Актуальные вопросы, результаты и перспективы развития исследований международного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детские Миры» (обзор по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России»)

29

Аннотация

В статье представлены результаты исследований, проведенных в Алжире и Чили в рамках международного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детские Миры», основные тезисы которых были отражены на международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России», состоявшейся 12 декабря 2022 года в г. Москве.

Общая информация

Ключевые слова: благополучие детей, индекс детского благополучия, COVID-19

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: отчет о событии

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2022030211

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2022 № 073-00110-22-01 «Научно-методическое обеспечение проведения и анализа оценки благополучия ребенка в Российской Федерации».

Получена: 21.12.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Брук Ж.Ю., Телицына А.Ю. Актуальные вопросы, результаты и перспективы развития исследований международного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детские Миры» (обзор по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 148–158. DOI: 10.17759/ssc.2022030211

Полный текст

Введение

На международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России», которая прошла 12 декабря 2022 года в Мо­скве, иностранными исследователями из Алжира и Чили были презентованы результа­ты исследований благополучия детей, реализованных в своих странах в рамках между­народного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детские Миры» (Children’s Worlds: The International Survey of Children’s Well-Being) [1; 3; 4].

Международный проект по изучению субъективного благополучия стартовал в 2009 г., его уникальность состояла в попытке «услышать голоса детей», поскольку дети явля­ются хорошими источниками информации о своей жизни и благополучии. Центральное место в исследовательском проекте занимает концепция «благополучия», заключающа­яся в когнитивном и аффективном восприятии и оценке детьми своей жизни в целом и конкретных ее аспектов. Умение слушать (услышать) голоса детей помогает детям реализовывать свое основное право — иметь собственное мнение и высказывать его.

Сегодня любая страна может присоединиться к проекту и использовать уже нарабо­танный опыт в оценке субъективного благополучия детей. Согласно условиям проекта, целевая группа информантов — дети 8, 10 и 12 лет, не менее 1000 респондентов в каждой возрастной группе выборки. Всего с начала существования проекта было реализовано 3 волны исследований, после которых руководителями проекта на его сайте публикова­лись отчеты каждой из стран-участниц проекта, а также сводный сравнительный между­народный отчет. В ходе реализации исследования постоянно анализировался опросник: дополнялся новыми вопросами; вопросы, которые не несли смысловой нагрузки или представляли непрезентативные данные, исключались. Дополнительно к трем волнам исследования, реализованным с 2009 по 2019 годы, в 2021 году проведено исследование благополучия детей в период пандемии коронавирусной инфекции.

Чем алжирские дети отличаются от других детей по всему миру? Исследование благополучия детей

Участник проекта и координатор команды исследователей из Алжира Хабиб Тилиу­ин (prof. Dr. Habib Tiliouine, University of Oran, Algeria) представил участникам конфе­ренции результаты ответов алжирских детей в сравнении с ответами ребят-представите­лей других стран [3].

В рамках исследования обозначены следующие практические задачи:

1. Использовать данные исследований благополучия, чтобы определить сферы жизни, в которых алжирские дети испытывают наибольшее удовлетворение.

2. Определить области, в которых алжирским детям следует оказывать дополнитель­ную помощь.

3. Информировать общественность, исследователей и политиков о полученных дан­ных, тем самым способствуя улучшению качества жизни детей.

Выборка исследования: дети в возрасте 8, 10 и 12 лет, не менее 1000 информантов от каждой возрастной группы.

Методика: опросник для выявления базовой информации (социально-демографиче­ские данные), опросники по разделам: дом и семья, друзья и отношения со сверстника­ми, школа, район проживания, деньги и материальное благополучие, времяпрепрово­ждение (отдых и увлечения), самооценка, общее благополучие и права детей.

Исследователи определились с выборкой и кластерами, перевели опросники с ан­глийского языка на родной язык ребенка, провели оценку на предмет ясности понимания вопросов ребенком и безопасности/экологичности этих вопросов. Получены официаль­ное разрешение Управления образования на проведение исследования, согласие на уча­стие со стороны руководителей школ, учителей, родителей и самих детей. Подготовлен­ные анкеты в соответствии с возрастом детей были распечатаны и распределены на заня­тиях в школе. Также были подготовлены информационно-консультативные материалы для учителей и родителей для использования по мере необходимости.

