Индекс детского благополучия в России: актуальные вопросы, разработки и перспективы развития (обзор по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России»)

41

Аннотация

В настоящее время главной оценкой отношения государства к детям является степень обеспечения их благополучия. Утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (далее — План) определяет основные цели и задачи по обеспечению благополучия детей в Российской Федерации. План предусматривает организацию проведения научных исследований по оценке качества жизни детей, в том числе субъективного благополучия детей и подростков; разработку руководства по проведению оценки детского благополучия, инструментария оценки; сравнительного анализа уровня детского благополучия в России; оценку (рейтинга) детского благополучия субъектов Российской Федерации. В обзорной статье представлены основные тезисы международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России», состоявшейся 12 декабря 2022 года. Статья раскрывает имеющиеся вопросы, разработки и перспективы развития в сфере детского благополучия, включая российский опыт разработки индекса детского благополучия, проведение исследований в области субъективного благополучия несовершеннолетних.

Общая информация

Ключевые слова: благополучие детей, субъективное благополучие детей, индекс детского благополучия, Десятилетие детства

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: отчет о событии

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2022030210

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2022 № 073-00110-22-01 «Научно-методическое обеспечение проведения и анализа оценки благополучия ребенка в Российской Федерации».

Получена: 10.12.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Меркуль И.А. Индекс детского благополучия в России: актуальные вопросы, разработки и перспективы развития (обзор по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 139–147. DOI: 10.17759/ssc.2022030210

Полный текст

Введение

Международная научно-практическая конференция «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России» прошла 12 декабря 2022 года в Москве. Ее организаторами выступили Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» при поддержке некоммерческих благотворительных фондов, вузов, рабочей группы «Защита детей, оставшихся без попечения родителей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства.

Председателем и сопредседателем программного комитета конференции выступили соответственно Рубцов Виталий Владимирович, президент МГППУ, академик РАО, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства и Семья Галина Владимировна, профессор МГППУ, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства.

Конференция прошла в очно-заочном формате, ее участниками стали преподаватели российских вузов, представители государственных и негосударственных организаций системы образования и социальной защиты, специалисты сферы защиты прав и интересов детей. Всего более 1800 человек приняли участие в онлайн-мероприятии, спикерами которого были представители научного сообщества России, Республики Беларусь, Узбекистана, Алжира и Чили.

Основные идеи выступлений и дискуссий участников

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львова—Белова, которая отметила, что задачи в сфере детства должны основываться на актуальной статистике, в которой особое место занимает голос самого ребенка. Индекс детского благополучия должен отражать реальное положение детей и фиксировать проблемы, которые еще не стали комплексными. Системный анализ качества жизни детей на основе индекса детского благополучия позволит повысить эффективность реализации плана мероприятий Десятилетия детства в Российской Федерации.

Советник отдела стратегических программ в сфере защиты детей Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России А.Ж. Бесланеев в своем обращении подчеркнул, что тема детства касается разных сфер нашей жизни и является одной из основных задач государственной политики. Органы исполнительной власти должны вырабатывать общие и согласованные научно обоснованные подходы для комплексной оценки качества жизни каждого ребенка во взаимосвязи с благополучием его родителей, семьи в целом и среды. Разработка системы оценки благополучия детства на основе объективных и субъективных данных, учитывающих мнение самих детей, напрямую связана с планом Десятилетия детства и позволит проводить независимую оценку мероприятий в сфере детства.

Руководитель Рабочей группы «Защита детей, оставшихся без попечения родителей», заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Ю.К. Зимова, приветствуя участников конференции, коснулась вопросов исследования мер поддержки семей с детьми, которое в 2021 году проводила Общественная палата Российской Федерации, результаты которого отражают мнение детей о том, какие темы важны для них самих, а именно: качество и разнообразие школьного питания, возможность пользоваться банковскими картами, взаимоотношения с родителями, учителями, ровесниками и вопросы безопасности. Сегодня повестка оценки благополучия детей расширяется, и это связано с положением детей, проживающих в новых регионах Российской Федерации.

Доктор психологических наук, академик РАО, вице-президент Российской академии образования Л.А. Цветкова обратила внимание участников конференции на то, что сегодня наука становится механизмом реализации плана Десятилетия детства в России, что подтверждается современными исследованиями Российской академии образования. Лариса Александровна подчеркнула, что сегодня все еще недостаточно исследований, посвященных проблемам благополучия семей с детьми, развития инфраструктуры детства, а также отметила, что в перспективе исследования в сфере детства должны носить межведомственный и междисциплинарный характер поиска комплексной оценки объективных и субъективных индикаторов оценки качества жизни детей, а также учитывающих контекст условий их жизни.

