Возможности и перспективы модификации курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» в системе дополнительного образования

136

Аннотация

Статья направлена на освещение проблемы, связанной с подготовкой водителей в системе дополнительного образования (автошколы). Представлен анализ международного опыта разработки образовательных программ для подготовки водителей различных категорий. Рассматривается модель обучения, получившая название GDE Matrix, которая стала основой многоуровневых образовательных программ подготовки как водителей, так и преподавателей образовательных центров/автошкол во многих странах мира. Показано, почему в программах образования водителей в различных странах мира сделан акцент на целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, которое имеет цель формирование адекватной оценки себя как водителя. Обосновываются актуальность и важность модификации курса «Психофизиологические основы деятельности водителя», возможности и перспективы использования дополнительных интерактивных модулей, включающих изучение факторов риска дорожно-транспортной среды для формирования безопасного поведения будущих водителей.

Общая информация

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, обучение водителей, компетентностный подход, водительская деятельность, безопасность дорожного движения, GDE Matrix

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130205

Финансирование. Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта МГППУ «Апробация методик первичного психологического скрининга водителей, склонных к рискованному дорожному поведению».

Благодарности. Авторы благодарят Е.И. Зайцеву – Президента Национального Союза Автошкол, выпускницу магистерской программы «Психология дорожного движения» – за теоретические материалы, предоставленные для анализа международного опыта разработки образовательных программ, используемых при подготовке водителей в системе дополнительного образования, и Я.В. Зубову – тренера-инструктора по безопасному вождению компании «Актив-Безопасность», магистранта факультета социальной психологии МГППУ – за материалы программ обучения безопасному вождению.

Для цитаты: Ершов С.В., Кочетова Т.В., Погодина А.В., Харченко М.А. Возможности и перспективы модификации курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 2. С. 72–88. DOI: 10.17759/psyedu.2021130205

Литература

  1. Богданович Н.В. Компетентностный подход в процессе подготовки специалистов по педагогике [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 1–12. DOI:10.17759/psyedu.2014060401
  2. Боровикова Я.В. Модульная система организации обучения лиц третьего возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50245.shtml (дата обращения: 12.01.2021).
  3. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. СПб.: Просвещение, 2004. 159 с.
  4. Ершов С.В. Компетентностный подход к обучению в автошколах: проблемы, возможности и перспективы [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/orgpsy2019/issue/Ershov.shtml/ (дата обращения: 14.01.2021).
  5. Зайцева Е.И. Зарубежные модели эффективности обучения водителей безопасному вождению [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/orgpsy2019/issue/Zaitseva.shtml (дата обращения: 24.12.2020).
  6. Кагермазова Л.Ц. Основы и перспективы развития дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/education21/issue/54272_full.shtml (дата обращения: 24.12.2020).
  7. Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт, 1989. 367 с.
  8. Кочетова Т.В. Traffic Psychology в системе подготовки преподавателей автошкол и водителей автотранспортных средств: программа дополнительного профессионального образования // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 1. С. 93–102.
  9. Кочетова Т.В., Плотникова М.А. К вопросу оценки профессиональной пригодности водителя: краткий обзор зарубежного опыта [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/orgpsy2019/issue/Kochetova_Plotnikova.shtml (дата обращения: 24.12.2020).
  10. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
  11. Лебедева Н.В. Диверсификация дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы на основе дуальных программ // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. № 1. С. 85–90.
  12. Плотникова М.А. Практико-ориентированные исследования психологии дорожного движения (по материалам зарубежных публикаций) // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 108–118. DOI:10.17759/sps.2018090410
  13. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 3. С. 3–13. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/n3/Rubtsov_Zabrodin.shtml (дата обращения: 03.01.2021).
  14. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/31102 (дата обращения: 25.01.2021).
  15. Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 135–147. DOI:10.17759/psyedu.2018100212
  16. Хайкин В.Л., Григорьев Д.В. Базовые позиции развития дополнительного образования в России: психологический ракурс // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 4. С. 92–100.
  17. Харченко М.А., Плотникова М.А. Формирование установок безопасного вождения у начинающих водителей // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 4. С. 180–191. DOI:10.17759/exppsy.2020130413
  18. Чошанов М.А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1997. 152 с.
  19. Evans L. Young driver involvement in severe car crashes // Alcohol, Drugs, and Driving. 1987. Vol. 3. P. 63–78.
  20. Hatakka M., Keskinen E., Gregersen N., Glad A., Hernetkoski K. From control of the vehicle to personal self-control; broadening the perspectives to driver education // Transportation Research. Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2002. Vol. 5. P. 201–215.
  21. Jonah B.A. Sensation seeking and risky driving: A review and synthesis of the literature // Accident Analysis and Prevention. 1997. Vol. 29(5). P. 651–655.
  22. Kollbach B., Franke M., Meier J., Destradis Al. Verkehrsverhaltenslehre für Fahrlehrer I. Hannover: Degener Verlag GmbH, 2018. 147 p.
  23. Mayhew D., Simpson H. The safety value of driver education and training // Injury Prevention. 2002. Vol. 8 (Suppl II). P. 113–118. DOI:10.1136/ip.8.suppl_2.ii3
  24. McKenna F., Poulter D. Speed Awareness: The effect of education versus punishment on driver attitudes. Proceedings of the 3rd Fit to Drive Congress (Prague), Kirschbaum Verlag, Bonn, 2008. 95 р.
  25. Speed management: a road safety manual for decision makers and practitioners. Geneva: Global Road safety Partnership, 2008. 191 р.
  26. Ulleberg P., Rundmo T. Personality, attitude and risk perception of risky driving behavior among young drivers // Safety Science. 2003. Vol. 41. № 5. P. 427–443.
  27. World Report on Road Traffic Injury Prevention. Geneva: Word Health Organization, 2004. 244 р.

Информация об авторах

Ершов Сергей Владимирович, магистр психологии, заведующий кафедрой модернизации образовательного процесса гимназии, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5111-6586, e-mail: ershovsv.miit@gmail.com

Кочетова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, ФГБОУ ВО МГППУ, руководитель магистерской программы «Психология дорожного движения», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0746-680X, e-mail: kochetovatv@gmail.com

Погодина Алла Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель магистерской программы «Организационная психология», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0549-712X, e-mail: pogodinaav@mgppu.ru

Харченко Максим Андреевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры психологии управления, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3335-9701, e-mail: maxquail@gmail.com