Социальная психология и общество
2023. Том 14. № 2. С. 9–27
doi:10.17759/sps.2023140202
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Влияние раннего опыта институционализации на развитие ребенка: биологические показатели, физиологические механизмы, поведенческие характеристики
Аннотация
Цель. Систематизация и обобщение научной информации о влиянии раннего депривационного опыта институционализации на биологические показатели развития детей, а также описание возможных физиологических механизмов негативного влияния ранней депривации и взаимосвязи изменения биологических маркеров с поведенческими проявлениями у детей.
Контекст и актуальность. Ранняя депривация является мощнейшим социально-психологическим фактором, драматически влияющим на последующее психическое здоровье и развитие детей. К настоящему времени в международной научной литературе накоплен большой объем данных о биологических эффектах ранней институциональной депривации, однако эти данные мало представлены в российской литературе. В связи с ростом числа детей с опытом институционализации, принятых в российские замещающие семьи, и необходимостью понимания их биологического развития и соответствующих поведенческих проявлений необходимо проведение анализа, систематизации и обобщения представленных в литературе результатов изучения последствий ранней институционализации.
Основные выводы. Результаты исследований свидетельствуют о наличии у детей с депривационным опытом ранней институционализации значительных нарушений в биологических системах организма, проявляющихся в негативных изменениях морфофункционального развития и микроструктурной организации мозга, нейрофизиологических индексов, секреции кортизола, нарушениях иммунитета, состава микробиоты, изменениях профилей метилирования ДНК. Изменения биологических показателей, а также их поведенческих коррелятов связаны с характеристиками институционализации, среди которых прежде всего выделяются длительность пребывания детей в депривационных условиях (возраст перевода ребенка из учреждения в семью) и тяжесть депривационных условий. Пребывание человека на ранних этапах развития в депривационных условиях окружения может иметь значительные отдаленные последствия, проявляющиеся в долговременных негативных изменениях показателей биологического развития и взаимосвязанных с ними поведенческих проявлениях. Для предотвращения нарушений развития и психического здоровья человека, связанных с долговременным влиянием раннего депривационного опыта, государственная политика в области раннего детства и работа профессионального сообщества должны быть направлены на удовлетворение права ребенка на проживание в семье во взаимодействии и формировании отношений с чувствительными и отзывчивыми к потребностям развития ребенка, эмоционально доступными постоянными близкими взрослыми.
Общая информация
Ключевые слова: дети с опытом институционализации, замещающая семья, развитие, биологические показатели
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140202
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 22-28-00626, https://rscf.ru/project/22-28-00626/.
Получена: 28.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Чернего Д.И., Васильева М.Ю., Мухамедрахимов Р.Ж. Влияние раннего опыта институционализации на развитие ребенка: биологические показатели, физиологические механизмы, поведенческие характеристики // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 2. С. 9–27. DOI: 10.17759/sps.2023140202
Полный текст
Введение
Влияние ранней институционализации на развитие биологических систем
организма ребенка
Обсуждение результатов обзора литературы
Заключение
Литература
- Министерство просвещения Российской Федерации. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans?ysclid=lggurt7aod922170332 (дата обращения: 22.04.2023).
- Мухамедрахимов Р.Ж., Туманьян К.Г., Чернего Д.И., Асламазова Л.А. Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть II. Особенности привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 48–56. DOI:10.31857/S020595920012586-0
- Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Под ред. А.В. Махнача, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 670 с.
