Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий

53

Аннотация

Цель. Проанализировать особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий.

Контекст и актуальность. Данные исследований, преимущественно зарубежных, свидетельствуют о высокой распространенности у детей, вовлеченных в последствия боевых действий или проживающих в зоне военных конфликтов, нарушений различной степени выраженности, от легких проблем адаптации до симптомов посттравматического стрессового расстройства (далее – ПТСР). Такие дети нуждаются в адресной психологической помощи. Исследований, посвященных анализу влияния, которое оказывает боевые действия на детей разных возрастных групп, на сегодня немного, специалисты испытывают дефицит компактных инструментов, позволяющих комплексно оценить актуальное состояние детей и их потребность в психологической помощи.

Дизайн исследования. В работе изучаются особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий. Использован специально разработанный инструмент скрининга в двух версиях: для обучающихся 5–8 классов и 9–11 классов.

Участники. 646 обучающихся 9–11 классов (36% мужского, 64% женского пола), а также 829 обучающихся 5–8 классов (43% мужского, 57% женского пола), преимущественно проживающие на территории Луганской Народной Республики.

Методы (инструменты). В основе исследования – анкета, разработанная для оценки актуального состояния ребенка. Она включает 1) пункты, оценивающие: а) проявления социально-психологической и психической дезадаптации, б) симптоматику посттравматического стрессового расстройства, проявляющуюся в различных сферах жизнедеятельности, в) психологические ресурсы ребенка для совладания со стрессом. В этой части предлагаемой анкеты опрашиваемым предлагалось выбрать из списка те характеристики, которые они у себя наблюдает, на основе множественного выбора: (0-признак отсутствует, 1-признак присутствует). Анкета также содержит пункты, оцениваемые с использованием 10-бальной шкалы Ликерта, направленные на субъективную оценку ребенком своего благополучия в каждой из перечисленных выше сфер жизнедеятельности. Анкета предъявлялась в электронном виде, с использованием платформы AnketologBox (АнкетологБокс). Полученные результаты анализировались с помощью пакета IBM SPSS 27.0.

Результаты. Получены результаты о распространенности и выраженности признаков социально-психологической дезадаптации, а также проявлений, которые можно отнести к признакам ПТСР, субъективному благополучию и психологическим ресурсам обучающихся в совладании со стрессом. Обнаружены значимые различия между обучающимися по критерию пола (в группе обучающихся 9–11 классов) и возраста (в группе обучающихся 5–8 классов), а именно: 1) тенденция к снижению уровня благополучия в указанных сферах с возрастом в рамках средней школы (5–8 класс) и 2) значительно более высокий уровень уязвимости девочек по сравнению с мальчиками в психофизиологической, эмоциональной, поведенческой сферах, а также во взаимоотношениях с близкими (9–11 класс).

Основные выводы. Анализ данных позволил выявить основные особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий: наличие у части детей выраженного неблагополучия в психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сферах, тенденцию к снижению уровня благополучия в указанных сферах с возрастом в рамках средней школы, существование особых групп риска, к которым можно отнести девочек, обучающихся в 9–11 классах. Предложенный инструмент диагностики чувствителен в отношении изучаемых феноменов – от психологических ресурсов совладания со стрессом до признаков дезадаптации у обучающихся, проживающих на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий.

Общая информация

Ключевые слова: обучающиеся , дезадаптация, нарушения , психологические ресурсы , симптомы посттравматического стрессового расстройства, субъективное благополучие, боевые действия

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024000001

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание № 073-00038-23-04 от 26 апреля 2023 года: "Научно-методическая разработка комплексной программы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей".

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в процессе разработки диагностического инструментария и сбора данных для исследования сотрудников Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»: Ермолаеву А.В., Дмитриеву Н.Н., Волкова Д.С., Радченко В.В., Шипилову, А.А., Аганину М.О., Комолову О.С., а также Барабан Е.В. – руководителя ГУ «Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия», главного внештатного педагога-психолога Луганской народной республики.

Получена: 02.10.2023

Для цитаты: Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий // Социальная психология и общество. DOI: 10.17759/sps.2024000001

Литература

1. Беберашвили З. Джавахишвили Д., Табагуа С. Травма, её природа и пути исцеления. Тбилиси, 2011. 204 с.

2. Гулина М.Н., Гулин Ф., Травма военного детства (Блокада, эвакуация, оккупация). Историко-психологическое исследование. Европейский Дом, 2016. 336 с.

3. Захарова Н.М., Милехина А.В. Особенности психических и поведенческих нарушений у детей, освобожденных из иракской тюрьмы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 225–235. DOI:10.17759/psylaw.2019090416

4. Захарова Н.М., Милехина А.В. Комплекс реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних, возвращенных в Россию из зон боевых действий // Евразийский Союз Ученых. 2020. №11-2 (80). С. 13-18. DOI:10.31618/ESU.2413-9335.2020.2.80.1101.

