Введение
В большинстве психологических исследований эмпатия изучается как свойство личности, позволяющее воспринимать чувства других людей и сопереживать им [Карягина, 2013]. Реже она рассматривается как механизм межличностного познания и социально-психологическое (коммуникативное) качество личности, которое формируется и реализуется в общении [12; 20 и др.]. В этих работах эмпатию понимают как психический акт, включенный в социальное взаимодействие, как интегрированный процесс взаимофункционирования когнитивных («феномен познания») и эмоциональных («феномен общения») компонентов, проявляющихся в межличностном общении, поведении и взаимодействии людей [Сарджвеладзе, 1978; Смирнов, 2020; Холмогорова, 2019а; Юсупов, 1995]. Таким образом, эмпатичность, развиваясь в процессе социализации как свойство личности, становится затем механизмом взаимодействия, который способствует точности межличностного восприятия, пониманию психологического состояния партнера по общению и деятельностному выражению сочувствия по отношению к нему, что в целом способствует построению гармоничных взаимоотношений.
Как социально-психологический феномен эмпатия изучается и в социоцентрированном подходе, согласно которому она является частью общественной культуры, основанной на социальных ценностных и смысложизненных установках, и выражается во взаимопомощи и взаимопонимании людей [Бгажноков, 2003; Карягина, 2013; Суханова, 2019]. Авторы приходят к выводу, что высокий уровень выраженности эмпатии в обществе способствует его развитию, так как социум становится безопасным и способствует самореализации каждого индивида [Лебедева, 2017].
Большое внимание исследователи уделяют изучению эмпатии у школьников и студентов [Анисимова, 2019; Ермолова, 2021; Кырова, 2015; Konrath, O’Brien E, 2022; Silke, Brady B, 2018]. Так, например, обнаружено, что у школьников развитие эмпатии оказывает позитивное влияние на межличностные отношения и является значимым фактором формирования просоциального типа ценностно-смысловой сферы личности [Анисимова, 2019]. Выявлены различия в показателях эмпатии у студентов разных направлений профессиональной подготовки [ Расходчикова, 2019]. Показано, что эмпатия способствует повышению конфликтоустойчивости студентов [Лепехин, 2023]. Студенты с различным типом коммуникативного поведения проявляют разные уровни эмпатии [Сунько, 2022]. Зафиксировано положительное влияние эмпатии как элемента социального познания на межличностную адаптацию и просоциальное поведение студентов вуза [Kim, 2018].
На школьном и вузовском этапах эры восхождения к социальной зрелости [Петровский] ценностно-смысловые ориентации личности и ее эмпатические способности активно развиваются [Анисимова, 2019]. Активизации личностного потенциала, как правило, способствует ситуация адаптации обучающихся к новой социальной среде у старшеклассников школы (при условии существенного переформирования ученических групп на этапе перехода из 9 в 10 класс) и у первокурсников вуза. Старшеклассники и первокурсники имеют сходные психолого-возрастные, но различные, в связи с типом учебного заведения, социально-психологические характеристики. И десятиклассники, и первокурсники вуза, как правило, представляют собой становящиеся группы, которым свойственно преобладание адаптационных процессов над индивидуализационными и интеграционными. Для становящихся групп характерна эмоциональная, а не деловая основа межличностных отношений. В отличие от школьников, группы первокурсников менее сплоченные [Крушельницкая, 2011]. Выступая в качестве ведущей, учебно-профессиональная деятельность содержательно различна для старшеклассников и студентов в связи с их социальной ситуацией развития. Следовательно, эмпатию как социально-психологический феномен у старшеклассников и студентов целесообразно рассматривать с учетом их групповой принадлежности, характеристик межличностного взаимодействия и особенностей ведущей деятельности. В нашем исследовании эмпатия как характеристика межличностного взаимодействия обучающихся рассматривается в связи с интегральным статусом школьника или студента. Феномен интегрального статуса основан на трехфакторной модели «значимого другого» А.В. Петровского и позволяет учесть показатели аттракции, референтности и неформальной власти индивида в неформальной структуре межличностных отношений в малой группе [Кондратьев, 2014].
Изучение возможностей эмпатии, ее участие в социально-психологических аспектах развития личности, а также ее взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой личности являются актуальными на нынешнем этапе развития общества [Ермолова, 2021; Психология общения. Энциклопедический, 2011; Холмогорова, 2019; Bohns, 2021; Carrier, 2021; Davis, 1983; Kim, 2022]. Так, например, согласно исследованию Т.В. Ермоловой [Ермолова, 2021], посвященному изучению этики современного образовательного пространства школьников и студенческой молодежи, одним из факторов его дестабилизации является снижение активности, а иногда и невозможность непосредственного межличностного взаимодействия за счет перенесения общения в цифровое пространство и возникновение некоего анонимного суррогата личного общения (sofalising). В результате этого создаются вынужденное пространственное этическое разобщение участников, утрата культуры речи, эмпатического общения и, как следствие, возникновение этических дефицитов общения: киберсплетни (cybergossip), киберагрессия, кибервиктимизация (запугивание, издевательства, преследование). А исследование А.Б. Холмогоровой и Е.А. Клименковой, проведенное на выборке школьников и студентов, показало снижение навыков эмпатии у тех, кто предпочитает дистанционный (online) способ общения (например, посредством социальных сетей). У лиц, предпочитающих непосредственное общение, выявлен более высокий, чем у их сверстников, предпочитающих общение в социальных сетях, уровень эмпатической заботы [Холмогорова, 2016]. Общение посредством социальных сетей значительно снижает эмпатические способности [Carrier, 2021].
