Влияние нерелевантной вербальной сатиации на выраженность негативного прайминг-эффекта

45

Аннотация

Многократное повторение одного и того же слова приводит к возникновению эффекта вербальной сатиации — ощущению полной или частичной утраты смысла этого слова. Объективно эффект проявляется в замедлении решения задач, связанных с повторяемым словом. Опираясь на теорию, развиваемую В.М.Аллахвердовым, мы полагаем, что попытка удерживать в сознании неизменное содержание должна «опустошать» сознание от привычных значений. Поскольку сознание не может оставаться пустым, их место должны занять негативно выбранные (т. е. «активированные, но заблокированные») значения, которые могут быть и не связаны с повторяемыми стимулами. Чтобы экспериментально контролировать негативный выбор стимулов, мы использовали метод негативного прайминга. Основная задача испытуемых состояла в том, чтобы как можно быстрее прочитать целевое слово, игнорируя словодистрактор. В качестве дополнительной задачи (выполнявшейся через каждые три пробы основной задачи) испытуемым предлагалось прочитать десять слов (в контрольной группе) либо повторить одно слово вслух десять раз (в экспериментальной группе). Негативный прайминг-эффект (который заключался в том, что испытуемые медленнее реагировали на целевой стимул, если ранее этот же стимул предъявлялся как дистрактор) ослабевал под воздействием вербальной сатиации у испытуемых, которые медленнее выполняли основную задачу, они же сильнее замедлялись относительно контрольной группы при повторении слов в дополнительной задаче. Кроме того, нерелевантная вербальная сатиация в целом ускоряла ответы испытуемых в основной задаче.

Общая информация

Ключевые слова: вербальная сатиация, негативный прайминг, осознание, эффекты последействия, игнорирование дистракторов

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 16-36-00297 мол_а.

Для цитаты: Науменко О.В., Костина Д.И. Влияние нерелевантной вербальной сатиации на выраженность негативного прайминг-эффекта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2017. Том 7. № 4. С. 328–342.

Литература

van den Hout M.A., Engelhard I.M., Smeets M., Dek E.C., Turksma K., Saric R. Uncertainty about perception and dissociation after compulsive-like staring: Time course of effects // Behaviour Research and Therapy. 2009. Vol. 47, N 6. P. 535–539.

Информация об авторах

Науменко Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: olga.v.naumenko@gmail.com

Костина Дарья Игоревна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: d.kostina125@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 114
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 45
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0