологическому состоянию общества в условиях кризиса (профессор РАН Т.А. Нестик).
В пленарном докладе «60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков к новым достижениям» профессора С.Д. Гуриевой были представлены основные этапы в становлении и развитии лаборатории и кафедры социальной психологии.
Период начала 1930-х – конца 1950-х гг. с полным основанием можно рассматривать как время перерыва в развитии отечественной социальной психологии, хотя многие наши авторы считают, что разработка социально-психологической проблематики осуществлялась в сфере других наук (в основном педагогических).
Отечественные психологи смогли преодолеть тезис о несостоятельности социальной психологии как науки, доказав, что она может быть полезной для общества, не является ветвью буржуазной психологии. Особый смыл и значение приобрели слова профессора Б.Г. Ананьева (1959): «Нет оснований полагать, что “социальная психология” может быть только идеалистической и реакционной. Существование отечественной психологии не менее бесспорно, чем существование идеологии» [1, с. 152]. Было отмечено, что именно благодаря научным и организационным усилиям Б.Г. Ананьева в сентябре 1962 года открывается первая в стране лаборатория социальной психологии на философском факультете Ленинградского университета (при отделении психологии). Возглавил эту лабораторию и последующие социально-психологические исследования доцент кафедры психологии Е.С. Кузьмин [3]. А уже в 1963 году проблемам социальной психологии была посвящена секция на II съезде Общества психологов СССР, проходившем в Ленинграде.
Начиная с самых первых лет создания лаборатории социальной психологии научные интересы были сосредоточены преимущественно на прикладных исследованиях [2; 4]. Важным стимулом развития отечественной социальной психологии послужило открытие в 1966 году факультета психологии в Ленинградском университете (одновременно с Московским университетом). Немалое значение имело и то обстоятельство, что и факультет психологии, и научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ) оказались в одном и том же здании (в 1965 году лаборатория социальной психологии полностью вошла в состав этого института). Важной датой для лаборатории социальной психологии стал вышедший 28 августа 1968 г. приказ министерства о создании первой кафедры социальной психологии в СССР. Возглавляемые Е.С. Кузьминым кафедра и лаборатория социальной психологии представляли собой своеобразный единый организм. Преподаватели кафедры проводили исследования совместно с сотрудниками лаборатории, а те, в свою очередь, читали лекции и руководили научной работой студентов [5; 7].
Проводимые сотрудниками лаборатории и кафедры социальной психологии исследования в первую очередь были направлены на изучение различных сторон отношения работников к труду и факторов, влияющих на их производительность. Многие материалы прикладных исследований, выполняемых в лаборатории социальной психологии, нашли отражение в монографии А.Л. Свенцицкого «Социально-психологические проблемы управления», изданной в 1975 году и спустя два года опубликованной на японском языке в Токио [6]. Постоянное и пристальное внимание уделялось разработке и освоению современных методов социально-психологического исследования.
В 1976 году факультет психологии переехал в другое здание, за несколько километров от НИИКСИ, в состав которого входила лаборатория социальной психологии. Сотрудники лаборатории стали сотрудниками кафедры социальной психологии (Э.С. Чугунова, С.П. Безносов, А.Н. Капустина, С.М. Михеева, Л.В. Фаустова (Мургулец), В.А. Чикер и др.).
Начинается новый этап в деятельности лаборатории и кафедры социальной психологии. Увеличивается состав сотрудников, растет практический опыт, повышается профессионализм. 1990-е – начало 2000-х гг. ознаменовали собой серию ярких защит докторских диссертаций, рассматривающих такие проблемы социальной психологии, как трудности общения, межличностные конфликты, психологию эмиграции, психологию настроения, психологию здоровья, психологию социальных общностей, межэтнические отношения, наркотизм в молодежной среде.
Важно отметить, что с течением времени определились приоритетные направления в работе кафедры социальной психологии. Так, например, проведение экспериментальных, эмпирических исследований, ранее бывшее направлением работы лаборатории социальной психологии, стало замещаться научным сотрудничеством с международными компаниями (ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» и др.) и фондами («Петербургский диалог»), государственными структурами, университетами-партнерами (Университетом Гамбурга, Германия; Университетом Канадзава, Япония и многими другими).