Результаты исследования материального благополучия:

1. Детская бедность, независимо от того, определяется ли она в относительном или абсолютном выражении, снижает качество жизни ребенка. Выявлено около 15000 «теневых зон», в которых 8,5 миллионов человек живут за чертой бедности, то есть около 20 % населения (данные 2019 года).

2. Около 2/3 детей сообщили, что у них нет собственной комнаты, они делят ее с дру­гими членами семьи [7; 9; 10]. Для сравнения, в Тюменской области 43 % детей не имеют своей комнаты.

3. 6,3 % детей делят спальное место с другими членами семьи, 16,7 % не имеют кровати [9], в основном на юге в провинции Эль-Баядх, где 38,2 % детей спят на полу.

4. 19 % детей не имеют в доме/квартире тихого места, где они могли бы выполнять до­машние задания. По данным исследования российских коллег, в Тюменской области детей такой категории насчитывается 16 % [2].

5. Выявлены различия между мальчиками и девочками: мальчики чаще, чем девочки, имеют мобильный телефон, отдельную спальню и незначительно больший доступ к интернету. По данным Ж.Ю. Брук, в Тюменской области дети более удовлетворены своим материальным благополучием (94,1 % детей сообщили, что у них есть мобиль­ный телефон) [2].

6. С возрастом удовлетворенность детей имеющимися у них вещами значительно сни­жается [12].

Результаты исследования жизни ребенка в семье.

Семейный климат, в котором растут дети, оказывает глубокое влияние на их пси­хическое здоровье и личное благополучие (Robila & Taylor, 2018; Flaquer, 2014; Gilman & Huebner, 2003). Семьи в Алжире большие по размеру: в среднем 4,9 человека на до­мохозяйство, согласно результатам опроса MICS 6 (MSPRH, UNICEF & UNFPA, 2020). ISCWeB обнаружил, что только 2-3 % детей заявили о том, что:

— не живут со своими семьями (0,6 %);

— жили в замещающих семьях (1,9 %).

У 26 % алжирских детей есть бабушки и дедушки, живущие с ними, что, например, намного больше, чем в Великобритании (5 %), но меньше, чем в Непале (61 %), Южной Африке и Румынии (35 %). Кроме того, 86 % детей в Алжире сообщили, что у них есть братья и сестры, живущие с ними, что соответствует тому же показателю, что в Эфиопии и Турции [5].

Последующее исследование [12] показало, что в возрасте от 12 до 14 лет удовлетво­ренность жизнью в семье оставалась достаточно стабильной у мальчиков, но у девочек значительно снижалась наряду с удовлетворенностью использования свободного време­ни и материальным благополучием.

Результаты исследования жизни ребенка по категории «друзья и сверстники».

В Алжире дети менее удовлетворены дружескими отношениями, но имеют более вы­сокий уровень удовлетворенности своими отношениями в целом. Это несоответствие не было обнаружено в других странах-участниках, за исключением Колумбии. Дети в Норвегии, Испании, Турции и России неизменно получают высокие баллы по категории «дружеские отношения», но Южная Корея, Южная Африка, Эфиопия, Непал и Алжир стабильно занимают низкие позиции.

Доля детей, которые совсем не были удовлетворены своими дружескими отношени­ями (менее пяти по 10-балльной шкале), варьировала от 0,8 % в Тюмени, 1 % в Албании и Хорватии до примерно 20 % как в Шри-Ланке, так и во Вьетнаме (в Алжире она со­ставила 7 %). В будущих исследованиях следует учитывать, что именно говорят родители своим сыновьям и дочерям, когда они идут в школу; какой тип взаимодействия поощряется в школах; как школа выстраивает свою позицию в отношении буллинга и издевательств внутри детских коллективов; насколько распространены в школах буллинг и травля в детской среде.

Похоже, что с возрастом ожидания детей от своих друзей и отношений с ними меня­ются, что приводит к снижению удовлетворенности этими отношениями. Помощь де­тям в приобретении социальных навыков и понимании урегулирования межличностных конфликтов в раннем возрасте поможет им развить здоровые отношения в будущем.

Результаты исследования школьного благополучия ребенка.

