Введение
Межличностное отвержение принимает разные формы – от игнорирования и высмеивания до запугивания и преследования, препятствуя, а иногда делая невозможным удовлетворение базовой потребности человека в принадлежности
[Baumeister, 1995]. Переживание негативных межличностных событий происходит с разной степенью эмоциональной интенсивности и длительности
[Smart, 2009]. В одних случаях удается достаточно быстро преодолеть последствия отвержения, тогда как в других межличностное отвержение становится причиной психологического дистресса
[Польская, 2021].
Человек может чувствовать себя объектом отвержения на основании разных стигматизирующих характеристик, в том числе из-за внешнего вида, значимость которого в современной культуре столь высока, что для многих людей физическая красота ассоциируется с социальной успешностью, а переживание несоответствия параметрам идеальной внешности связывается с психологическим неблагополучием и нарушениями психического здоровья
[Лабунская, 2019; Gupta, 2016].
Одной из теорий, объясняющих уязвимость к межличностному отвержению, является теория чувствительности к отвержению Дж. Дауни (G. Downey) и С. Фельдмана (S. Feldman)
[Польская, 2020; Downey]. Чувствительность к отвержению определяется как когнитивно-аффективная диспозиция, характеризующаяся тревожным ожиданием отвержения в ситуациях межличностного взаимодействия, когда восприимчивость к социальным сигналам столь высока, что неоднозначные сигналы интерпретируются как отвергающие
[Польская, 2020; Польская, 2021; Downey]. В рамках данного подхода выделено понятие чувствительности к отвержению из-за внешности, когда тревожное ожидание отвержения связано с реальными или гипотетическими межличностными ситуациями оценивания внешнего вида
[Польская, 2021; Разваляева, 2020; Park, 2007]. Чувствительность к отвержению из-за внешности сопряжена с низкой самооценкой, небезопасными стилями привязанности, нейротизмом и опытом пренебрежения в семье
[Park, 2007]. В исследовании межличностных эффектов чувствительности к отвержению из-за внешности было обнаружено, что при ее высоком уровне социальные контакты сокращаются, а избегание оказывается типичной поведенческой стратегией в отношении как незнакомых, так и близких людей, при этом потребность в самозащите может приобрести большее значение, чем потребность в поддержании межличностных связей
[Park, 2009].
Можно предположить, что чувствительность к отвержению из-за внешности связана с частотой социальных сравнений, так как именно через сравнение себя с другими человек формирует представления о том, каков он в глазах окружающих. Выделяют разные типы социальных сравнений, в зависимости от направленности и влияний на эмоции, самооценку, мотивацию
[Gerber, 2018]. Социальное сравнение может происходить на основе: (а) оценки способностей (лучше/хуже) и конкурентных установок либо (б) через соотнесение мнений, что подразумевает сбор информации о социальных нормах и отрегулирование собственных предпочтений, ценностей и поведения
[Festinger, 1954; Suls, 2002]. Согласно результатам двух метаанализов, основанных на 55 и 68 источниках глубиной поиска до 60 лет, люди обычно предпочитают сравнивать себя с теми, кто превосходит их, даже при наличии угрозы собственной самооценке; эти сравнения могут привести к ухудшению настроения и снижению оценки своих способностей
[Gerber, 2018].
Чрезмерная сфокусированность на внешности подвергается критике феминистическими сообществами из-за объективации женского тела в средствах массовой информации
[Fredrickson, 1997], когда женщина представляется как сексуально привлекательный объект, вызывающий желание обладать им или быть похожим на него. На индивидуально-психологическом уровне следствием этого становится самообъективация – отчуждение от своего тела, сопровождающаяся интернализацией объективирующих установок
[Fredrickson, 1997]. Это выражается в том числе в стремлении привести свое тело и внешний вид в соответствие с ожиданиями других.
Сегодня в социальных сетях представлено большое разнообразие онлайн-групп, сфокусированных на внешности. Уникальность социальных сетей состоит в том, что, в отличие от традиционных медиа, их контент создается самими пользователями, что позволяет людям, которые обычно маргинализируются из-за доминирующих в обществе стандартов внешнего вида, заявить о себе и быть замеченными
[Cohen, 2019]. К таким сообществам можно отнести бодипозитивные и проанорексичные сообщества.