Г.В. Семья выступила с докладом на тему «Индекс детского благополучия как инструмент оценки качества жизни детей», в котором представила Концепцию оценки благополучия детей в Российской Федерации, ее цель и задачи, раскрывающие логику построения индекса детского благополучия. В своем выступлении Галина Владимировна коснулась истории международной практики оценки качества жизни детей, затем представила российский опыт разработки модели индекса детского благополучия с 2011 года, отметив важность этапа подключения в 2018 году к проводимым самостоятельным исследованиям научных команд МГППУ и Тюменского государственного университета, а также с 2021 года команды специалистов МГУ им. Ломоносова и РАНХиГС. «Каждое из исследований имеет свою архитектуру формирования индекса детского благополучия, но результаты по многим показателям пересекаются. Модель индекса детского благополучия, разрабатываемая научной командой МГППУ, состоит из 4 объективных (формальных) доменов «Здоровьесбережение», «Благополучие семей с детьми», «Развитие, образование, воспитание», «Безопасность жизнедеятельности», включающих 55 показателей, и домена «Субъективное благополучие». Индекс детского благополучия рассчитывается с использованием метода z-оценок». Участникам конференции были представлены результаты апробации индекса детского благополучия, проведенной в 15 субъектах Российской Федерации.

Об итогах исследования «Результаты оценки субъективного благополучия детей особо уязвимых категорий обучающихся: предикторы и мишени» рассказала В.Н. Ослон (ФГБОУ ВО МГППУ) и представила операциональную модель, инструментарий оценки субъективного благополучия несовершеннолетних и результаты проведенной работы. Оценка проводилась в соответствии с авторской концепцией по 12 выделенным субдоменам. Исследование проходило в 2021—2022 гг., выборка составила 14809 подростков 13—17 лет, в том числе относящихся к особо уязвимым категориям обучающихся (дети с ОВЗ и инвалидностью, дети-сироты, мигранты, дети, проживающие в труднодоступных местностях, и др.) из 16 регионов России. Полученные результаты детально проанализированы для двух основных сфер жизни подростка: школа и семья подростка.

Э.Ш. Гарифулина, программный директор Благотворительного фонда «Абсолют — Помощь» представила «Обзор международного опыта оценки благополучия детей», выделив подходы ЮНИСЕФ и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к пониманию «благополучия» ребенка. Спикер отметила, что все национальные модели индекса детского благополучия основаны на концепции прав детей и зависят от национальных особенностей отношения к детству. В завершение выступления Эльвира Шамильевна сделала акцент на том, что проведение оценки благополучия ребенка невозможно без учета мнения самого ребенка и всего системного контекста, в который несовершеннолетний включен. Группой исследователей Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка под руководством директора Н.В. Дроздовой представлены результаты проекта «Формирование дружественной и поддерживающей образовательной среды в учреждениях общего образования — профилактика буллинга в школе». Спикерами выступили В.Е. Морозов и А.В. Музыченко. Они отметили, что проект реализуют с 2020 г. по 2025 г., и на сегодняшний день в нем участвуют 30 школ, свыше 13000 учащихся. Взаимоотношения ребенка в школьной среде со сверстниками и учителями относятся к неотъемлемой части оценки детского благополучия, в связи с чем в рамках проекта исследуется показатель благополучия групповых отношений школьников, определяются факторы, способствующие доверию, открытому диалогу в школе и снижению вероятности травли.

На конференции был представлен российский опыт создания системы индексов детского благополучия в партнерстве с Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко, Росстатом, МГУ им. Ломоносова и РАНХиГС.

И.Е. Калабихина (МГУ им. М.В. Ломоносова) выступила с докладом на тему «Создание статистического Индекса Детского благополучия и опыт гармонизации результатов субъективного и статистического индексов», в котором автор перечислила принципы построения индексов детского благополучия. Элементами системы индексов детского благополучия в представленной модели являются «Статистический индекс детского благополучия», разработанный МГУ им. М.В. Ломоносова и включающий 27 официальных статистических показателей, «Субъективный индекс детского благополучия», разработанный РАНХиГС и состоящий из 18 показателей, учитывающих мнение детей, и «Общий индекс детского благополучия», объединяющий индексы МГУ и РАНХиГС по единой методологии z-оценок. Система субиндексов детского благополучия состоит из четырех доменов — «Здоровье», «Развитие», «Материальное благополучие», «Безопасность» и позволяет анализировать получаемые результаты четырех типов: конечные результаты, промежуточные результаты, семейное окружение и другие условия среды проживания ребенка, бюджет всех уровней для детей. По мнению авторов, предлагаемая система индексов и субиндексов позволяет измерить детское благополучие в разных ракурсах, видеть разные грани благополучия ребенка: статистическую и субъективную оценку благополучия в перспективе и общий индекс;

  • благополучие в области здоровья, материального благополучия, безопасности, развития;
  • успехи взрослых в конечных или промежуточных индикаторах благополучия детей, в улучшении среды обитания детей или в уровне финансирования и бюджетирования политики для детей;
  • благополучие детей в регионе, в муниципалитете, в школе; благополучие в сравнении со среднероссийскими данными или благополучие в отрыве от такого сравнения. 

