Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет

210

Аннотация

Представлен обзор исследований, проведенных в области изучения привязанности у детей, в которых продемонстрирована взаимосвязь между качеством привязанности ребенка и характеристиками материнской чувствительности к его потребностям. Также рассмотрены теоретические подходы к оценке привязанности, которые представляют разную концептуализацию развития стратегий привязанности у детей, имевших опыт значительной нечувствительности со стороны матери в период младенчества. В связи с отсутствием работ, в которых изучались стабильность и изменение стратегий привязанности от младенческого к дошкольному возрасту у российских детей, целью исследования стало изучение развития системы привязанности у детей от одного года до четырех лет, а также описание факторов, влияющих на изменение характеристик привязанности. В исследовании приняли участие 27 пар «мать — ребенок». Дети были рождены в срок и не имели нарушений, связанных с генетическими и медицинскими факторами. Оценка привязанности проводилась при помощи метода «Незнакомая ситуация» в младенческом (средний возраст детей 13,3±1,6 месяцев) и дошкольном (средний возраст детей 32,1±9,6 месяцев) возрасте. Паттерны привязанности детей определялись с использованием критериев М.Эйнсворт и П.Криттенден экспертом, прошедшим обучение. В ходе исследования было выявлено, что у 22,2% детей к дошкольному возрасту паттерн привязанности изменился. Изменение паттерна привязанности оказалось связано с наличием признаков депрессии в младенческом возрасте и посещением детьми детского сада. Такие характеристики, как наличие сиблингов, другого заботящегося лица (няни, бабушки), посещение развивающих занятий или игровых групп, а также возраст дошкольников, оказались не связанными с изменением паттерна привязанности у детей в возрасте от года до четырех лет.

Общая информация

Ключевые слова: привязанность, ранний возраст, дошкольный возраст, оценка привязанности

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 08-06-00629а.

Для цитаты: Плешкова Н.Л. Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 4. С. 396–408.

Литература

Bowlby J. Attachment and loss. Vol. 1. Attachment. 2nd ed. New York: Basic Books, 1982/1969. 402 р.

Боулби Дж. Привязанность. М.: Изд-во «Гардарика», 2003. 462 c.

Ainsworth M.D. S., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation. New Jersey: Hillsdale; Erlbaum, 1978. 391 p.

Beebe B. et al. The origins of 12-month attachment: A microanalysis of 4-month mother-infant interaction // Attachment and Human Development. 2010. Vol. 12, N 1. P. 1–35.

Belsky J. International and contextual determinants of attachment security // Handbook of Attachment. Theory, research, clinical application / еds J.Cassidy, Ph. Shaver. New York: The Gilford Press, 1999. P. 249–264.

Belsky J., Fearon R.M.P. Precursors of attachment security // Handbook of attachment / Eds J.Cassidy, P.R. Shaver. New York: The Gilford Press, 2008. P. 295–316.

Goldsmith H.H., Alansky J.A. Maternal and infant temperamental predictors of attachment: A metaanalytic review // Journal or Consulting and Clinical Psychology. 1987. Vol. 55. P. 805–816.

Pauli-Pott U., Haverkock A., Pott W., Beckmann D. Negative emotionality, attachment quality, and behavior problems in early childhood // Infant Mental Health Journal. 2007. Vol. 28, N 1. P. 39–53.

Vaughn B., Bost K. Attachment and temperament: redundant, independent, or interacting influence on interpersonal adaptation and personality development? // Handbook Attachment. Theory, research, clinical application / eds J.Cassidy, Ph. Shaver. New York: The Gilford Press, 1999. P. 198–225.

van IJzendorn M., van der Veer R., van Vliet-Visser S. Attachment three years later: Relationships between infant-mother attachment and emotional-cognitive development in kindergarten // Attachment in Social networks / eds L.Tavecchio, M. van Ijzendorn. Amsterdam: Elsiver, 1987. P. 185–224.

Berthelot N et al. Intergenerational transmission of attachment in abused and neglected mothers: The role of trauma-specific reflective functioning // Infant Mental Health Journal. 2015. Vol. 36. P. 200–212.

Madigan S. et al. Unresolved states of mind, anomalous parental behavior, and disorganized attachment: A review and meta-analysis of a transmission gap // Attachment and Human Development. 2006. Vol. 8. P. 89–111.

Radke-Yarrow M., Cummings E.M., Kuczynski L., Chapman M. Patterns of attachment in two and three-years-old in normal families and families with parental depression // Child Development. 1985. Vol. 56. P. 884–893.

Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 39–49.

Бардышевская М.С. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей //Дефектология. 2006. № 1. С. 6–20.

Задорова Ю.А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2015. С. 126–129.

Кощавцев А.Г. Послеродовые депрессии и материнско-детская привязанность. СПб.: Сотис, 2005. 222 c.

Куфтяк Е.В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015. № 1. С. 78–83.

Ширяева О.А. Влияние типов привязанности часто болеющих детей раннего возраста к родителям на особенности общения со сверстниками в младшем дошкольном возрасте // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. Асафьева. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. C. 165–170.