Проанорексичные онлайн-сообщества
Проанорексичные онлайн-сообщества считаются наиболее радикальными и тревожащими из-за распространяемого в них контента, который первоначально появился в рамках аутодеструктивного онлайн-движения, поддерживающего нормализацию расстройств пищевого поведения. Идеологической основой проанорексичных сообществ (pro-ana/про-ана, pro-mia/про-миа) является отказ от понимания анорексии, булимии и других расстройств пищевого поведения как болезненных состояний, требующих лечения. Напротив, их участники предпочитают рассматривать нарушения и расстройства пищевого поведения в качестве lifestyle choice – личного выбора каждого. При этом, превознося экстремальную форму идеала внешности, проанорексичное движение, с одной стороны, демонстрирует полное слияние с гендерными нормами внешности, а с другой стороны, в своей гротескности выходит за пределы этих норм, становясь перформативным способом выражения гендерной идентичности [Kleyn, 2009].
По некоторым данным, в подобных группах участвуют до трети пациентов с расстройствами пищевого поведения
[Wilson, 2006].
Контент этих сообществ включает:
- советы по похудению и сокрытию диетического поведения или голодания от близких;
- советы по очистительному поведению (наиболее «удобные» продукты для последующей рвоты, как сделать процесс рвоты тихим и незаметным);
- изображения и сообщения, пропагандирующие экстремальную худобу или потерю веса (#thinspiration), романтизирующие агрессивные и опасные методы снижения веса;
- персонификацию расстройств пищевого поведения как поддерживающего друга; для этого используются имена Ana и Mia; Ana символизирует контроль, силу и совершенство, Mia помогает телу «очиститься» и заново встать на путь Ana [Williams, 2009];
- литературные сочинения, превозносящие расстройства пищевого поведения;
- список правил/законов/заветов для последователей про-ана движения [Krautbauer, 2016].
Текстуальный анализ, проведенный на выборке проанорексичного контента российской социальной сети «ВКонтакте», показал, что в русскоязычном пространстве тематика сообщений также сфокусирована вокруг темы веса и тела, диетического поведения, включая обсуждение радикальных методов похудения (с помощью приема лекарственных средств) и обмен фотографиями с результатами
[Кононов, 2020]. Членство в подобных группах мотивировано не только желанием получить советы по снижению веса или укрепиться в своем стремлении менять внешность экстремальными способами, но и желанием расширить свои социальные контакты, найти друзей или получить моральную поддержку. Это желание часто связано с недостатком дружеских отношений
[Westwood, 2016]. Однако активность в онлайн-сообществах не является полноценной заменой общения, так как далеко не всегда позволяет формировать дружеские связи и иногда, напротив, приводит к фактическому сужению социального круга, одиночеству и социальной депривации
[O’Day, 2021].
Закономерным следствием участия в проанорексичных сообществах является его негативное воздействие на психологическое состояние и пищевое поведение пользователей
[Feldhege, 2021]. На выборке женщин (без расстройств пищевого поведения) было обнаружено, что даже единичные посещения сообществ этого направления негативно сказываются на самооценке внешней привлекательности и веса
[Bardone-Cone, 2006]. Аналогичные реакции наблюдались и при расстройствах пищевого поведения: после просмотра проанорексичного контента неудовлетворенность телом усиливалась
[Harper, 2008] и намеренно снижалась калорийность потребляемой пищи
[Jett, 2010].
Следует отметить, что постоянные участники подобных групп могут отмечать рост позитивных эмоций после посещения проанорексичных ресурсов – усиление чувства привлекательности, уверенности и радости, контроля и безопасности, ощущение собственного физического совершенства. Однако подобные потенциальные выгоды кажутся незначительными по сравнению с рисками для здоровья, что выражается в снижении индекса массы тела, даже если он изначально был низким; и чем выше вовлеченность в жизнь этих сообществ, тем более значительной может оказаться потеря веса
[Feldhege, 2021].
Бодипозитивные онлайн-сообщества
Движение бодипозитива, появившееся в 1960-х годах в рамках феминистического дискурса
[Afful, 2015], получило новое развитие в интернет-пространстве и является одним из методов осмысления и борьбы с идеалами худобы, предлагая более инклюзивный взгляд на физическую красоту
[Cwynar-Horta, 2016]. В социальных сетях бодипозитивный (
bopo/бопо) контент поддерживает идеи принятия собственного тела в его естественной форме, в том числе с помощью обеспечения пользователей стратегиями по сопротивлению существующим идеалам [15–17]. Контент подобных сообществ характеризуется включением следующих тем:
- выражение благодарности за свое тело (возможность чувствовать, двигаться, заниматься спортом, наслаждаться жизнью в целом);
- проповедование любви и принятия своего тела;
- расширение представлений о красоте (изображения, показывающие разнообразие фигур);
- вовлечение в заботу о теле (напоминание о необходимости удовлетворять такие потребности, как питание, сон, физическая активность и т.п.);
- культивирование внутреннего позитивного отношения к телу (посты, выражающие переживание собственной красоты и самоценности, несмотря на несоответствие идеалу);
- защитная фильтрация информации, угрожающей принятию своей внешности (обсуждение нереалистичности отретушированных снимков) [Tylka, 2015].