5. Захарова Н.М., Цветкова М.Г. Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 185–197. DOI:10.17759/psylaw.2020100413.

6. Сарджвеладзе Н., Джавахишвили Д., Беберашвили З. Травма и психологическая помощь. Москва: Смысл, 2019. 182 с.

7. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 272 с.

8. Трубицына Л.В. Процесс травмы. Москва: Смысл, 2012. 224 с.

9. Al-Sheikh Niveen A.M. and Thabet A.A.M. Post-Traumatic Stress Disorder due to War Trauma, Social and Family Support among Adolescent in the Gaza Strip [Электронный ресурс] // Journal of Nursing and Health Sciences. 2017. Volume 3. Issue 2. URL: https://www.alliedacademies.org/articles/stress-trauma-and-posttraumatic-stress-disorder-among-adolescents-in-the-gaza-strip-8249.html (дата обращения: 20.12.2023).

10. Baker А., Shalhoub-Kevorkian N. Effects of Political and Military Traumas On Children: The Palestinian Case // Clinical Psychology Review. 1999. Vol. 19, №. 8. P. 935–950. DOI:10.1016/s0272-7358(99)00004-5.

11. Can functional emotion regulation protect children's mental health from war trauma? A Palestinian study. / M. Diab [et al.] // Int J Psychol. 2019. Vol. 54(1). P. 42-52. DOI:10.1002/ijop.12427.

12. Children's prolonged exposure to the toxic stress of war trauma in the Middle East / М. Samara [et al.] // British medical journal. 2020. Vol. 371. 6 p. DOI:10.1136/bmj.m3155.

13. El-Khodary B., Samara M. and Askew C. Traumatic Events and PTSD Among Palestinian Children and Adolescents: The Effect of Demographic and Socioeconomic Factors // Front. Psychiatry. 2020. Vol. 11. № 4. 11 p. DOI:10.3389/fpsyt.2020.00004.

14. Hallis D. and Slone M. Coping Strategies and Locus of Control as Mediating Variables in the Relation Between Exposure to Political Life Events and Psychological Adjustment in Israeli Children [Электронный ресурс] // International Journal of Stress Management. 1999. Vol. 6, № 2. P.105-123. DOI:https://doi.org/10.1023/A:1022980310481.

15. Kuterovac G., Dyregrov A., Stuvland R. Children in war: a silent majority under stress // The British journal of medical psychology. 1994. Vol. 67. P. 363-75. DOI:10.1111/j.2044-8341. 1994.tb01804.x.

16. Military trauma and social development: The moderating and mediating roles of peer and sibling relations in mental health / K. Peltonen, S. Qouta, E.E. Sarraj, R.-L. Punama // International Journal of Behavioral Development. 2010. Vol. 34. P. 554–563. DOI:10.1177/0165025410368943.

17. Qeshta H., Hawajri A.M.A, Thabet A.M. The Relationship between War Trauma, PTSD, Anxiety and Depression among Adolescents in the Gaza Strip // Health Sci J. 2019. Vol.13. № 1. 13 p. DOI:10.21767/1791-809X.1000621

18. Thabet A., EL-Buhaisi O., Vostanis P. Trauma, PTSD, Anxiety, and coping strategies among Palestinians adolescents exposed to War on Gaza // The Arab Journal of Psychiatry. 2014. Vol. 25. № 1. P. 71-82. DOI:10.12816/0004117.

19. Thabet A.A.M, Thabet S.S. Coping with trauma among children in South of Gaza Strip // Psychology and Cognitive Sciences. 2017. Vol. 3 (2). P. 36-47. DOI:10.17140/ PCSOJ-3-122.

20. Tyano S. Post-traumatic stress disorder in Israeli children // Bulletin of the Board of International Affairs of the Royal College of Psychiatrists. 2003. № 2. P. 7-8. DOI:10.1192/S1749367600006421.

21. Wietse A.T., Song S., Jordans M.J.D. Annual Research Review: Resilience and mental health in children and adolescents living in areas of armed conflict – a systematic review of findings in low- and middle-income countries // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2013. Vol. 54. № 4. P. 445-460. DOI:10.1111/jcpp.12053.

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Александрова Лада Анатольевна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого–педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент факультета социальных наук Департамента психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3539-8058, e-mail: ladaleksandrova@mail.ru

Дмитриева Светлана Олеговна, кандидат искусствоведения, ведущий аналитик, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент, Государственный университет «Дубна» (ФГБОУ ВО «Университет “Дубна”»), г. Дубна, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-1012-5948, e-mail: dmitrievaso@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 125
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 53
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 10