- Bakermans-Kranenburg M.J., Bunkers K.M., Dobrova-Krol N.A., Engle P., Fox N.A., Gamer G., Goldman P., Greenberg A., Groark C.J., Groza V., Gunnar M.R., Johnson D.E., Juffer F., Kreppner J.M., LeMare L., McCall R.B., Muhamedrahimov R.J., Nelson C.A., Palacios J., Zeanah C.H. The Development and Care of Institutionally Reared Children // Child Development Perspectives. 2012. Vol. 6. № 2. P. 174–180. DOI:1111/j.1750-8606.2011.00231.x
- Bakermans-Kranenburg M.J., Steele H., Zeanah Ch.H., Muhamedrahimov R.J., Vorria P., Dobrova-Krol N.A., Steele M., van IJzendoorn M.H., Juffer F., Gunnar M.R. Attachment and emotional development in institutional care: Characteristics and catch up // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2011. Vol. 76. № 4. P. 62–91. DOI:10.1111/j.1540-5834.2011.00628.x
- Belkaid Y., Hand T.W. Role of the microbiota in immunity and inflammation // Cell. 2014. Vol. № 1. P. 121–141. DOI:10.1016/j.cell.2014.03.011
- Bick J., Lipschutz R., Tabachnick A., Biekman B., Katz D., Simons R., Dozier M. Timing of adoption is associated with electrophysiological brain activity and externalizing problems among children adopted internationally // Developmental Psychobiology. 2022. Vol. 64. P. 1–15. DOI:1002/dev.22249
- Bick J., Zhu T., Stamoulis C., Fox N.A., Zeanah C., Nelson C.A. Effect of early institutionalization and foster care on long-term white matter development a randomized clinical trial // JAMA Pediatrics. 2015. Vol. 169. № 3. P. 211–219. DOI:1001/jamapediatrics.2014.3212
- Bowlby J. Attachment and loss. Vol. 1: Attachment. NY: Tavistock Institute of Human Relations, 1969. 428 p.
- Buxton J.L., Suderman M., Pappas J.J., Borghol N., McArdle W., Blakemore A.I.F., Hertzman C., Power C., Szyf M., Pembrey M. Human leukocyte telomere length is associated with DNA methylation levels in multiple subtelomeric and imprinted loci // Scientific Reports. 2014. Vol. 4. P. 4954. DOI:1038/srep04954
- Callaghan B.L., Fields A., Gee D.G., Gabard-Durnam L., Caldera C., Humphreys K.L., Goff B., Flannery J., Telzer E.H., Shapiro M., Tottenham N. Mind and gut: Associations between mood and gastrointestinal distress in children exposed to adversity // Development and Psychopathology. 2020. Vol. 32. № 1. P. 309–328. DOI:10.1017/S0954579419000087
- Carlson M., Earls F. Psychological and neuroendocrinological sequelae of early social deprivation in institutionalized children in Romania // Annals of the New York Academy of Sciences. 1997. Vol. 801. № 1. Р. 419–428. DOI:10.1111/j.1749-6632.1997.tb51936.x
- Chernego D.I., Martin C., Bernard K., Muhamedrahimov R.J., Gordon M.K., Dozier M. Effects of institutional rearing on children's diurnal cortisol production // Psychoneuroendocrinology. 2019. Vol. 106. P. 161–164. DOI:1016/j.psyneuen.2019.04.010
- Danese A., McEwen B.S. Adverse childhood experiences, allostasis, allostatic load, and age-related disease // Physiology and Behavior. 2012. Vol. 106. P. 29–39. DOI:10.1016/j.physbeh.2011.08.019
- Debnath R., Tang A., Zeanah C.H., Nelson C.A., Fox N.A. The long-term effects of institutional rearing, foster care intervention and disruptions in care on brain electric alactivity in adolescence // Developmental Science. 2020. Vol. 23. № 1. e12872. DOI:10.1111/desc.12872
- DePasquale C., Lawler J., Koss K., Gunnar M. Cortisol and Parenting Predict Pathways to Disinhibited Social Engagement and Social Functioning in Previously Institutionalized Children // Journal of Abnormal Child Psychology. 2020. Vol. 48. P. 797–808. DOI:1016/j.psyneuen.2018.01.003
- Dobrova-Krol N.A., van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J., Juffer F. Effects of perinatal HIV infection and early institutional rearing on physical and cognitive development of children in Ukraine // Child Development. 2010. Vol. 81. № 1. 237–251. DOI:10.1111/j.1467-8624.2009.01392.x
- Dobrova-Krol N.A., van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J., Cyr C., Juffer F. Physical growth delays and stress dysregulation in stunted and non-stunted Ukrainian institution-reared children // Infant Behavior and Development. 2008. Vol. 31. № P. 539–553. DOI:10.1016/j.infbeh.2008.04.001
- Dozier M., Kaufman J., Kobak R., O’Connor T.G., Sagi-Schwartz A., Scott S., Shauffer C., Smetana J., van IJzendoorn M.H., Zeanah C.H. Consensus statement on group care for children and adolescents: A statement of policy of the american orthopsychiatric association // American Journal of Orthopsychiatry. 2014. Vol. 84. № 3. P. 219–225. DOI:1037/ort0000005
- Drury S.S., Theall K., Gleason M.M., Smyke A.T., De Vivo I., Wong J.Y., Nelson C.A. Telomere length and early severe social deprivation: linking early adversity and cellular aging // Molecular Psychiatry. 2012. Vol. 17. P. 719–727.