Участникам конференции были озвучены результаты апробации статистического индекса детского благополучия, проведенной в г. Москве (2020 г.) и Ленинградской области (2018—2020 гг.).

Д.М. Рогозин (РАНХиГС) и А.А. Ипатова (ИНСАП РАНХиГС) в своем выступлении продолжили представление модели системы индексов детского благополучия. Исследователи описали структуру субъективного индекса детского благополучия, состоящего из 6 доменов: «Образование», «Здоровье», «Материальное положение», «Безопасность», «Социальные отношения» и «Самореализация», включающих 18 показателей, и представили формулу для расчета индекса, с помощью которой можно выделить территории: неблагополучные, с низким уровнем благополучия, со средним уровнем, благополучные и сверхблагополучные. Оценка субъективного благополучия детей в данном исследовании проводилась с использованием метода онлайн-опроса детей и родителей. В анкетировании приняли участие около 133 тыс. детей и более 100 тыс. взрослых в 8 регионах России.

Завершающим по этой тематике было выступление Э.О. Илларионовой (Благотворительный Фонд Елены и Геннадия Тимченко), которая рассказала участникам конференции о перспективах развития проекта «Индекс детского благополучия» как управленческого инструмента: принятие решений в сфере детства на основе доказательного подхода. Благотворительный Фонд Тимченко с 2018 года развивает и поддерживает формирование методологии индекса детского благополучия в России и проведение исследований научными командами МГУ им. М.В. Ломоносова и РАНХиГС. В своем сообщении спикер указала направления развития проекта, в числе которых сотрудничество с региональными аналитическими центрами, формирование практических рекомендаций профильным ведомствам (министерствам), разработка программ в области детского благополучия на основе доказательного подхода, встраивание индекса детского благополучия в отчетные, нормативно-правовые документы и необходимость представления результатов исследования детской аудитории. Фонд в будущем планирует поддерживать лучшие практики, сформированные по результатам анализа данных, полученных в ходе исследования индекса детского благополучия; поддерживать мероприятия по обмену опытом среди регионов-участников с привлечением экспертов; создавать стажировочные площадки для работы в рамках доказательного подхода, а также оказывать поддержку дополнительных исследований, которые сформированы на базе индекса детского благополучия.

Группой исследователей ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень) представлена тема «Баланс в структуре как фактор субъективного благополучия у старших школьников». Спикером выступила Ж.Ю. Брук. Данное исследование проводилось на 3282 учащихся 7—11-х классов Тюменской области в марте-мае 2022 года, целью было изучить структуру субъективного благополучия через сопоставление актуального и реального уровней его оценки подростками. Используемый авторами опросник включает факторы «семья», «школа», «агентность», «статусность», «социальная лояльность», «защищенность», «здоровье», «романтика» и состоит из 47 индикаторов субъективного благополучия. Результаты и проведенный анализ оценки актуального и реального уровней субъективного благополучия старшеклассниками позволили выделить три кластера — «бунтари», «конформисты» и «романтики» и проанализировать структуру их субъективного благополучия. Анализ весовых коэффициентов актуального и реального уровней субъективного благополучия в трех кластерах показал, что более удовлетворенными и благополучными являются те подростки, у кого структура всех факторов гармонично соотнесена.

Русакова Майя Михайловна (СПбГУ), научный руководитель социологической клиники прикладных исследований выступила с темой «Презентация результатов Всероссийского социологического исследования “Подростки 360”» и представила результаты исследования, проведенного с подростками — 136438 чел., родителями подростков — 123870 чел., педагогами — 41299 чел., специалистами — 14052 чел. в рамках проекта Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации в 2022 г. Дизайн исследования включает вопросы различных сфер жизни типичного подростка: «образование», «подростки в интернете», «образ будущего», «субъективная оценка благополучия», «направления развития системы работы с подростками». Исследователи пытались ответить на вопросы: «в чем состоят трудности 14—17-летних подростков?», «в чем их потребности?», «каким подростки видят образ своего будущего, и что препятствует оказанию помощи подросткам со стороны взрослых?». Полученные результаты дают возможность специалистам рассматривать современного подростка как представителя особой возрастной группы, которая нуждается в программах и мероприятиях в сфере образования и досуга, рассчитанной на данную категорию, а также увидеть основные барьеры в реализации программ по работе с подростками. Одним из барьеров, по мнению исследователей, между специалистами по работе с подростками и ребятами является возрастной и цифровой разрыв, который влияет на реализацию программ для подростков. К факторам, благоприятно влияющим на эффективность мероприятий для детей, особенно этого возраста, относится учет детского мнения и привлечение самих ребят к разработке программ.

