Психологическая помощь детям, пострадавшим в результате боевых действий

96

Аннотация

В данной статье представлена разработанная специалистами Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФКЦ МГППУ) комплексная программа психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей, ставших свидетелями или пострадавших в ходе боевых действий. В основе программы — результаты теоретико-методологического анализа зарубежного и отечественного опыта психологической помощи несовершеннолетним, пережившим травматический опыт, и эмпирического исследования особенностей психологического состояния детей и подростков, проживающих на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий. Программа включает в себя описание и результаты проведения процедуры скрининга, разработанные алгоритмы межведомственного взаимодействия, технологии психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и семьям на базе образовательных организаций. Апробация указанной программы осуществлена в 2023 году в школах Донецкой Народной Республики, Херсонской, Ростовской и Белгородской областей.

Общая информация

Ключевые слова: дезадаптация, травматический стресс, педагогическое сопровождение, дети, подростки

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210106

Финансирование. исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание от 09 февраля 2024 года № 073-00037-24-01 «Исследование распространенности травматического опыта и факторов успешного совладания с ним у участников образовательных отношений в свете разработки и апробации концепции школы, отзывчивой к детской травме — как среды обучения, развития и реабилитации».

Получена: 07.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Хазимуллин О.М., Панич О.Е., Дворецкая Д.В. Психологическая помощь детям, пострадавшим в результате боевых действий [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 72–85. DOI: 10.17759/bppe.2024210106

Полный текст

Введение

В настоящее время жители юго-восточных регионов нашей страны становятся непосредственными свидетелями боевых действий, сталкиваясь с регулярным передвижением военной техники, звуками взрывов и работы систем противовоздушной обороны, разрушений и трагической гибели людей. Длительное нахождение в условиях высокого нервно-психического напряжения может приводить к нарушениям в психофизиологическом состоянии, поведенческих реакциях, когнитивной деятельности и эмоционально-волевой регуляции личности как взрослого населения, так и несовершеннолетних. Проживание в зонах вооруженных конфликтов и вынужденная миграция в значительной степени повышают риск непосредственных и отсроченных нарушений физического и психического здоровья детей и подростков вследствие психологической травматизации и отсутствия условий и ресурсов для полноценного развития.

Значительная часть работ зарубежных авторов посвящена интенсивности влияния военной травмы на детей. Отмечается, что одно из наиболее сильных переживаний для детей — присутствие в зоне бомбардировки, вызывающее тяжелые последствия в форме стрессового расстройства [24; 26; 28; 29]. В целом пострадавшим детям свойственно проявление функциональных нарушений здоровья и развитие группы стрессовых расстройств, включающих острую стрессовую реакцию, расстройство адаптации, посттравматическое стрессовое расстройство (далее — ПТСР). Для детей дошкольного возраста наиболее характерны проявления регрессивного поведения, эмоциональные нарушения (страхи, раздражительность). Дети более старшего возраста проявляют нарушения социальной адаптации, сложности в учебе, в общении со сверстниками и семьей. У подростков могут отмечаться поведенческие нарушения, повышение агрессивности, злоупотребление психоактивными веществами. Большинство работ включает анализ таких психологических последствий травматического опыта у детей, как тревожность и депрессия [24; 25], нарушения эмоциональной и коммуникативной сферы [27].

Анализ зарубежных исследователей позволяет сделать вывод об эффективности использования когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на травму, нарративной экспозиционной терапии для детей, а также арт-терапии для детей. В вопросах организации психологической помощи имеет значение выбранная специалистами модель интервенции. Так, применяется многоуровневая модель оказания помощи в соответствии с тяжестью симптомов, использование информационных технологий и мобильных приложений, привлечение к работе предварительно обученных основам терапии травмы членов сообществ, социальных работников и волонтеров. Главными направлениями психологической помощи являются создание безопасной среды, атмосферы принятия, обучение навыкам саморегуляции и управлению эмоциями, адаптация к новым социокультурным реалиям [16; 21; 24; 25; 27].

