Введение
Анализируя данные официальной статистики о количестве аварий и дорожнотранспортных происшествий, нетрудно заметить, что уровень аварийности на дорогах Российской Федерации (далее - РФ) продолжает оставаться крайне высоким. Многочисленные мероприятия, реализуемые в рамках «Стратегии безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы» [Стратегия безопасности дорожного], безусловно, призваны способствовать решению важной государственной задачи - снижению уровня дорожно-транспортного травматизма, однако данные мероприятия практически не затрагивают вопросы, связанные с оценкой пригодности к управлению транспортным средством, а также вопросы профилактики и превенции отклонений в дорожном поведении [Бурцев, 2018; Бурцев; Макеева, 2017].
Представляется логичным, что подобное обстоятельство может быть связано не столько с отсутствием внимания к проблеме оценки пригодности к водительской деятельности, сколько с отсутствием в РФ разработанных и утвержденных на законодательном уровне инструментов комплексной диагностики и системы медико-психологического ассессмента [Макеева, 2017], даже не беря во внимание подготовку специалистов в области транспортной медицины и транспортной психологии.
Обращаясь к мировому опыту медико-психологической работы по профилактике аварий и ДТП, включающей реабилитацию водителей, лишенных прав за серьезные нарушения в области дорожного законодательства, можно констатировать, что в тех странах, где построена система превенции повторных правонарушений, узконаправленная деятельность специалистов в области транспортной медицины и транспортной психологии является крайне важным моментом, позволяющим добиваться устойчивого снижения уровня дорожно-транспортного травматизма [4-8].
Подготовка таких специалистов обеспечивается профессиональными стандартами врачей, психологов, педагогов - практиков в области медицины, психологии и педагогики дорожного движения (Traffic Medicine, Traffic Psychology, Traffic Pedagogy) [Клебельсберг, 1989; Макеева, 2017].
Необходимо подчеркнуть, что в РФ на сегодняшний день подобные стандарты (как образовательные, так и профессиональные) отсутствуют, что обусловливает проблему подготовки специалистов и вызывает трудности реализации широкого круга задач в области дорожной безопасности [Бурцев, 2018].
Именно поэтому весьма целесообразно обратиться к опыту, например, европейских стран, где достаточного хорошо зарекомендовала себя система медико-психологического ассессмента водителей [Макеева, 2017], лежащая в основе разработки моделей подготовки специалистов- практиков в таком направлении, как психология дорожного движения (Traffic Psychology). Примером, получившим наибольшее распространение в ряде стран, может служить междисциплинарная модель, представленная в профессиональном стандарте, разработанная Советом транспортной психологии профессиональной ассоциации немецких психологов в 2004 году [Макеева, 2017].
Краткая характеристика модели медико-психологической поддержки безопасной
мобильности
Данная модель известна в немецкой литературе как Psychologische und medizinische Hilfe fur Forderung und Sicherung der Mobilitatskompetenz, в английской - как Psychological and Medical Assistance for Safe Mobility (сокращенно: PASS) [Макеева, 2017], наиболее релевантным переводом на русский язык может служить название: «Модель медико-психологической поддержки безопасной мобильности».
Основным содержательным наполнением данной модели выступает «формирование компетентности к мобильности и оценка пригодности водителя к управлению транспортным средством» [Макеева, 2017].
Ключевым понятием является «компетентность к мобильности», которая трактуется как «сумма пережитых физических, ментальных, обусловленных установками предпосылок поведения водителя, его способность к надежному управлению транспортным средством и партнерским отношениям с другими участниками дорожного движения» [Макеева, 2017]. Междисциплинарный характер модели предполагает взаимодействие широкого круга специалистов в области транспортной медицины, транспортной психологии, юриспруденции. Предельно обобщая, можно заключить, что содержание деятельности специалистов, работающих в рамках данной модели, направлено на усиление личной ответственности водителя, системы его ценностных ориентаций, привычек и установок, обеспечивающих безопасное поведение в условиях дорожно-транспортной среды [Mubhoff, 2014].
Таким образом, европейская система содействия развитию компетенции мобильности призвана учитывать и обобщать опыт отдельных стран, входящих в состав Евросоюза, а также предлагает некую «рамочную схему», следуя которой участники Евросоюза могут разрабатывать свои образовательные и профессиональные стандарты, обеспечивающие психологическую и психолого-педагогическую подготовку специалистов в сфере дорожной безопасности [Mubhoff, 2014; Kollbach, 2018].
