Программы повышения профессиональных компетенций и поддержка деятельности специалистов сферы защиты детства в России

46

Аннотация

Статья подготовлена по результатам проведения круглого стола «Специфика разработки программ повышения квалификации специалистов в области защиты прав детей, опеки и попечительства», состоявшегося в ноябре 2023 г. Представлены обзор регионального опыта разработки и реализации программ повышения профессиональных компетенций специалистов сферы защиты детства в России, варианты модернизации профессионального образования, в том числе посредством тиражирования опыта ресурсных центров, внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Показан поиск возможностей повышения эффективности традиционных и дистанционных образовательных технологий. Рассматриваются формы и виды оказания поддержки специалистов на местах, включая наставничество и супервизию.

Общая информация

Ключевые слова: специалист, методическая поддержка, профессиональные компетенции, повышение квалификации, супервизия, наставничество

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2023040304

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2023 № 073-00038-23-01 «Научно-методическое обеспечение разработки и апробация единой программы повышения квалификации специалистов в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства (включая руководителей органов опеки и попечительства, аппараты УПР в субъектах Российской Федерации (с апробацией на не менее 700 чел. из всех субъектов Российской Федерации)».

Получена: 25.12.2023

Для цитаты: Меркуль И.А., Колесникова У.В. Программы повышения профессиональных компетенций и поддержка деятельности специалистов сферы защиты детства в России [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. С. 59–75. DOI: 10.17759/ssc.2023040304

Полный текст

Введение

В ноябре 2023 года в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Научно-методическое обеспечение разработки и апробация единой программы повышения квалификации специалистов в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства (включая руководителей органов опеки и попечительства, аппараты УПР в субъектах Российской Федерации (с апробацией на не менее 700 чел. из всех субъектов Российской Федерации)» (далее – НИР) был проведен круглый стол по теме: «Специфика разработки программ повышения квалификации специалистов в области защиты прав детей, опеки и попечительства» [3].

Данное мероприятие было заключительным в комплексе циклов вебинаров, организованных на базе ФГБОУ ВО МГППУ для:

  • руководителей и специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
  • специалистов аппаратов уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации;
  • преподавателей, читающих правовые и социально-психологические модули, касающиеся сферы защиты прав и интересов детей;
  • специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства.

Круглый стол был посвящен вопросам профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (далее – ООиП), разносторонней поддержке их деятельности, а также становлению и развитию деятельности ресурсных центров в субъектах Российской Федерации, подходам, технологиям и методикам, используемым при разработке и реализации программ повышения профессиональных компетенций специалистов сферы защиты детства.

В работе круглого стола приняли участие 147 специалистов из 22 субъектов Российской Федерации, включая ДНР и ЛНР. С докладами выступили представители Алтайского и Пермского краев, Кемеровской, Брянской, Иркутской, Томской областей, г. Москвы.

Структура выступлений включала два блока:

  1. Обсуждение циклов вебинаров, проведенных на базе ФГБОУ ВО МГППУ в целях повышения профессиональных компетенций специалистов сферы защиты детства.
  2. Региональный опыт реализации программ повышения профессиональных компетенций специалистов сферы защиты детства и оказания профессиональной поддержки специалистам.

Основные идеи циклов вебинаров, проведенных на базе ФГБОУ ВО МГППУ в целях повышения профессиональных компетенций специалистов сферы защиты детства

С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась руководитель НИР Семья Галина Владимировна (Москва). В своем выступлении она акцентировала внимание на государственной социальной политике и имеющейся нормативно-правовой базе, регламентирующей переподготовку или повышение профессиональных компетенций специалистов ООиП, а также преподавателей, реализующих эти программы.

Спикер отметила, что опорой является План мероприятий Десятилетия детства, согласно которому до 2027 года должно быть организовано систематическое повышение квалификации специалистов ООиП [15]. Также на заседании Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей был сформулирован Перечень поручений Президента Российской Федерации [11], в соответствии с которым поручено разработать комплекс мер по подготовке и повышению квалификации работников ООиП.