Все большее значение наряду со специализированными службами придается социальным сообществам, институту школы, семье и учителям, которые находятся в непосредственном ежедневном взаимодействии с детьми и подростками. Исследования демонстрируют, что значимую опосредующую роль играют социокультурные факторы, такие как социальная и религиозная поддержка сообщества, смягчающие воздействие травмы и уровень психологического дистресса [17; 18; 22; 24].

В нашей стране существенный вклад в понимание последствий военного стресса у детей внесли работы специалистов, занимающихся медицинской реабилитацией детей [2; 7; 14]. Анализу детской психологической травмы, в том числе последствий терроризма и военных действий для психики детей, посвящены работы Н.В. Тарабриной [11], особенности психологического состояния обучающихся в регионе вовлеченности в последствия боевых действий представлены в работах О.А. Ульяниной, Л.А. Александровой, С.О. Дмитриевой [13]. В свою очередь, Л.В. Трубицына [12] описывает реакции детей на смерть близких. Н.М. Захарова, М.Г. Цветкова, А.В. Милехина [5; 6] описывают влияние военных действий на психику детей, рассмотрены подходы к их реабилитации. Труды Б.Н. Алмазова [3], Ю.А. Александровского [1], Ф.Б. Березина [4], А.А. Налчаджяна [9], А.Г. Маклакова [8] раскрывают проблематику дезадаптации.

Таким образом, анализ зарубежного и отечественного опыта позволяет выделить следующие основные направления исследований, ориентированных на понимание психологической травмы у детей, ставших свидетелями или пострадавших в ходе боевых действий: изучение видов травматического опыта и их влияния на уровень стресса и выраженность симптомов ПТСР, лонгитюдные исследования длительности симптоматики после событий или в результате хронической военной ситуации, исследование отдельных симптомов ПТСР, проверка или разработка диагностических инструментов, а также оценка эффективности программ психологической помощи детям и подросткам.

В последнее время появляются исследования, посвященные оценке эффективности методов и обзору программ помощи детям и подросткам в ситуации боевых действий. Существуют различные программы с доказанной эффективностью, начиная от низкопороговых групповых вмешательств, проводимых неспециалистами и заканчивая индивидуальной психотерапией, ориентированной на травму, которую проводят травматерапевты [15; 19; 27].

Анализируется деятельность отдельных центров [23], эффективность программ консультирования на базе школ для снижения симптомов ПТСР в регионах с долговременными или хроническими военными конфликтами [17; 18; 20], а также программ, направленных на психологическую адаптацию детей военнослужащих и повышение устойчивости семьи [22]. В долгосрочной перспективе важно расширять инфраструктуру, где пострадавшие могут восстановить и поддерживать свое психическое здоровье, а детям предоставляют возможность развиваться в безопасной среде.

Большинство исследований демонстрирует снижение уровня стресса и симптомов ПТСР у детей при включении специально разработанных программ в процесс школьного образования. С учетом вышеизложенного специалистами ФКЦ МГППУ разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей, ставших свидетелями или пострадавших в ходе боевых действий.

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей, ставших свидетелями или пострадавших в ходе боевых действий

Целью программы является создание условий для комплексного, междисциплинарного сопровождения детей и подростков, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий, минимизации негативных последствий длительной психотравмирующей ситуации, а также успешной социально-психологической адаптации несовершеннолетних.

Программа предполагает организацию работы со всеми участниками образовательных отношений. В работе с несовершеннолетними осуществляется:

  • своевременное выделение групп риска для составления маршрута последующего психолого-педагогического сопровождения;
  • повышение психологической культуры среди несовершеннолетних, проведение информационно-разъяснительной работы;
  • организация профилактической работы с целью сохранения и поддержания физического, психологического и социального благополучия, содействие формированию знаний, умений и навыков, необходимых для адаптации в трудной жизненной ситуации;
  • организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы с целью минимизации имеющихся проявлений дезадаптации несовершеннолетних;
  • психологическое консультирование обучающихся, проведение медико-психологической реабилитации при тяжелой степени травматизации несовершеннолетних.

