Введение
В настоящее время жители юго-восточных регионов нашей страны становятся непосредственными свидетелями боевых действий, сталкиваясь с регулярным передвижением военной техники, звуками взрывов и работы систем противовоздушной обороны, разрушений и трагической гибели людей. Длительное нахождение в условиях высокого нервно-психического напряжения может приводить к нарушениям в психофизиологическом состоянии, поведенческих реакциях, когнитивной деятельности и эмоционально-волевой регуляции личности как взрослого населения, так и несовершеннолетних. Проживание в зонах вооруженных конфликтов и вынужденная миграция в значительной степени повышают риск непосредственных и отсроченных нарушений физического и психического здоровья детей и подростков вследствие психологической травматизации и отсутствия условий и ресурсов для полноценного развития.
Значительная часть работ зарубежных авторов посвящена интенсивности влияния военной травмы на детей. Отмечается, что одно из наиболее сильных переживаний для детей — присутствие в зоне бомбардировки, вызывающее тяжелые последствия в форме стрессового расстройства [Nada, 2010; Thabet, 2002; Thabet, 2016; Thabet, 2015]. В целом пострадавшим детям свойственно проявление функциональных нарушений здоровья и развитие группы стрессовых расстройств, включающих острую стрессовую реакцию, расстройство адаптации, посттравматическое стрессовое расстройство (далее — ПТСР). Для детей дошкольного возраста наиболее характерны проявления регрессивного поведения, эмоциональные нарушения (страхи, раздражительность). Дети более старшего возраста проявляют нарушения социальной адаптации, сложности в учебе, в общении со сверстниками и семьей. У подростков могут отмечаться поведенческие нарушения, повышение агрессивности, злоупотребление психоактивными веществами. Большинство работ включает анализ таких психологических последствий травматического опыта у детей, как тревожность и депрессия [Nada, 2010; Qeshta, 2019], нарушения эмоциональной и коммуникативной сферы [Thabet, 2014].
Анализ зарубежных исследователей позволяет сделать вывод об эффективности использования когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на травму, нарративной экспозиционной терапии для детей, а также арт-терапии для детей. В вопросах организации психологической помощи имеет значение выбранная специалистами модель интервенции. Так, применяется многоуровневая модель оказания помощи в соответствии с тяжестью симптомов, использование информационных технологий и мобильных приложений, привлечение к работе предварительно обученных основам терапии травмы членов сообществ, социальных работников и волонтеров. Главными направлениями психологической помощи являются создание безопасной среды, атмосферы принятия, обучение навыкам саморегуляции и управлению эмоциями, адаптация к новым социокультурным реалиям [Bürgin, 2022; Höhne, 2023; Nada, 2010; Qeshta, 2019; Thabet, 2014].
Все большее значение наряду со специализированными службами придается социальным сообществам, институту школы, семье и учителям, которые находятся в непосредственном ежедневном взаимодействии с детьми и подростками. Исследования демонстрируют, что значимую опосредующую роль играют социокультурные факторы, такие как социальная и религиозная поддержка сообщества, смягчающие воздействие травмы и уровень психологического дистресса [Christopher, 2008; El-Khodary, 2020; Lester, 2013; Nada, 2010].
В нашей стране существенный вклад в понимание последствий военного стресса у детей внесли работы специалистов, занимающихся медицинской реабилитацией детей [Алексанин, 2010; Кекелидзе; Шойгу, 2019]. Анализу детской психологической травмы, в том числе последствий терроризма и военных действий для психики детей, посвящены работы Н.В. Тарабриной [Тарабрина, 2001], особенности психологического состояния обучающихся в регионе вовлеченности в последствия боевых действий представлены в работах О.А. Ульяниной, Л.А. Александровой, С.О. Дмитриевой [Ульянина]. В свою очередь, Л.В. Трубицына [Трубицына, 2012] описывает реакции детей на смерть близких. Н.М. Захарова, М.Г. Цветкова, А.В. Милехина [Захарова, 2020; Захарова, 2020а] описывают влияние военных действий на психику детей, рассмотрены подходы к их реабилитации. Труды Б.Н. Алмазова [Алмазов, 2023], Ю.А. Александровского [Александровский, 2020], Ф.Б. Березина [Березин, 1988], А.А. Налчаджяна [Налчаджян, 2010], А.Г. Маклакова [Маклаков, 2020] раскрывают проблематику дезадаптации.