Таким образом, как результаты многочисленных исследований, так и наш собственный практический опыт консультативной работы со школьниками и студентами в течение последних лет свидетельствуют, что все больше их обращений за психологической помощью связано с проблемами в межличностных отношениях (разрыв отношений, конфликты в семье и пр.), самоопределении (профессиональное и личностное), социальном взаимодействии (переживание одиночества, изоляции, социальное исключение). Результаты консультативной работы со школьниками и студентами, анализ жалоб и причин обращения за индивидуальной психологической помощью показывают, что все чаще барьеры общения возникают из-за неспособности проявлять эмпатию.
Теоретический анализ рассматриваемой проблемы позволил выдвинуть гипотезу о том, что у старшеклассников общеобразовательной школы и студентов вуза существует связь между способностями к эмпатии и ценностно-смысловыми ориентациями. При этом чем сильнее развиты эмпатические способности обучающихся, тем более значимы альтруистические ценности принятия других, а также выше показатели осмысленности жизни обучающихся. Респонденты с высоким интегральным статусом характеризуются более развитыми эмпатическими способностями, чем другие члены групп.
Метод
Выборка исследования составила 376 респондентов. Из них: 184 (49%) учащихся 10-х классов общеобразовательных школ (возраст – 16-17 лет, 88 (48%) девушек и 96 (52%) юношей) и 192 (51%) студента первых курсов психологических факультетов вуза г. Москвы (возраст – 17-19 лет, 109 (57%) девушек и 83 (43%) юноши). Опрос проводился в ноябре 2022 года. В связи с тем, что обследованные нами группы школьников были переформированы при переходе из 9-х в 10-е классы не менее, чем на 75%, данные группы можно считать «становящимися» [Крушельницкая, 2011, с. 67], как и группы первокурсников вуза. Таким образом, группы старшеклассников и студентов в нашем исследовании являются сходными по структуре внутригрупповых межличностных отношений.
Методы и методики исследования. Для сбора эмпирических данных использовались: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [Психологические тесты для, 2008], тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [Леонтьев], опросник «Индекс межличностной реактивности» (Interpersonal Reactivity Index – IRI), разработанный М. Дэвисом [Davis, 1983], в адаптации Т.Д. Карягиной, Н.А. Будаговской, С.В. Дубровской [Карягина, 2016], методика «Стратегии утешения» Ф.Е. Василюка и Е.В. Шерягиной [Суханова, 2019], методический алгоритм определения интегрального внутригруппового статуса (М.Ю. Кондратьев) [Кондратьев, 2014]. Для отбора школьных классов по уровню социально-психологического развития использовалась «Методика определения ценностно-ориентационного единства группы» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева) [ Психология общения. Энциклопедический, 2011, с. 473]. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета SPSS.
Для участия в исследовании были отобраны школьные классы со сходным уровнем социально-психологического группового развития (показатели ценностно-ориентационного единства их членов составляют от 70% до 78%). Студенческие группы составили первокурсники психологических факультетов.
Результаты
Корреляционный анализ данных с помощью критерия r Пирсона (табл. 1) показал, что чем выше у старшеклассников общая осмысленность жизни, включая значимые цели будущего, тем выше показатели «эмпатического сопереживания». Также способность к эмпатическому сопереживанию возрастает при снижении ценности удовольствий. Чем выше показатели смысложизненных ориентаций десятиклассников, тем более развита у них способность к проявлению эмпатической заботы. С эмпатической заботой также положительно коррелируют ценности «воспитанность» и «чуткость».
Чем выше для старшеклассников ценность дружеских отношений, тем больше выражен «эмпатический личностный дистресс». Эмпатическая поддержка отрицательно коррелирует со значимостью ценностей «удовольствия» и «непримиримость к недостаткам в себе и других».