Результаты показывают, что по сравнению с другими странами алжирские дети зани­мают самую высокую позицию по показателям удовлетворенности школьным опытом. Это, как правило, совпадает с данными, полученными в большинстве изученных разви­вающихся стран. Нельзя не исключать возможность того, что многие дети рассматрива­ют школы как место для встреч и веселья, общения и игр друг с другом из-за отсутствия доступных игровых площадок, мест для отдыха и возможностей встречаться в других местах. Выполнение домашней работы, забота о членах семьи и помощь по дому — наи­более распространенные занятия для алжирских детей в свободное время. Между тем организованные мероприятия и занятия спортом относительно редки [7; 9; 10]. Качество школьных программ и достижение целей обучения должны регулярно подвергаться про­верке и тщательному контролю компетентных учреждений.

Результаты исследования удовлетворенности районом проживания.

В Алжире безопасность на местном уровне не была высоко оценена детьми. Напри­мер, только 59 % детей отметили высокую степень удовлетворенности своим районом проживания в группах 10 и 12 лет в третьей волне исследований (2016—2019 гг.) [9], а во второй волне процент составлял 57,8 % [7; 10]. По сравнению с другими странами в третьей волне алжирские дети заняли 32-е место (из 35 стран) [6], а во второй — 11-е место (из 15 стран) [5]. Эти результаты нуждаются в дальнейшем изучении и анализе.

Только 1 ребенок из 4 не полностью согласен с тем, что он/она чувствует себя в безопасности, когда гуляет в своем районе. Возможно, это связано с недавними широко распространенными исчезновениями и похищениями детей.

Таблица 1

Что больше всего приносит удовлетворение, а что — нет?

Страна

Что больше всего приносит удовлетворение

Что менее всего приносит удовлетворение

Албания

Одноклассники

Район проживания

Алжир

Школьная жизнь

Район проживания

Бангладеш

Школьная жизнь

Здоровье

Бельгия

Имущество

Школьная жизнь

Бразилия

Обучение

Безопасность

Чили

Будущее

Район проживания

Хорватия

Свобода

Район проживания

Эстония

Район проживания

Обучение

Страна

Что больше всего приносит удовлетворение

Что менее всего приносит удовлетворение

Финляндия

Учет мнения ребенка

Школьная жизнь

Франция

Район проживания

Учет мнения ребенка

Германия

Свобода

Район проживания

Греция

Внешность

Имущество

САР Гонконг

Безопасность

Свободное время, хобби

Венгрия

Будущее

Школьная жизнь

Индия

Школьная жизнь

Свобода

Индонезия

Школьная жизнь

Дом

Израиль

Свобода

Обучение

Италия

Здоровье

Будущее

Малайзия

Район проживания

Одноклассники

Мальта

Внешность

Свобода

Намибия

Школьная жизнь

Одноклассники

Непал

Школьная жизнь

Внешность

Норвегия

Свобода

Свободное время, хобби

Польша

Будущее

Школьная жизнь

Румыния

Свобода

Одноклассники

Россия

Район проживания

Школьная жизнь

Южная Африка

Школьная жизнь

Одноклассники

Южная Корея

Одноклассники

Внешность

Испания

Одноклассники

Школьная жизнь

Шри-Ланка

Школьная жизнь

Район проживания

Швейцария

Район проживания

Обучение

Тайвань

Безопасность

Свободное время, хобби

Великобритания (Англия)

Имущество

Внешность

Великобритания (Уэльс)

Свобода

Внешность

Вьетнам

Учет мнения ребенка

Друзья

 

Результаты исследования общего благополучия ребенка

Исходя из среднего показателя, алжирские дети занимают довольно высокую пози­цию среди других детей мира по уровню удовлетворенности жизнью. Однако некоторые специфические особенности связаны с неожиданно большим процентом менее удов­летворенных детей в этой стране [5], быстрым и значительным снижением показателей удовлетворенности с возрастом [8; 11] и более высокими показателями неудовлетво­ренности девочек по сравнению с мальчиками. Эти аспекты заслуживают дальнейшего детального изучения в будущем. Субъективное благополучие детей в Чили в международном контексте до и во время пандемии COVID-19

Исследователи из Чили Фернандо Рейес (Fernando Reyes, Universidad del Desarrollo) и Хорхе Дж. Варела (Jorge J. Varela, Universidad del Desarrollo) представили результаты исследования мнения детей об их благополучии до пандемии и того, как изменилась ситуация в период пандемии COVID-19 [3].