Таким образом, анализ зарубежного и отечественного опыта позволяет выделить следующие основные направления исследований, ориентированных на понимание психологической травмы у детей, ставших свидетелями или пострадавших в ходе боевых действий: изучение видов травматического опыта и их влияния на уровень стресса и выраженность симптомов ПТСР, лонгитюдные исследования длительности симптоматики после событий или в результате хронической военной ситуации, исследование отдельных симптомов ПТСР, проверка или разработка диагностических инструментов, а также оценка эффективности программ психологической помощи детям и подросткам.
В последнее время появляются исследования, посвященные оценке эффективности методов и обзору программ помощи детям и подросткам в ситуации боевых действий. Существуют различные программы с доказанной эффективностью, начиная от низкопороговых групповых вмешательств, проводимых неспециалистами и заканчивая индивидуальной психотерапией, ориентированной на травму, которую проводят травматерапевты [Al-Sheikh, 2017; Ghannam, 2014; Thabet, 2014].
Анализируется деятельность отдельных центров [Morgane, 2022], эффективность программ консультирования на базе школ для снижения симптомов ПТСР в регионах с долговременными или хроническими военными конфликтами [Christopher, 2008; El-Khodary, 2020; Hasanović, 2011], а также программ, направленных на психологическую адаптацию детей военнослужащих и повышение устойчивости семьи [Lester, 2013]. В долгосрочной перспективе важно расширять инфраструктуру, где пострадавшие могут восстановить и поддерживать свое психическое здоровье, а детям предоставляют возможность развиваться в безопасной среде.
Большинство исследований демонстрирует снижение уровня стресса и симптомов ПТСР у детей при включении специально разработанных программ в процесс школьного образования. С учетом вышеизложенного специалистами ФКЦ МГППУ разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей, ставших свидетелями или пострадавших в ходе боевых действий.
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей, ставших свидетелями или пострадавших в ходе боевых действий
Целью программы является создание условий для комплексного, междисциплинарного сопровождения детей и подростков, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий, минимизации негативных последствий длительной психотравмирующей ситуации, а также успешной социально-психологической адаптации несовершеннолетних.
Программа предполагает организацию работы со всеми участниками образовательных отношений. В работе с несовершеннолетними осуществляется:
- своевременное выделение групп риска для составления маршрута последующего психолого-педагогического сопровождения;
- повышение психологической культуры среди несовершеннолетних, проведение информационно-разъяснительной работы;
- организация профилактической работы с целью сохранения и поддержания физического, психологического и социального благополучия, содействие формированию знаний, умений и навыков, необходимых для адаптации в трудной жизненной ситуации;
- организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы с целью минимизации имеющихся проявлений дезадаптации несовершеннолетних;
- психологическое консультирование обучающихся, проведение медико-психологической реабилитации при тяжелой степени травматизации несовершеннолетних.
В свою очередь, при взаимодействии с родителями (законными представителями) проводится:
- просветительская, информационно-разъяснительная работа по вопросу создания условий, способствующих адаптации детей;
- информирование о проявлениях психологического неблагополучия;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах коммуникации с ребенком.
Также предусмотрена профилактическая работа, способствующая развитию эффективного детско-родительского взаимодействия.
Работа с педагогическими работниками направлена на:
- повышение психологической грамотности педагогов;
- информирование о психологических аспектах формирования благоприятной для адаптации несовершеннолетних среды;
- осуществление методической помощи при проведении групповых мероприятий с обучающимися и родителями / законными представителями;
- консультирование по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, оказание психологической поддержки.
Ключевые принципы реализации программы:
- принцип системности — указывает на необходимость расширенной поддержки несовершеннолетних;
- принцип комплексности — акцентирует необходимость междисциплинарного подхода и предоставления помощи специалистов разного профиля;
- принцип вариативности предполагает возможность корректировки сопровождения с учетом контекста реализации.