Таблица 1
Корреляционные связи показателей эмпатических способностей и ценностно-смысловых ориентаций у старшеклассников
|
Критерий r Пирсона; N = 184 |
Наличие хороших и верных друзей |
Удовольствия |
Воспитанность |
Непримиримость к недостаткам |
Чуткость |
Цели в жизни |
Процесс жизни |
Результативность жизни |
Локус контроля – Я |
Общий показатель осмысленности жизни |
|
Эмпатическая децентрация |
0,174 |
–0,202 |
0,352 |
–0,179 |
0,109 |
0,375 |
0,219 |
0,086 |
0,093 |
0,148 |
|
0,396 |
0,323 |
0,078 |
0,383 |
0,597 |
0,059 |
0,283 |
0,678 |
0,652 |
0,470 |
|
|
Эмпатическое сопереживание |
0,129 |
–0,464* |
0,278 |
–0,313 |
0,247 |
0,436* |
0,229 |
0,326 |
0,282 |
0,424* |
|
0,531 |
0,017 |
0,169 |
0,120 |
0,224 |
0,026 |
0,261 |
0,104 |
0,163 |
0,031 |
|
|
Эмпатическая забота |
0,093 |
–0,175 |
0,390* |
–0,067 |
0,389* |
0,443* |
0,437* |
0,550** |
0,539** |
0,587** |
|
0,651 |
0,394 |
0,049 |
0,743 |
0,050 |
0,023 |
0,026 |
0,004 |
0,005 |
0,002 |
|
|
Эмпатический личностный дистресс |
0,434* |
–0,341 |
0,241 |
0,072 |
–0,051 |
0,021 |
0,035 |
–0,009 |
–0,115 |
–0,038 |
|
0,027 |
0,088 |
0,235 |
0,727 |
0,805 |
0,919 |
0,865 |
0,965 |
0,575 |
0,852 |
|
|
Эмпатическая поддержка |
0,185 |
–0,633** |
0,113 |
–0,410* |
0,336 |
0,202 |
0,155 |
0,075 |
0,160 |
0,164 |
|
0,367 |
0,001 |
0,582 |
0,037 |
0,093 |
0,321 |
0,451 |
0,718 |
0,435 |
0,425 |
Примечания. ** –корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.);
* – корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.).
У студентов (табл. 2) чем выше значимость ценностей «счастье других», «терпимость», «широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные обычаи, привычки)» и «чуткость», тем больше показатель «эмпатической децентрации». «Непримиримость к недостаткам в себе и других» как средство достижения целей у студентов находится в обратной корреляции со способностью к «эмпатической децентрации».
Чем больше значимость ценностей «счастье других» и «терпимость», а также чем менее значимы ценности «непримиримость к недостаткам» и «материально обеспеченная жизнь», тем больше проявляется у студентов способность к эмпатическому сопереживанию.
Чем больше студенты удовлетворены результативностью своей жизни (самореализацией), тем выше у них способности к эмпатической заботе. Также с показателем «эмпатическая забота» у студентов положительно коррелируют ценности «счастье других», «терпимость» и «чуткость».
«Эмпатический личностный дистресс» у студентов снижается по мере повышения показателей «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – жизнь». Ценность «чуткость» находится в обратной корреляции к показателю эмпатического дистресса.
Чем более значимы для студентов ценности дружеских отношений, счастья других людей, терпимости, широты взглядов, чуткости, а также чем меньше показатели «непримиримости к недостаткам» и «материально обеспеченной жизни», тем больше студенты готовы проявлять эмпатическую поддержку.
Таблица 2
Корреляционные связи показателей эмпатических способностей и ценностно-смысловых ориентаций у студентов
|
Критерий r Пирсона; N = 192 |
Материально обеспеченная жизнь |
Наличие хороших и верных друзей |
Счастье других |
Непримиримость к недостаткам |
Терпимость |
Широта взглядов |
Чуткость |
Результативность жизни |
Локус контроля – Я |
Локус контроля – жизнь |
|
Эмпатическая децентрация |
–0,206 |
0,170 |
0,361** |
–0,252* |
0,263* |
0,331** |
0,246* |
0,080 |
0,096 |
0,099 |
|
0,091 |
0,166 |
0,003 |
0,038 |
0,030 |
0,006 |
0,043 |
0,519 |
0,436 |
0,420 |
|
|
Эмпатическое сопереживание |
–0,346** |
0,169 |
0,817** |
–0,293* |
0,278* |
–0,020 |
0,145 |
0,119 |
0,042 |
0,007 |
|
0,004 |
0,169 |
0,000 |
0,015 |
0,022 |
0,869 |
0,237 |
0,332 |
0,731 |
0,957 |
|
|
Эмпатическая забота |
–0,221 |
0,092 |
0,324** |
0,043 |
0,601** |
0,126 |
0,550** |
0,268* |
0,073 |
0,077 |
|
0,070 |
0,456 |
0,007 |
0,726 |
0,000 |
0,305 |
0,000 |
0,027 |
0,552 |
0,534 |
|
|
Эмпатический личностный дистресс |
0,059 |
–0,001 |
–0,052 |
0,028 |
–0,074 |
–0,099 |
–0,244* |
–0,109 |
–0,287* |
–0,259* |
|
0,631 |
0,996 |
0,673 |
0,820 |
0,551 |
0,423 |
0,045 |
0,376 |
0,018 |
0,033 |
|
|
Эмпатическая поддержка |
–0,414** |
0,321** |
0,632** |
–0,403** |
0,504** |
0,276* |
0,478** |
0,227 |
0,122 |
0,124 |
|
0,000 |
0,008 |
0,000 |
0,001 |
0,000 |
0,023 |
0,000 |
0,062 |
0,322 |
0,315 |
Примечания. ** – корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.);
* – корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.).
Данные о корреляционных связях послужили предпосылкой для применения множественного регрессионного анализа с целью определения вклада личностных ценностей и смысложизненных ориентаций старшеклассников и студентов в изменчивость показателей их эмпатических способностей. Предварительно (с помощью одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова) было подтверждено, что все показатели ценностных и смысложизненных ориентаций обучающихся подчиняются закону нормального распределения или близки к этому. Следовательно, на основании данных переменных могут быть построены регрессионные модели.