Исследование «Детские Миры» является крупнейшим и всеобъемлющим глобаль­ным исследованием детства (включая мнения самих детей), в Чили его начали прово­дить в 2009 году с небольшого пилотного проекта без финансирования. Далее было реа­лизовано три волны исследования при поддержке Фонда Джейкобса.

Центральное место в исследовании занимало понятие «счастье», насколько дети счи­тают себя счастливыми и благополучными.

За 2 года до пандемии были получены следующие результаты:

— в Чили процент детей в возрасте 10-ти лет с низким уровнем благополучия составил 5,4 %, а в возрасте 12 лет — 9,2 %;

— в России (Тюменская область) процент детей с низким уровнем благополучия соста­вил: в возрасте 10-ти лет — 6,8 %, в возрасте 12-ти лет — 9,8 %.

И если на выборке детей 12-ти лет разница между показателями Чили и России мини­мальна, то в возрасте 10-ти лет наблюдается существенный разрыв.

Дополнительное исследование мнения детей о своей жизни и благополучии в период COVID-19 выявило тревогу и страх за свою жизнь и жизнь своих близких.

В выборку вошли дети 10-14-ти лет, из них 805 девочек, 832 мальчика и 51 ребенок, не указавший свой пол (табл. 2).

Таблица 2

Выборка информантов

Возраст

Девочка

Мальчик

Я не думаю о себе как о мальчике/девочке

Итого ( %)

10 лет

153

136

8

297 (17,6)

11 лет

265

292

17

574 (34)

12 лет

259

240

16

515 (30,5)

13 лет

105

132

9

246 (14,6)

14 лет

23

32

1

56 (3,3)

805 (47,7)

832 (49,3)

51 (3)

1688 (100)

               

 

Сбор данных проводился при помощи онлайн-опроса (Survey Monkey) — 94,7 %, оч­ного заполнения — 5,3 %. В опросе принимали участие только дети из трех крупных городов, включая столицу [3].

Детей просили описать, что они испытывали в связи с введением ограничительных мер по нераспространению коронавирусной инфекции, и как изменилась их жизнь по трем критериям: «в моем городе каждый человек был подвержен локдауну, и люди в течение долгого времени не могли выходить на улицу»; «я должен был находиться дома и не выходить на улицу в течение длительного времени»; «я не мог ходить в школу в течение очень длительного времени».

Полученные данные свидетельствуют о том, что в Чили процент детей, на которых оказали влияние ограничительные меры, по всем трем критериям выше, чем в России (рис. 1).

Рис. 1. Описание ситуации в период пандемии коронавирусной инфекции 

При изучении угрозы жизни и здоровью ребенка, которую привнесла пандемия, детям были заданы вопросы, касающиеся ощущения безопасности и защищенности. Для на­глядности распределения полученных результатов была использована шкала Лайкерта. Результаты по Чили и России получены примерно одинаковые. Так, в Чили процент де­тей, которые полностью согласны с тем, что находятся в безопасности, составил 33 %, а в России — 36 %, процент абсолютно несогласных: в Чили — 13 %, в России — 12 % [3].

Вопрос о свободном времяпрепровождении, отдыхе и хобби являлся одним из клю­чевых. Детей попросили описать, насколько ограничительные меры повлияли на их до­суг. Были получены сходные данные по Чили и России, где не было обнаружено такого резкого снижения уровня благополучия, как, например, в Германии или Турции (рис. 2).

Результаты исследования жизни ребенка по категории «друзья и сверстники» показа­ли, что своими взаимоотношениями не удовлетворены: Чили (до пандемии — 13,24 %; во время — 24,44 %), Россия (до пандемии — 15,53 %; во время — 25,68 %).

Основные выводы

Пандемия COVID-19 повлияла на жизнь и благополучие детей. Во всех странах дети сообщали о значительно более низком уровне общего благополучия и счастья во время пандемии по сравнению с жизнью до пандемии. Исследователи подчеркивают, что на показатели не влияют такие факторы, как континент нахождения страны, исторические и культурологические особенности. Факторы позитивного воздействия (счастье, спо­койствие и высокий уровень энергии) показали более низкие баллы, а факторы негатив­ного воздействия (грусть, стресс и скука) — более высокие баллы во время пандемии, чем до пандемии. Долгосрочные последствия пандемии для различных аспектов жизни детей все еще неизвестны.

