Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами

215

Аннотация

Родительское отношение понимается как социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Если в процессе воспитания не удовлетворяются эмоциональные потребности подростка, развиваются ранние дезадаптивные схемы, которые способствуют возникновению нарушений взаимоотношений во взрослом возрасте. Целью работы стало изучение взаимосвязи выраженности дезадаптивных схем у взрослых людей с восприятием родительского отношения к ним в подростковом возрасте. Обнаружены достоверные корреляционные связи особенностей родительского отношения в подростковом возрасте, каким его воспринимают респонденты, и выраженности у них дезадаптивных схем. Выявлена положительная корреляционная взаимосвязь показателя эмоциональной дистанции со стороны матери и ранних дезадаптивных схем из группы нарушенных отношений привязанности. Восприятие матери как эмоционально холодной, дистанцирующейся и не принимающей, ощущение недостатка любви, тепла, заботы и поддержки в отношениях с матерью в детстве и подростковом возрасте может приводить к формированию дезадаптивных схем. В отраженном родительском отношении проявляются некоторые черты, которые обусловливают формирование ранних дезадаптивных схем, развивающихся в дальнейшем как важные личностные качества. В выборке респондентов, обращавшихся за психологической помощью по поводу проблем в разных сферах взаимодействия с другими людьми, обнаруженные корреляции помогают лучше понять механизмы формирования негативных установок и иррациональных убеждений в детском возрасте под влиянием семейного воспитания. Результаты исследования согласуются с положениями теории развития и воспитания, а также существенно дополняют представления о семейном воспитании и могут использоваться в практической работе по консультированию в области семейных отношений.

Общая информация

Ключевые слова: детско-родительские отношения, развитие личности, ранние дезадаптивные схемы, подростковый возраст

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках исследовательского проекта № 15-06-10825 («Ранние дезадаптивные схемы и субъективные переживания детства в связи с совладающим поведением взрослых»).

Для цитаты: Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова Е.В. Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2017. Том 7. № 4. С. 382–394.

Литература

Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.

Смирнова Е.О., Савина Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений. М.: Когитоцентр, 2003. 230 с.

Sears R.R. A theoretical framework for personality and social behavior // Amer. Psychologist. 1951. Vol. 6. Р. 476–482.

Боулби Д. Привязанность / пер. с англ. Н.Г.Григорьевой, Г.В.Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 477 с.

Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности: Практикум по психотерапии. СПб.: Питер, 2002. 544 с. 6. Young J.E., Klosko J. S., Weishaar M.E. Schema Therapy: A Practitioner’s Guide. New York: Guilford Press, 2003. 450 р.

Янг Д.Э., Уэйнбергер А.Д., Бек А.Т. Когнитивная психотерапия при депрессии // Клиническое руководство по психическим расстройствам / под ред. Д.Барлоу / пер. с англ.; под ред. Э.Г.Эйдемиллера. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 391–454.

Касьяник П.М., Романова Е.В., Фаррелл Дж.М., Шоу А.А. Концептуальные основы групповой и индивидуальной схематерапии // Российский психотерапевтический журнал. 2013. № 1. С. 23.

Касьяник П.М., Романова Е.В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2016. 152 с.

Young J. Schema Therapy Inventories & Related Materials. New York: Schema Therapy Institute, 2015. 52 р.

The Wiley Blackwell handbook of schema therapy: theory, research and practice / ed. by M. van Vreeswijk, J.Broerson, M.Nadort. New Jersey: Wiley-Bleckwell, 2012. 648 p.

Avagianou P.A., Zafiropoulou M. Parental bonding and depression: personality as a mediating factor // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2008. Vol. 20. Р. 261–269.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.

Холмогорова А.Б. Схема-терапия Дж.Янга — один из наиболее эффективных методов помощи пациентам с пограничным расстройством личности // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 2. С. 78–87.

Касьяник П.М., Галимзянова М.В., Романова Е.В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов их функционирования у взрослых, обращавшихся и не обращавшихся за психологической помощью // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2 (35). С. 75–83.

Информация об авторах

Галимзянова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: mariross@mail.ru

Касьяник Павел Моисеевич, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: k_pm@animapsy.ru

Романова Елена Васильевна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: elenaromanova11@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 251
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 215
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 14