Использовался множественный регрессионный анализ с пошаговым отбором. Основные результаты представлены в табл. 3 и 4, где R2 – коэффициент множественной детерминации.
Таблица 3
Результаты множественного регрессионного анализа связи эмпатических способностей и ценностно-смысловых ориентаций у старшеклассников
|
Уравнение регрессии |
R2 |
Стандартизованные коэффициенты β |
Критерий Дарбина-Уотсона |
|
|
Эмпатическая децентрация ¥ = 16,063 + 0,300 («активная деятельная жизнь») |
0,180 |
Активная деятельная жизнь |
0,425 |
1,984 |
|
Эмпатическое сопереживание ¥ = 25,842 – 0,640 («удовольствия») + 0,785 («аккуратность») + 0,450 («чуткость») + 0,350 («счастливая семейная жизнь») |
0,600 |
Удовольствия |
–0,645 |
2,413 |
|
Аккуратность |
0,729 |
|||
|
Чуткость |
0,413 |
|||
|
Счастливая семейная жизнь |
0,344 |
|||
|
Эмпатическая забота ¥ = 15,995 + 0,068 («осмысленность жизни») + 0,425 («воспитанность») + 0,377 («чуткость») |
0,574 |
Осмысленность жизни |
0,319 |
1,930 |
|
Воспитанность |
0,550 |
|||
|
Чуткость |
0,463 |
|||
|
Эмпатический личностный дистресс ¥ = 15,593 + 0,373 («наличие хороших и верных друзей») |
0,189 |
Наличие хороших и верных друзей |
0,434 |
2,393 |
|
Эмпатическая поддержка ¥ = 3,374 – 0,624 («удовольствия») – 0,341 («творчество») |
0,529 |
Удовольствия |
–0,604 |
2,209 |
|
Творчество |
–0,358 |
|||
Как видно из табл. 3, переменная «активная деятельная жизнь» является единственным из числа ценностных ориентаций школьников предиктором изменчивости показателя эмпатической децентрации, способствует ее проявлению, о чем свидетельствует положительный знак нестандартизованного регрессионного коэффициента (b = 0,300), и определяет 18% ее дисперсии. Регрессионная модель «эмпатического сопереживания» объясняет 60% его дисперсии у старшеклассников, при этом высокие значения переменных «аккуратность», «чуткость» и «счастливая семейная жизнь» способствуют проявлению эмпатической способности, а переменной «удовольствия» – существенно (b = 0,640) препятствуют (являются ее блокиратором). Общий показатель осмысленности жизни у школьников, а также ценности «воспитанность» и «чуткость» вошли в регрессионную модель, определяющую 57,4% дисперсии показателя «эмпатическая забота» у школьников (стоит отметить, что показатели общей осмысленности жизни находятся на уровне «нормы» у 65,4% опрошенных нами старшеклассников и «выше нормы» – у 19,2%). Проявление «эмпатического личностного дистресса» связано с ценностью «наличие хороших и верных друзей»: именно значимость дружбы для школьников определяет, насколько сильно они ощущают дискомфорт при наблюдении переживаний других людей. Из табл. 3 также следует, что 52,9% дисперсии «эмпатической поддержки» (результирующий показатель способности к проявлению эмпатической поддержки согласно методике Ф.Е. Василюка «Стратегии утешения») определяется у старшеклассников переменными «удовольствия» и «творчество», которые препятствуют проявлению данной способности. Значение критерия Дарбина-Уотсона приближено к 2, что позволяет предполагать отсутствие автокорреляции остатков.