Научно-исследовательская работа кафедры была представлена новыми направлениями исследований. Особого внимания заслуживает работа в рамках грантовой поддержки известными научными фондами Российской Федерации – РГНФ, РНФ.
Подводя итоги 60-летнего периода развития социальной психологии в СПбГУ, можно сказать, что социальная психология не только доказала свое право на существование как наука, но и стала эталоном высокой научной требовательности, сохраняя преемственность и продолжая лучшие традиции ленинградской психологической школы.
Далее пленарное заседание продолжилось интересными и содержательными докладами. Большой интерес вызвал научный доклад «Социальная психология в контексте цифровых трансформаций: гиперподключенность и новая социальность» члена-корреспондента РАО, профессора кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Г.В. Солдатовой. Был поднят важный для современного поколения вопрос – интернет-зависимость у подростков и молодых людей, которая связана с большими эмоциональными переживаниями и возможностью переживать себя в более широком круге социальных ролей, по сравнению с деятельностью офлайн. Были представлены результаты исследований, целью которых явилось выявление особенностей личностных проявлений и психологической саморегуляции студентов онлайн и офлайн, а также их связи с особенностями деятельности в интернете и субъективным благополучием. В интернете, по сравнению с офлайн, студенты отмечают меньшую удовлетворенность потребности в связности; у них слабее выражены самообвинение, принятие, руминации, фокусирование на планировании, позитивная переоценка, рассмотрение в перспективе и катастрофизация. Пользовательская активность молодых людей связана с большей автономией онлайн, совмещение онлайн и других деятельностей – с компетентностью онлайн, а большая привлекательность цифровизации образования – с компетентностью и позитивной переоценкой в интернете. Таким образом, можно предположить, что оценка студентами своих возможностей психологической саморегуляции онлайн, в сравнении с офлайн, описывает скорее их отношение к своей деятельности в интернете и образ Я в интернете, чем отношение к современным технологиям и владение ими. Исследования показывают, что цифровая социальность сопряжена с большими эмоциональными переживаниями онлайн, более широким кругом социальных ролей, в которых можно себя попробовать, спецификой ролевой структуры в ситуации киберагрессии и др. Однако открытым остается вопрос о том, в какой степени возможности психологической саморегуляции, совладания со стрессом и даже личностные особенности проявляются онлайн и офлайн.
В докладе «Эмпирическая модель социальной активности молодежи» профессор Р.М. Шамионов, заведующий кафедрой социальной психологии и развития, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского проанализировал роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы социальной активности в предпочтении онлайн или офлайн-среды. Были представлены результаты исследования, в котором приняли участие 442 человека, направленного на определение детерминант предпочтения среды социальной активности в ситуации тотальной цифровизации общества. Было высказано предположение о том, что предпочтительность онлайн или офлайн-среды может обусловливаться вовлеченностью в различные формы активности и ценностями, а также их совместным эффектом. В результате установлена определяющая роль интернет-сетевой и интернет-поисковой, досуговой, субкультурной (положительно) и религиозной, спортивно-оздоровительной (отрицательно) активностей в предпочтении онлайн-среды; спортивно-оздоровительной, семейно-бытовой, культурно-массовой, интернет-поисковой (положительно) и протестной (отрицательно) активностей в предпочтения офлайн-среды. Ценности стимуляция, власть-доминирование (положительно) и традиция (отрицательно) обусловливают предпочтение онлайн-среды, а самостоятельность-поступки, стимуляция, традиция (положительно) и конформизм межличностный (отрицательно) – предпочтение офлайн-среды. Выявлен совместный эффект ценностей и вовлеченности в разные формы активности в предпочтении онлайн/офлайн-среды.