Структура программы включает:
- скрининговое исследование для разделения детей на группы по степени травматизации;
- алгоритмы межведомственного взаимодействия по маршрутизации несовершеннолетних;
- методическое обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения, включающее в свою очередь методы и методики психологической диагностики, рекомендуемые программы психологического просвещения, профилактики и коррекции, рекомендации по психологической реабилитации детей и подростков.
Ожидаемыми результатами программы являются:
- повышение социально-психологической адаптации несовершеннолетних в условиях нахождения на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий;
- минимизация негативных проявлений, связанных с психологической травматизацией в результате боевых действий;
- создание адаптивной среды для осуществления учебной деятельности, повышение познавательной мотивации несовершеннолетних.
Для эффективного информационного сопровождения специалистов к программе разработаны методические рекомендации «Сопровождение и реабилитация детей, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий», включающие описание теоретико-методологических вопросов внедрения программы, структуру и особенности ее реализации. В указанных рекомендациях описаны:
- сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы;
- организационные условия проведения занятий;
- ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы;
- требования к материально-технической оснащенности.
Отдельным информационным ресурсом реализации программы выступает возможность дополнительного образования по кризисной психологической помощи для педагогов, социальных работников и психологов.
ФКЦ МГППУ разработаны программы дополнительного профессионального образования, которые могут быть реализованы с применением дистанционных технологий. Слушатели знакомятся с базовыми аспектами экстренной и кризисной психологической помощи, обучаются на практике применять способы сопровождения несовершеннолетних при различных типах кризисных ситуаций.
Опыт психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий (на примере Белгородской области)
С целью оценки эффективности внедрения программы ФКЦ МГППУ было проведено изучение опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий.
В исследовании состояния обучающихся по программам дошкольного общего образования (далее — ДОО), начального общего образования (далее — НОО), основного общего образования (далее — ООО) и среднего (полного) общего образования (далее — СОО), имеющих травматичный опыт, приняли участие педагоги-психологи из дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций Белгородской области. В общей сложности описано 304 случая (кейса) работы с обучающимися, из них: 113 обучающихся по программе дошкольного образования (мальчики — 60 (53%), девочки — 53 (47%)), 112 обучающихся по программе начального общего образования (мальчики — 69 (57%), девочки — 53 (43%)) и 69 обучающихся, получающих основное общее и среднее общее образование (мальчики — 41 (59%), девочки — 28 (41%)). Возраст обучающихся — от 2 до 17 лет.
Описывая травматический опыт участников программы, педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций чаще всего упоминают вовлечение воспитанников в события военного характера («слышал взрывы» — 59% обучающихся, «прятался в убежище» — 14% обучающихся). Преобладающим типом травматического опыта для обучающихся по программам НОО стали события военного характера («слышал звуки взрывов» — более 45% обучающихся, а также случаи пребывания обучающегося в зоне обстрела, визуальное восприятие взрывов, необходимость прятаться в убежище — 6% обучающихся). Чуть более половины (53%) обучающихся по программам НОО не сталкивались с травматическим опытом, связанным с боевыми действиями. Каждая из психотравмирующих ситуаций, не связанных с ними, представлена единичным случаем («смерть близкого человека (отца)», «развод родителей, появление отчима», «прибыл в образовательную организацию в результате переезда», «испуг в детстве, связанный с падением», «травля в детском саду», «отец — участник специальной военной операции»). В качестве преобладающего типа травматического опыта, связанного с вовлеченностью в события военного характера у обучающихся по программам ООО и СОО, наиболее часто педагогами-психологами указывался вариант «слышал взрывы» — 32%, при этом у 96% обучающихся не отмечались иные психотравмирующие ситуации.