Междисциплинарное образование и профессиональная подготовка специалистов. Данная модель в качестве междисциплинарного образования объединяет задачи разных областей научного знания, подчеркивая необходимость взаимодействия самых различных профессиональных дисциплин, которые непосредственно или опосредованно могут внести свой вклад в становление доказательных практик по изменению и коррекции поведения водителя согласно заявленной цели - содействие формированию компетентности к мобильности. В свою очередь, компетентность к мобильности может зависеть от таких условий, как физическое и психическое здоровье, личные установки, индивидуальнопсихологические особенности, а также способы поведения в различных ситуациях (включая, прежде всего, ситуации в условиях дорожного трафика) [Макеева, 2017].
Таким образом, данная междисциплинарная модель обобщает задачи подготовки специалистов, задавая «воспитательный вектор» психологии дорожного движения - формирование безопасного поведения участников дорожно-транспортной среды с акцентом на задачи оценки пригодности к управлению транспортным средством и задачи дорожной педагогики (Traffic Pedagogy) - превенции аварий и ДТП (целенаправленной коррекции дорожного поведения, например, в случае грубых правонарушений, как то: вождение в нетрезвом состоянии, систематические превышения скоростного режима и др.) [Клебельсберг, 1989; Kollbach, 2018].
В целом содержание медико-психологической работы по профилактике различных типов отклонений для различных возрастных групп участников дорожного движения, согласно данной модели, может быть реализовано в следующих направлениях:
- воспитательные мероприятия педагогической и просветительской направленности по обучению навыкам поведения в условиях дорожно-транспортной среды (например, для начинающих водителей, испытывающих трудности, связанные с недостаточным уровнем сформированности навыков управления транспортным средством);
- формирование установок на безопасное поведение и вождение (модули в автошколах и центрах многоуровневой подготовки/переподготовки профессиональных водителей) [Зайцева; Кочетова, 2015];
- профилактика употребления алкоголя и ПАВ (специализированные курсы и тренинги для начинающих водителей) [Плотникова, 2018];
- реабилитационные программы для водителей, получивших серьезные взыскания или лишенных прав на управление транспортным средством за вождение в нетрезвом состоянии [Ершов];
- программы по урегулированию конфликтов с другими участниками дорожнотранспортной ситуации [Плотникова, 2018];
- у водителей различных категорий (автолюбителей/профессиональных водителей): установление психологической пригодности к управлению транспортным средством (включая и скрининговую, и последующую комплексную диагностику) [Бурцев, 2018; Бурцев; Бурцев, 2020];
- у водителей в пожилом возрасте: определение пригодности к управлению транспортным средством, а также специальные курсы с особым учетом возможности компенсации определенных функций, необходимых для безопасного управления транспортным средством [Макеева, 2017; Плотникова, 2018].
Отдельно подчеркнем, что такие мероприятия должны проводиться специалистами в области психологии дорожного движения (не медицинскими или клиническими психологами - прим. авторов), а в случае многократных нарушений со штрафами за управление автомобилем в алкогольном или наркотическом опьянении в рамках медицинской реабилитации - врачами-наркологами и психотерапевтами [Бурцев, 2018; Бурцев; Бурцев, 2020а; Макеева, 2017]. При этом в случае лишения прав может потребоваться оценка пригодности к управлению транспортным средством путем специализированного медицинского и психологического обследования, чтобы исключить наличие чрезмерно высокого потенциала риска водителя для других участников дорожного движения [Бурцев, 2018; Макеева, 2017].
Специалисты в области транспортной медицины и психологии дорожного движения, работающие по специальности, должны повышать свою квалификацию и обязаны поддерживать и совершенствовать свои профессиональные знания и умения. Задачи транспортно-психологической диагностики, коррекционной и профилактической работы требуют курса обучения в вузе по специальности «психология» уровня «магистр» и дальнейшей практической деятельности в специализированных государственных и негосударственных центрах в системе медико-психологического ассессмента.
Подробно все требования к обучению и повышению квалификации транспортных медицинских работников и специалистов в области психологии дорожного движения четко описаны и представлены в профессиональных стандартах в различных странах Евросоюза [Макеева, 2017].