Таблица 4
Результаты множественного регрессионного анализа связи эмпатических способностей и ценностно-смысловых ориентаций у студентов
|
Уравнение регрессии |
R2 |
Стандартизованные коэффициенты β |
Критерий Дарбина-Уотсона |
|
|
Эмпатическая децентрация ¥ = 18,503 + 0,224 («счастье других») + 0,246 («широта взглядов») – 0,204 («самоконтроль») |
0,267 |
Счастье других |
0,347 |
2,336 |
|
Широта взглядов |
0,315 |
|||
|
Самоконтроль |
–0,237 |
|||
|
Эмпатическое сопереживание ¥ = 33,434 + 0,856 («счастье других») – 0,385 («непримиримость к недостаткам в себе и других») |
0,757 |
Счастье других |
0,819 |
0,924 |
|
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
–0,300 |
|||
|
Эмпатическая забота ¥ = 31,940 + 0,512 («терпимость») + 0,413 («чуткость») + 0,372 («высокие запросы») – 0,372 («удовольствия») + 0,243 («результативность жизни») |
0,577 |
Терпимость |
0,463 |
1,734 |
|
Чуткость |
0,345 |
|||
|
Высокие запросы |
0,316 |
|||
|
Удовольствия |
–0,252 |
|||
|
Результативность жизни |
0,209 |
|||
|
Эмпатический личностный дистресс ¥ = 15,845 – 0,374 («локус Я») – 0,368 («образованность») – 0,336 («независимость») – 0,264 («красота природы и искусства») |
0,321 |
Локус Я |
–0,348 |
1,939 |
|
Образованность |
–0,385 |
|||
|
Независимость |
–0,391 |
|||
|
Красота природы и искусства |
–0,331 |
|||
|
Эмпатическая поддержка ¥ = 9,495 + 0,349 («счастье других») – 0,325 («непримиримость к недостаткам в себе и других») + 0,247 («терпимость») – 0,155 («жизнерадостность») – 0,203 («общественное признание») – 0,134 («развитие») |
0,721 |
Счастье других |
0,480 |
1,814 |
|
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
–0,363 |
|||
|
Терпимость |
0,316 |
|||
|
Жизнерадостность |
–0,186 |
|||
|
Общественное признание |
–0,232 |
|||
|
Развитие |
–0,157 |
|||
Как видно из табл. 4, у студентов регрессионные модели эмпатических способностей больше, чем у школьников, отражают отношение респондентов к другим людям. При этом 26,7% дисперсии показателя «эмпатической децентрации» у студентов определяется высокой значимостью ценностей «счастье других» (b = 0,224) и «широта взглядов» (b = 0,246), в то время как «самоконтроль» выступает в качестве блокиратора проявления данной способности (b = –0,204). «Эмпатическое сопереживание» на 75,7% определяется положительным вкладом переменной «счастье других» (b = 0,856) и блокируется выраженной «непримиримостью к недостаткам в себе и других» (b = –0,385). Положительные вклады вносят в показатель «эмпатическая забота» ценности «терпимость», «чуткость» и «высокие запросы», отрицательный – «удовольствия». Также проявлению эмпатической заботы у студентов способствует ощущение результативности своей жизни. Предикторами «эмпатического дистресса», согласно регрессионной модели, являются переменные «локус Я» (b = –0,374), «образованность» (b = –0,368), «независимость» (b = –0,336) и «красота природы и искусства» (b = –0,264). «Эмпатическая поддержка» на 72,1% объясняется регрессионной моделью, в которую ценности «счастье других» и «терпимость» вносят положительные вклады, а «непримиримость к недостаткам», «жизнерадостность», «общественное признание» и «развитие» – отрицательные.
Интегральный статус учащихся определялся на основе комбинирования показателей социометрического и референтометрического статусов учащихся в группе школьного класса, а также показателей неформальной власти учащихся в контактном сообществе [Кондратьев, 2014]. Высокий интегральный статус приписывался членам сообщества с высоким статусом во всех трех универсально значимых подструктурах межличностных отношений либо занимающим высокое положение в подструктуре неформальной власти и имеющим социометрический и референтометрический статусы не ниже среднего. Средний интегральный статус фиксировался у членов сообщества, имеющих средний статус в трех интрагрупповых подструктурах межличностных отношений или занимающих среднее положение в референтометрической и властной подструктурах, но являющихся низкостатусными или высокостатусными с точки зрения межличностной аттракции. Низкий интегральный статус характеризует членов ученического сообщества с низкими позициями во всех трех подструктурах межличностных отношений либо имеющих низкий статус в структуре неформальной власти и средние – в референтометрической и аттракционной подструктурах.
В связи с тем, что эмпатические способности развиваются и проявляются в межличностном взаимодействии, мы проверили, являются ли они, наряду с другими изученными нами предикторами, основанием для выдвижения обучающихся на те или иные статусные позиции в системе межличностных внутригрупповых отношений. Для проверки использовался множественный дискриминантный анализ, в котором независимыми переменными выступали показатели эмпатических способностей и ценностно-смысловых ориентаций обучающихся, а зависимой переменной являлся интегральный статус.
В результате было обнаружено, что предикторами разделения школьников по статусным категориям являются «эмпатическое сопереживание» и ценности «чуткость», «воспитанность». Из двух канонических дискриминантных функций только первая, объясняющая 98,1% дисперсии, обладает, согласно критерию λ Уилкса, высокой дискриминативной способностью (р = 0,000), следовательно, только ее можно интерпретировать:
Д1 = –0,9711 – 0,153 («эмпатическое сопереживание») – 0,242 («воспитанность») – 0,496 («чуткость»).
84,6% исходных сгруппированных наблюдений классифицировано правильно. С учетом расположения центроидов можно заключить, что чем выше значение Д1, тем больше вероятность попадания старшеклассников в группу с низким интегральным статусом. Низкостатусные старшеклассники характеризуются сниженной способностью к эмпатическому сопереживанию и невысоко ценят воспитанность и чуткость.
Предикторами разделения студентов по статусным категориям являются переменные, вошедшие в две канонические дискриминантные функции, объясняющие 88,8% и 11,2% дисперсии соответственно.
Д1 = –3,755 – 0,024 («эмпатическая забота») – 0,035 («свобода») – 0,225 («терпимость») – 0,220 («чуткость»).
Д2 = –5,801 + 0,190 («эмпатическая забота») – 0,163 («свобода») + 0,029 («терпимость») – 0,178 («чуткость»).