В свою очередь, при взаимодействии с родителями (законными представителями) проводится:

  • просветительская, информационно-разъяснительная работа по вопросу создания условий, способствующих адаптации детей;
  • информирование о проявлениях психологического неблагополучия;
  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах коммуникации с ребенком.

Также предусмотрена профилактическая работа, способствующая развитию эффективного детско-родительского взаимодействия.

Работа с педагогическими работниками направлена на:

  • повышение психологической грамотности педагогов;
  • информирование о психологических аспектах формирования благоприятной для адаптации несовершеннолетних среды;
  • осуществление методической помощи при проведении групповых мероприятий с обучающимися и родителями / законными представителями;
  • консультирование по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, оказание психологической поддержки.

Ключевые принципы реализации программы:

  • принцип системности — указывает на необходимость расширенной поддержки несовершеннолетних;
  • принцип комплексности — акцентирует необходимость междисциплинарного подхода и предоставления помощи специалистов разного профиля;
  • принцип вариативности предполагает возможность корректировки сопровождения с учетом контекста реализации.

Структура программы включает:

  • скрининговое исследование для разделения детей на группы по степени травматизации;
  • алгоритмы межведомственного взаимодействия по маршрутизации несовершеннолетних;
  • методическое обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения, включающее в свою очередь методы и методики психологической диагностики, рекомендуемые программы психологического просвещения, профилактики и коррекции, рекомендации по психологической реабилитации детей и подростков.

Ожидаемыми результатами программы являются:

  • повышение социально-психологической адаптации несовершеннолетних в условиях нахождения на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий;
  • минимизация негативных проявлений, связанных с психологической травматизацией в результате боевых действий;
  • создание адаптивной среды для осуществления учебной деятельности, повышение познавательной мотивации несовершеннолетних.

Для эффективного информационного сопровождения специалистов к программе разработаны методические рекомендации «Сопровождение и реабилитация детей, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий», включающие описание теоретико-методологических вопросов внедрения программы, структуру и особенности ее реализации. В указанных рекомендациях описаны:

  • сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы;
  • организационные условия проведения занятий;
  • ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы;
  • требования к материально-технической оснащенности.

Отдельным информационным ресурсом реализации программы выступает возможность дополнительного образования по кризисной психологической помощи для педагогов, социальных работников и психологов.

ФКЦ МГППУ разработаны программы дополнительного профессионального образования, которые могут быть реализованы с применением дистанционных технологий. Слушатели знакомятся с базовыми аспектами экстренной и кризисной психологической помощи, обучаются на практике применять способы сопровождения несовершеннолетних при различных типах кризисных ситуаций.

Опыт психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий (на примере Белгородской области)

С целью оценки эффективности внедрения программы ФКЦ МГППУ было проведено изучение опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий.

В исследовании состояния обучающихся по программам дошкольного общего образования (далее — ДОО), начального общего образования (далее — НОО), основного общего образования (далее — ООО) и среднего (полного) общего образования (далее — СОО), имеющих травматичный опыт, приняли участие педагоги-психологи из дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций Белгородской области. В общей сложности описано 304 случая (кейса) работы с обучающимися, из них: 113 обучающихся по программе дошкольного образования (мальчики — 60 (53%), девочки — 53 (47%)), 112 обучающихся по программе начального общего образования (мальчики — 69 (57%), девочки — 53 (43%)) и 69 обучающихся, получающих основное общее и среднее общее образование (мальчики — 41 (59%), девочки — 28 (41%)). Возраст обучающихся — от 2 до 17 лет.