Плешкова Н.Л. Особенности привязанности у детей раннего возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 26 с.

Ahnert L., Meicshner T., Schmidt A. Maternal sensitivity and attachment in East German and Russian Family Networks // The organization of attachment relationships: Maturation, culture, and context / eds P.M.Crittenden, A.H.Claussen. New York: Cambridge University Press, 2000. Р. 61–74.

Bogolyubova O.N., Pleshkova N.L. Prior victimization, traumatic birth experience of mothers and the quality of attachment of their young children // European Journal of Psychotraumatology. 2013. Vol. 42. P. 1227.

Pleshkova N. L., Muhamedrahimov R.J. Quality of attachment in St. Petersburg (Russian Federation): A sample of family-reared infants // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2010. Vol. 15, N 3. P. 355–362.

Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка: пер. с англ. / под ред. Р.Ж.Мухамедрахимова. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. 296 с.

Плешкова Н.Л., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Дефектология. 2008. № 2. С. 37–44.

Marvin R. S. An ethological-cognitive model of the attenuation of mother-child attachment behavior // Advances in the study of communication and affect. Vol. 3. Attachment behavior / eds T.Alloway, L.Krames, P.Pilner. New York: Plenum Press, 1977. P. 26–60.

Fraley R.C. Attachment stability from infancy to adulthood: Meta-analysis and dynamic modeling of developmental mechanisms // Personality and Social Psychology Review. 2002. Vol. 6. P. 123–151.

Wartner U.G., Grossmann K., Fremmer-Bombik E., Suess G. Attachment patterns at age six in south Germany: Predictability from infancy and implications for preschool behavior // Child Development. 1994. Vol. 65. P. 1014–1027.

Spieker S., Crittenden P.M. Comparing two attachment classification methods applied to preschool strange situation // Clinical child psychology and psychiatry. 2009. Vol. 15, N 1. P. 97–120.

Sroufe L.A., Egeland B., Carlson E., Collins W.A. The Development of the Person: The Minnesota Study of Risk and Adaptation from Birth to Adulthood. New York: Guilford Publications, 2005. 411 p.

Thompson R.A., Raikes H.A. Toward the next quarter-century: Conceptual and methodological challenges for attachment theory // Development and Psychopathology. 2003. Vol. 15. P. 691–718.

Cassidy J., Marvin R. S. and the MacArthur Attachment Working Group. Attachment organization in preschool children: Procedures and coding manual. Unpublished coding manual. Pennsylvania: The Pennsylvania State University, 1992. 115 p.

Crittenden P.M. Preschool assessment of attachment. Unpublished manual. Miami: Family Relation Institute, 1992–2004. 130 p.

Плешкова Н.Л. Развитие теории и системы классификации отношений привязанности у детей // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под. ред. Р.Ж.Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 198–219.

Main M., Solomon J. Discovery of a new, insecure-disorganized/disoriented attachment patterns // Affective development in infancy / Eds M.Yogman, T.B.Brazelton. Norwood; New York: Ablex, 1986. P. 95–125.

Main M., Solomon J. Procedure for identifying infants as disorganized/disoriented during the Ainsworth Strange Situation // Attachment in the preschool years: Theory, research and intervention / Eds M.Greenberg, D.Cicchetti, M.Cummings. Chicago: University of Chicago Press, 1990. Р. 121–160.

Solomon J., George C. The measurement of attachment security and related constructs in infancy and early childhood // Handbook of attachment / eds J.Cassidy, P.R. Shaver. New York: The Gilford Press, 2008. P. 383–418.

Crittenden P.M. A dynamic-maturational model of attachment // Australian and New Zealand Journal of Family Therapy. 2006. Vol. 27. P. 105–115.

Crittenden P.M. Raising parents. Attachment, representation, and treatment. 2nd ed. London; New York: Routledge, 2016. 349 p. 406 Вестник СПбГУ. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4.

Hautamäki A., Hautamäki L., Neuvonen L., Maliniemi-Piispanen S. Transmission of attachment across three generations // European Journal of Developmental Psychology. 2010. Vol. 7. P. 618–634.

Shah P.E., Fonagy P., Strathearn L. Exploring the mechanism of intergenerational transmission of attachment: The plot thickens // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2010. Vol. 15, N 3. P. 329–346.

Crittenden P.M., DiLalla D.L. Compulsive compliance: The development of an inhibitory coping strategy in infancy // Journal of Abnormal Child Psychology. 1988. Vol. 16. Р. 585–599. 43. Koenig A., Cicchetti D., Rogosch F. Child compliance/noncompliance and maternal contributors to internalization in maltreating and nonmaltreating dyads // Child development. 2000. Vol. 71, N 4. P. 1018– 1032.

Crittenden P.M. A Guide to Expansion and Modifications of the Ainsworth Infant Strange Situation. Unpublished manual. Miami: Family Relation Institute, 2002–2016. 120 р

Информация об авторах

Плешкова Наталья Леонидовна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: fanciulla@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 352
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 210
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 23