В ходе конференции для всех участников была предоставлена уникальная возможность обмена опытом, знакомства с современными и актуальными исследовательскими проектами, научными школами, их основателями и последователями. Слушатели отметили выступление заведующей кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженного преподавателя Московского университета О.А. Тихомандрицкой на тему: «Социальная психология в Московском университете: прошлое, настоящее и будущее». Интересно было познакомиться с важными периодами возникновения, становления и развития социальной психологии в МГУ. Были подробно представлены основные направления жизнедеятельности кафедры: научно-исследовательская работа и педагогическая работа, неразрывно связанная с легендарными именами основателей научных школ и направлений современной психологической науки: Г.А. Андреева, Т.Г. Стефаненко, А.И. Донцов, Е.П. Белинская, О.Т. Мельникова, Т.Ю. Базаров и др. С большим чувством благодарности и глубоким сожалением автор статьи (С.Д. Гуриева) вспоминает своего оппонента по докторской диссертации – Татьяну Гавриловну Стефаненко, с которой посчастливилось встретиться в ходе научной карьеры, пообщаться на сложные социально-психологические темы, учиться сотрудничать, вступать в научную полемику, с благодарностью принимать замечания старших коллег. В настоящее время на кафедре проводятся фундаментальные исследования в области изучения социального познания; социальной психологии личности; психологии межличностного общения; динамики массового сознания; межэтнических отношений; вариативности личности и группы в различных культурах; механизмов социального влияния; психологии массовых коммуникаций; ценностно-смысловых механизмов восприятия социальных проблем; когнитивных структур устойчивых эмоциональных состояний; эффективности деятельности рабочих групп и команд; регуляции социального поведения; гендерной психологии; проблем экономической психологии; методологических и методических вопросов социально-психологического исследования, в частности возможностей и ограничений качественных методов исследования. Приоритетное направление научно-исследовательской работы кафедры: «Социокультурные детерминанты социального познания и социального поведения».
Заключительное выступление на пленарном заседании было сделано профессором РАН, заведующим лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Т.А. Нестиком на тему: «Психологическое состояние общества в условиях кризиса: перспективные направления исследований». Были выявлены основные индикаторы психологического состояния общества, к которым относятся: психологическая устойчивость россиян, благополучие в межличностных и межгрупповых отношениях. Представляя психоэмоциональное состояние российского общества в 2020–2022 гг., Т.А. Нестик отметил, что наиболее подверженными депрессивным и тревожным состояниям оказались представители молодежи 18-24 лет. В фокусе внимания ученого также было психоэмоциональное состояние российских ученых. Так, например, было показано, что среди российских ученых симптоматика депрессии выше, а тревога – ниже, чем по общероссийской выборке. В ходе исследований было также доказано, что напоминание о негативных последствиях кризиса одновременно мобилизует личностные ресурсы и запускает защитные механизмы. Несмотря на пандемию и снижение доходов, 70% россиян были склонны считать себя счастливыми людьми: повышаются оценка осмысленности своей жизни во время пандемии, уверенность в своих силах, сопереживание и лояльность своей группе. В заключение было сказано, что предикторами научного интереса психологов в будущем будет ставка на сочетание экспериментальных исследований, массовых опросов населения, анализа больших данных (цифровых следов интернет-пользователей, данных о мобильности горожан, данных видеонаблюдения, государственных баз данных) с использованием сетевого моделирования и машинного обучения. Были выявлены не только предикторы научного интереса, но и четко обозначены перспективные направления социально-психологических исследований, затрагивающие такие тренды, как: психологические механизмы социального оптимизма и жизнеспособности общества, роль рессентимента, мстительности, ностальгии и коллективного нарциссизма в динамике психологического состояния общества, вклад коллективной памяти и образа будущего в оценку ситуации в обществе, построение типологии психологических состояний общества, лонгитюдные исследования для уточнения связи между психологическими процессами на различных уровнях социально-психологического анализа: внутриличностном, межличностном, групповом, межгрупповом, социетальном уровнях, уточнение степени пластичности тех или иных характеристик ПСО, а также социально-психологических механизмов, которые могут выступать в роли медиатора, ускорять или замедлять изменение характеристик психологического состояния общества под влиянием политических и экономических изменений. Был обозначен основной тренд в социальной психологии, направленный на стандартизацию количественных исследований и использование искусственного интеллекта.