- Elwenspoek M.M.C., Sias K., Hengesch X., Schaan V.K., Leenen F.A.D., Adams P., Turner J.D. T cell immunosenescence after early life adversity: association with cytomegalovirus infection // Frontiers in Immunology. Vol. 8. P. 1263. URL: http://hdl.handle.net/10993/32680
- Esposito E.A., Jones M.J., Doom J.R., MacIsaac J.L., Gunnar M.R., Kobor M.S. Differential DNA methylation in peripheral blood mononuclear cells in adolescents exposed to significant early but not later childhood adversity // Developmental Psychopathology. 2016. Vol. 28. P. 1385–1399. DOI:1017/S0954579416000055
- Fox S.E., Levitt P., Nelson C.A. How the timing and quality of early experiences influence the development of brain architecture // Child Development. 2010. Vol. 81. № P. 28–40. DOI:10.1111/j.1467-8624.2009.01380.x
- Greenough W.T., Black J.E., Wallace C.S. Experience and brain development // Child Development. 1987. Vol. 58. № P. 539–559.
- Goldman P.S., Bakermans-Kranenburg M.J., Bradford B., Christopoulos A., Ken P.L.A., Cuthbert C., Duchinsky R., Fox N.A., Grigoras S., Gunnar M.R., Ibrahim R.W., Johnson D., Kusumaningrum S., Agastya N.L.P.M., Mwangangi F.M., Nelson C.A., Ott E.M., Reijman S., van IJzendoorn M.H., Sonuga-Barke E.J.S. Institutionalization and deinstitutionalization of children 2: policy and practice recommendations for global, national, and local actors // The Lancet Child and Adolescent Health. 2020. Vol. 4. № 8. P. 606–633. DOI:1016/S2352-4642(20)30060-2
- Gunnar M.R., Bowen M. What was learned from studying the effects of early institutional deprivation // Pharmacology Biochemistry and Behavior. Vol. 210. P. 173–272. DOI:10.1016/j.pbb.2021.173272
- Gunnar M.R., DePasquale C.E., Reid B.M., Donzella B. Pubertal stress recalibration reverses the effects of early life stress in postinstitutionalized children // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2019. Vol. 116. № 48. P. 23984–23988. DOI:1073/pnas.1909699116
- Gunnar M.R., Quevedo K. The neurobiology of stress and development // Annual Review of Psychology. Vol. 58. P. 145–173. DOI:10.1146/annurev.psych.58.110405.085605
- Gunnar M.R., Reid B.M. Early Deprivation Revisited: Contemporary Studies of the Impact on Young Children of Institutional Care // Annual Review of Developmental Psychology. Vol. 1. P. 93–118. DOI:10.1146/annurev-devpsych-121318
- Humphreys K.L., Esteves K., Zeanah C.H., Fox N.A., Nelson C.A., Drury S.A. Accelerated telomere shortening: tracking the lasting impact of early institutional care at the cellular level // Psychiatry Research. 2016. Vol. 246. P. 95–100. DOI:1016/j.psychres.2016.09.023
- Koss K.J., Mliner S.B., Donzella B., Gunnar M.R. Early adversity, hypocortisolism, and behavior problems at school entry: A study of internationally adopted children // Psychoneuroendocrinology. Vol. 66. P. 31–38. DOI:10.1016/j.psyneuen.2015.12.018
- Koss K.J., Mliner S.B., Donzella B., Gunnar M.R. Early adversity, hypocortisolism, and behavior problems at school entry: a study of internationally adopted children // Psychoneuroendocrinology. Vol. 66. P. 31–38. DOI:10.13140/RG.2.1.2672.2800
- Kroupina M.G., Fuglestad A.J., Iverson S.L., Himes J.H., Mason P.W., Gunnar M.R., Miller B.S., Petryk A., Johnson D.E. Adoption as an intervention for institutionally reared children: HPA functioning and developmental status // Infant Behavior and Development. 2012. Vol. 35. № 4. P. 829–837. DOI:1016/j.infbeh.2012.07.011
- Kumsta R., Kreppner J., Kennedy M., Knights N., Rutter M., Sonuga-Barke E.J. Psychological Consequences of Early Global Deprivation // European Psychologist. Vol. 20. № 2. Р. 138–151. DOI:10.1027/1016-9040/a000227
- Kumsta R., Marzi S.J., Viana J., Dempster E.L., Crawford B., Rutter M., Sonuga- Barke E.J. Severe psychosocial deprivation in early childhood is associated with increased DNA methylation across a region spanning the transcription start site of CYP2E1 // Translational Psychiatry. Vol. 6. № 6. P. e830. DOI:10.1038/tp.2016.95
