Социальная психология и общество
2023. Том 14. № 3. С. 205–215
doi:10.17759/sps.2023140313
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Социально-психологическая компетентность учителя: готовность к диалогу через организацию коммуникации (обсуждение в рамках конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»)
Аннотация
В статье представлен отчет о работе круглого стола «Социально-психологическая компетентность учителя», проведенного в рамках VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики», которая состоялась 11-12 мая 2023 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Отражены основные направления дискуссий в рамках круглого стола, обозначенные в ходе дискуссий проблемы и их актуальность для исследовательской и практической деятельности социального психолога и психолога образования.
Общая информация
Ключевые слова: конференция, круглый стол, социальная психология, образование, коммуникативные компетенции, социально-психологическая компетентность, образовательная среда
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: материалы конференции
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140313
Получена: 01.09.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Базаров Т.Ю., Дубовская Е.М., Зуева Е.А. Социально-психологическая компетентность учителя: готовность к диалогу через организацию коммуникации (обсуждение в рамках конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики») // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 3. С. 205–215. DOI: 10.17759/sps.2023140313
Полный текст
- Какие компоненты входят в структуру социально-психологической компетентности учителя, помимо коммуникативного, интерактивного и социально-перцептивного?
- Как групподинамические процессы и знание ролевой структуры малой группы влияют на интерактивный компонент социально-психологической компетентности учителя?
- Какие составляющие социально-психологической компетентности учителя необходимы для обеспечения совместности деятельности в системе «учитель – ученик – родители» и ее творческого характера?
- Обозначение проблемного поля, с которым мы имеем дело в связи с социально-психологической компетентностью учителя;
- Обсуждение рабочей модели социально-психологической компетентности, обсудить, что за модель это может быть;
- Вспомнить, обсудить, а может, и поделиться новыми методами и способами развития социально-психологической компетентности;
- Формирование проектных групп:
- Исследование феномена социально-психологической компетентности;
- Разработка метода повышения социально-психологической компетентности;
- Организационно-правовые условия для развития социально-психологической компетентности (практическая работа в этой области может быть на разных базах).
На первом круге обсуждения Т.Л. Худяковой была предложена схема для совместного определения проблемного поля, с которым мы имеем дело в исследовательской и практической деятельности, когда сталкиваемся с социально-психологической компетентностью учителя. Схема задавала направления для анализа ключевых проблем коммуникации учителя в современной школе и помогала участникам из разных ролей – исследователя, методиста, практического психолога образования и преподавателя – в отведенное на круг время довольно подробно с этим проблемным полем разобраться.
- отчуждение всех субъектов коммуникации друг от друга;
- деформация личности учителя;
- перегруженность учителя;
- дихотомия «учитель – администрация»;
- отсутствие поддержки авторитета учителя.
- отсутствие опыта фасилитации;
- неумение справляться с неожиданными и неопределенными ситуациями.
- недостаток технологии выстраивания коммуникации в группе;
- проблема критериев эффективности;
- сложности с овладением новыми информационными технологиями.
- проблема распространенности стереотипов и предубеждений в системе коммуникации учителей с разными субъектами образовательного процесса;
- проблема речевой культуры и стилей взаимодействия современных учителей с учениками и родителями.
- физическое;
- эмоциональное;
- когнитивное;
- социальное;
- эстетическое;
- этико-нравственное;
- духовное;
- идеологическое.
Рис. 2. Модель социально-психологической компетентности учителя: на схеме жирным шрифтом отмечены общепрофессиональные, а курсивом – социально-психологические компетентности учителя
- применять адаптивный стиль общения с учениками;
- осуществлять сотруднический стиль взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса на основе учета взаимных интересов (используя «Активное слушание», «Я-высказывание» и др.);
- применять демократический стиль общения в педагогическом коллективе;
- формировать средствами педагогического общения мотивацию к различным видам личностного развития учеников (прежде всего, когнитивную мотивацию).
- уважать каждого субъекта образовательного процесса, в первую очередь – ученика, его личностное пространство (систему ценностей);
- проявлять толерантность к ученику на основе безусловного принятия;
- проявлять позитивный интерес (когнитивное любопытство) к ученику;
- строить взаимоотношения с учеником в субъект-субъектной парадигме.