Согласно критерию λ Уилкса, обе переменные обладают высокой дискриминативной способностью (р = 0,000 для каждой), следовательно, обе можно интерпретировать. 91,2% исходных сгруппированных наблюдений классифицировано правильно. С учетом расположения центроидов можно заключить, что чем выше значение Д1, тем больше вероятность низкого статуса студентов. Чем выше Д2 (выше показатели «эмпатической заботы» и «терпимости», ниже показатели «чуткости» и «свободы»), тем больше вероятность низкого и меньше – среднего статусного положения студентов в группе.
Обсуждение результатов
В процессе корреляционного анализа данных у обучающихся были выявлены положительные связи между показателями способности к эмпатии и ценностными ориентациями, которые прямо или косвенно характеризуют альтруизм и принятие других, а также особенности освоения норм социального поведения. Прослеживаются также возрастные особенности связей между рассматриваемыми характеристиками.
Так, у старшеклассников найдены положительные связи эмпатических способностей с ценностями чуткости, воспитанности, дружеских отношений. У студентов – положительные корреляции между показателями эмпатии и ценностями чуткости, широты взглядов, терпимости, счастья других, дружеских отношений. У обеих подгрупп респондентов есть отрицательные связи между эмпатическими способностями и «непримиримостью к недостаткам в себе и других». Интересно, что у школьников чем больше ценность удовольствий, тем ниже показатели готовности к проявлению эмпатической поддержки и сопереживанию, а у студентов те же эмпатические способности отрицательно связаны с ценностью материально обеспеченной жизни. В процессе корреляционного анализа данных нами не было выявлено связей между эмпатическими способностями и материальными ценностями у школьников, а также – между эмпатическими способностями и ценностью удовольствий у студентов. По-видимому, полученные результаты объясняются возрастными особенностями респондентов: ориентированностью части школьников на непосредственное получение удовольствий и пониманием студентами необходимости использования материальных средств для удовлетворения своих потребностей.
У старшеклассников выявлены положительные связи между способностью к эмпатической заботе и всеми показателями смысложизненных ориентаций. Также обнаружена положительная связь между эмпатическим сопереживанием и осмысленностью жизни, включая понимание значимых целей своего будущего. Значимых корреляций с показателями эмпатической децентрации и поддержки, а также дистресса, возникающего вследствие проявления эмпатии, у школьников нами не было выявлено. По-видимому, способность понять и поддержать другого человека, поместив себя на его место, в его ситуацию, а также испытывать дискомфорт при восприятии переживаний других людей еще не в полной мере развита у существенной части десятиклассников в силу их возрастных ограничений.
У студентов нам удалось найти значительно меньше связей между показателями эмпатических способностей и смысложизненных ориентаций. На наш взгляд, это можно объяснить большей сформированностью смысложизненных ориентаций у студентов, уже сделавших профессиональный выбор, по сравнению с десятиклассниками, которые заняты активным осмыслением своих личностных ресурсов, необходимых для построения дальнейшего жизненного пути. Тем не менее в нашей работе была выявлена положительная связь между способностью к эмпатической заботе и результативностью жизни: чем больше студент удовлетворен продуктивностью своей прошедшей части жизни, тем больше он готов проявлять эмпатическую заботу о других. Также обнаружено, что «эмпатический личностный дистресс» у студентов снижается по мере повышения уверенности в своих силах, в способности управлять своей жизнью, самостоятельно принимать и реализовывать важные решения для достижения поставленных целей (смысложизненные ориентации «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – жизнь»).
Таким образом, чем более значимы для старшеклассников ценности, характеризующие их готовность к выполнению социальных норм поведения («воспитанность»), альтруизм и принятие других («наличие хороших и верных друзей», «чуткость»), и чем выше показатели осмысленности жизни, тем больше развиты эмпатические способности. Чем больше для студентов значимы ценности, характеризующие альтруизм и принятие других («чуткость», «широта взглядов», «терпимость», «наличие хороших и верных друзей», «счастье других»), и чем выше показатели осмысленности жизни, тем больше развиты способности к эмпатии.
В исследованиях М. Дэвиса различные эмпатические способности характеризуются как процессы («perspective taking – децентрация» и «fantasy – сопереживание») или как результаты («empathic concern – эмпатическая забота» и «personal distress – личностный дистресс») [Карягина, 2016]. М. Рокич среди личностных ценностей выделяет терминальные (образ конечного результата, в том числе цели жизни) и инструментальные (средства для достижения целей). Учитывая подходы этих двух исследователей, обнаруженная нами связь между эмпатическими способностями и ценностями может быть проинтерпретирована следующим образом: убежденность респондентов в том, что определенный образ действий (например, проявление чуткости, терпимости к взглядам и мнениям других), а также стремление помочь людям быть счастливыми способствуют проявлению эмпатической заботы, сопереживания или поддержки. При этом развитые инструментальные ценности «чуткость», «терпимость», «широта взглядов» являются средствами для развития и проявления эмпатических способностей к заботе о другом, а эмпатическое сопереживание – условием для формирования терминальной ценности «счастье других».