- Kumsta R., Schlotz W., Golm D., Moser D., Kennedy M., Knights N., Kreppner J., Maughan B., Rutter M., Sonuga-Barke E. HPA axis dysregulation in adult adoptees twenty years after severe institutional deprivation in childhood // Psychoneuroendocrinology. Vol. 86. P. 196–202. DOI:10.1016/j.psyneuen.2017.09.021
- Leneman K.B., Donzella B., Desjardins C.D., Miller B.S., Gunnar M.R. The slope of cortisol from awakening to 30 min post-wake in postinstitutionalized children and early adolescents // Psychoneuroendocrinology. 2018. Vol. 96. P. 93–99. DOI:10.1016/j.psyneuen.2018.06.011
- Lumos Lumos’ contribution to the public consultation on EU funds in the area of values and mobility: ending volunteering in institutions for children. 2018. URL: https://lumos.contentfiles.net/media/documents/document/2018/04/18_01_30__Lumos_contribution_values_and_mobility.pdf (Accessed 24.04.2023).
- Mackes N.K., Golm D., Sarkar S., Kumsta R., Rutter M., Fairchild G., Mehta M.A., Sonuga-Barke E.J.S. Early childhood deprivation is associated with alterations in adult brain structure despite subsequent environmental enrichment // PNAS. 2020. Vol. 117. P. 641–649. DOI:1073/pnas.1911264116
- Marshall P.J., Fox N.A. A comparison of the electroencephalogram between institutionalized and community children in Romania // Journal of Cognitive Neuroscience. 2004. Vol. 6. № 8. P. 1327–1338. DOI:1162/0898929042304723
- Marshall P.J., Reeb B.C., Fox N.A., Nelson C.A., Zeanah C.H. Effects of early intervention on EEG power and coherence in previously institutionalized children in Romania // Developmental Psychopathology. 2008. Vol. 20. № 3. P. 861–880. DOI:1017/S0954579408000412
- McCall R.B., Muhamedrahimov R.J., Groark Ch.J., Palmov O.I., Nikiforova N.V., Salaway J., Julian M. The development of postinstitutionalized versus parent-reared Russian children as a function of age at placement and family type // Development and Psychopathology. 2016. Vol. 28. № 1. P. 251–264. DOI:1017/S0954579415000425
- McLaughlin K.A., Sheridan M.A., Tibu F., Fox N.A., Zeanah C.H., Nelson C.A. Causal effects of the early caregiving environment on development of stress response systems in children // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2015. Vol. 112. № 18. P. 5637–5642. DOI:1073/pnas.1423363112
- Mehta M.A., Golembo N.I., Nosarti C., Colvert E., Mota A., Williams S.C.R., Rutter M., Sonuga-Barke E.J.S. Amygdala, hippocampal and corpus callosum size following severe early institutional deprivation: The English and Romanian Adoptees study pilot // Child Psychological Psychiatry. 2009. Vol. 50. P. 943–951. DOI:1111/j.1469-7610.2009.02084.x
- Miller G.E., Chen E., Parker K.J. Psychological stress in childhood and susceptibility to the chronic diseases of aging: Moving toward a model of behavioral and biological mechanisms // Psychological Bulletin. Vol. 137. № 6. P. 959–997. DOI:10.1037/a0024768
- Moulson M.C., Fox N.A., Zeanah C.H., Nelson C.A. Early adverse experiences and the neurobiology of facial emotion processing // Developmental Psychology. Vol. 45. № 1. P. 17–30. DOI:10.1037/a0014035
- Muhamedrahimov R.J., Arintcina I.A., Solodunova M.Y., Anikina V.O., Vasilyeva M.J., Chernego D.I., Tsvetkova L.A., Grigorenko E.L. Structural characteristics of the institutional environment for young children // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. Vol. 9. № 3. P. 103–112. DOI:11621/pir.2016.0307
- Muhamedrahimov R.J., Shabalina E.V., Palmov O.I., Nikiforova N.V. Caregiver-Child Interaction in Children Placed into Different Types of Russian Families Following an Institutional Intervention // Adoption Quarterly. Published online 22 Dec 2022. DOI:1080/10926755.2022.2156640
- Mulheir G. Ending institutionalisation: an analysis of the financing of the deinstitutionalisation process in Bulgaria. Lumos. 2015. URL: https://bettercarenetwork.org/sites/default/files/Finance_BG_online_final_2.pdf (Accessed 24.04.2023).