Стоит отметить, что в настоящий момент деятельность органов опеки и попечительства проходит период модернизации. Так, в 2020 году Министерством просвещения России была создана межведомственная рабочая группа по разработке концепции совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан на период до 2030 года [8; 16]. Одной из основных ее задач является обеспечение повышения уровня профессионализма и положительного имиджа специалистов ООиП. В разделе концепции «Кадровое обеспечение системы органов опеки и попечительства» записано «планирование и определение мероприятий по профессиональному развитию специалистов, исходя из потребностей специалистов в новых знаниях и умениях, необходимых для решения задач органов опеки и попечительства», а также поручение «организовать и провести обучающие мероприятия для специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам для специалистов органов опеки и попечительства за счет средств федерального бюджета». В 2023 году был утвержден стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в новой редакции, который вступает в силу с 1 сентября 2024 года [1; 14].

Проведенный в 2020 году мониторинг Минпросвещения России и последующий анализ полученных данных позволяют говорить о системе профессиональной компетентности специалистов ООиП как о междисциплинарной, включающей знания из юриспруденции, психологии, педагогики, медицины, экономики, управления и социологии. Были выявлены общие проблемы, идентичные тем, которые обсуждаются в настоящее время экспертным сообществом, и являющиеся новой стратегической задачей профессиональной подготовки в соответствии с требованиями профессионального стандарта и междисциплинарных компетенций [4; 9].

Формы работы и инфраструктура обучения также имеют ключевое значение, поскольку тесно переплетены с тем, что принято называть «развитием кадров». Каждому региону необходимо ежегодно оценивать потребность в специалистах ООиП, отслеживать требования к профессионализму, определять или формулировать заказ на повышение квалификации специалистов.

Подобная инфраструктура может включать методические службы (кабинеты); независимую оценку квалификации; понятные, закрепленные в документах требования к процедуре аттестации; структуры, осуществляющие повышение квалификации специалистов ООиП в регионе; ресурсный (региональный) центр.

Наличие в регионах понятных и закрепленных в документах требований и критериев к профессионализму [14] существенно облегчает оценку компетенций сотрудников при приеме на работу, аттестации персонала, организации курсов повышения квалификации.

При разработке программ повышения профессиональных компетенций стоит учитывать не только региональные, конфессиональные, национальные особенности целевой группы, с которой работают специалисты ООиП, но и тот факт, что как любые специалисты помогающих профессий сотрудники ООиП нуждаются в социально-психологической помощи, поэтому важно предусмотреть занятия по профилактике эмоционального выгорания (усталость от сострадания) [7], профессиональной деформации, синдрома хронической усталости.

В своем выступлении Меркуль Ирина Анатольевна (Москва) рассказала о модульной программе онлайн-курса «Обучение команд специалистов-преподавателей, осуществляющих обучение специалистов в регионах Российской Федерации для ресурсных центров с использованием дистанционных технологий» (далее – Программа), целью которой является повышение качества подготовки специалистов ООиП посредством совершенствования профессиональных компетенций преподавателей и специалистов ресурсных центров.

Программа адресована:

  • специалистам и преподавателям, читающим правовые и социально-психологические модули, касающиеся сферы защиты прав и интересов детей;
  • специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующим вопросы профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства;
  • специалистам, ведущим супервизии, касающиеся сферы защиты прав и интересов детей.

В 2023 году в рамках Программы прошли обучение 173 представителя 22 субъектов Российской Федерации.

И.А. Меркуль было отмечено, что, несмотря на различный уровень сформированности моделей существующих региональных систем профессионального обучения и повышения квалификации специалистов ООиП, интерес к курсу был велик. Слушатели в индивидуальном асинхронном режиме могли знакомиться с видеоматериалами, документами по теме занятий, осваивали содержание разделов программы с помощью видеолекций, презентаций, выполняли контрольные задания самопроверки. Составителями программы была предусмотрена возможность:

  • индивидуальной работы с преподавателями онлайн-курса по вопросам, оставшимся или появившимся у слушателей после изучения учебно-методических материалов;
  • консультации с преподавателем в онлайн-режиме в рамках рассмотрения реального случая из практики, обсуждения новаций.