Выявлено, что просмотр бодипозитивных социальных медиа связан с улучшением настроения и повышением удовлетворенности и признательности по отношению к своему телу среди молодых женщин, а визуальная составляющая подобного контента не оказывает такого негативного влияния на образ тела, как контент, продвигающий идеал худобы
[Caldeira, 2017; Cohen, 2019]. Уже само разнообразие изображаемых фигур, характерное для бодипозитивных сообществ, играет позитивную роль в удовлетворенности телом. Эмпирически подтверждено, что просмотр женщинами снимков моделей, не соответствующих современным идеалам физической формы, связан с б
ольшим принятием своего тела по сравнению с просмотром фотографий традиционных, подчеркнуто стройных моделей
[Williamson, 2018].
Тем не менее для бодипозитивных сообществ также характерна чрезмерная сфокусированность на внешности и моде
[Caldeira, 2017]. В более трети изученных по этому поводу публикаций подчеркивалась значимость красоты или стиля одежды для внешнего вида
[Cohen, 2019а]. Также было выявлено, что 78% бодипозитивных постов в Инстаграме
[Бодалев, 2000] частично соответствовали существующим культурным идеалам, а 26,4% из них соответствовали почти полностью. Авторы этого исследования приходят к выводу, что бодипозитивный, как и проанорексичный, онлайн-контент связан с повышенной самообъективацией по сравнению с контентом, не сфокусированным на внешности
[Cohen, 2019].
Таким образом, онлайн-контент, сфокусированный на внешности, неоднозначен в своих вызовах современным стандартам красоты. Чрезмерный интерес к физическим параметрам красоты может быть связан с уязвимостью к межличностному отвержению из-за субъективно переживаемого внешнего несоответствия «идеалу», что в целом снижает удовлетворенность телом, но пути, приводящие к этой неудовлетворенности, скорее всего будут различаться в зависимости от типа онлайн-сообщества – бодипозитивного или проанорексичного.
Целью нашего исследования стал анализ личностных факторов уязвимости к межличностному отвержению на основании внешнего вида у участниц онлайн-сообществ бодипозитивной и проанорексичной направленности. Проверялись две гипотезы:
1) о различиях между участницами бодипозитивных и проанорексичных онлайн-сообществ по чувствительности к отвержению из-за внешности и параметрам сравнения по внешнему виду, неудовлетворенности телом, самооценке и личностным чертам;
2) об опосредующей роли общей самооценки и частоты сравнений внешности в отношениях между чувствительностью к отвержению из-за внешности и неудовлетворенностью телом в бодипозитивных и проанорексичных сообществах.
Метод
Схема проведения исследования. Сбор данных проходил в 2020 г., с июня по август включительно, в заочной форме на базе Google Forms. Участие в исследовании было добровольным и предварялось заполнением информированного согласия. Приглашение к участию было размещено в онлайн-сообществах бодипозитивной и проанорексичной направленности.
К проанорексичным сообществам были отнесены группы, в которых прямо обсуждались расстройства пищевого поведения, а также группы поддержки людей, придерживающихся диеты. Эти группы пусть и не содержали прямых указаний на анорексию или булимию, но обладали другими важными характеристиками: превознесение идеала худого тела, сообщения «самоненависти» с фотографиями своего тела и перечислением недостатков, обсуждение агрессивных методов похудения, дневниковые записи о сложностях голодания, поиск поддержки у других участников для продолжения диеты.
К бодипозитивным сообществам были отнесены группы, непосредственно посвященные идеям бодипозитива, а также феминистические сообщества, в которых активно обсуждается тематика тела и внешности с акцентом на позитивном отношении к своему внешнему виду. Так, участницы данных сообществ призывают друг друга к заботливому и бережному отношению к телу (включающему отказ от деструктивных методов коррекции фигуры), обсуждают вопросы социокультурных идеалов тела с феминистической точки зрения, а также делятся собственным опытом принятия внешности.
