Социальная психология и общество
2023. Том 14. № 3. С. 31–45
doi:10.17759/sps.2023140303
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Взаимосвязь детско-родительских отношений и использования цифровых устройств старшими дошкольниками
Аннотация
Цель. Изучение взаимосвязи между позицией родителей по отношению к психическому развитию ребенка, установками по отношению к влиянию цифровых устройств, стилем воспитания и временем, которое старший дошкольник проводит перед экраном цифрового устройства (экранным временем). Контекст и актуальность. Современные цифровые устройства становятся неотъемлемой частью жизни современного ребенка. Посредниками между цифровым устройством и ребенком являются взрослые, прежде всего родители. В связи с чем актуальным становится изучение того, имеется ли связь между детско-родительскими отношениями и временем, которое ребенок 5-7 лет проводит, взаимодействуя с цифровыми устройствами.
Дизайн исследования. Исследование носит корреляционный характер. Наличие и характер взаимосвязи проверяются с помощью путевого анализа (моделирование структурными уравнениями), выполненного в программе IBM Statistics v. 23 AMOS.
Участники. 318 родителей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), посещающих детские сады г. Москвы и Подмосковья (237 женщин и 81 мужчина, средний возраст – 28,5 лет).
Методы (инструменты). Для исследования детско-родительских отношений применялся опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса в детском варианте (3-10 лет). Родительская позиция изучалась с помощью опросника «Позиция родителей по отношению к психическому развитию детей» Е.Л. Пороцкой и В.Ф. Спиридонова. Изучение времени, которое ребенок проводит перед экраном цифрового устройства (экранным временем), и установок родителей относительно влияния цифровых устройств на развитие ребенка проводилось с помощью модифицированной методики «Регламент использования гаджетов» М.В. Борцовой и С.Д. Некрасова. Результаты. Родители не продемонстрировали какой-либо ярко выраженной тенденции к одному стилю воспитания. Однако чаще всего встречаются такие стили, как «Гиперпротекция» и «Потворствование». Родители направлены на акселерацию детского развития и занимают умеренно активную позицию по отношению к развитию дошкольников. Большинство родителей неоднозначно относятся к влиянию цифровых технологий на детей, но говорят о них чаще с негативными коннотациями. Детская медиаактивность колеблется от 5,2 до 8,9 часов в неделю.
Основные выводы. Различные характеристики детско-родительских отношений (стиль воспитания, установки по отношению к влиянию цифровых устройств и позиция на акселерацию детского развития) связаны со временем, которое старший дошкольник проводит перед экраном цифровых устройств. Чем ярче выражены потворствующая гиперпротекция и желание родителей удовлетворить потребности ребенка, тем больше времени он проводит за просмотром мультфильмов и видео (пассивное экранное время). Дошкольники, чьи родители положительно относятся к использованию ребенком цифровых устройств, ждут от них позитивного результата, стремятся к акселерации детского развития, чаще играют в видеоигры и приложения (активное экранное время).
Общая информация
Ключевые слова: цифровые устройства, экранное время ребенка, стиль семейного воспитания, установки по отношению к развитию ребенка
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140303
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в проведении исследования О.Е. Хухлаева.
Получена: 20.07.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Денисенкова Н.С., Тарунтаев П.И. Взаимосвязь детско-родительских отношений и использования цифровых устройств старшими дошкольниками // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 3. С. 31–45. DOI: 10.17759/sps.2023140303
Полный текст
Введение
Метод
- Для исследования стиля воспитания нами использовался модифицированный опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса(АСВ) в детском варианте (3-10 лет) [15].
- Позиция родителей по отношению к психическому развитию детей изучалась с помощью модифицированного опросника Е.Л. Пороцкой и В.Ф. Спиридонова [11].
- Для измерения пассивного и активного экранного времени ребенка использовался модифицированный опросник «Регламент использования гаджетов» М.В. Борцовой и С.Д. Некрасова [3]. Опросник был модифицирован таким образом, чтобы получить наиболее точные данные касательно времени, которое ребенок проводит перед экраном цифровых устройств [34]. Как и в заложенной зарубежными исследователями традиции, мы составили утверждения по шкале Лайкерта, где родителям было необходимо оценить влияние цифровых устройств от 1 до 5 на интеллектуальную, коммуникативную и эмоциональную сферы ребенка [21; 28; 32]. Аналогичные утверждения были составлены и для оценки родителями влияния активного и пассивного экранного времени ребенка. В данный опросник нами были добавлены вопросы на выявление установок родителей по отношению к влиянию цифровых устройств на развитие ребенка.