Программа включала в себя 9 модулей:

  1. «Организация системы повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства в регионах» – рассматривал вопросы, связанные с психолого-педагогическими особенностями подготовки взрослых, использованием медиативных технологий, метода кейс-стади, а также технологий, направленных на управление стрессом и профилактику профессионального выгорания.
  2. «Современная государственная политика в сфере защиты прав детей» – объединил занятия, касающиеся развития законодательства.
  3. «Профилактика социального сиротства. Выявление детей, оставшихся без попечения взрослых, их учет» – включал вопросы, связанные с алгоритмами действий специалистов с момента выявления детского неблагополучия, технологии работы с семьями, в которых родители употребляют алкоголь/наркотики.
  4. «Отобрание, ограничение/лишение родительских прав» – рассматривал аспекты отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также техники раннего выявления детского неблагополучия в замещающих семьях, случаи отказа опекунов от приемного ребенка.
  5. «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в условиях институционализации. Взаимодействие с “кровной” семьей» – изучал порядок помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации, процедуру возврата ребенка в кровную семью, аспекты социально-психологического обследования воспитанников в организациях для детей-сирот.
  6. «Передача детей-сирот в семьи граждан: юридические и психологические аспекты» – включал темы, связанные с осуществлением контроля и надзора за соблюдением прав и законных интересов детей, находящихся на воспитании в семьях граждан и в организациях, алгоритмы работы органов ООиП по передаче детей в семьи, документооборот, методики и технологии организации социально-психологического обследования.
  7. «Деятельность органов опеки и попечительства по защите имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних».
  8. «Защита прав и законных интересов выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – изучал вопросы, связанные с организацией сопровождения выпускников, их подготовкой к самостоятельной жизни.
  9. «Специальные знания» – включал занятия, связанные с психологией сиротства, реализацией права ребенка быть услышанным, социально-психологическими особенностями детей, возвращаемых из зон боевых действий.

Реализация курса показала высокую потребность специалистов в актуальных практико-ориентированных программах повышения профессиональных компетенций, являющихся важными инструментами для их развития и роста.

Колесникова Ульяна Владимировна (Москва) изложила ключевые аспекты организации процесса реализации цикла вебинаров на примере супервизорского сопровождения специалистов в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства (далее – Курс).

Основными задачами Курса были:

  • включение слушателей в совместную работу с опытным специалистом (супервизором), на которой первый получает помощь и рекомендации от старшего коллеги;
  • выявление круга вопросов, по которым специалистам требуются консультации на постоянной основе;
  • сбор, анализ и совместный поиск возможных путей решения конкретных случаев из практики специалистов и включение наиболее часто встречающихся ситуаций в формируемый банк кейсов.

Организация процесса Курса включала в себя следующие этапы:

  1. Планирование и организация цикла вебинаров [10], подбор методик и технологий работы со слушателями (супервизия и кейс-метод), сбор кейсов из практики слушателей, вызвавших трудности при их решении.
  2. Подготовка преподавателей с изучением присланных кейсов и построение супервизии таким образом, чтобы предоставить ответы максимальному количеству слушателей [10].
  3. Регистрация и информирование участников о дате, времени, теме вебинаров.
  4. Поддержка и сопровождение участников.
  5. Оценка и анализ результатов.

Были отобраны и проанализированы 46 случаев для включения в банк кейсов. Анализ содержания позволил выделить 7 тем, которые наиболее часто встречаются в практике специалистов ООиП:

  • профилактика социального сиротства;
  • развод родителей (общение с ребенком, развод приемных родителей);
  • опека ребенка-сироты родственниками;
  • взаимодействие детей, воспитывающихся в замещающей семье, с кровной семьей;
  • поддержка замещающих семей;
  • защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • взаимодействие со специалистами ЛНР и ДНР по защите прав несовершеннолетних.

Анализ обратной связи от слушателей курса подтвердил, что кейс-стади является эффективным методом обучения. Такой подход помогает развивать критическое мышление и эффективно решать сложные ситуации. Супервизоры, являющиеся экспертами в узкоспециализированных вопросах, передают передовой опыт специалистам, что способствует развитию профессиональных компетенций.