Выборка. В исследовании приняли участие 562 девушки и молодые женщины в возрасте 15–30 лет (Мвозр. = 21,06, Med = 21, SD = 4,15). По возрасту выборка была разделена на три возрастные подгруппы. Социодемографические характеристики представлены в табл. 1.
Таблица 1
Социодемографические характеристики выборки (N = 562)
|
Критерии распределения выборки
|
Частота
|
%
|
|
Возрастные группы
|
|
15–18 лет
|
187
|
33,3
|
|
19–22 года
|
176
|
31,3
|
|
23–30 лет
|
199
|
35,4
|
|
Образование
|
|
Обучаются в общеобразовательной школе или колледже
|
186
|
33,1
|
|
Получают высшее образование
|
161
|
28,6
|
|
Закончили образование/нигде не учатся
|
215
|
38,3
|
|
Занятость
|
|
Работают или подрабатывают
|
224
|
39,9
|
|
Не работают
|
338
|
60,1
|
|
Семейное положение
|
|
Проживают с супругом/партнером
|
137
|
24,4
|
|
Проживают с родителями
|
318
|
56,6
|
|
Проживают с другом/подругой
|
31
|
5,5
|
|
Проживают одни
|
76
|
13,5
|
|
Принадлежность к онлайн-группам
|
|
Бодипозитивные группы
|
425
|
75,6
|
|
Проанорексичные группы
|
137
|
24,4
|
|
Всего
|
562
|
100,0
|
Участницы бодипозитивных сообществ оказались значимо старше по возрасту, по сравнению с проанорексичными сообществами (р < 0,001). На рис. 1 показано возрастное распределение (%) в данных группах.
Рис. 1. Распределение по возрасту в группах проанорексичной и бодипозитивной направленности (%)
Как видно на рис. 1, более половины участниц проанорексичных групп – это юные девушки 15–17 лет; тогда как почти половина участниц бодипозитивных сообществ – девушки и молодые женщины в возрасте 23–30 лет. Подобный сдвиг отражает современные тенденции развития онлайн-контента и поведения в социальных сетях: медиа, сфокусированные на внешности, в особенности группы проанорексичной направленности, больше всего привлекают именно юных пользователей
[Custers, 2009].
Методики исследования. 1. Шкала «Чувствительность к отвержению из-за внешности» (
Appearance-Based Rejection Sensitivity; ЧкОВ) оценивает силу тревожного ожидания отвержения на основании внешнего вида. Шкала содержит описание 15 ситуаций, которые могут быть потенциально тревожащими в связи с недостатками внешности. Каждая ситуация оценивается по 6-балльной шкале по двум параметрам – тревога, обусловленная возможностью возникновения подобной ситуации, и ожидание отвержения в связи с этим. Подсчитывается общий балл – среднее значение тревожного ожидания отвержения по всем ситуациям
[Разваляева, 2020; Park, 2007].
Также в рамках оценки ЧкОВ использовалась короткая анкета Л. Парк, включающая три вопроса: (1) Как часто Вы замечаете, что более-менее привлекательны по сравнению с другими людьми? (2) Как часто Вы сравниваете себя по привлекательности с другими людьми? (3) Как часто Вы испытывали негативные эмоции при сравнении своей внешности с внешностью других людей? Ответ на каждый из вопросов предполагал выбор по пятибалльной шкале
[Разваляева, 2020]. Автор оригинальной анкеты предлагает использовать суммарный показатель по трем вопросам для анализа данных. На нашей выборке проверка согласованности пунктов оказалась невысокая (
α = 0,44), причем ответ на первый вопрос показал отрицательные корреляции с вопросами 2 и 3. Поэтому мы интерпретировали каждый из пунктов отдельно.
Первые два пункта были соотнесены с направленностью сравнения по внешнему виду. Ответ на первый вопрос содержательно соответствовал неявным сравнениям, основанием для которых служат общие нормы – усредненные представления о внешней привлекательности. Неявные сравнения ориентированы на получение информации о собственной привлекательности из межличностного контекста. Второй вопрос интерпретировался в рамках эксплицитных социальных сравнений, так как он касался прямого сравнения себя с эталоном/другим человеком. Третий вопрос касался частоты негативных эмоциональных последствий сравнения своей внешности. Таким образом, вопросы анкеты операционализировали частоту неявных и эксплицитных сравнений внешности и переживание негативных эмоций в связи с этим.
- Опросник образа собственного тела включает 16 пунктов с выбором ответов от «никогда» до «всегда» [Скугаревский, 2006]. На основе суммы ответов по всем пунктам подсчитывается общий балл неудовлетворенности телом.