- развивать адекватные экспектации по отношению к другим участникам образовательного процесса;
- развивать социальную рефлексию;
- развивать психологическое мышление;
- развивать эмоциональный интеллект;
- способствовать развитию профессиональной мотивации;
- совершенствовать навыки командной работы в ученическом и педагогическом коллективах;
- совершенствовать социально-психологические качества (лидерство, референтность);
- совершенствовать этико-эстетическую и духовно-нравственную сферу;
- развивать информационно-технологическую, экономическую и политическую культуру.
- Эмпатия;
- Умение ориентироваться в новых социальных условиях и ситуациях;
- Компетенции отношений;
- Договоренность у психологов и учителей о цели педагогической деятельности;
- Адаптивность;
- Компетенции саморазвития личности учителя;
- Навыки социальной манипуляции;
- Умение разрешать сложные ситуации;
- Пессимизм ума и оптимизм воли;
- Доверие;
- Наличие развитого социального и эмоционального интеллекта;
- Владение широкой палитрой инструментов;
- Самоконтроль.
- Высокая ситуация неопределенности;
- Нет модели выпускника школы;
- Отсутствие внешних критериев оценки эффективности;
- Применение инновационных диалоговых интерактивных средств педагогической деятельности.
- Компетенции отношения (социально-психологические установки) формируются и развиваются в рамках «Перцептивно ориентированного социально-психологического тренинга» Л.А. Петровской, который направлен на то, чтобы научиться лучше чувствовать и понимать себя и других и рефлексировать групповую ситуацию.
- Коммуникативные компетенции – работа в этом направлении опирается на традицию коммуникативного тренинга Ю.М. Жукова, который развивал представления о базовых коммуникативных умениях: говорить, слушать, давать обратную связь. Один из вариантов этого типа работы – тренинг этнокультурной компетентности Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, О.В. Луневой, который, несомненно, важен в современной школе, где представлены разные культуры. Данный вид тренинга опирается на различные модели, в том числе на модель «культурного ассимилятора», когда важно собственный атрибутивный стиль учителю корректировать, опираясь на некоторые дополнительные знания об особенностях разных культур. И сюда, конечно, напрашивается на фоне обсуждений, которые происходили на круглом столе, программа тренинга Елены Васильевны Сидоренко, включившей в свою программу обучения деловому взаимодействию (коммуникативная компетентность в деловом взаимодействии) такие важные разделы, как регуляция эмоционального состояния.
- Компетенции саморазвития личности учителя – развивающий личностный тренинг А.У. Хараша.
- Психологическое консультирование с включением блока профилактики профессионального выгорания и эмоционального истощения;
- Социально-психологическое сопровождение групповой работы в школе;
- Создание механизма модульного обмена опытом;
- Игры в цифровой среде;
- Коммуникативный тренинг;
- Проектная работа.
- В настоящее время в образовательной практике социальный психолог становится самостоятельным субъектом, что требует специальной работы по выстраиванию отношений с другими субъектами, включая школьного педагога-психолога.
- Серьезной проблемой для образовательных учреждений, готовящих психологов-практиков, становится вопрос о том, насколько наши выпускники в состоянии решать те задачи, о которых говорилось на круглом столе.
- Были сформированы проектные группы из числа участников обсуждения по следующим направлениям:
- Исследование феномена социально-психологической компетентности;
- Разработка метода повышения социально-психологической компетентности;
- Организационно-правовые условия для развития социально-психологической компетентности (практическая работа в этой области).
Литература
- Базаров Т.Ю., Голынчик Е.О., Липатов С.А., Несмеянова Р.К. Стили реагирования на изменения и восприятие учителями организационной культуры и конфликтов в школе // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. № 3. М: Изд-во Моск. ун-та, 2022. С. 85–118.
- Базаров Т.Ю., Липатов С.А., Баранова В.А. и др. Взаимодействие в системе учитель – ученик – родители как фактор психологической безопасности образовательной среды: научно-методические материалы / Под ред. Т.Ю. Базарова, С.А. Липатова // АНО Корпоративная Академия Росатома. М: ООО А-Приор, 2021. 132 с.
- Базаров Т.Ю., Райков А.В., Шайхутдинов Р.Р. Возможности и ограничения опросника «Мастер организации групповой работы» // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16. № 4. С. 56–73.
- Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. Теория и практика // Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 456.
- Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: избранные труды / Ред.-сост. и автор предисловия О.В. Соловьева. М: Смысл Москва, 2007. 687 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 660
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 89
Скачиваний
Всего: 217
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 8