Поскольку ценности являются одновременно и источниками, и носителями смыслов (Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, В. Франкл и др.), можно предположить, что эмпатическое сопереживание способствует формированию устойчивой позиции обучающихся в отношении высокой значимости счастья других людей – вплоть до осознания этой ценности как своей жизненной цели. Это подтверждает выявленная нами корреляционная связь способности к эмпатии (эмпатической децентрации и сопереживанию) с ценностью-целью «счастье других», а также – с выраженностью смысложизненной ориентации «цели в жизни». Следовательно, развивая у учащихся способности к эмпатии (например, в социально-психологическом тренинге), можно эффективно способствовать формированию у них устойчивых просоциальных ценностей. А на основе просоциальной ценностно-смысловой направленности личности обучающихся у них появляется возможность дальнейшего совершенствования своих эмпатических способностей.
По результатам регрессионного анализа данных (табл. 3) выявлено, что предикторами эмпатических способностей у старшеклассников являются общая осмысленность жизни и личностные ценности, связанные с принятием других и освоением норм социального поведения: «чуткость», «счастливая семейная жизнь», «аккуратность», «воспитанность», «наличие хороших и верных друзей». Блокираторами эмпатических способностей у старшеклассников выступают ценности, которые можно отнести к индивидуально-ориентированным: «удовольствия» и «творчество». Следовательно, развитию эмпатии у старшеклассников способствуют осмысленность жизни, а также ряд просоциальных личностных ценностей.
Тот факт, что у старшеклассников предиктором способности к эмпатической децентрации служит ценность активной деятельной жизни (b = 0,300), соответствует свойственному возрасту респондентов стремлению к общению со сверстниками, эффективность которого во многом определяется умением прочувствовать эмоциональное состояние другого человека.
На основе уравнения регрессии можно предположить, что готовность к эмпатическому сопереживанию формируется у школьников при наличии опыта гармоничных семейных отношений (b = 0,350). В то же время старшеклассники осознают, что сопереживание реальным людям или вымышленным персонажам может потребовать от них самоограничения в виде отказа от удовольствий (b = –0,640).
Наибольший вклад в способность к эмпатической заботе у старшеклассников вносят показатели «воспитанность» (b = 0,425) и «чуткость» (b = 0,377), которые также связаны с влиянием воспитания (главным образом – семейного). Эмпатическая поддержка другим у старшеклассников, по-видимому, связана с представлением о необходимости ограничивать свои потребности в удовольствиях (b = –0,624) и творческой активности (b = –0,341).
Предиктором эмпатического дистресса у старшеклассников является ценность дружбы (b = 0,373). В соответствии с представлениями М. Дэвиса о природе эмпатического дистресса можно заключить, что противоречие между высокой значимостью дружеских отношений и невозможностью (либо неготовностью) проявить эмпатическую заботу в требующих ее ситуациях взаимодействия приводит школьников к дискомфорту, от которого они стремятся избавиться, либо игнорируя эмоциональное состояние другого человека, либо оказывая ему помощь исключительно ради собственного спокойствия (например, чтобы не быть травмированным в результате наблюдения чужих страданий).
Основными предикторами эмпатических способностей у студентов являются результативность их жизни и личностные ценности, характеризующие принятие других («счастье других», «широта взглядов», «чуткость», «терпимость»), а также «высокие запросы» (возможно, «запросы» в данном случае расцениваются студентами – будущими психологами как уровень притязаний в профессиональном саморазвитии). В качестве блокираторов эмпатических способностей у студентов выступают индивидуально-ориентированные ценности самоконтроля и удовольствий. Таким образом, развитые эмпатические способности у студентов связаны преимущественно с ощущением продуктивности самореализации в пройденной части жизни и альтруистическими ценностями принятия других (табл. 4).
Наибольшие вклады в проявление способности к эмпатической децентрации у студентов вносят ценности «широта взглядов» (b = 0,246) и «счастье других» (b = 0,224). Высокий самоконтроль отчасти блокирует данную способность (b = –0,204). Таким образом, в отличие от школьников, эмпатия студентов напрямую определяется ценностями принятия, более развитыми как в силу их возрастных психологических особенностей, так и благодаря профессиональной направленности.
Способность студентов к эмпатическому сопереживанию обеспечивается положительным вкладом ценности «счастье других» (b = 0,856) и блокируется при выраженной непримиримости к недостаткам в себе и других (b = –0,385). Способность к проявлению эмпатической заботы связана с высокой значимостью ценностей терпимости (b = 0,512) и чуткости (b = 0,413), а также с удовлетворенностью достигнутыми жизненными результатами (b = 0,243). Положительную связь «высоких запросов» (b = 0,372) с проявлением эмпатической заботы можно объяснить тем, что данная инструментальная ценность является средством для реализации профессиональных притязаний студентов-психологов. Стремление к удовольствиям (приятному времяпрепровождению) для студентов, как и для старшеклассников, выступает в качестве блокиратора «эмпатической заботы» (b = –0,372).
Способность к эмпатической поддержке усиливается при возрастании значимости ценностей «счастье других» (b = 0,349) и «терпимость» (b = 0,247), а ее блокираторами выступают индивидуально-ориентированные ценности «непримиримость к недостаткам» (b = –0,325), «жизнерадостность» (b = –0,155), «общественное признание» (b = –0,203), «развитие» (b = –0,134). «Эмпатический дистресс» у студентов снижается при высокой значимости независимости (b = –0,336), эстетических (b = –0,264) и образовательных (b = –0,368) ценностей, а также при ощущении себя сильной личностью, способной строить жизнь в соответствии с собственными решениями (b = –0,374).