- Для измерения общей самооценки личности использовалась шкала М. Розенберга, состоящая из 10 пунктов с выбором ответов от «полностью не согласен» до «полностью согласен» [Бодалев, 2000]. Показатель самооценки подсчитывается на основе суммирования ответов по всем пунктам шкалы.
- Дополнительно оценивалась выраженность личностных черт с помощью Краткого опросника Большой пятерки (TIPI, Ten Item Personality Inventory), основывающегося на пятифакторной модели личности и включающего шкалы: экстраверсия, согласие, добросовестность, эмоциональная стабильность и открытость опыту [Корнилова, 2016].
Анализ данных проводился с использованием SPSS v.23. Для анализа медиаторов использовался макрос PROCESS ver. 4 для SPSS [Hayes, 2022]. Значимость непрямых эффектов проверялась с использованием бутстрепа (n = 5000) для расчета 95% доверительного интервала. Непрямые эффекты считаются значимыми, если доверительный интервал не включает ноль.
Результаты
Различия по чувствительности к отвержению из-за внешности и параметрам сравнения внешности в бодипозитивной и проанорексичной группах
Средние значения по чувствительности к отвержению из-за внешности оказались значимо выше в проанорексичной группе (t = –11,83, p < 0,001). По параметрам сравнения внешности неявные сравнения были выше у участниц бодипозитивных сообществ (t = 2,11, p < 0,05), а эксплицитные сравнения (t = –8,36, p < 0,001) и негативные эмоции при сравнении своей внешности (t = –7,2, p < 0,001) – у участниц проанорексичных сообществ (рис. 2).
Рис. 2. Средние значения по частоте сравнения внешности в бодипозитивной и проанорексичной группах
Различия по неудовлетворенности телом, общей самооценке и личностным чертам в бодипозитивной и проанорексичной группах
Неудовлетворенность телом оказалась выше у участниц проанорексичных сообществ (t = –10,43, p < 0,001). Значения по этому показателю в обеих группах превышали пороговый уровень – 13 баллов, установленный разработчиками методики. Причем в проанорексичной группе этот показатель составил 32,6 балла, что указывает на выраженный уровень неудовлетворенности телом и высокий риск расстройств пищевого поведения.
В бодипозитивной группе более высокий уровень был определен по общей самооценке (t = 9,04, p < 0,001), эмоциональной стабильности (t = 2,57, p < 0,05) и добросовестности (t = 2,25, p < 0,05). Средние значения по шкалам представлены на рис. 3.
Рис. 3. Средние значения по шкалам между бодипозитивной и проанорексичной группами: ЧкОВ – чувствительность к отвержению из-за внешности; НТ – неудовлетворенность телом
Взаимосвязь чувствительности к отвержению из-за внешности с неудовлетворенностью телом, самооценкой и личностными чертами (p < 0,001)
В совокупной выборке ЧкОВ показала умеренную отрицательную связь с общей самооценкой (r = –0,58) и высокую положительную – с неудовлетворенностью телом (r = 0,84). Из шкал Большой пятерки только одна шкала – Эмоциональная стабильность – продемонстрировала отрицательную связь с ЧкОВ (r = –0,58) и неудовлетворенностью телом (r = –0,7) и положительную – с общей самооценкой личности (r = 0,43).
Наиболее высокие связи частоты сравнений внешности оказались между негативными эмоциями при сравнении внешности с общей самооценкой (r = –0,6) и неудовлетворенностью телом (r = 0,76). Частота эксплицитных сравнений внешности показала аналогичные связи: с общей самооценкой (r = –0,51) и неудовлетворенностью телом (r = 0,69).
При оценке связей отдельно по группам существенных расхождений с совокупной выборкой выявлено не было. Чуть более сильной оказалась связь ЧкОВ и неудовлетворенности телом в бодипозитивной группе (r = 0,82) по сравнению с проанорексичной (r = 0,75).
Вклад общей самооценки и параметров сравнения по внешнему виду в связь ЧкОВ и неудовлетворенности телом: анализ медиаторов
Исходя из предположения, что общая самооценка и частота сравнений внешности опосредуют связь ЧкОВ и неудовлетворенности телом, был проведен анализ медиаторов в бодипозитивной и проанорексичной группах. Независимой переменной выступила ЧкОВ, зависимой – неудовлетворенность телом, в качестве медиаторов – общая самооценка и три показателя частоты сравнения внешности. В табл. 2, 3 указаны основные характеристики моделей для бодипозитивной и проанорексичной групп.