Результаты
Переменная |
M |
SD |
Переменная |
M |
SD |
Стиль воспитания |
|||||
|
|
|
|
|
|
Гиперпротекция (Г+) |
3,1 |
2 |
Гипопротекция (Г-) |
1,7 |
1,6 |
Потворствование (У+) |
2,9 |
1,8 |
Игнорирование потребностей ребенка (У-) |
1,1 |
0,6 |
Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) |
1,1 |
0,9 |
Недостаточность требований-обязанностей (Т-) |
1,4 |
1,2 |
Чрезмерность требований (З+) |
0,9 |
0,8 |
Недостаточность требований (З-) |
1,4 |
0,9 |
Чрезмерность санкций (С+) |
0,5 |
0,8 |
Минимальность санкций (С-) |
2,5 |
1,3 |
Неустойчивость стиля воспитания (Н) |
0,8 |
1,2 |
Воспитательная неуверенность (ВН) |
1,9 |
1,2 |
Позиция по отношению к психическому развитию ребенка |
|||||
«Амплификация» |
4,4 |
4,3 |
«Активность» |
6,2 |
4,6 |
Установки по отношению к цифровым устройствам |
|||||
Установки к активному экранному времени |
2,8 |
1,3 |
Установки к пассивному экранному времени |
2,3 |
1,3 |
Установки к влиянию на коммуникативное развитие |
2,1 |
1,5 |
Установки к влиянию на интеллектуальное развитие |
2,7 |
1,4 |
Установки к влиянию на эмоциональную сферу |
1,7 |
1,4 |
|
||
Экранное время |
|||||
Пассивное время |
8,9 |
5,2 |
Активное время |
5,2 |
5 |
Обсуждение результатов
Выводы
- Детско-родительские отношения связаны с пассивным и активным экранным временем старшего дошкольника.
- Родительские установки по отношению к влиянию цифровых устройств на развитие старшего дошкольника и стремление к акселерации детского развития связаны только с активным экранным временем.
- Стиль воспитания и воспитательная неуверенность родителей связаны только с пассивным экранным временем ребенка 5-7 лет.
Заключение
Литература
- Андреева А.Д. Информационная среда как фактор социальной ситуации развития современного ребенка // Научный диалог. 2018. № 3. С. 234–252. DOI:10.24224/2227-1295-2018-3-234-252
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб: Питер, 2009. 400 с.
- Борцова М.В., Некрасов С.Д. Ребенок и гаджеты: практикум. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2020. 30 с.
- Веракса А.Н., Корниенко Д.С., Чичинина Е.А., Бухаленкова Д.А., Чурсина А.В. Связь времени использования дошкольниками цифровых устройств с полом, возрастом и социально-экономическими характеристиками семьи // Наука телевидения. 2021. Том 17. № 3. С. 179–209. DOI:10.30628/1994-9529-17.3-179-209
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
- Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации [Электронный ресурс] // Современное дошкольное образование. 2019. № 6. С. 50–57. DOI:10.24411/1997-9657-2019-10058
- Денисенкова Н.С., Тарунтаев П.И. Роль взрослого в использовании ребенком цифровых устройств [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 59–67. DOI:10.17759/jmfp.2022110205
- Клопотова Е.Е., Смирнова С.Ю., Рубцова О.В., Сорокова М.Г. Доступность цифровых устройств детям дошкольного возраста: различия в родительских позициях // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 2. С. 109–125. DOI:10.17759/cpp.2022300207
- Красило Т.А. Взаимосвязь между частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 144–158. DOI:10.17759/sps.2020110109
- Обухова Л.Ф., Ткаченко С.Б. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 3. С. 49–61.
- Пороцкая Е.Л., Спиридонов В.Ф. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 31–39.
- Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Компьютерные и традиционные игры в раннем детстве // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. Том 19. № 2. С. 33–41.
- Смирнова С.Ю., Клопотова Е.Е., Рубцова О.В., Сорокова М.Г. Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. С. 177–193. DOI:10.17759/sps.2022130212
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.2018090308
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб: Питер, 2002. 656 с.
- Anderson D.R., Kirkorian H.L. Media and cognitive development // Handbook of child psychology and developmental science: Cognitive processes / Eds. L.S. Liben, U. Muller, R.H. Lerner. Hoboken, New Jersey: John Wiley et Sons, 2015. P. 949–994.
- Beyens I., Valkenburg P.M., Piotrowski J.T. Developmental trajectories of parental mediation across early and middle childhood. Human Communication Research // Advance online publication. 2018. P. 226–250. DOI:10.1093/hcr/hqy016
- Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979. 349 p.