Региональный опыт профессионального сопровождения специалистов ООиП ресурсными (методическими) центрами

Алтайский край

Опыт Алтайского края представила Румянцева Наталья Леонидовна, руководитель регионального ресурсного центра «Опека и попечительство» (далее – РРЦ), структурного подразделения КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», учредителем которого является Министерство образования и науки Алтайского края. Спикер отметила, что деятельность ресурсного центра направлена на содействие органам власти в решении особо актуальных для региона задач, возникающих при реализации государственных полномочий по опеке и попечительству несовершеннолетних, с целью повышения эффективности их реализации в регионе.

Основными направлениями работы РРЦ являются:

  • повышение уровня профессиональных компетенций специалистов ООиП, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб по подготовке граждан и сопровождению семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
  • привлечение дополнительных технологий и ресурсов для развития системы помощи и поддержки категорий граждан, вовлеченных в сферу опеки и попечительства;
  • системное взаимодействие с СО НКО и общественностью с целью оказания поддержки замещающим семьям, детям-сиротам, а также содействия их семейному устройству.

Для формирования, поддержания и развития профессиональных компетенций ООиП РРЦ регулярно осуществляет рассылку и разъяснение методических, информационных материалов, включая:

  • методические материалы Минпросвещения России;
  • постановления высших судов Российской Федерации, обзоры судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью ООиП;
  • региональные нормативные правовые документы;
  • межведомственные алгоритмы действий в различных ситуациях, требующих участия ООиП, и пр.

Аналогичная работа проводится и в отношении специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ежеквартально проводятся семинары-практикумы, вебинары по актуальным темам, сформированы методические копилки, разработаны и внедрены курсы повышения квалификации для воспитателей данных организаций (обучение – ежегодно 30 специалистов). Почти ежемесячно систематизируются по тематическим блокам видеолекции электронного ресурса «Федеральный лекторий», подготовленного аппаратом Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации (содержит около 200 лекций). Эти и другие материалы направляются руководителям и специалистам организаций для детей-сирот для самообразования.

Важный аспект деятельности РРЦ – взаимодействие с СО НКО, благодаря сотрудничеству с которыми происходит внедрение практик и технологий с доказанной эффективностью, направленных на:

  • реабилитацию детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих травматический опыт;
  • социализацию воспитанников организаций для детей-сирот подросткового возраста, формирование их трудовой готовности;
  • комплексное сопровождение замещающих семей с привлечением ресурсов местного сообщества;
  • внедрение дистанционного обучения кандидатов в опекуны и попечители с одновременным повышением качества этой подготовки.

Томская область

Якимович Светлана Владиславовна, методист «Ресурсного центра» ОГКУ ЦСПСиД «Огонек» г. Томска (далее – РЦ) представила опыт организации методической поддержки специалистов в сфере детства с учетом региональной специфики.

Департамент по вопросам семьи и детей министерства Томской области (далее – Департамент), в ведомстве которого находятся органы опеки в отношении несовершеннолетних и учреждения социального обслуживания, в числе прочего курирует вопросы, связанные с повышением профессиональных компетенций специалистов и оценкой качества оказания социальной помощи.

Для реализации функций, связанных с оценкой, управлением качеством социальной помощи, а также методической поддержкой специалистов сферы защиты детства была сформирована модель, в структуру которой вошли Департамент, РЦ, 4 методические и 4 стажировочные площадки.

Целью данной модели стали внедрение и реализация программ, связанных с сопровождением кровных семей, подготовкой и сопровождением замещающих семей, включая оказание супервизорской и наставнической поддержки специалистам. Для каждого направления были разработаны НПА, методические рекомендации, программа базовой подготовки с учетом условий реализации на местах.

На первом уровне РЦ изучает образовательные дефициты и потребности специалистов учреждений и ООиП с целью формирования групп совместного обучения. Также на этом уровне ведется работа с «новичками» по адаптации на рабочем месте. Для них организуется вводное обучение и/или базовая подготовка, при необходимости реализуется технология наставничества.

Базовая подготовка реализуется посредством модульных программ, которые постоянно дорабатываются и являются опорной конструкцией для проведения обучения. Стоит отметить, что их содержание определяется внешней ситуацией, спецификой групп, форматом. Преимущественно на базе РЦ реализуется теоретическая подготовка, а на базе методических и стажировочных площадок ведутся практико-ориентированные занятия.