Блок международных исследований открыл Международный проект по изучению субъективного благополучия детей «Детский Мир» (Children’s Worlds: The International Survey of Children’s Well-Being (Wave 3)), который был представлен командой специалистов из России, Алжира и Чили.

Ж.Ю. Брук в своем выступлении презентовала исследование, цель которого — сбор достоверных и репрезентативных данных о повседневной жизни детей, их времяпрепровождении, а также об их собственном восприятии и оценке благосостояния для улучшения благополучия детей, путем повышения осведомленности самих детей, их родителей, специалистов и широкого круга заинтересованных лиц. Структура опросника включает разделы: «школа», «друзья», «дом и семья», «о себе», «материальное благополучие», «субъективное благополучие», «район проживания», «свободное время» и «права детей». Спикер озвучила итоги исследования детей, для которых наиболее значимым фактором субъективного благополучия стало благополучие в семье, а факторами с наиболее низкими показателями удовлетворенности стали учет мнения детей родителями при принятии решений и удовлетворенность школой.

Следующий участник данного международного проекта, координатор российской команды исследователей Хабиб Тилиуин (prof. Dr. Habib Tiliouine, University of Oran, Algeria) представил участникам конференции результаты международного исследования в сравнении ответов алжирских детей с ответами ребят — представителей других стран. Так, алжирские дети достаточно высоко оценивают уровень удовлетворенности школьной/студенческой жизнью и взаимоотношениями в семье, у них невысокий уровень удовлетворенности условиями безопасности, взаимоотношениями со сверстниками и материальным благополучием.

В завершение выступления по международному проекту «Детский Мир» исследователи из Чили Фернандо Рейес (Fernando Reyes, Universidad del Desarrollo) и Хорхе Дж. Варела (Jorge J. Varela, Universidad del Desarrollo) представили результаты исследования мнения детей об их благополучии в период пандемии COVID-19.

Так, пандемия COVID-19 разнообразным образом повлияла на жизнь и благополучие детей. Во всех странах дети сообщали о значительно более низком уровне общего благополучия и счастья, чем до нее. Факторы позитивного воздействия (счастье, спокойствие и высокий уровень энергии) показали более низкие баллы, а факторы негативного воздействия (грусть, стресс и скука) показали более высокие баллы во время пандемии. Изучение последствий влияния пандемии на благополучие детей следует продолжать, так как долгосрочные последствия пандемии для различных аспектов жизни детей все еще неизвестны.

Также на международной конференции были представлены доклады на темы:

«Индекс дружественности города к семье и детям» (Я.А. Скрябина, Республика Башкортостан, Россия);

«Деинституционализация в системе опеки детей, оставшихся без попечения родителей, в Узбекистане: достигнутые результаты, извлеченные уроки и перспективы» (Д. Хусанова, Республика Узбекистан).

Наряду с выступлениями докладчиков интерес участников вызвал анализ видеосюжетов «О благополучии подростков и молодых взрослых» с обсуждением подростками типичных жизненных ситуаций и вариантов конструктивного их разрешения, представленный Т.О. Арчаковой (Благотворительный детский фонд «Виктория»).

В завершающей части конференции И.А. Меркуль был описан портрет современного подростка на основе презентованных на конференции результатов исследований.

Заключение

Результаты исследований, представленные на конференции, можно рекомендовать к использованию представителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и всем заинтересованным лицам для изучения благополучия детей (качество жизни) с целью оценки эффективности региональной политики в сфере защиты детства с учетом объективного индекса детского благополучия и программ, реализуемых организациями, учитывая субъективное благополучие детей. Индекс детского благополучия можно применять как инструмент мониторинга достижения целей и результатов, обозначенных в Плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, в масштабах всей страны.

Участники международной научно-практической конференции подвели итоги и наметили перспективы дальнейших исследований по вопросам разработки и внедрения индекса детского благополучия в России.

Литература

1. Анонс научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБОУ ВО МГППУ. 2022. URL: https://mgppu.ru/events/1507 (дата обращения: 20.12.2022).

2. Пост-релиз научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБОУ ВО МГППУ. 2022. URL: https://mgppu.ru/news/11710 (дата обращения: 20.12.2022).

3. Видеозапись конференции (12 декабря 2022 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБОУ ВО МГППУ. 2022. URL: https://drive.google.com/file/d/1MbIL5PFkQl0WGwXC75aAVFukFsna 6snD/view?usp=share_link (дата обращения: 20.12.2022).

Информация об авторах

Меркуль Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3808-6076, e-mail: merkul07@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 447
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 41
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2