Описывая травматический опыт участников программы, педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций чаще всего упоминают вовлечение воспитанников в события военного характера («слышал взрывы» — 59% обучающихся, «прятался в убежище» — 14% обучающихся). Преобладающим типом травматического опыта для обучающихся по программам НОО стали события военного характера («слышал звуки взрывов» — более 45% обучающихся, а также случаи пребывания обучающегося в зоне обстрела, визуальное восприятие взрывов, необходимость прятаться в убежище — 6% обучающихся). Чуть более половины (53%) обучающихся по программам НОО не сталкивались с травматическим опытом, связанным с боевыми действиями. Каждая из психотравмирующих ситуаций, не связанных с ними, представлена единичным случаем («смерть близкого человека (отца)», «развод родителей, появление отчима», «прибыл в образовательную организацию в результате переезда», «испуг в детстве, связанный с падением», «травля в детском саду», «отец — участник специальной военной операции»). В качестве преобладающего типа травматического опыта, связанного с вовлеченностью в события военного характера у обучающихся по программам ООО и СОО, наиболее часто педагогами-психологами указывался вариант «слышал взрывы» — 32%, при этом у 96% обучающихся не отмечались иные психотравмирующие ситуации.

При определении маршрута психолого-педагогического сопровождения диагностическое направление деятельности педагога-психолога приобретает особую значимость, поскольку результаты, полученные на этом этапе, выступают основой для дальнейшего оказания психологической помощи. Педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций в работе с воспитанниками как в индивидуальной, так и в групповой форме наиболее часто используют малоформализованные методы — наблюдение и проективные методы, а также экспериментальные методы. Основной целью выступает:

  • изучение личностных особенностей и детско-родительских отношений;
  • изучение уровня тревожности и страхов;
  • оценка адаптированности к условиям обучения;
  • оценка особенностей социального взаимодействия и познавательного развития;
  • оценка готовности к началу школьного обучения.

Основные направления психодиагностической работы с обучающимися по программам НОО связаны с:

  • изучением особенностей развития эмоционально-волевой и когнитивной сферы;
  • изучением проявлений общей и школьной тревожности, страхов;
  • оценкой травматических переживаний;
  • оценкой уровня и особенностей учебной мотивации;
  • оценкой общей адаптации, социально-коммуникативных навыков;
  • выявлением агрессии, ее направленности и интенсивности.

Групповая диагностика сфокусирована на исследовании мотивации обучения, эмоциональной сферы и особенностей коммуникации в группе. При работе с обучающимися данной возрастной группы педагоги-психологи используют методы экспертной оценки, где респондентами выступают учителя и родители (законные представители).

Основными направлениями психодиагностической работы с обучающимися, получающими основное общее и среднее общее образование, выступают изучение индивидуально-типологических свойств личности, особенностей мотивации к обучению, социально-психологического климата в классном коллективе, выявление акцентуаций характера и склонности к девиантному поведению, оценка степени дезадаптации и уровня тревожности.

Перечисленные направления психодиагностической работы совпадают с основными жалобами и признаками проявления дезадаптации у обучающихся подросткового возраста, среди которых педагогами-психологами отмечены следующие: повышенная тревожность, трудности в общении со сверстниками, снижение работоспособности, мотивации к обучению, замкнутость.

Характеризуя результаты диагностической работы, педагоги-психологи отмечают основные особенности обучающихся, в числе которых:

  • высокий уровень страхов и тревожности вследствие столкновения с травматическим опытом;
  • высокий уровень переживания социального стресса;
  • снижение познавательной активности;
  • сложности эмоционально-волевой регуляции и т. д.

Результаты диагностики позволили педагогам-психологам включить часть обучающихся в группу риска в соответствии с выявленными проблемными факторами. При этом к нормальному уровню адаптации отнесена значительная часть обучающихся, имеющих травматический опыт, поскольку психологическая диагностика подтвердила высокий уровень познавательной активности и развития когнитивной сферы, мотивации к обучению, низкий уровень тревожности и хорошо развитые социально-коммуникативные навыки.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися по программам ДОО направлена на преодоление трудностей в период адаптации к новым условиям. Чаще всего педагогами-психологами применяются беседы, занятия в сенсорной комнате, релаксационные игры, игры, направленные на сохранение положительного психоэмоционального фона, арт-терапия, терапевтические сказки на песочном столе, пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики.