Разработка компетентностной модели психолога, работающего в сфере дорожной
безопасности, реализуемой в рамках программы магистратуры «Психология дорожного
движения»
С 2015 года в РФ с учетом специфики и требований образовательного и профессионального стандартов была начата работа над подготовкой практических психологов в области дорожной безопасности в рамках программы магистратуры
«Психология дорожного движения» в рамках широко используемого компетентностного подхода [Богданович, 2014; Боровикова, 2012; Введенский, 2004; Рубцов, 2012; Ульянина, 2018].
Для оценки компетентностной модели, реализуемой по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», преподавателями магистерской программы «Психология дорожного движения» (сотрудниками кафедры психологии управления МГППУ и специалистами Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения города Москвы) была разработана анкета, направленная на выявление отношения магистрантов к преподаваемым дисциплинам, а также оценки значимости для дальнейшей профессиональной деятельности в сфере безопасности дорожного движения.
Анкета включала в себя несколько содержательных блоков, касающихся:
1) полезности и возможной востребованности полученных в процессе обучения знаний;
2) значимости и объема преподаваемых дисциплин для профессиональной деятельности;
3) навыков, которые необходимо формировать у выпускников магистратуры;
4) успешности овладения компетенциями, включенными в компетентностную модель специалиста (на основе ФГОС);
5) общего отношения выпускника к процессу обучения по данной программе.
Наряду с этим в анкету были включены открытые вопросы о том, какую информацию магистранты хотели бы получить дополнительно к изучаемым дисциплинам.
Анкета предлагалась выпускникам магистерской программы «Психология дорожного движения» по окончании процесса обучения, когда все учебные дисциплины были завершены. Анкетирование проводилось анонимно. В анкетировании приняли участие 15 человек.
Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что мнения студентов относительно дисциплин теоретико-методологического цикла (базовая часть) разделились. Так, оценки значимости теоретических дисциплин представлены следующим образом: четверть студентов оценили дисциплины как чрезвычайно значимые и столько же магистрантов оценили их как незначимые. Остальные студенты продемонстрировали разброс оценок разных дисциплин.
Относительно дисциплин, входящих в блок профессиональной специализации, наблюдается большой разброс оценок их значимости. Так, чрезвычайно значимыми практически для всех выпускников магистратуры оказались дисциплины «Социальная психология дорожного движения», «Интерактивные методы обучения водителей», «Профотбор и аттестация в транспортных компаниях», «Социально-психологическая реабилитация участников ДТП», «Социальная психология конфликта», «Прикладная психофизиология», «Психология дорожного движения», «Диагностика и психологическая оценка надежности водителя».
На наш взгляд, подобные результаты могут объясняться существенными различиями в исходной подготовке магистрантов, поскольку среди них встречаются студенты как с базовым психологическим образованием, так и студенты инженерно-технических специальностей, юристы, менеджеры и др. Кроме того, магистранты программы
«Психология дорожного движения» в большинстве своем уже имеют внушительный опыт работы (общий стаж трудовой деятельности) в различных сферах. При этом получаемые знания представляют для них не только профессиональный, но и личный интерес, поскольку обучение в магистратуре воспринимается большинством как этап профессионального и личного развития.
Обобщенные результаты анкетированию по блоку вопросов относительно компетентностной модели психолога-практика в области дорожной безопасности представлены в таблице.
Таблица
Распределение ответов в группе участников анкетирования
|
№ |
Компетенции |
Овладел полностью |
В основном овладел |
Требуется дополнительное обучение |
Не получилось овладеть |
|
1 |
Умение разрабатывать и проводить прикладные исследования в области психологии дорожного движения |
37,5% |
62,5% |
- |
- |
|
2 |
Умение разрабатывать программы психологической диагностики нарушений в дорожно-транспортной среде |
12,5% |
50% |
37,5% |
- |
|
3 |
Умение проводить профилактическую работу по предотвращению рисков в дорожнотранспортной среде |
25% |
37,5% |
37,5% |
- |
|
4 |
Умение осуществлять психологическое сопровождение коллективов организаций транспортной сферы |
12,5% |
37,5% |
50% |
- |
|
5 |
Владение навыками создания психологической службы, обеспечивающей подготовку водителей различных категорий |
- |
37,5% |
62,5% |
- |
|
6 |
Способность к выявлению проблем межведомственного характера в области дорожной безопасности и обоснование вектора их комплексного решения |
12,5% |
37,5% |
37,5% |
12,5% |
|
7 |
Способность консультировать отдельных специалистов межведомственной команды |
12,5% |
37,5% |
37,5% |
12,5% |
|
8 |
Способность к выделению и оценке рисков дорожно-транспортной среды |
12,5% |
62,5% |
25% |
- |
|
9 |
Способность к разработке и оценке эффективности использования инструментов |
- |
50% |
37,5% |
12,5% |
|
|
мониторинга рисков дорожно-транспортной среды |
|
|
|
|
|
10 |
Способность консультировать участников дорожного движения, проводить тренинги по формированию безопасного поведения |
25% |
25% |
37,5% |
12,5% |
|
11 |
Способность к участию и социальнопсихологическому сопровождению разработки государственных превентивных программ по снижению аварийности |
- |
50% |
50% |
- |
|
12 |
Способность к разработке программ психологической диагностики отклонений в поведении участников дорожного движения |
- |
37,5% |
50% |
12,5% |
|
|
Распределение ответов участников анкетирования (в %) |
13,5% |
43,8% |
38,5% |
4,2% |
По данным, представленным в таблице, можно заключить, что наблюдается существенный разброс в ответах относительно оценки сформированности компетенций выпускниками магистратуры.Ряд заявленных компетенций по ответам магистрантов, связанных со способностью разрабатывать программы превентивной направленности, способностью проводить психологические тренинги, осуществлять консультационную деятельность, т.е. компетенций выраженного практико-ориентированного характера, освоен недостаточно полно. Причем все участники анкетирования отметили важность и необходимость данных компетенций для своей профессиональной деятельности.