После пленарного заседания конференция продолжилась работой секций по детской клинической психологии, психодиагностике, общей психологии, круглыми столами, посвященными Б.Г. Ананьеву, методологии социальной психологии и современным проблемам профессиональной самореализации политического психолога. Программа этого дня завершилась лекцией доцента кафедры социальной психологии СПбГУ Т.Г. Яничевой на тему: «Психологическая наука и практика в меняющемся мире».
Второй день конференции включал в себя секции по следующим отраслям психологии: когнитивной, спортивной, организационной, юридической, политической и экономической, кросс-культурной и этнической, психологии общения, психологии здоровья, психотерапии и психологическому консультированию, психическому здоровью детей и родителей, психологии развития. Состоялся симпозиум, посвященный памяти известного теоретика педагогической психологии В.А. Якунина; проведены мастер-классы по психофизиологическим методам в работе спортивного психолога, проблемам построения отношений в организации, отношению к времени как ресурсной характеристике личности профессионала; организован традиционный круглый стол по итогам Олимпийских игр. Второй день конференции завершился лекцией об основах оказания психологической помощи пациентам с онкологическими заболеваниями («Основы оказания психологической помощи в ситуации онкологического заболевания», медицинский психолог СПб ГКУЗ «Хоспис № 1» М.В. Вагайцева).
Третий день конференции дополнил научную программу выступлениями, тематически относящимися к клинической, педагогической, организационной психологии, теории и практике полинарративного подхода, психологии менеджмента, психологии кризисных и экстремальных ситуаций, психологии профессиональной и служебной деятельности, психологии личности, психофизиологии, психологии профессионального и соматического здоровья, психологии образования и педагогике. Были проведены мастер-класс по разработке комплекса программ для специалистов опасных профессий «Психология ликвидации аварийных ситуаций» и настольная трансформационная игра «ПРОздоровье», а также официальное закрытие научной программы конференции.
Программа последнего дня конференции включала воркшопы партнеров конференции – Санкт-Петербургского психологического общества («Профилактика выгорания в современных реалиях») и общественной программы «Учитель для России» («Работа психолога в сложных социальных контекстах»), а также презентацию образовательных программ СПбГУ в области психологии.
В рамках конференции были реализованы основные задачи: обсуждение актуальных вопросов теории и практики современной психологии; обмен опытом в решении различных задач, которые ставятся перед современной психологической наукой со стороны общества и государства; создание условий профессионального роста и повышения компетентности в различных областях психологической науки для студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей.
Всего в рамках Международной конференции «Ананьевские чтения–2022. 60 лет социальной психологии в СПБГУ: от истоков к новым достижениями и инновациям» было проведено 45 мероприятий: работа 27 секций, симпозиум, 4 мастер-класса, 7 круглых столов, диагностическая игра, 2 вечерние лекции, 2 воркшопа, была организована постерная сессия в очном и онлайн-форматах, проведена презентация образовательных программ магистратуры и аспирантуры в области психологических наук, реализуемых Санкт-Петербургским государственным университетом.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Бытие и сознание (о новой книге С.Л. Рубинштейна) // Вопросы психологии. 1959. № 1. С. 142–152.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
  3. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1967. 173 с.
  4. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 129 с.
  5. Русалинова А.А. Некоторые вопросы формирования взаимоотношений в производственных группах // Человек и общество. Проблемы социального планирования. Ученые записки ЛГУ. Вып. 10 / Под ред. В.Р. Попова и Е.С. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. С. 94–101
  6. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. 120 с.
  7. Чугунова Э.С. О некоторых социально-психологических условиях профессиональной устойчивости молодых рабочих // Человек и общество. Вып. 1. / Под ред. Б.Г. Ананьева и др. Л: Изд-во ЛГУ, 1966. С. 122–

Информация об авторах

Гуриева Светлана Дзахотовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4305-432X, e-mail: gurievasv@gmail.com

Свенцицкий Анатолий Леонидович, доктор психологических наук, почетный профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0854-4059, e-mail: social.psychology@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 250
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 11