- Naumova O.Y., Lee M., Koposov R., Szyf M., Dozier M., Grigorenko E.L. Differential patterns of whole-genome DNA methylation in institutionalized children and children raised by their biological parents // Development and Psychopathology. Vol. 24. № 1. P. 143–155. DOI:10.1017/S0954579411000605
- Naumova O.Y., Rychkov S.Y., Kornilov S.A., Odintsova V.V., Anikina V.O., Solodunova M.Y., Grigorenko E.L. Effects of early social deprivation on epigenetic statuses and adaptive behavior of young children: a study based on a cohort of institutionalized infants and toddlers // PLosOne. 2019. Vol. № 3. P. e0214285. DOI:10.1371/journal.pone.0214285
- Nelson C.A., Fox N.A., Zeanah C.H. Romania’s abandoned children: deprivation, brain development and the struggle for recovery. Cambridge: Harvard University Press, 2014.
- Nelson C.A., Zeanah C.H., Fox N.A. How early experience shapes human development: The case of psychosocial deprivation // Neural Plasticity. 2019. 2019. DOI:10.1155/2019/1676285
- Oliveira P.S., Fearon P., Belsky J., Mesquita A.R., Sampaio A., Pinal D., Soares I. Neural correlates of face familiarity in institutionalized children and links to attachment disordered behavior // Child Psychological Psychiatry. 2023. Vol. 64. P. 736–746. DOI:1111/jcpp.13728
- Olsavsky A.K., Telzer E.H., Shapiro M., Humphreys K.L., Flannery J., Goff B., Tottenham N. Indiscriminate amygdala response to mothers and strangers after early maternal deprivation // Biological Psychiatry. 2013. Vol. 74. P. 853–860. DOI:10.1016/j.biopsych.2013.05.025
- Ovchinnikova I., Zhukova M.A., Luchina A., Petrov M.V., Vasilyeva M.J., Grigorenko E.L. Auditory Mismatch Negativity Response in Institutionalized Children // Frontiers in Human Neuroscience. 2019. Vol. 13. P. 1–8. DOI:10.3389/fnhum.2019.00300
- Parker S.W., Nelson C.A. An event-related potential study of the impact of institutional rearing on face recognition // Development and Psychopathology. Vol. 17. № 3. P. 621–639. DOI:10.1017/S0954579405050303
- Parker S.W., Nelson C.A. The impact of early institutional rearing on the ability to discriminate facial expressions of emotion: an event-related potential study // Child Development. Vol. 76. № 1. P. 54–72. DOI:10.1111/j.1467-8624.2005.00829.x
- Petrowski N., Cappa C., Gross P. Estimating the number of children in formal alternative care: Challenges and results // Child Abuse and Neglect. Vol. 70. P. 388–398. DOI:10.1016/j.chiabu.2016.11.026
- Quevedo K., Johnson A.E., Loman M.L., Lafavor T.L., Gunnar M. The confluence of adverse early experience and puberty on the cortisol awakening response // International Journal of Behavioral Development. 2012. Vol. 36. № 1. P. 19–28. DOI:1177/0165025411406860
- Reid B.M., Coe C.L., Doyle C.M., Sheerar D., Slukvina A., Donzella B., Gunnar M.R. Persistent skewing of the T-cell profile in adolescents adopted internationally from institutional care // Brain, Behavior, and Immunity. 2019. Vol. 77. P. 168–177. DOI:1016/j.bbi.2019.01.001
- Reid B.M., Horne R., Donzella B., Szamosi J.C., Coe C.L. Microbiota-immune alterations in adolescents following early life adversity: A proof of concept study // Developmental Psychobiology. 2020. Vol. 63. № 5. P. 851–863. DOI:1002/dev.22061