Рис. 2. Как пандемия повлияла на свободное времяпрепровождение ребенка

Заключение

Изучение субъективного благополучия детей в России в контексте Десятилетия дет­ства началось несколько лет назад. Представленные иностранными участниками докла­ды вызвали большой интерес и спровоцировали дискуссию; у исследователей возник­ло много вопросов по поводу доменов, критериев, показателей, инструментария. Всех иностранных участников объединяет участие в международном проекте «Мир Детства», а это предполагает единые опросники и процедуры — основания для сравнения и вы­водов. Поэтому изучение иностранного опыта стран, хоть и отличающихся от России системой образования, уровнем социальной защиты, культурными традициями, всегда представляет интерес — ведь изучается внутренний мир ребенка, а психология ребенка одинакова везде.

Результаты исследования последствий пандемии COVID-19 в каждой стране показы­вают ее разнообразное влияние на жизнь и благополучие детей. Но тенденции в оценках и ответах детей практически одинаковые. Действительно, международное исследование в почти 40 странах показало, что на показатели не влияют такие факторы, как континент нахождения страны, исторические и культурологические особенности. Тем интереснее будет продолжение исследования долгосрочных последствий пандемии в разных обла­стях жизни детей, в том числе через оценку субъективного благополучия.

Литература

1. Анонс научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБОУ ВО МГППУ. 2022. URL: https://mgppu.ru/events/1507 (дата обращения: 20.12.2022).

2. Брук Ж.Ю., Игнатжева С.В., Фроленкова А.Л. Детский мир. Субъективное благополучие детей Тюменской области: Монография. М.: Знание-М, 2021. 194 с.

3. Видеозапись конференции (12 декабря 2022 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБОУ ВО МГППУ. 2022. URL: https://drive.google.com/file/d/1MbIL5PFkQl0WGwXC75aAVFukF sna6snD/view?usp=share_link (дата обра-щения: 20.12.2022).

4. Пост-релиз научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБОУ ВО МГППУ. 2022. URL: https://mgppu.ru/news/11710 (дата обращения: 20.12.2022).

5. Rees G., Main G. Children’s views on their lives and well-being in 15 countries: A report on the Children’s Worlds survey, 2013-14. York: Children’s Worlds Project (ISCWeB), 2015. 152 p.

6. Rees G., Savahl S., Lee B.J., Casas F. (eds.). Children’s views on their lives and well-being in 35 co-untries: A report on the Children’s Worlds project 2016–19 [Электронный ресурс] // Jerusalem, Israel: Children’s Worlds Project (ISCWeB). 2020. 98 p. URL: https://isciweb.org/wp-content/uploads/2020/07/ Childrens-Worlds-Comparative-Report2020.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

7. Tiliouine H. School Bullying Victimisation and Subjective Well-Being in Algeria // Child Indicators Research. 2015. № 8(1). P. 133—150. DOI:10.1007/s12187-014-9286-y

8. Tiliouine H., Boussena M. The Status of the Child in Algeria // International Handbooks of Quality-of-Life. 2016. P. 463—483. DOI:10.1007/978-3-319-24774-8

9. Tiliouine H. Children’s Worlds National Report Algeria — 3rd Wave [Электронный ресурс] // Children’s Worlds: International Survey of Children’s Well-Being. 2020. URL: https://isciweb.org/wp-content/uploads/2020/03/Algeria-National-Report-Wave-3.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

10. Tiliouine H. Children’s worlds’ national report: Algeria [Электронный ресурс] // Children’s Worlds: International Survey of Children’s Well-Being. 2015. URL: http://www.isciweb.org/_Uploads/dbsAttachedFiles/Algeria_NationalReport_Final.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

11. Tiliouine H. Understanding factors challenging children’s well-being in Algeria: A research synthes-is // International Handbooks of Quality-of-Life. 2022. P. 329—352. DOI:10.1007/978-3-031-01783-4_21

12. Tiliouine H., Rees G., Mokaddem S. Changes in self-reported well-being: A follow-up study of children aged 12—14 in Algeria // Child development. 2019. № 90(2). P. 359—374. DOI:10.1111/cdev.13132

Информация об авторах

Брук Жанна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства Школы образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2806-2513, e-mail: z.y.bruk@utmn.ru

Телицына Александра Юрьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, доцент, департамент политики и управления, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0186-3989, e-mail: atelitsyna@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 138
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 29
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4