Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения

149

Аннотация

Обсуждается содержание работ отечественных и зарубежных ученых, в которых представлены методология и описания профессионально важных качеств субъектов деятельности (условно названных «ПВК-подход») и компетенций («компетентностный подход»). Анализируются задачи и особенности двух подходов, являющихся разными научными парадигмами. Констатируется, что неконструктивно решение вопросов и явлений, понимаемых как «профессионально важные качества» (ПВК), и «компетенций» при их сопоставлении в качестве компонентов бинарной оппозиции (или... или...). Конструктивным решением может быть восстановление целого ряда (континуума) генетических преобразований феномена (феноменов), в разных научных традициях определяемых как «ПВК», «компетенции», «способности» (общие, специальные, профессиональные) и др. Особенности научного изучения профессий и профессиональной деятельности субъектов, складывающиеся с 1920-х годов (ПВК-подход) и с начала 1970-х годов (К-подход), являются частными, дисциплинарными парадигмами. Обе парадигмы имеют свои возможности и ограничения. ПВК-подход как научную парадигму характеризуют предельные широкие обобщения; нередко подмена измерений и мониторинга эволюции ПВК «суждениями здравого смысла»; латентно постулируемая сохранность ПВК на протяжении всей профессиональной жизни субъекта и др. «Спонтанная оппозиция» базовым положениям ПВК-подхода предстает как множество разных, не согласованных и не согласующихся между собой точек зрения. К-подход как научную парадигму характеризуют прагматизм исходных целей и задач; эмпиризм; нередко подмена научного изучения феноменов обобщением суждений экспертов-практиков; экстенсивный подход к изучению компетенций; решение вопросов совместной деятельности через расширение наборов компетенций субъекта; недостаточное внимание к вопросам перспектив развития качеств субъекта, его личностного и профессионального развития в продолжение всей его карьеры. «Спонтанная оппозиция» чаще заявляет о себе как аргументированные альтернативные подходы, как критика оппонентов и аргументация преимуществ своего подхода.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные качества, профессиональные компетенции, способности, подходы, парадигмы, возможности и ограничения

Рубрика издания: Теория и методология психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.202

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ: проект «Комплексное исследование психологических и социокультурных факторов производительности труда на предприятиях Пермского края» № 18-413-590009.

Для цитаты: Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 2. С. 123–137. DOI: 10.21638/spbu16.2019.202

Литература

Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сборник. М., 2002. С. 244.

Баллантайн Й., Пова Н. Центры оценки и развития / пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. 201 с.

Башкин Е. Б. Эффективность стратегических ассессмент-сессий в развитии профессиональных компетенций: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 24 c.

Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего / А. А. Деркач, А. К. Маркова. М.: РАГС, 1996. 94 c.

Мартиросова Н. В. Психологическое обеспечение расстановки кадров в подразделениях охраны общественного порядка органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2014. 24 c.

Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2006. 464 c.

Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. М.: Hippo, 2005. 384 с.

Фукин А. И. Психология конвейерного труда. М.: ПЕРСЭ, 2003. 240 c.

Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013. 462 c.

Barren G. V., Depinet R. L. A reconsideration of testing for competence rather than intelligence // American Psychologist. 1991. Vol. 46 (10). P. 1012–1024.

Schtern W. Die differentiele Psychologie in ihren metodischem Grundlafen. Leipzig: Joh. Ambr. Barth., 1911. 545 S.

Lipman O. Die Berufliche F.higkeiten und Berufswahl. Berlin: Praktik, 1923. 106 S.

Геллерштейн С. Г., Коган В. М., Шпигель Ю. И., Шпильрейн И. Н. Руководство по психотехническому профессиональному подбору. М., 1929. 122 с.

Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 c.

Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. Саратов: Изд-во СГПУ, 2013. 200 c.

Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2004. 242 c.

Толочек В. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. М.: Юрайт, 2018. 186 c.

Волкова Е. В. Психология специальных способностей: дифференционно-интеграционный подход. М.: Институт психологии РАН, 2011. 320 с.

Толочек В. А. Профессиональное становление субъекта: способности и профессионально важные качества, компетенции и компетентность // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017а. Т. 2, № 2. С. 3–30. URL: //http://workorg-psychology.ru/engine/documents/document241.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

Super D. E. The psychology of careers. New York: Harper Row, 1957. 432 p.

Карпов А. В.Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. 248 c.

White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review. 1959. No. 66. P. 297–333.

Chomsky N. Syntactic Structures. Second edition (First edition published in 1957). Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2002. 118 p.

McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. No. 28. Pp. 1–14.

Flanagan J. C. The critical incident technique // Psychological Bulletin. 1954. No. 51. P. 327–358.

Boyatzis R. E. The Competent Manager: A model for effective performance. Chichester: John Wiley & Sons, 1982. 540 p.

Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы. Версия 3.2. М., 2017. С. 71.

Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 320 с.

Толочек В. А. Психология труда. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2017. 480 с.

Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. М., 2017. 1209 c.

Толочек В. А., Краюшенко Н. Г. Психологические факторы специализации и успешности в видах охранной деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 3. С. 52–63.

Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям / пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. 224 с.

Завалишина Д. Н. Практическое мышление. Специфика и проблемы развития. М.: Институт психологии РАН, 2005. 352 с. 

Информация об авторах

Толочек Владимир Алексеевич, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, лаборатория психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1378-4425, e-mail: tolochekva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 205
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 149
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 3