Таблица 2
Модель опосредующего влияния самооценки и параметров сравнения внешности на связь чувствительности к отвержению из-за внешности и неудовлетворенности телом в бодипозитивных группах (N = 323)
|
Переменные
|
B
|
95% CI
|
SE
|
p
|
|
ЗП – Частота неявных сравнений: R2 = 0,03; F (1; 344) = 8,7, p = 0,003
|
|
ЧкОВ
|
–0,02
|
[–0,04; –0,01]
|
0,01
|
0,003
|
|
ЗП – Частота эксплицитных сравнений: R2 = 0,38; F (1; 344) = 209,39, p < 0,001
|
|
ЧкОВ
|
0,10
|
[0,09; 0,11]
|
0,01
|
< 0,001
|
|
ЗП – Негативные эмоции при сравнении своей внешности с внешностью других людей: R2 = 0,44; F (1; 344) = 274,58, p < 0,001
|
|
ЧкОВ
|
0,11
|
[0,09; 0,12]
|
0,01
|
< 0,001
|
|
ЗП – Общая самооценка: R2 = 0,26; F (1; 344) = 117,85, p = < 0,001
|
|
ЧкО
|
–0,40
|
[–0,47; –0,33]
|
0,04
|
< 0,001
|
|
ЗП – Неудовлетворенность телом: R2 = 0,76; F (4; 341) = 266,53, p = < 0,001
|
|
ЧкОВ
|
0,66
|
[0,62; 0,84]
|
0,06
|
< 0,001
|
|
НС
|
–1,15
|
[–2,13; –0,94]
|
0,30
|
0,001
|
|
ЭС
|
1,32
|
[0,9; 2,29]
|
0,29
|
< 0,001
|
|
НЭ
|
1,87
|
[1,68; 3,11]
|
0,33
|
0,001
|
|
ОС
|
–0,42
|
[–1,53; –0,31]
|
0,06
|
< 0,001
|
|
Непрямые эффекты
|
|
ЧкОВ ® НС ® НТ
|
0,02
|
[0,06; 0,19]
|
0,01
|
|
|
ЧкОВ ® ЭС ® НТ
|
0,13
|
[0,01; 0,05]
|
0,03
|
|
|
ЧкОВ ® НЭ ® НТ
|
0,20
|
[0,12; 0,28]
|
0,04
|
|
|
ЧкОВ ® ОС ® НТ
|
0,17
|
[0,11; 0,23]
|
0,03
|
|
Примечания: Bootstrapping n = 5000; ЗП – зависимая переменная; ЧкО – чувствительность к отвержению из-за внешности; НТ – неудовлетворенность телом; НС – неявные сравнения; ЭС – эксплицитные сравнения; НЭ – негативные эмоции при сравнении своей внешности; ОС – общая самооценка.
Таблица 3
Модель опосредующего влияния самооценки и негативных эмоций при сравнении своей внешности на связь чувствительности к отвержению из-за внешности и неудовлетворенности телом в проанорексичных группах (N = 137)
|
Переменные
|
B
|
95% CI
|
SE
|
p
|
|
ЗП – Негативные эмоции при сравнении своей внешности с внешностью других людей: R2 = 0,31; F (1; 102) = 45,34, p < 0,001
|
|
ЧкОВ
|
0,08
|
[0,05; 0,10]
|
0,01
|
< 0,001
|
|
ЗП – Общая самооценка: R2 = 0,29; F (1; 102) = 41,22, p < 0,001
|
|
ЧкОВ
|
–0,36
|
[–0,47; –0,25]
|
0,06
|
< 0,001
|
|
ЗП – Неудовлетворенность телом: R2 = 0,74; F (3; 100) = 93,61, p < 0,001
|
|
ЧкОВ
|
0,57
|
[0,39; 0,74]
|
0,09
|
< 0,001
|
|
НЭ
|
2,94
|
[1,67; 4,22]
|
0,64
|
< 0,001
|
|
ОС
|
–0,57
|
[–0,84; –0,31]
|
0,13
|
< 0,001
|
|
Непрямые эффекты
|
|
ЧкОВ ® НЭ ® НТ
|
0,23
|
[0,10; 0,39]
|
0,07
|
|
|
ЧкОВ ® ОС ® НТ
|
0,21
|
[0,10; 0,34]
|
0,06
|
|
Примечания: Bootstrapping n = 5000; ЗП – зависимая переменная; ЧкО – чувствительность к отвержению из-за внешности; НТ – неудовлетворенность телом; НЭ – негативные эмоции при сравнении своей внешности; ОС – общая самооценка.