- Bulck J. The International Encyclopedia of Media Psychology. Willey-Blackwell, 2020. 2136 p. DOI:10.1002/9781119011071
- Cho K., Lee J. Influence of smartphone addiction proneness of young children on problematic behaviors and emotional intelligence: Mediating self-assessment effects of parents using smartphones // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 66. P. 303–311. DOI:10.1016/j.chb.2016.09.063
- Cingel D.P., Krcmar M. Predicting Media Use in Very Young Children: The Role of Demographics and Parent Attitudes // Communication Studies. 2013. Vol. 64. P. 374–394. DOI:10.1080/10510974.2013.770408
- Elias N., Lemish D., Nimrod G. Factors Explaining Grandparental Mediation of Children’s Media Use in Two National Contexts // Television & New Media. 2020. Vol. 22. № 3. P. 246–266. DOI:10.1177/152747642096133422(3)
- Geurts S.M., Koning I.M., Vossen H. et al. A Qualitative Study on Children’s Digital Media Use and Parents’ Self-interest // Journal of Child and Family Studies. 2021. Vol. 31. № 12. P. 2015–2026. DOI:10.1007/s10826-021-02074-3
- Goldstein S., Naglieri J.A. Encyclopedia of Child Behavior and Development. NY: Springer New York, 2010. 506 p. DOI:10.1007/978-0-387-79061-9
- Halpin S., Mitchell A.E., Baker S., Morawska A. Parenting and Child Behaviour Barriers to Managing Screen Time With Young Children // Journal of Child and Family Studies. 2021. Vol. 30. № 3. P. 824–838. DOI:10.1007/s10826-020-01881-4
- Hu B.Y., Johnson G.K., Teo T., Wu Z. Relationship Between Screen Time and Chinese Children’s Cognitive and Social Development // Journal of Research in Childhood Education. 2020. Vol 34. № 1. P. 41–53. DOI:10.1080/02568543.2019.1702600
- Hu L., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural Equation Modeling. 1999. Vol. 6. № 1. P. 1–55. DOI:10.1080/10705519909540118
- Hu B.Y., Johnson G.K., Wu H. Screen time relationship of Chinese parents and their children // Children and Youth Services Review. 2018. № 94. P. 659–669. DOI:10.1016/j.childyouth.2018.09.008
- 29. Jago R., Davison K., Thompson J.L., Page A.S. et al. Parental sedentary restriction, maternal parenting style, and television viewing among 10-to 11-year-olds // Pediatrics. 2011. Vol. 128. № 3. P. 572–578. DOI:10.1542/peds.2010-3664
- Johnson G.M., Puplampu P. A conceptual framework for understanding the effect of the Internet on child development: The ecological techno-subsystem // Canadian Journal of Learning and Technology. 2008. № 34. P. 19–28.
- Konca A.S. Digital Technology Usage of Young Children: Screen Time and Families // Early Childhood Education Journal. 2021. Vol. 50. P. 1097–1108. DOI:10.1007/s10643-021-01245-7
- Konok V., Bunford N., Miklósi Á. Associations between child mobile use and digital parenting style in Hungarian families // Journal of Children and Media. 2019. Vol. 14. № 1. P. 91–109. DOI:10.1080/17482798.2019.1684332
- Lauricella A.R., Cingel D.P. Parental influence on youth media use // Journal of Child and Family Studies. 2020. Vol. 29. P. 1927–1937. DOI:10.1007/s10826-020-01724-2
- Lauricella A., Wartella E., Rideout V. Young children's screen time: The complex role of parent and child factors // Journal of Applied Developmental Psychology. 2015. Vol. 36. № 1. P. 10–18. DOI:10.1016/j.appdev.2014.12.001
- Mares M., Stephenson L.J. Prosocial Media Use and Effects // The International Encyclopedia of Media Effects / Eds. P. Rössler, C.A. Hoffner, L. Zoonen. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2017. 13 p. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme015
- McNeill J., Howard S.J., Vella S.A., Cliff D.P. Longitudinal Associations of Electronic Application Use and Media Program Viewing with Cognitive and Psychosocial Development in Preschoolers // Academic Pediatrics. 2019. Vol. 19. № 5. P. 520–528. DOI:10.1016/j.acap.2019.02.010
- Milani L., Camisasca E., Ionio C., Miragoli S. et al. Video games use in childhood and adolescence: Social phobia and differential susceptibility to media effects // Clinic Child Psychology and Psychiatry. 2020. Vol. 25. № 2. P. 456–470. DOI:10.1177/1359104519882754
- Nikken P. Parental Mediation of Media / The International Encyclopedia of Media Effects; Rössler P., Hoffner C.A., Zoonen L. (Eds.). John Wiley & Sons: Hoboken, New Jersey, 2017. P. 1–13. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0204
- Nikken P. Parents’ Instrumental use of Media in Childrearing: Relationships with Confidence in Parenting, and Health and Conduct Problems in Children // Journal of Child and Family Studies. 2018. Vol. 28. № 2. P. 531–546. DOI:10.1007/s10826-018-1281-3
- Smahelova M., Juhova D., Cermak I., Smahel D. Mediation of young children's digital technology use: The parents' perspective // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2017. Vol. 11. № 3. 17 p. DOI:10.5817/CP2017-3-4
- Wood E., Petkovski M., De Pasquale D., Gottardo A. et al. Parent Scaffolding of Young Children When Engaged with Mobile Technology // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. 11 p. DOI:3389/fpsyg.2016.00690
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 656
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 39
Скачиваний
Всего: 328
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 12