На втором уровне на базе стажировочных площадок организуются круглые столы по вопросам проблемных областей и взаимодействия с методическими объединениями, а на базе методических площадок разбираются сложные кейсы, проводятся супервизии, интервизии, консультации, тренинги, занятия, семинары. Также на этом уровне проводится ежеквартальный мониторинг, позволяющий проанализировать показатели, связанные с ресурсами, трудностями и дефицитами специалистов.

На следующем, третьем уровне данные мониторинга передаются в РЦ, который аккумулирует всю полученную информацию, вырабатывает предложения и рекомендации по сохранению и повышению качества оказываемой помощи и раз в полугодие передает их в Департамент. В дальнейшем это учитывается при принятии решений по разработке методических рекомендаций, программ повышения профессиональных компетенций, проведения межведомственных управленческих семинаров.

Региональный опыт реализации программ повышения профессиональных компетенций специалистов сферы защиты детства и оказания поддержки специалистам

Пермский край

Кель Татьяна Григорьевна, начальник отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Министерства социального развития Пермского края представила опыт региона по организации и развитию системы, способствующей профессиональному росту специалистов ООиП.

В регионе выстроена система единой подведомственности ООиП и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Пермском крае утвержден региональный план организации профессионального развития специалистов ООиП на 2022-2024 годы. Подготовку квалифицированных кадров осуществляет краевое учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения», которое на постоянной основе разрабатывает типовые модули дополнительных программ повышения квалификации по узконаправленным вопросам, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Дополнительно в целях повышения профессиональных компетенций Министерством социального развития Пермского края осуществляется проведение в интерактивном формате (ежемесячно) оперативных совещаний-семинаров для специалистов ООиП с разбором и обсуждением актуальных кейсов, вызвавших трудности. В ежеквартальном режиме проводятся совместные практико-ориентированные семинары специалистов ООиП и членов мобильных бригад, руководителей ассоциаций замещающих родителей по кустовому принципу.

В Пермском крае ежегодно проводятся общественно значимые мероприятия: педагогические чтения имени А.А. Католикова с участием руководителей и специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представителей ООиП и иных заинтересованных ведомств. На ежегодном конкурсе профессионального мастерства специалистов ООиП происходит обобщение лучшего опыта и практик работы, поощрение специалистов (призовой фонд составляет 286 тысяч рублей, премиями награждены более 30 специалистов ООиП).

В целях повышения профессиональных компетенций ежегодно актуализируются единые административные регламенты по государственным полномочиям ООиП, проводятся методические семинары для руководителей по практической реализации государственных полномочий, правоприменительной практики, обсуждаются сложные, неординарные ситуации.

Иркутская область

Опыт сопровождения и поддержки в профессиональном становлении специалистов Иркутской области через технологию наставничества представила Симакова Мария Сергеевна, и.о. заместителя министра Министерства социального развития Иркутской области. К ключевым проблемам сферы спикер отнесла недостаточную численность специалистов ООиП, высокую эмоциональную нагрузку и текучесть кадров, что, в свою очередь, не представляет возможности, приняв нового сотрудника, предоставить ему условия для мягкого вхождения в профессию и постепенной адаптации. Одним из способов не допустить психологической травматизации молодых специалистов [21], эмоционального выгорания сотрудников [2; 12] является повышение их квалификации, это позволяет им не сомневаться в правильности принятого решения.

На территории Иркутской области отсутствует отдельный ресурсный центр поддержки сотрудников ООиП, вопросами повышения квалификации специалистов занимается непосредственно Министерство образования Иркутской области.

В регионе утвержден областной план профессионального развития специалистов ООиП, в рамках которого предусмотрены методическая поддержка специалистов, ежегодное тестирование сотрудников, проведение консилиумов, выездных кустовых методических семинаров, форумов, семинаров и конкурсов. Также на регулярной основе проводятся селекторные совещания, на которых онлайн разбираются кейсы. Отдельно спикер отметила эффективность консилиумов, которые проводятся в дистанционном формате, и выездных методических семинаров.