В бодипозитивной группе связь чувствительности к отвержению из-за внешности и неудовлетворенности телом опосредовали общая самооценка и все три показателя социальных сравнений: неявные сравнения, эксплицитные сравнения и негативные эмоции при сравнении своей внешности (рис. 4).
Рис. 4. Модель опосредующего влияния общей самооценки и параметров сравнения внешнего вида на связь чувствительности к отвержению из-за внешности и неудовлетворенности телом на примере бодипозитивных сообществ: указаны стандартизированные коэффициенты регрессии (** – p < 0,01; *** – p < 0,001)
У участниц проанорексичных сообществ в качестве медиаторов связи чувствительности к отвержению из-за внешности и неудовлетворенности телом выступили общая самооценка и частота негативных эмоций при сравнении своей внешности (рис. 5).
Рис. 5. Модель опосредующего влияния общей самооценки и негативных эмоций при сравнении своей внешности на связь чувствительности к отвержению из-за внешности и неудовлетворенности телом на примере проанорексичных сообществ: указаны стандартизированные коэффициенты регрессии (*** – p < 0,001)
Эффект медиации в обеих группах был частичный.
В целях проверки надежности полученных моделей анализ медиаторов был проведен повторно с контролем переменной возраста (она вводилась как ковариата). Размеры и значимость регрессионных коэффициентов, полученных в предыдущих моделях, не изменились.
Обсуждение результатов
Данное исследование было направлено на изучение факторов уязвимости к межличностному отвержению на основании внешнего вида: оценивалась связь чувствительности к отвержению из-за внешности и неудовлетворенности телом в проанорексичных и бодипозитивных онлайн-сообществах, а также факторы, ее опосредующие. Сбор данных проходил в онлайн-сообществах, сфокусированных на тематике внешней привлекательности – это группы бодипозитивной и проанорексичной направленности.
По результатам проведенного исследования у участниц из проанорексичных сообществ неудовлетворенность телом и чувствительность к отвержению из-за внешности оказались значимо выше, а самооценка значимо ниже, чем в бодипозитивных сообществах. Это может быть объяснено составом выборок: среди участниц проанорексичных сообществ большинство идентифицируют себя с про-ана движением и расстройствами пищевого поведения. Высокий уровень неудовлетворенности телом в этой группе подтверждается множеством исследований, выполненных на выборках девушек и женщин с нарушениями пищевого поведения, а участие в проанорексичных сообществах может снижать вероятность обращения за профессиональной помощью и способствовать использованию способов экстремального похудения
[Feldhege, 2021; Mento, 2021]. Чувствительность к отвержению из-за внешности, наиболее высокая в этой группе, усугубляет нарушения пищевого поведения за счет социальной изоляции, развивающейся в том числе из-за предвзятости в интерпретации социальных стимулов как сигналов отвержения: женщины с нервной анорексией более негативно интерпретируют неоднозначные социальные сценарии, которые связаны с риском социального отвержения, чем здоровые женщины
[Turton, 2018]. Нельзя игнорировать влияние современных культурных трендов, поддерживающих идеал худобы: так, авторы одного из исследований отмечают, что 91% женщин при сопоставлении силуэтов тела по шкале «от худого до избыточного веса» предпочли бы иметь более тонкое/худое тело, чем их собственное
[Runfola, 2013].
У участниц проанорексичных сообществ оказались более выражены черты нейротизма (тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость) и снижены показатели по шкале добросовестности, тогда как участницы бодипозитивных сообществ отличаются большей ответственностью, дисциплинированностью и эмоциональной стабильностью. Эти данные созвучны исследованиям связи нейротизма с негативным восприятием своего тела, что выражается в неудовлетворенности телом, застенчивости и большей вероятности сравнения себя с другими людьми по привлекательности
[Afful, 2015]. При выраженном нейротизме отмечается более высокая чувствительность к отвержению, усиливающая стремление к идеальному телу
[Benford, 2014].
Более высокий уровень добросовестности у участниц бодипозитивных сообществ, обнаруженный в нашем исследовании, возможно, лежит в основе заботливого отношения к своему телу. Несмотря на то, что значимых различий по шкале открытости мы не обнаружили, следует обратить внимание на тенденцию к более высоким значениям по этой шкале в бодипозитивной группе. Отмечается, что люди с высокими показателями по этой шкале ценят интеллектуальную и эмоциональную автономию, они открыты разнообразию телесных идеалов, что снижает риск неудовлетворенности телом
[Allen, 2020].