Обнаруженный факт, на наш взгляд, является показательной иллюстрацией того, что блок профессиональных дисциплин, включая обязательные дисциплины и дисциплины по выбору, нуждается в некотором пересмотре в плане расширения содержательной составляющей, связанной с различными аспектами современной андрогогики. Данное обстоятельство обусловило необходимость рассмотрения проблем, возникающих при разработке магистерских программ психолого-педагогической направленности (на основе ФГОС, задающего «вектор» подготовки психологов-практиков для системы школьного образования).
Результаты проведенного анкетирования также позволили поставить вопрос о возможности репликации компетентностной модели психологов-практиков, работающих в системе медико-психологического ассессмента ряда европейских стран для психологической службы в РФ.
Совершенно очевидно, что требуют дальнейшей проработки вопросы относительно компетенций, связанных с деятельностью психолога в таких областях, как: безопасность дорожно-транспортной среды, оценка пригодности к управлению транспортным средством (систематические правонарушения дорожного законодательства, практика вождения в нетрезвом состоянии), взаимодействие со специалистами в области транспортной медицины.
Заключение
Система медико-психологического ассессмента, получившая широкое распространение в ряде стран, продемонстрировала высокую эффективность в решении проблемы снижения уровня дорожно-транспортного травматизма и превенции аварий и ДТП. Лежащая в ее основе модель медико-психологической поддержки безопасной мобильности задает «рамочную схему» для разработки образовательных и профессиональных стандартов в области транспортной медицины и транспортной психологии, обеспечивающих подготовку специалистов-практиков в сфере безопасности дорожно-транспортной среды.
Важно учитывать, что содержание деятельности системы медико-психологического ассессмента включает в себя ряд мероприятий профилактической, превентивной и реабилитационной направленности для участников дорожного движения разных групп, имеющих различные отклонения в дорожном поведении и выраженную склонность к несоблюдению дорожного законодательства, поэтому содержит различные аспекты деятельности в области транспортной медицины, транспортной психологии и транспортной педагогики.
Опыт разработки компетентностной модели психолога, работающего в сфере дорожной безопасности, реализуемой в рамках программы магистратуры «Психология дорожного движения», можно рассматривать в качестве первого важного шага в направлении психолого-педагогической подготовки психологов-практиков для решения важной государственной задачи - снижения уровня дорожно-транспортного травматизма. Причем уже сейчас становится очевидным, что только междисциплинарный характер подготовки специалистов (с акцентом на взаимодействие врачей, психологов и педагогов-психологов) при разработке дисциплин профессионального блока может обеспечить формирование заявленных компетенций и становление доказательной практики для создания в будущем психологической службы в сфере дорожной безопасности в РФ.
Информация об авторах
Бедина Инесса Александровна, кандидат медицинских наук, ученый секретарь, ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ»), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9040-2913, e-mail: ibedina@mail.ru
Бурцев Александр Александрович, кандидат медицинских наук, заведующий филиалом - врач-психиатр-нарколог, ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ»), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2710-1285, e-mail: burtsev@mail.ru
Кочетова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0746-680X, e-mail: kochetovatv@gmail.com