В Иркутске стало традицией проведение форумов специалистов ООиП, на которых основное внимание отводится работе дискуссионной площадки и семинаров-практикумов в малых группах, включая проведение психологических мастер-классов. К форуму традиционно выходит вестник органов ООиП, в котором публикуются изменения федерального и регионального законодательства, судебная практика, региональный опыт.

М.С. Симакова уделила особое внимание утвержденной и успешно реализуемой в регионе технологии наставничества для специалистов ООиП [13], целью которой является оказание помощи впервые принятым сотрудникам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков, адаптации в коллективе. Наставниками назначаются наиболее подготовленные сотрудники, имеющие стаж работы не менее 3 лет. Сама технология осуществляется на основании индивидуального плана обучения. Официально период наставничества составляет от 3 до 6 мес., однако в связи со спецификой работы поощряется и более пролонгированный срок. По окончании готовится заключение о результатах работы.

Еще одной из технологий, способствующей профессиональному становлению специалистов ООиП, является технология «равный-равному»: заранее определяется проблема дискуссии, структура семинаров, количество районов-участников и спикеров.

В регионе с 2023 года учрежден Знак отличия «Почетный наставник Иркутской области» [6]. Этим знаком награждаются работники со стажем по специальности не менее 10 лет и опытом наставничества не менее 5 лет в отношении не менее пяти специалистов за весь период наставнической деятельности, которые имеют профессиональные достижения (награды и (или) поощрения за профессиональную деятельность).

Брянская область

Выступление Горбачева Александра Николаевича (доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», кандидат юридических наук) было посвящено анализу терминологических аспектов разработки программ повышения квалификации специалистов в области опеки и попечительства. Докладчик отметил, что в сфере деятельности специалистов ООиП залогом успеха является формирование системы базовых понятий с определением как содержания каждого из них, так и их соотношения между собой.

Кемеровская область – Кузбасс

Кусова Алина Андреевна, методист государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кузбасса» представила алгоритм разработки программы «Организация и содержание деятельности специалиста по охране прав и законных интересов несовершеннолетних» с применением дистанционных технологий.

Актуальность разработки данной программы обеспечена закрепленными в законодательстве сроками повышения квалификации, дефицитами выстраиваемой системы методической поддержки (недостаточное количество или отсутствие по узкоспециализированным темам методических рекомендаций; отсутствие единой нормативной базы по осуществлению деятельности специалистов ООиП, порядку межведомственного взаимодействия, контролю за соблюдением законными представителями детей их прав и интересов), высокой загруженностью специалистов и нехваткой у них времени на самообразование, а так же текучестью кадров.

На первом этапе происходит получение и анализ запроса на обучение, изучение дефицитов и образовательных потребностей специалистов. На втором этапе – составление непосредственно самой программы и подбор специалистов-преподавателей. Третий этап – осуществляется набор группы и обучение. И на заключительном этапе подводятся итоги реализации программы и выпуск специалистов.

Институт обеспечивает непрерывное профессиональное развитие специалистов, в том числе путем: проведения обучающих мероприятий; подготовки научных кадров; консолидации и сопровождения профессиональных сообществ; оценки качества и сертификации; методической поддержки специалистов.

Заключение

В современном обществе сфера защиты детства занимает особое место. Забота о детях, их благополучии и безопасности – это приоритетная задача государства, требующая высокой квалификации со стороны специалистов, работающих в этой области.

Для того чтобы эффективно выполнять свои обязанности, специалисты ООиП должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки. В связи с этим непрерывное обучение становится неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Важно отметить, что разрабатываемые программы должны быть адаптированы к специфике работы сотрудников ООиП. Кроме того, важным аспектом является использование различных методов и технологий обучения, которые позволят слушателям эффективно усваивать новые знания и применять их на практике [18].

Супервизия, кейс-метод и профессиональное наставничество являются неотъемлемой частью программ повышения квалификации специалистов в сфере защиты детства, позволяют специалистам эффективно развивать свои навыки и приобретать новые знания, что способствует повышению качества работы. Однако следует отметить, что специфика обучения взрослых также играет важную роль в успешной реализации этих программ [5; 17].