При определении маршрута психолого-педагогического сопровождения диагностическое направление деятельности педагога-психолога приобретает особую значимость, поскольку результаты, полученные на этом этапе, выступают основой для дальнейшего оказания психологической помощи. Педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций в работе с воспитанниками как в индивидуальной, так и в групповой форме наиболее часто используют малоформализованные методы — наблюдение и проективные методы, а также экспериментальные методы. Основной целью выступает:
- изучение личностных особенностей и детско-родительских отношений;
- изучение уровня тревожности и страхов;
- оценка адаптированности к условиям обучения;
- оценка особенностей социального взаимодействия и познавательного развития;
- оценка готовности к началу школьного обучения.
Основные направления психодиагностической работы с обучающимися по программам НОО связаны с:
- изучением особенностей развития эмоционально-волевой и когнитивной сферы;
- изучением проявлений общей и школьной тревожности, страхов;
- оценкой травматических переживаний;
- оценкой уровня и особенностей учебной мотивации;
- оценкой общей адаптации, социально-коммуникативных навыков;
- выявлением агрессии, ее направленности и интенсивности.
Групповая диагностика сфокусирована на исследовании мотивации обучения, эмоциональной сферы и особенностей коммуникации в группе. При работе с обучающимися данной возрастной группы педагоги-психологи используют методы экспертной оценки, где респондентами выступают учителя и родители (законные представители).
Основными направлениями психодиагностической работы с обучающимися, получающими основное общее и среднее общее образование, выступают изучение индивидуально-типологических свойств личности, особенностей мотивации к обучению, социально-психологического климата в классном коллективе, выявление акцентуаций характера и склонности к девиантному поведению, оценка степени дезадаптации и уровня тревожности.
Перечисленные направления психодиагностической работы совпадают с основными жалобами и признаками проявления дезадаптации у обучающихся подросткового возраста, среди которых педагогами-психологами отмечены следующие: повышенная тревожность, трудности в общении со сверстниками, снижение работоспособности, мотивации к обучению, замкнутость.
Характеризуя результаты диагностической работы, педагоги-психологи отмечают основные особенности обучающихся, в числе которых:
- высокий уровень страхов и тревожности вследствие столкновения с травматическим опытом;
- высокий уровень переживания социального стресса;
- снижение познавательной активности;
- сложности эмоционально-волевой регуляции и т. д.
Результаты диагностики позволили педагогам-психологам включить часть обучающихся в группу риска в соответствии с выявленными проблемными факторами. При этом к нормальному уровню адаптации отнесена значительная часть обучающихся, имеющих травматический опыт, поскольку психологическая диагностика подтвердила высокий уровень познавательной активности и развития когнитивной сферы, мотивации к обучению, низкий уровень тревожности и хорошо развитые социально-коммуникативные навыки.
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися по программам ДОО направлена на преодоление трудностей в период адаптации к новым условиям. Чаще всего педагогами-психологами применяются беседы, занятия в сенсорной комнате, релаксационные игры, игры, направленные на сохранение положительного психоэмоционального фона, арт-терапия, терапевтические сказки на песочном столе, пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики.
Показателем результативности проведенной работы стала положительная динамика состояния у 70% обучающихся с выраженной дезадаптацией. Педагогами-психологами отмечалось, что «обучающийся проявляет инициативу в общении со сверстниками, появился интерес к совместным играм, выполняет требования взрослых», «стал менее беспокоен, может вступать в контакт с педагогом группы». При этом 18% обучающимся дошкольного возраста педагоги-психологи рекомендуют консультацию и обращение за помощью к специалистам иного профиля (логопеду, неврологу, врачу-психиатру).
В различные формы психокоррекционной и развивающей работы были вовлечены чуть более половины обучающихся по программам НОО, имеющих травматический опыт (53%). Основные цели работы включали:
- работу со страхами и тревожностью;
- развитие коммуникативных и социальных навыков;
- развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;
- принятие социальной роли школьника;
- развитие произвольной регуляции деятельности и поведения.
Развивающие занятия включали игровые упражнения на развитие когнитивной сферы, в частности, слухового восприятия, логического мышления, внимания и зрительно-моторной координации. Коррекционные занятия были построены с использованием методов арт-терапии и направлены на снижение уровня агрессивности, снижение выраженности страхов и тревожности, снижение психоэмоционального напряжения, уменьшение негативного эмоционального фона обучающегося, ослабление состояния фрустрации.