Показателем результативности проведенной работы стала положительная динамика состояния у 70% обучающихся с выраженной дезадаптацией. Педагогами-психологами отмечалось, что «обучающийся проявляет инициативу в общении со сверстниками, появился интерес к совместным играм, выполняет требования взрослых», «стал менее беспокоен, может вступать в контакт с педагогом группы». При этом 18% обучающимся дошкольного возраста педагоги-психологи рекомендуют консультацию и обращение за помощью к специалистам иного профиля (логопеду, неврологу, врачу-психиатру).

В различные формы психокоррекционной и развивающей работы были вовлечены чуть более половины обучающихся по программам НОО, имеющих травматический опыт (53%). Основные цели работы включали:

  • работу со страхами и тревожностью;
  • развитие коммуникативных и социальных навыков;
  • развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;
  • принятие социальной роли школьника;
  • развитие произвольной регуляции деятельности и поведения.

Развивающие занятия включали игровые упражнения на развитие когнитивной сферы, в частности, слухового восприятия, логического мышления, внимания и зрительно-моторной координации. Коррекционные занятия были построены с использованием методов арт-терапии и направлены на снижение уровня агрессивности, снижение выраженности страхов и тревожности, снижение психоэмоционального напряжения, уменьшение негативного эмоционального фона обучающегося, ослабление состояния фрустрации.

Педагоги-психологи при работе с обучающимися по программам ООО и СОО использовали методы когнитивно-поведенческой терапии и психофизиологические техники релаксации. По итогам проведенной работы педагоги-психологи отмечают снижение уровня тревоги и агрессии, повышение уровня самоконтроля и саморегуляции у обучающихся.

В комплексе мероприятий профилактической работы с обучающимися по программам НОО, ООО и СОО педагоги-психологи особо отмечают значимость «Недели психологии», в рамках которой были проведены тематические игровые занятия, направленные на «развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей; развитие жизнестойкости и навыков саморегуляции, формирование уверенности в себе, способности управлять собственным поведением и отвечать за него; развитие навыков общения и конструктивного разрешения конфликта» [10].

Профилактическая работа, проведенная педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций, направлена на профилактику и снятие тревожности и страхов обучающихся. Наиболее часто используются методы арт-терапии, нейропсихологические и релаксационные игры и упражнения, беседы, психогимнастика.

Профилактическая работа, проведенная с обучающимися по программам НОО, ООО, СОО, направлена на создание доброжелательной атмосферы в классе, снижение напряжения и агрессивности, изучение принципов безопасного поведения в сети Интернет, развитие навыков оценки проблемной ситуации и собственных поступков, навыков критического мышления, анализа и оценки информации, творческих способностей и познавательной активности. Результаты проведенной психологической работы позволяют педагогам-психологам отмечать положительную динамику адаптации обучающихся.

Психологическое просвещение с обучающимися по программам НОО, СОО, ООО, и их родителями (законными представителями) проводилось преимущественно в форме бесед. Групповая просветительская работа была сфокусирована на разъяснении особенностей развития эмоциональной и коммуникативной сферы личности ребенка, стрессоустойчивости, саморегуляции и эмпатии. Для родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводились практикумы. Также некоторые педагоги-психологи проводили практикумы для педагогических работников, вовлекали в работу родителей (законных представителей) в рамках родительских собраний.

Таким образом, анализ проведенной работы педагогами-психологами Белгородской области с обучающимися, имеющими травматичный опыт, указывает на особую роль комплексного психолого-педагогического сопровождения, включающего взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Важно не только своевременное выявление признаков дезадаптации и оказание психологической помощи, направленной на устранение последствий переживания травматического опыта, но и заблаговременное развитие у обучающихся личностных ресурсов, позволяющих им справляться с трудными жизненными ситуациями, успешно адаптироваться к новым условиям, способствующих благоприятному психическому развитию.

Заключение

Проведенный обзор современных исследований свидетельствует о высоком уровне распространения дезадаптивных симптомов и риска развития психопатологий среди населения, затронутого военным конфликтом. Посттравматическое стрессовое расстройство, тревожность, депрессия, поведенческие нарушения и психосоматические заболевания в широком спектре представлены среди несовершеннолетних, испытывающих травматический стресс.