Результаты дискриминантного анализа показали, что старшеклассники с высокими показателями эмпатического сопереживания, чуткости и воспитанности, как правило (дискриминантная функция объясняет 98,1% дисперсии), не попадают в число низкостатусных. На выборке студентов мы видим аналогичную картину: для большинства респондентов чем выше показатели эмпатической заботы, терпимости, чуткости, стремления к свободе, тем меньше вероятность низкого интегрального интрагруппового статуса (результаты анализа первой дискриминантной функции, объясняющей 88,8% дисперсии). Противоречивые сочетания эмпатических способностей и ценностных ориентаций у меньшей части студентов, по-видимому, стали основанием их невысокого интегрального статуса в группе (результаты анализа второй дискриминантной функции, объясняющей 11,2% дисперсии). Низкостатусные студенты характеризуются сниженной способностью к проявлению эмпатической заботы и не считают высоко важными ценности свободы, терпимости, чуткости. Таким образом, как старшеклассники, так и студенты оказывают предпочтение сверстникам, обладающим выраженными эмпатическими способностями. Скорее всего, данное обстоятельство объясняется тем, что развитая эмпатия в принципе способствует повышению социальной значимости личности. Однако следует учесть, что нашими респондентами были школьники 10-х классов, обновленных при переходе из 9-х более чем на 75%, и студенты-первокурсники. Следовательно, и те, и другие являются членами «становящихся» групп, в которых «преобладает эмоциональная основа межличностных выборов, а большинство учащихся находятся на адаптационной стадии своего развития в группе» [Крушельницкая, 2011, с. 69]. Возможно, поэтому 10-классники и студенты-первокурсники проявили повышенное внимание к эмпатическим способностям одногруппников.
Выводы
- У старшеклассников школы и студентов вуза существует взаимосвязь между эмпатическими способностями и ценностно-смысловыми ориентациями. Чем более значимы ценности, характеризующие альтруизм и принятие других, и чем выше показатели осмысленности жизни, тем больше развиты эмпатические способности обучающихся. Эмпатический личностный дистресс у старшеклассников возрастает по мере повышения значимости ценности дружеских отношений, а у студентов снижается при повышении уверенности в своих силах и способности строить жизнь в соответствии с собственными планами (показатели «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – жизнь»).
- Основными из числа изученных нами предикторов эмпатических способностей у старшеклассников являются общая осмысленность жизни и личностные ценности, связанные с принятием других и освоением норм социального поведения («чуткость», «счастливая семейная жизнь», «аккуратность», «воспитанность», «наличие хороших и верных друзей»). Основными предикторами эмпатических способностей у студентов являются результативность жизни и личностные ценности, характеризующие принятие других («счастье других», «широта взглядов», «чуткость», «терпимость»). Индивидуально-ориентированные ценности («удовольствия» и «творчество» у старшеклассников; «удовольствия», «самоконтроль» и «непримиримость к недостаткам в себе и других» – у студентов) являются блокираторами, препятствующими проявлению эмпатических способностей.
- У студентов, в отличие от школьников, предикторами для эмпатических способностей служит более широкий спектр ценностно-смысловых показателей. Ценностно-смысловые ориентации у студентов определяют большую часть дисперсии эмпатических способностей, чем у старшеклассников.
- Следовательно, старшеклассники и студенты оказывают предпочтение сверстникам, обладающим выраженными эмпатическими способностями, что говорит о высокой значимости эмпатии для построения благоприятных межличностных отношений и достижения социальной успешности.
- Предикторами разделения обучающихся по статусным категориям являются показатели эмпатии и ценности принятия других: чем выше показатели эмпатической заботы и ценностей, характеризующих позитивное отношение к другим, тем меньше вероятность низкого статуса. На наш взгляд, это свидетельствует о высокой значимости эмпатических способностей для построения гармоничных межличностных отношений и достижения на этой основе социальной успешности личности.
Таким образом, наше предположение о том, что чем сильнее развиты эмпатические способности у старшеклассников и студентов, тем более значимы для них альтруистические ценности принятия других, а также выше показатели осмысленности жизни, подтвердилось.
Заключение
На основании теоретического анализа проблемы и результатов нашего эмпирического исследования можно заключить, что взаимосвязь эмпатических способностей и ценностно-смысловой сферы школьников и студентов представляет собой динамичную систему взаимовлияющих элементов. С одной стороны, совершенствование эмпатических способностей приводит к развитию просоциальных ценностей и смысложизненных ориентаций обучающихся, с другой – благодаря достигнутому потенциалу ценностно-смысловой сферы личности возможно дальнейшее развитие эмпатии как основы гармоничных межличностных отношений и социальной успешности школьников и студентов. Результаты нашего исследования могут использоваться в разработке тренинговых программ развития эмпатии у школьников и студентов, а также стать основой для дальнейшего углубленного исследования предикторов развития нравственных социально-психологических качеств личности.