Контрастная иллюзия: старые факты в новом свете

112

Аннотация

Статья посвящена исследованию эффекта контрастной иллюзии. Данный экспериментальный факт был обнаружен Д. Н. Узнадзе, однако по сей день не получил удовлетворительного объяснения. Рассмотрены классические опыты, поставленные Д. Н. Узнадзе, в которых установка формировалась в условиях, предусматривающих контроль сознания. Описаны процедура и результаты эксперимента, проверяющего возможность проявления иллюзии контраста в условиях формирования фиксированной установки на иррелевантный признак (за пределами фокусированного внимания). Испытуемый воспринимал геометрические фигуры на экране, разделенном на два окна. В левом окне всегда было изображено меньше точек, чем в правом. Разница составляла 20 %. Целевая задача испытуемого состояла в определении того, какая из фигур, в левом или в правом окне экрана, расположена выше. В контрольном предъявлении испытуемый сравнивал одинаковое количество точек. Было установлено, что в большинстве случаев (84 %) испытуемые совершали ошибки. Среди общего количества иллюзий доминировали иллюзии по контрасту (в 58 % случаев). Предлагаемое объяснение эффекта контрастной иллюзии предполагает постулирование двух стадий неосознаваемого процесса, предваряющего иллюзорный эффект, а именно стадии параллельного сличения и стадии сравнения результатов сличения.

Общая информация

Ключевые слова: фиксированная установка, контрастная иллюзия, ассимилятивная иллюзия, сознательный контроль, сличение

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Финансирование. Статья подготовлена в рамках выполнения исследовательского проекта, поддержанного РФФИ (грант № 16-06-00110).

Для цитаты: Агафонов А.Ю., Бурмистров С.Н., Шилов Ю.Е. Контрастная иллюзия: старые факты в новом свете // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. № 4. С. 63–74.

Литература

Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / под ред. А. А. Матюшкиной. М.: КДУ, 2009. 190 с.

Информация об авторах

Агафонов Андрей Юрьевич, доктор психологических наук, профессор, Заведующий кафедрой общей психологии, заместитель декана по научной работе психологического факультета Социально-гуманитарного института, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1546-605X, e-mail: aa181067@yandex.ru

Бурмистров Сергей Николаевич, старший преподаватель, кафедра общей психологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6567-6779, e-mail: burm33@mail.ru

Шилов Ю.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия, e-mail: sheloves@samsu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 137
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 112
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2