Специалисты отмечают наличие особенностей детского психотравматического опыта, в котором симптомы тревожно-фобического ряда накладываются на возрастную незрелость психики. При организации психологической помощи необходимо учитывать с одной стороны, обусловленную незрелостью психики уязвимость несовершеннолетних и, с другой стороны, наличие адаптационных ресурсов социального и психологического характера.

Психологическая поддержка и помощь детям, пострадавшим в результате военных действий, должна быть комплексной, многоуровневой, межведомственной и ориентированной на потребности как отдельных групп детей, так и семьи ребенка. Проанализированный опыт психолого-педагогического сопровождения обучающихся позволил определить основную направленность деятельности педагога-психолога — проведение психодиагностических мероприятий и коррекционно-развивающей работы. Однако при работе со взрослыми участниками образовательных отношений — родителями (законными представителями обучающихся) и педагогическими работниками широко реализуются и другие направления деятельности, такие как психологическое просвещение и профилактика.

Литература

  1. Александровский Ю.А. Катастрофы и психическое здоровье. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 144 с.
  2. Алексанин С.С., Рыбников В.Ю., Цуциева Ж.Ч. Концепция, принципы, психологические механизмы и структурно-функциональная модель формирования и коррекции посттравматических стрессовых расстройств у детей — жертв террористических актов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2010. № 4-1. С. 93–98.
  3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: Монография. 2-е изд. М.: Юрайт, 2023. 180 с.
  4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука. 1988. 270 с.
  5. Захарова Н.М., Милехина А.В. Комплекс реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних, возвращенных в Россию из зон боевых действий [Электронный ресурс] // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 11-2 (80). С. 13–18. doi:10.31618/esu.2413-9335.2020.2.80.1101.5
  6. Захарова Н.М., Цветкова М.Г. Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 185–197. doi:10.17759/psylaw.2020100413
  7. Кекелидзе З.И. Помощь при экстренных ситуациях // Больница.1999. № 11. С. 4-5.
  8. Маклаков А.Г. Человек в экстремальных условиях деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 165-180.
  9. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. 368 с.
  10. Неделя психологии в общеобразовательных организациях: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.П. Фальковской. 2-е изд., перераб. и доп. М.: МГППУ, 2023. 118 с.
  11. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. 272 с.
  12. Трубицына Л.В. Процесс травмы. М.: Смысл, 2012. 224 с.
  13. Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. doi:10.17759/sps.2024000001
  14. Шойгу Ю.С., Тимофеева Л.Н., Курилова Е.В. Организация и оказание экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (на примере работы специалистов психологической службы МЧС России в школе № 127 г. Пермь) [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2019. № 2 (34). С. 55–63. doi:10.11621/npj.2019.0210
  15. Al-Sheikh N.A.M., Thabet A.A.M. Post-Traumatic Stress Disorder due to War Trauma, Social and Family Support among Adolescent in the Gaza Strip // Research Reviews: Journal of Nursing and Health Sciences. 2017. Vol. 3(2).
  16. Bürgin D., Anagnostopoulos D. Impact of war and forced displacement on children’s mental health-multilevel, needs-oriented, and trauma-informed approaches // European Child & Adolescent Psychiatry. 2022. Vol. 31(6). P. 845-853 doi:10.1007/s00787-022-01974-z
  17. Christopher M. et al. Effectiveness of a School-Based Group Psychotherapy Program for War-Exposed Adolescents: A Randomized Controlled Trial // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2008. Vol. 47(9). P. 1048-1062. doi:10.1097/CHI.0b013e31817eecae
  18. El-Khodary B., Samara M. Effectiveness of a School-Based Intervention on the Students’ Mental Health after Exposure to War-Related Trauma // Frontiers in Psychiatry. 2020. Vol. 10. doi:10.3389/fpsyt.2019.01031