Результаты, представленные на круглом столе, можно рекомендовать к использованию представителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и всем заинтересованным лицам для реализации и развития системы подготовки и поддержки специалистов сферы защиты детства.

Литература

  1. Актуализация профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 89–117. DOI:10.17759/ssc.2022030107
  2. Андреева К.В. Психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов органов опеки и попечительства: Автореф. вып. квалификац. работы: Магист. дисс. М., 2020. 6 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=393432 (дата обращения: 09.08.2023).
  3. Видеозапись круглого стола (2 ноября 2023 г.) [Электронный ресурс] // YouTube. 2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lT0k38Cwuow (дата обращения: 10.11.2022).
  4. Волчанская В.О. К вопросу о потребности специалистов органов опеки и попечительства в повышении компетентности и методическом сопровождении деятельности в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 96–107. DOI:10.17759/ssc.2021020208
  5. Житвай С.А. Супервизия как метод сопровождения деятельности педагогов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 6(63). С. 52–58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/superviziya-kak-metod-soprovozhdeniya-deyatelnosti-pedagogov (дата обращения: 13.11.2023).
  6. Закон Иркутской области от 05.07.2023 № 95-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. 2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/3800202307070017 (дата обращения: 30.10.2023).
  7. Лобанов А.П., Орлова Д.А. Усталость от сострадания: адаптация теста Ч. Фигли. Минск: РИВШ, 2021. 36 с.
  8. Материалы парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в период весенней сессии 2022 года. М.: Издание Государственной Думы, 2022. 72 с.
  9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (магистратура) по направлению подготовки 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 127 [Электронный ресурс] // Гарант. 2018. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71796296/ (дата обращения: 13.11.2022).
  10. Омельченко А.С., Волчанская В.О., Колесникова У.В. Кейс-метод в обучении специалистов органов опеки и попечительства и специалистов аппарата уполномоченного по правам ребенка [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. Том 4. № 1. C. 79–101. DOI:10.17759/ssc.2023040105
  11. Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей (утв. Президентом Российской Федерации 05.03.2021 № Пр-355) [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. 2021. URL: https://sudact.ru/law/perechen-poruchenii-po-itogam-zasedaniia-soveta-pri/ (дата обращения: 20.10.2023).
  12. Попова Е.П. Психологическое благополучие специалистов органов опеки и попечительства [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 68–78. DOI:10.17759/ssc.2022030105
  13. Приказ Министерства образования Иркутской области от 29.12.2022 № 55-86-мпр «Об утверждении Положения о наставничестве для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Иркутской области» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. 2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3801202212290020 (дата обращения: 30.10.2023).
  14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 сентября 2023 г. № 691н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Гарант. 2023. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407663320/ (дата обращения: 20.10.2023).
  15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г. [Электронный ресурс] // Гарант. 2021. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 20.10.2023).
  16. Семья Г.В. Оценка эффективности моделей органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних с позиции удовлетворенности ими специалистов [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Т. 3. № 1. C. 52–67. DOI:10.17759/ssc.2022030104
  17. Семья Г.В., Карнаух И.С., Шульга Т.И. Обучение взрослых: разработка программ повышения квалификации для специалистов органов опеки и попечительства и аппаратов уполномоченных по правам ребенка [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 7–22. DOI:10.17759/ssc.2022030101
  18. Семья Г.В., Лашкул М.В., Яровикова О.А. Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 170–182. DOI:10.17759/pse.2022270613
  19. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (дата обращения: 11.10.2023).
  20. Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447320/ (дата обращения: 11.10.2023).
  21. Шаранов Ю.А., Душкин А.С. Психологическая травматизация сотрудников правоохранительных органов, выполнявших оперативно-служебные задачи в особых условиях // Прикладная юридическая психология. 2023. № 2(63). С. 26–38.

Информация об авторах

Меркуль Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3808-6076, e-mail: merkulia@mgppu.ru

Колесникова Ульяна Владимировна, Ответственный секретарь журнала «Социальные науки и детство» сектора объединенной редакции научно-периодических изданий Управления информационными и издательскими проектами, Московский государственный психолого-педагогический университет, (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621, e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 180
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 46
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1