Личностные адаптационные ресурсы китайских студентов-первокурсников

94

Аннотация

В статье анализируются личностные факторы, выделяемые иностранными авторами как ресурсы или «барьеры» адаптации китайских студентов к обучению за границей. Приводятся результаты сравнительной психодиагностики свойств личности китайских студентов, обучающихся в российском и китайском вузах. Разработаны рекомендации по активизации адаптационных ресурсов китайских студентов, обучающихся за границей.

Общая информация

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ван С., Петанова Е.И. Личностные адаптационные ресурсы китайских студентов-первокурсников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 3. С. 75–85.

Литература

Кошелева Е. Ю. Учебные и поведенческие стратегии китайских студентов: социокультурный анализ / ред. Е. Ю. Кошелева // Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации. Томск: РАУШМБХ, 2011. 140 с.

Гузарова Н. И., Петровская Т. С. К вопросу о повышении эффективности адаптации китайских студентов к академической и социально-культурной среде Сибирского университета (на материале Томского политехнического университета) // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Русско-китайские языковые связи и проблемы межцивилизационной коммуникации в современном мире». Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2009. С. 26–29.

Иванова М. А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к высшей школе. СПб.: Изд-во Полторак, 2010. 290 с.

Даниленко О. И., Ли Ц., Сюй И. Адаптированность китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая // Психологические аспекты межкультурной адаптации: коллективная монография / под общ. ред. В. В. Калиты. Владивосток: Дальнаука, 2015. С. 90–110.

Петанова Е. И., Бордовская Н. В., Лю Ц. Сравнительный анализ адаптированности студентов-первокурсников к условиям образовательной среды (на примере Пекинского и Санкт- Петербургского университета) // Вестн. Тверского гос. ун-та. Серия: психология и педагогика. 2015. Вып. 4. С. 95–102.

Антонян Л. В., Петанова Е. И. Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе (на примере первокурсников СПбГУ)// Сб. материалов конференции «Дружининские чтения». Сочи: Изд-во ФГБОУ ВПО «СГУ», 2011. Т. 2. С. 38–39.

Ван С. Изучение адаптированности китайских студентов, обучающихся в вузах Санкт-Петербурга // Мат-лы междунар. науч. конф. молодых ученых «Психология XXI века». СПб.: СПбГУ, 2014. С. 157–158.

Петанова Е. И., Лю Ц. Кросс-культурные аспекты выделения задачи психологического сопровождения первокурсников СПбГУ (россиян и китайцев) // Матер. конф. «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования». Ростов-н/Д/: ЮФУ, 2014. С. 199–202.

Ван С. Психологическое здоровье студентов как фактор адаптации к обучению за границей // Мат-лы конф. «Ананьевские чтения — 2014». СПб.: СПбГУ, 2014. С. 233–235.

Чэнь Ц. Повышение значимости воспитательной системы российского педагогического вуза для социальной адаптации китайских студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула, 2010. 22 с.

Wenli Y. Academic and Cultural Experiences of Chinese Students at an American University: A Qualitative Study // Intercultural Communication Studies 2011.Vol. 20, issue 1. P. 141–157.

Gudykunst W. B. An anxiety / uncertainty management (AUM) theory of strangers’ intercultural adjustment // Th eorizing about intercultural communication. Sage. Thousand Oaks, CA.: Washington DC, 2005. P. 419–457.

Yan K., Berliner А., David C. Chinese international students’ academic stressors in the United States // College Student Journal. 2009. Vol. 43, issue 4. P. 939–960.

Новгородская В. А. Личностный ресурс студентов вуза как детерминанта эффективного профессионального самоопределения: автореф. дис. … канд. псих. наук. Сочи, 2012. 26 с.

Борисова А. А. Личностные ресурсы межкультурной адаптации иностранных студентов // Science and Educationa New Dimension. Pedagogy and Psychology. 2015. Vol. 111 (20), issue 40. P. 414–416.

Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 90 с.

Ван С., Петанова Е. И. Я-концепция как фактор социальной адаптации китайских студентов к обучению в российском вузе // Сб. матер. конф. «Формы и методы социальной работы в различ- ных сферах жизнедеятельности». Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. С. 46–47.

Egeren L. F. van. A cybernetic model of global personality traits // Personality and Social Psychology Review. 2009. Vol. 13. P. 92–108.

Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган: Изд-во КГУ, 2000. 23 с.

Higgins D. M., Peterson J. B., Pihl R. O., Lee A. G. M. Prefrontal cognitive ability, intelligence, Big Five personality, and the prediction of advanced academic and workplace performance // Journal of Personality and Social Psychology. 2007. Vol. 93. P. 298–319. 

Информация об авторах

Ван Сяо, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: wangxiao@mail.ru

Петанова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: petanovaelena@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 100
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 94
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2