  19. Ghannam R.T., Thabet A.A.M. Effect of Trauma Due to War on Dissociative Symptoms and Resilience among Palestinian Adolescents in the Gaza Strip // The Arab Journal of Psychiatry. 2014. Vol. 25(2). P. 107–118. doi:10.12816/0006760
  20. Hasanović M. Psychological consequences of war-traumatized children and adolescents in Bosnia and Herzegovina // Acta Medica Academica. 2011. Vol. 40. P. 45-66. doi:10.5644/ama2006-124.8
  21. Höhne E., Böge K., Karnouk C. Culturally sensitive stepped care for adolescent refugees: efficacy and cost–utility of a multicentric randomized controlled trial // European Child & Adolescent Psychiatry. 2023. Vol. 33(2). doi:10.1007/s00787-023-02179-8
  22. Lester P. Psychological Health of Military Children: Longitudinal Evaluation of a Family-Centered Prevention Program to Enhance Family Resilience // Military Medicine. 2013. Vol. 178(8). P. 838-845. doi:10.7205/MILMED-D-12-00502
  23. Morgane G. et al. A 3-year retrospective study of 866 children and adolescent outpatients followed in the Nice Pediatric Psychotrauma Center created after the 2016 mass terror attack // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. doi:10.3389/fpsyt.2022.1010957
  24. Nada I.A., Westreich S., Broeck W. van den, Celestin L.-P. Posttraumatic stress among Palestinian adolescents in the Gaza Strip: An analysis of event-related and demographic factors // Europe’s Journal of Psychology. 2010. Vol. 6(4). P. 32–55. doi:10.5964/ejop.v6I4.222
  25. Qeshta H., Al Hawajri A.M., Thabet A.A.M. The Relationship between War Trauma, PTSD, Anxiety and Depression among Adolescents in the Gaza Strip // Health Science Journal. 2019. Vol. 13(1). doi:10.21767/1791-809X.1000621
  26. Thabet А.А.М., Abed Y., Vostanis P. Emotional problems in Palestinian children living in a war zone: A cross-sectional study // Lancet. 2002. Vol. 359. P. 1801–1804. doi:10.1016/S0140-6736(02)08709-3
  27. Thabet A.A.M., El-Buhaisi O., Vostanis P. Trauma, PTSD, Anxiety, and coping strategies among Palestinians adolescents exposed to War on Gaza // The Arab Journal of Psychiatry. 2014. Vol. 25(1). P. 71-82. doi:10.12816/0004117
  28. Thabet А.А.М., Thabet S. Quality of Life of Palestine Children Exposed to Wars in Gaza // International Neuropsychiatric Disease Journal. 2016. Vol. 6(1). doi:10.9734/INDJ/2016/22189
  29. Thabet A.A.M., Vostanis P. Impact of Trauma on Palestinian Children’s and the Role of Coping Strategies // British Journal of Medicine and Medical Research. 2015. Vol. 5(3). P. 330–340. doi:10.9734/bjmmr/2015/13110
  30. Yliruka L., Kivioja N. National modelling for arranging long-term support measures for children returning from conflict zones and their family members. Expert report [Электронный ресурс] // Socca - The Centre of Excellence on Social Welfare in the Helsinki Metropolitan Area Eds. 2021. URL: http://www.socca.fi/files/9312/National_modelling_for_arranging_longterm_support_measures_for_children_returning_from_conflict_zones_and_their_family_members_Expert_report_(2).pdf (дата обращения: 23.01.2024).

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Юрчук Ольга Леонидовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3221-2945, e-mail: yurchukol@mgppu.ru

Хазимуллин Олег Максимович, начальник, отдел цифровой трансформации психологической службы в системе образования Российской Федерации, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-4335-4234, e-mail: khazimullinom@mgppu.ru

Панич Ольга Евгеньевна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик, отдел научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9480-6926, e-mail: panichoe@mgppu.ru

Дворецкая Диана Васильевна, ведущий аналитик, отдел цифровой трансформации психологической службы в системе образования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-5871-4991, e-mail: diadv9@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 599
В прошлом месяце: 271
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 96
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 3