Педагоги-психологи при работе с обучающимися по программам ООО и СОО использовали методы когнитивно-поведенческой терапии и психофизиологические техники релаксации. По итогам проведенной работы педагоги-психологи отмечают снижение уровня тревоги и агрессии, повышение уровня самоконтроля и саморегуляции у обучающихся.
В комплексе мероприятий профилактической работы с обучающимися по программам НОО, ООО и СОО педагоги-психологи особо отмечают значимость «Недели психологии», в рамках которой были проведены тематические игровые занятия, направленные на «развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей; развитие жизнестойкости и навыков саморегуляции, формирование уверенности в себе, способности управлять собственным поведением и отвечать за него; развитие навыков общения и конструктивного разрешения конфликта» [Неделя психологии в, 2023].
Профилактическая работа, проведенная педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций, направлена на профилактику и снятие тревожности и страхов обучающихся. Наиболее часто используются методы арт-терапии, нейропсихологические и релаксационные игры и упражнения, беседы, психогимнастика.
Профилактическая работа, проведенная с обучающимися по программам НОО, ООО, СОО, направлена на создание доброжелательной атмосферы в классе, снижение напряжения и агрессивности, изучение принципов безопасного поведения в сети Интернет, развитие навыков оценки проблемной ситуации и собственных поступков, навыков критического мышления, анализа и оценки информации, творческих способностей и познавательной активности. Результаты проведенной психологической работы позволяют педагогам-психологам отмечать положительную динамику адаптации обучающихся.
Психологическое просвещение с обучающимися по программам НОО, СОО, ООО, и их родителями (законными представителями) проводилось преимущественно в форме бесед. Групповая просветительская работа была сфокусирована на разъяснении особенностей развития эмоциональной и коммуникативной сферы личности ребенка, стрессоустойчивости, саморегуляции и эмпатии. Для родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводились практикумы. Также некоторые педагоги-психологи проводили практикумы для педагогических работников, вовлекали в работу родителей (законных представителей) в рамках родительских собраний.
Таким образом, анализ проведенной работы педагогами-психологами Белгородской области с обучающимися, имеющими травматичный опыт, указывает на особую роль комплексного психолого-педагогического сопровождения, включающего взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Важно не только своевременное выявление признаков дезадаптации и оказание психологической помощи, направленной на устранение последствий переживания травматического опыта, но и заблаговременное развитие у обучающихся личностных ресурсов, позволяющих им справляться с трудными жизненными ситуациями, успешно адаптироваться к новым условиям, способствующих благоприятному психическому развитию.
Заключение
Проведенный обзор современных исследований свидетельствует о высоком уровне распространения дезадаптивных симптомов и риска развития психопатологий среди населения, затронутого военным конфликтом. Посттравматическое стрессовое расстройство, тревожность, депрессия, поведенческие нарушения и психосоматические заболевания в широком спектре представлены среди несовершеннолетних, испытывающих травматический стресс.
Специалисты отмечают наличие особенностей детского психотравматического опыта, в котором симптомы тревожно-фобического ряда накладываются на возрастную незрелость психики. При организации психологической помощи необходимо учитывать с одной стороны, обусловленную незрелостью психики уязвимость несовершеннолетних и, с другой стороны, наличие адаптационных ресурсов социального и психологического характера.
Психологическая поддержка и помощь детям, пострадавшим в результате военных действий, должна быть комплексной, многоуровневой, межведомственной и ориентированной на потребности как отдельных групп детей, так и семьи ребенка. Проанализированный опыт психолого-педагогического сопровождения обучающихся позволил определить основную направленность деятельности педагога-психолога — проведение психодиагностических мероприятий и коррекционно-развивающей работы. Однако при работе со взрослыми участниками образовательных отношений — родителями (законными представителями обучающихся) и педагогическими работниками широко реализуются и другие направления деятельности, такие как психологическое просвещение и профилактика.