Структурно-функциональная модель терминологической компетентности специалиста

121

Аннотация

В статье обосновываются значимость терминологической подготовки в профессиональной деятельности и коммуникации, необходимость овладения терминологической компетентностью как важнейший показатель профессионализма и фактор повышения качества профессиональной коммуникации. Содержательно раскрыта методология изучения терминологической компетентности, выявлены и описаны ее существенные характеристики. Уточнено содержа-ние терминологической компетентности и ее функции, а также место в классификационной системе компетентностей современного специалиста. Раскрыта связь между терминологической и языковой, информационной и профессиональной компетентностью. Разработана и описана структурно-функциональная модель терминологической компетентности специа-листа как теоретическая основа изучения, продемонстрированы показатели проявления ее компонентов — предметно-познавательного, интеллектуально-рефлексивного и коммуникативно-языкового. Структурно-функциональная модель терминологической компетентности специалиста важна для разработки методики ее изучения и отбора методического инструментария.

Общая информация

Ключевые слова: термин, термины, компетентность

Рубрика издания: Педагогическая психология

Тип материала: научная статья

Финансирование. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 16-06-00486).

Для цитаты: Бордовская Н.В., Кошкина Е.А. Структурно-функциональная модель терминологической компетентности специалиста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. № 4. С. 97–109.

Литература

Чурилова И. Н. Профессиональная терминология как средство профессиональной коммуникации в подготовке специалистов в области театрального искусства // Вестник науки Сибири. 2015. Специальный выпуск (15). С. 223–229.

Бутылов Н. В. Роль специальной терминологии в формировании профессиональной компетенции лингвиста переводчика // Исследования в контексте профессиональной коммуникации. Коллективная монография / отв. ред. О. А. Дронова. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». 2014. С. 309–314.

Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Создание учебного тематического и терминологического словаря по дисциплине «Экология» для курсантов/студентов и слушателей (на материале Академии ГПС МЧС России) // Матер. 16-й междунар. науч.-практ. конф. «Теоретические и методологические проблемы современного образования». М.: Спецкнига, 2014. С. 106–113.

Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Сферы функционирования экономической лексики русского языка (от языка специальности к языку прессы) // Матер. X междунар. конгресса международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русское слово в мировой культуре». (30 июня — 5 июля 2003 г.). Пленарные заседания: сб. докладов. В 2 т. / под ред. Е. Е. Юркова. Н. О. Ро-гожиной. СПб.: Политехника, 2003. Т. I. С. 164–168.

Грибан О. Н. Сущность и структура информационной компетентности студентов педагогиче-ского вуза // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: СВ-96, 2012. Вып. 7. С. 336–344.

Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 20.06.2016).

Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. No 2. С. 58–64.

Ильиных С. А., Алтухова Т. А. Методическое изучение профессиональных компетенций представителей государственных органов власти: коммуникативный аспект // Теория и практика общественного развития. 2014. No 1. С. 78–81.

Даниленко В. П. Лексика языка науки. Терминология: автореф. дис... д-ра филол. наук. М., 1977. 41 с.

Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М.: Изд-во ЛКИ. 2007. 256 с.

Филиппович Ю. Н., Прохоров А. В. Семантика информационных технологий: опыты словарно-тезаурусного описания. М.: МГУП, 2002. 368 с.

Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 с.

Вышегуров С. Х. Терминологическая компетенция как требование профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2012. No 4 (7). С. 89–97.

Титова Е. В. Терминологический анализ как метод и задача исследования // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Июнь 2010, ART 1425. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1425.htm (дата обращения: 22.03.2016).

Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. 2005. No 8. С. 26–44.

Ермолаева Ж. Е. Формирование терминологической культуры курсантов и слушателей академии государственной противопожарной службы МЧС России направления подготовки «Пожарная безопасность» // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. T. 6, No 6, ч. 2.С. 85–88

Информация об авторах

Бордовская Нина Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: nina52@mail.ru

Кошкина Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, Гуманитарный институт Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия, e-mail: coschkina.el@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 92
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 121
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1