Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 2. С. 72–88
doi:10.17759/psyedu.2021130205
ISSN: 2587-6139 (online)
Возможности и перспективы модификации курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» в системе дополнительного образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, обучение водителей, компетентностный подход, водительская деятельность, безопасность дорожного движения, GDE Matrix
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130205
Финансирование. Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта МГППУ «Апробация методик первичного психологического скрининга водителей, склонных к рискованному дорожному поведению».
Благодарности. Авторы благодарят Е.И. Зайцеву – Президента Национального Союза Автошкол, выпускницу магистерской программы «Психология дорожного движения» – за теоретические материалы, предоставленные для анализа международного опыта разработки образовательных программ, используемых при подготовке водителей в системе дополнительного образования, и Я.В. Зубову – тренера-инструктора по безопасному вождению компании «Актив-Безопасность», магистранта факультета социальной психологии МГППУ – за материалы программ обучения безопасному вождению.
Для цитаты: Ершов С.В., Кочетова Т.В., Погодина А.В., Харченко М.А. Возможности и перспективы модификации курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 2. С. 72–88. DOI: 10.17759/psyedu.2021130205
Литература
- Богданович Н.В. Компетентностный подход в процессе подготовки специалистов по педагогике [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 1–12. DOI:10.17759/psyedu.2014060401
- Боровикова Я.В. Модульная система организации обучения лиц третьего возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50245.shtml (дата обращения: 12.01.2021).
- Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. СПб.: Просвещение, 2004. 159 с.
- Ершов С.В. Компетентностный подход к обучению в автошколах: проблемы, возможности и перспективы [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/orgpsy2019/issue/Ershov.shtml/ (дата обращения: 14.01.2021).
- Зайцева Е.И. Зарубежные модели эффективности обучения водителей безопасному вождению [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/orgpsy2019/issue/Zaitseva.shtml (дата обращения: 24.12.2020).
- Кагермазова Л.Ц. Основы и перспективы развития дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/education21/issue/54272_full.shtml (дата обращения: 24.12.2020).
- Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт, 1989. 367 с.
- Кочетова Т.В. Traffic Psychology в системе подготовки преподавателей автошкол и водителей автотранспортных средств: программа дополнительного профессионального образования // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 1. С. 93–102.
- Кочетова Т.В., Плотникова М.А. К вопросу оценки профессиональной пригодности водителя: краткий обзор зарубежного опыта [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/orgpsy2019/issue/Kochetova_Plotnikova.shtml (дата обращения: 24.12.2020).
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
- Лебедева Н.В. Диверсификация дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы на основе дуальных программ // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. № 1. С. 85–90.
- Плотникова М.А. Практико-ориентированные исследования психологии дорожного движения (по материалам зарубежных публикаций) // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 108–118. DOI:10.17759/sps.2018090410
- Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 3. С. 3–13. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/n3/Rubtsov_Zabrodin.shtml (дата обращения: 03.01.2021).
- Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/31102 (дата обращения: 25.01.2021).
- Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 135–147. DOI:10.17759/psyedu.2018100212
- Хайкин В.Л., Григорьев Д.В. Базовые позиции развития дополнительного образования в России: психологический ракурс // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 4. С. 92–100.
- Харченко М.А., Плотникова М.А. Формирование установок безопасного вождения у начинающих водителей // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 4. С. 180–191. DOI:10.17759/exppsy.2020130413
- Чошанов М.А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1997. 152 с.
- Evans L. Young driver involvement in severe car crashes // Alcohol, Drugs, and Driving. 1987. Vol. 3. P. 63–78.
- Hatakka M., Keskinen E., Gregersen N., Glad A., Hernetkoski K. From control of the vehicle to personal self-control; broadening the perspectives to driver education // Transportation Research. Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2002. Vol. 5. P. 201–215.
- Jonah B.A. Sensation seeking and risky driving: A review and synthesis of the literature // Accident Analysis and Prevention. 1997. Vol. 29(5). P. 651–655.
- Kollbach B., Franke M., Meier J., Destradis Al. Verkehrsverhaltenslehre für Fahrlehrer I. Hannover: Degener Verlag GmbH, 2018. 147 p.
- Mayhew D., Simpson H. The safety value of driver education and training // Injury Prevention. 2002. Vol. 8 (Suppl II). P. 113–118. DOI:10.1136/ip.8.suppl_2.ii3
- McKenna F., Poulter D. Speed Awareness: The effect of education versus punishment on driver attitudes. Proceedings of the 3rd Fit to Drive Congress (Prague), Kirschbaum Verlag, Bonn, 2008. 95 р.
- Speed management: a road safety manual for decision makers and practitioners. Geneva: Global Road safety Partnership, 2008. 191 р.
- Ulleberg P., Rundmo T. Personality, attitude and risk perception of risky driving behavior among young drivers // Safety Science. 2003. Vol. 41. № 5. P. 427–443.
- World Report on Road Traffic Injury Prevention. Geneva: Word Health Organization, 2004. 244 р.