Механизмы влияния категориальной информации на зрительный поиск

63

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, каким образом категориальная принадлежность объектов влияет на зрительный поиск. Для того чтобы сопоставить между собой механизмы влияния категориальной информации, описанные в существующих экспериментальных парадигмах, мы выделили два параметра: доступность категориальной информации и форму ее репрезентации. Параметр доступности описывает временной аспект: на каком этапе выполнения задачи поиска испытуемому доступна категориальная информация об объектах. Она может быть доступна либо в процессе поиска, либо на этапе предварительной демонстрации цели. Второй параметр — это форма репрезентации категориальной информации в задаче поиска. Она может быть репрезентирована непосредственно в виде информации о категориальной принадлежности объекта или опосредованно через зрительные признаки объектов. Проведенный намианализ литературы показывает следующие закономерности. Если категориальная информация доступна только на этапе демонстрации цели и репрезентирована опосредованно через зрительные признаки, ее влияние сводится к тому, что актуализируется прототип целевой категории и его зрительные признаки формируют образ цели. Если испытуемым доступна категориальная принадлежность не только цели, но и всей сцены, это помогает выделить релевантные зоны для поиска. А дополнительное знание категориальной принадлежности дистракторов при поиске в естественных сценах привлекает внимание испытуемых к объектам, категориально сходным с целью. И наконец, если информация о категориальной принадлежности объектов доступна испытуемым в процессе поиска и репрезентирована непосредственно, то она оказывает большее влияние на направление нашего внимания, чем зрительные признаки объектов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что механизм влияния категориальной информации на зрительный поиск зависит от доступности категориальной информации и от формы ее репрезентации. И чем больше категориальной информации доступно испытуемым, тем большее влияние на процесс зрительного поиска она оказывает.

Общая информация

Ключевые слова: зрительный поиск, категории, внимание, восходящие процессы, нисходящие процессы

Рубрика издания: Теория и методология психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.305

Финансирование. Статья подготовлена в рамках исследовательского гранта ОАНО МВШСЭН (Шанинка).

Для цитаты: Морозов М.И., Спиридонов В.Ф. Механизмы влияния категориальной информации на зрительный поиск // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 3. С. 280–294. DOI: 10.21638/spbu16.2019.305

Литература

Treisman A., Galade G. A feature-integration theory of attention. Cognitive psychology, 1980, vol. 12, pp. 97–136.

Информация об авторах

Морозов Максим Игоревич, научный сотрудник, Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: magnus_ingvarsson_frost@mail.ru

Спиридонов Владимир Феликсович, доктор психологических наук, Профессор декан Факультета психологии, заведующий лабораторией когнитивных исследований факультета психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5081-879X, e-mail: vfspiridonov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 149
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 63
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1