От редактора

25

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Семья Г.В. От редактора [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 7–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/ssc/archive/2022_n2/from_editor (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

Уважаемые читатели!

Очередной выпуск журнала «Социальные науки и детство» сегодня значительно объемнее, чем обычно, так как второй и третий номер сдвоены в силу тематики журнала, связанной с презентацией результатов исследований, выполненных в рамках государственных заданий Министерства просвещения Российской Федерации.

Открывает журнал рубрика «Доказательный подход в сфере детства», тема которой является одной из главных для всех номеров журнала и ключевой – в отборе лучших практик (практик с доказанной эффективностью), возможности их тиражирования в российских регионах. Тема включена в План основных мероприятий по реализации Десятилетия детства до 2027 года. Ведущие специалисты в этой области Н.П. Бусыгина и Т.Г. Подушкина вместе с А.В. Засимовой представили возможные основания для типологизации практик в сфере детства. Они показали, как выбор исследовательской методологии может осуществляться и оцениваться в соответствии со степенью зрелости практики, ее центральными задачами, стратегиями и уровнем их реализации. Важный вывод для дальнейшего развития сферы детства в доказательном ключе: не только практическая работа нуждается в постоянном научно-исследовательском сопровождении, но и исследовательский аппарат нуждается в постоянной корректировке и перенастройке в связи с особенностями практики.

Рубрика «Профилактика социального сиротства» содержит две статьи, в которых рассматривается одна из самых актуальных проблем – помощь детям, которые воспитываются в алкоголизированных семьях или в семьях, где родители употребляют наркотики. Зависимость родителей от ПАВ является основной причиной лишения родительских прав, и востребованность практических разработок в этом направлении очень велика. Статья Г.В. Семья, В.В. Барцалкиной, Н.Б. Флоровой анализирует примеры исследовательских подходов к работе с семьями в ситуациях риска их психологическому благополучию и адекватному выполнению функции родительства. Показаны отличительные особенности развития научной школы в данном направлении – укрупнение представлений и обязательность наличия научно-доказательной концептуальной базы.

Коллектив авторов (В.В. Барцалкина, О.О. Моисеев, Э.В. Третяк, Е.В. Хромышева), работающих в разных организациях – университет, Центр практической аддиктологии, общественная организация в сфере здоровьесбережения, объединил свои знания и опыт и предложил социально-психологическую типологию семей с проблемами алкоголизации и наркотизации, которая позволяет на практике организовать индивидуальную работу с зависимым родителем, созависимыми членами семьи, детьми и самой семьей в

целом. Это инновационный подход к решению проблемы сохранения семьи для ребенка. Одной из задач, занимающих центральное место в сфере детства, является организация настоящей, а не бумажной работы по воспитанию подрастающего поколения. Два основных института – семья и школа – вносят основной воспитательный вклад в развитие ребенка. Но в условиях институционального воспитания государство берет на себя родительские обязанности в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, согласно принятой поправки в статью 64 Конституции Российской Федерации. Проведенный автором И.А. Бобылевой анализ результатов опроса 857 специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 66 субъектов Российской Федерации позволил выявить особенности системы воспитания в данных организациях в современных условиях, определить фокус исследований в области воспитания сирот, систематизировать существующие программы воспитания.

Продолжается публикация статей, где исследуются особенности подготовки к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и успешность их социализации в постинтернатный период. Эта тема включена в Дорожную карту по профилактике социального сиротства на 2022—2025 годы, утвержденную тремя ключевыми министрами: просвещения, труда и социальной защиты, здравоохранения. В статье группы авторов (В.Н. Ослон, Г.В. Семья, М. Одинцова, У.В. Колесникова) представлены результаты исследования психологических ресурсов и личностных дефицитов выпускников организаций для детей-сирот, в котором участвовали 164 человека. В результате выявлено, что в числе психологических ресурсов выпускников помимо уже известных социальных навыков на первый план выходят эмоциональный интеллект и некоторые конструктивные копинг-стратегии.

Традиционный раздел «Благополучие детства» представлен в этом выпуске сразу тремя статьями, которые высвечивают разные грани этого сложного феномена, по поводу которого не утихают методологические споры.

Поистине титанический труд проделан авторами при составлении сравнительного анализа особенностей насилия в сиблинговых отношениях в отечественных и зарубежных публикациях. Эта проблема исследуется около 100 лет, имеет богатую историю и широкое пространство изучения, но, к сожалению, мало представлена в отечественных исследованиях. Статья И.Е. Жмурина и И.В. Корнейчика может стать стимулом для российских исследований.

Детское благополучие в статье Я.А. Скрябиной рассмотрено через призму социально-демографических аспектов. Предметом исследования стали социально-экономические отношения, складывающиеся в обществе, при оценке дружественности города по отношению к семье и детям. Автор изучает уровень комфортности, безопасности и развития подрастающего поколения в условиях городской среды Республики Башкортостан в современном социально-демографическом контексте.

Подход с теоретических позиций новой социологии детства позволил автору А.Ю. Телицыной по-иному оценить российский и международный опыт и сделать вывод, что для совершенствования оценки детского благополучия необходима синергия усилий психологов, социологов, экономистов и правоведов, поскольку домены, которые исследуются путем оценки индекса детского благополучия, находятся в поле деятельности этих четырех областей знания. В конце года прошли сразу две международные конференции, посвященные исследованиям в сфере детства, с большим числом участников и актуальной тематикой.

В журнале представлены тезисы научно-практической конференции «Результаты и проблемы внедрения доказательного подхода в сферу детства в России», где участники не только обсудили актуальные вопросы, но и разобрали практические кейсы «превращения» социальной практики в доказательную. В результате удалось зафиксировать растущие запросы от академического сообщества, специалистов сферы детства, государственного сектора на сегодняшний момент (А.В. Засимова).

По итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения Индекса детского благополучия в России» И.А. Меркуль представила обзор «Индекс детского благополучия в России: актуальные вопросы, разработки и перспективы развития». Большой интерес вызвали доклады специалистов из Белоруссии и Азербайджана, показавшие разнообразные подходы к решению проблем детства. Особенностью конференции стали презентации результатов исследований на детских выборках от 10 до 200 тысяч детей и подростков.

Международный характер конференции позволил обсудить актуальные вопросы, результаты и перспективы развития исследований международного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детские миры» с участием специалистов из России,

Алжира и Чили, принимающих участие в этом проекте уже несколько лет (Ж.Ю. Брук, А.Ю. Телицына).

Надеюсь, что знакомство со статьями журнала будет способствовать росту профессионального интереса к тематике исследований в сфере детства и новым статьям!

Главный редактор журнала Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей; член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних; международный эксперт

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 27
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 25
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0