- Sheridan M.A., Mukerji C.E., Wade M., Humphreys K.L., Garrisi K., Goel S., Patel K., Fox N.A., Zeanah C.H., Nelson C.A., Mclaughlin K.A. Early deprivation alters structural brain development from middle childhood to adolescence // Science Advances. Vol. 8. № 40. P. eabn4316. DOI:10.1126/sciadv.abn4316
- Short A.K., Baram T.Z. Early-life adversity and neurological disease: age-old questions and novel answers // Nature Reviews Neurology. 2019. 15. № 11. P. 657–669. DOI:10.1038/s41582-019-0246-5
- Stern D.N. The interpersonal world of the infant: A view from psychoanalysis and developmental psychology. New York: Basic Books, 1985. 352 p.
- Tarullo A.R., Garvin M.C., Gunnar M.R. Atypical EEG power correlates with indiscriminately friendly behavior in internationally adopted children // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47. P. 417–431. DOI:10.1037/a0021363
- Tottenham N. The importance of early experiences for neuro-affective development // The Neurobiology of Childhood. 2014. Vol. 16. P. 109–129. DOI:1007/7854_2013_254
- van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J., Duschinsky R., Fox N.A., Goldman P.S., Gunnar M.R., Johnson D.E., Nelson C.A., Reijman S., Skinner G.C.M., Zeanah C.H., Sonuga-Barke E.J.S. Institutionalisation and deinstitutionalisation of children 1: a systematic and integrative review of evidence regarding effects on development // The Lancet Psychiatry. 2020. Vol. № 8. P. 703–720. DOI:10.1016/S2215-0366(19)30399-2
- van IJzendoorn M.H., Palacios J., Sonuga-Barke E.J.S., Gunnar M.R., Vorria P., McCall R.B., le Mare L., Bakermans-Kranenburg M.J., Dobrova-Krol N.A., Juffer F. Children in institutional care: Delayed development and resilience // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2011. Vol. 76. № 4. Р. 8–30. DOI:1111/j.1540-5834.2011.00626.x
- Vanderwert R.E., Marshall P.J., Nelson C.A., Zeanah C.H., Fox N.A. Timing of intervention affects brain electrical activity in children exposed to severe psychosocial neglect // PLoS ONE. 2010. Vol. 5. № 7. P. 3–7. DOI:1371/journal.pone.0011415
- Vanderwert R.E., Zeanah C.H., Fox N.A., Nelson C.A. Normalization of EEG activity among previously institutionalized children placed into foster care: A 12-year follow-up of the Bucharest Early Intervention Project // Developmental Cognitive Neuroscience. 2016. Vol. 17. P. 68–75. DOI:1016/j.dcn.2015.12.004
- Wade M., Fox N.A., Zeanah C.H., Nelson C.A., Drury S.S. Telomere length and psychopathology: specificity and direction of effects within the Bucharest early intervention project // Child and Adolescent Psychiatry. 2020. Vol. 59. P. 140–148. DOI:1016/j.jaac.2019.02.013
- Woodhouse S., Miah A., Rutter M. A new look at the supposed risks of early institutional rearing // Psychological Medicine. 2018. Vol. 48. P. 1–10. DOI:1017/S0033291717001507
- Zeanah C.H., Gunnar M.R., McCall R.B., Kreppner J.M., Fox N.A. Sensitive Periods // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2011. Vol. 76. № 4. P. 147–162. DOI:10.1111/j.1540-5834.2011.00631.x
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 465
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 173
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6