Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии
2011. № 5. С. 157–174
ISSN: 2191-6667
Этнологические методы в культурно-исторической психолингвистике
Аннотация
Признавая сложности обыденной жизни, данная статья изучает преимущества этнологических методов для исследований в сфере культурно-исторической психолингвистики в области детского языкового развития. В рамках культурно-исторической традиции методы, которые подчеркивают важность контекста и диалога между исследователем и областью его работы, кажутся интересными. Используя пример работы, проведенной с детьми в двух немецких детских садах, автор статьи предлагает размышление о преимуществах и недостатках этнологических методов. Акцент делается на включенном наблюдении, нарративном интервью и влиянии исследователя на поле его работы в целом.
Общая информация
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Эппинг К. Этнологические методы в культурно-исторической психолингвистике [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2011. № 5. С. 157–174. URL: https://psyjournals.ru/journals/tatigkeitstheorie/archive/2011_n5/52928 (дата обращения: 16.11.2024)
Литература
- Bertau, M.-C. (2011). Anreden, Erwidern, Verstehen. Elemente einer Psycholinguistik der Alterität. [Addressing, replying, and understanding. Elements of a psycholinguistics of alterity]. Berlin: Lehmanns Media.
- Christmann, G.B. (1996). Zur Ethnographie kommunikativer Vorgänge in Ökologiegruppen. [On the ethnography of communication within ecology groups]. In H. Knoblauch (Ed.), Kommunikative Lebenswelten. Zur Ethnographie einer geschwätzigen Gesellschaft (pp. 53-72). Konstanz: Univ.-Verl. Konstanz.
- Dwyer, K. (1979). The dialogic of ethnology. Dialectical Anthropology, 4, 205-224.
- Epping, C. (in prep.). Verstehen und Verständigung in deutschen Kindergärten. [Understanding and comprehension in German kindergartens]. Dissertation project at Ludwig-Maximilians-Universität, Munich.
- Flick, U. (2010). Qualitative Sozialforschung. Eine Einführung. [Qualitative social research. An introduction] Reinbek bei Hamburg: Rowohlt-Taschenbuch-Verlag.
- Hedegaard, M. (2008). A cultural-historical theory of children's development. In M. Hedegaard, M. Fleer, J. Bang, & P. Hviid (Eds.), Studying children. A cultural-historical approach (pp. 10-29). Maidenhead: Open Univ. Press.
- Hedegaard, M. (2008a). Developing a dialectic approach to researching children's development. In M. Hedegaard, M. Fleer, J. Bang, & P. Hviid (Eds.), Studying children. A cultural-historical approach (pp. 30-45). Maidenhead: Open Univ. Press.
- Hedegaard, M. (2008b). The educational experiment. In M. Hedegaard, M. Fleer, J. Bang, & P. Hviid (Eds.), Studying children. A cultural-historical approach (pp. 181–201). Maidenhead: Open Univ. Press.
- Heinzel, F., Cloos, P., Köngeter, S. & Thole, W. (Eds.) (2010). "Auf unsicherem Terrain". Ethnographische Forschung im Kontext des Bildungs- und Sozialwesens. [“On insecure terrain“. Ethnographical research within education and welfare] Wiesbaden: VS Verl. für Sozialwissenschaften.
- Hopf, Ch. (2009). Qualitative Interviews – ein Überblick. [Qualitative interviews – an overview]. In U. Flick, E. v. Kardoff, I. Steinke (Eds.), Qualitative Forschung. Ein Handbuch (pp. 349-360). Reinbeck bei Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag.
- James, A. (2010). Ethnography in the study of children and childhood. In P. Atkinson (Ed.), Handbook of ethnography (pp. 246-257). Los Angeles: SAGE.
- Knoblauch, H. (2005). Focused Ethnography. Forum Qualitative Sozialforschung/ Forum: Qualitative Social Research, 6, 30 paragraphs. Retrieved 12th of August, 2011, from http://nbnresolving.de/urn:nbn:de:0114-fqs0503440.
- Lompscher, J. (2004). Lernkultur Kompetenzentwicklung aus kulturhistorischer Sicht. Lernen Erwachsener im Arbeitsprozess. [Learning culture and competence development in a cultural-historical perspective]. Berlin: Lehmanns Media.
- Madden, R. (2010). Being ethnographic. A guide to the theory and practice of ethnography. London: SAGE.
- Malinowski, B. (1922). Argonauts of the Western Pacific. Waveland Press Incorporated.
- Miller, P.H. (1993). Theorien der Entwicklungspsychologie. [Theories of Developmental Psychology]. Heidelberg: Spektrum Akademie Verlag.
- Oester, K. (2008). 'Fokussierte Ethnographie': Überlegungen zu den Kernansprüchen der Teilnehmenden Beobachtung. [‚Focused ethnography’: Thoughts about the cores of participant observation]. In B. v. Hünersdorf, Ch. Maeder, & B. Müller (Eds.), Ethnographie und Erziehungswissenschaft. Methodologische Reflexionen und empirische Annäherungen (pp. 233-243). Weinheim: Juventa-Verlag,
- Rogoff, B. (2003). The cultural nature of human development. Oxford UK, New York: Oxford University Press.
- Schoneville, H. (2010). An ein Zelt lässt sich nicht gut anklopfen: Der Feldzugang als soziale Aufführung und Kampf um Deutungen. [It is not easy to knock at a tent: Access to the field as a social performance and fight for interpretation]. In F. Heinzel, P. Cloos, S. Köngeter & W. Thole (Eds.). "Auf unsicherem Terrain". Ethnographische Forschung im Kontext des Bildungs- und Sozialwesens (pp. 95- 105). Wiesbaden: VS Verl. für Sozialwiss.
- Schupp, S. (1997). Ethnologie und ihr koloniales Erbe. Ältere und neuere Debatten um die Entkolonialisierung einer Wissenschaft. [Ethnology and its colonial heritage. Older and recent debates about the decolonialisation of a science]. Hamburg: Lit.
- Spindler, G.D. (Ed.) (1978). The Making of psychological anthropology. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press.
- Spradley, J.P. (1980). Participant observation. South Melbourne: Wadsworth Cengage Learning.
- Werani, A. (2011). Inneres Sprechen – Ergebnisse einer Indiziensuche. [Inner speech – empirical evidence based on speech profiles]. Berlin: Lehmanns Media.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1477
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 333
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1