Анкета, использованная в нашем исследовании, продемонстрировала интересные результаты. Неявные сравнения внешности, по всей видимости, имеют отношение к нормативным процессам ориентировки и адаптации в социальной среде. Эксплицитные сравнения внешности и негативные эмоции, испытываемые вследствие сравнений внешности, отрицательным образом сказываются на удовлетворенности телом и могут усиливать сфокусированность на недостатках своей внешности. Частота неявных сравнений внешности оказалась выше в бодипозитивной группе, а частота эксплицитных сравнений и негативных эмоций при сравнении своей внешности с внешностью других – в проанорексичной группе.
В совокупной выборке значимые связи были получены между параметрами сравнения внешности, чувствительностью к отвержению из-за внешности и факторами самоотношения: общей самооценкой (отрицательные) и неудовлетворенностью телом (положительные). Из черт Большой пятерки только шкала эмоциональной стабильности показала существенные связи со всеми этими параметрами: нейротизм более выражен у людей, восприимчивых к социальному отвержению на основании внешнего вида, часто сравнивающих себя с другими по внешней привлекательности и испытывающих при сравнении негативные эмоции.
Для проверки гипотезы о вкладе общей самооценки и сравнений внешности в связь чувствительности к отвержению из-за внешности и неудовлетворенности телом был проведен анализ медиаторов. В бодипозитивной группе была получена модель, показывающая, что путь от чувствительности к отвержению из-за внешности к неудовлетворенности телом может проходить через снижение самооценки, частоты неявных сравнений и повышение эксплицитных сравнений и негативных эмоций, испытываемых при сравнении своей внешности.
Неожиданным результатом выступило то, что в проанорексичной группе выявлен опосредующий эффект только со стороны негативных эмоций при сравнении своей внешности (хотя частота эксплицитных сравнений в этой группе была выше, чем в бодипозитивной). Можно предположить, что несмотря на подверженность социокультурному давлению, участницы проанорексичных онлайн-сообществ меньше ориентируются на социальное одобрение и больше – на идеал, который поддерживается с помощью про-ана сообществ.
Таким образом, в бодипозитивных сообществах путь от чувствительности к отвержению из-за внешности к неудовлетворенности телом более социально опосредован, а участницы этих сообществ более ориентированы на социальное принятие. Тогда как в проанорексичных сообществах доминирующая роль принадлежит негативной эмоциональности, которая была нами рассмотрена в контексте эмоциональной дисрегуляции в более раннем исследовании
[Кирюхина, 2021].
Заключение
Участие в онлайн-сообществах, связанных с тематикой внешности и тела, сопряжено с чувствительностью к межличностному отвержению из-за внешнего вида и сильным недовольством своим телом, вне зависимости от типа сообщества.
Проанорексичные сообщества привлекают юных девушек, уязвимых к нарушениям пищевого поведения. Эти девушки в большей мере сфокусированы на внутренних негативных переживаниях, более социально отчуждены и чувствительны к межличностному отвержению из-за внешнего вида. По всей видимости, их склонность к сравнению себя с другими по внешним параметрам связана с постоянным самомониторингом тела, при этом опирающимся не на социальную информацию, а на субъективные искажения образа тела, где собственное тело всегда недостаточно хрупкое, тонкое и не соответствует внутреннему идеалу. Поэтому поощрение ограничительных стратегий пищевого поведения и настойчивое продвижение идеала худобы, характерные для проанорексичных сообществ, лишь усугубят психологическую и социальную дезадаптацию участниц.
Участницы бодипозитивных сообществ при оценке своей внешности в большей мере обращены к текущему социальному контексту и межличностным связям, однако изменения этого контекста гипотетически могут влиять на изменения образа тела как в одну, так и в другую сторону из-за повышенной бдительности к сигналам отвержения. Поэтому включенность в бодипозитивные сообщества с большей вероятностью будет оказывать положительное влияние на их участниц, если там они будут получать межличностное принятие и одобрение их внешности и тела.
В социальной перспективе онлайн-практики поддержки девушек и женщин, уязвимых к межличностному отвержению из-за внешнего вида, через создание тематического контента, комментарии, лайки, общение в чатах и т.п. могут давать положительный эффект в бодипозитивных (и феминистических) сообществах, но быть бесполезны и даже приносить вред в проанорексичных сообществах.
[Бодалев, 2000] С 21 марта 2022 г. запрещен на территории Российской Федерации.