Потерянные возможные «Я»: содержание и связь с психологическим благополучием

152

Аннотация

Статья посвящена изучению связей между параметрами потерянных возможных «Я» и субъективным благополучием. Выполнен краткий обзор современных исследований, направленных на изучение феномена потерянных возможных «Я». Представлены результаты эмпирического исследования содержания и параметров потерянных возможных «Я» и их связи с компонентами субъективного благополучия на выборке добровольцев, заполнявших онлайн-опросник. В исследовании приняли участие 42 человека, средний возраст — 27 лет. Респондентам предлагались следующие методики: модифицированный опросник для изучения возможных «Я»; шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (адаптация Е. Н. Осина, Д. А. Леонтьева); шкала субъективного счастья С. Любомирски (адаптация Е. Н. Осина, Д. А. Леонтьева) и опросник психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко). Обнаружено, что содержание потерянных возможных «Я» главным образом было связано с деловой сферой (учеба, профессия, работа) и сферой непрофессиональных занятий и почти исключительно относилось к потерям позитивных образов «Я». Выявлены негативная связь между количеством предпринятых действий для реализации потерянного возможного «Я» и субъективным счастьем; между выраженностью сожаления о нереализованном образе «Я», частотой обращения к нему и самопринятием. Отмечается позитивная связь между значимостью потерянных возможных «Я» и положительными отношениями с другими и личностным ростом; способностью реализации потерянного возможного «Я» и личностным ростом. Результаты исследования показывают, что такие параметры потерянных возможных «Я», как значимость, предпринятые для их реализации действия, частота обращения и уверенность в собственной способности их реализовать, обладают предсказательным эффектом для компонентов субъективного благополучия. Результаты свидетельствуют о том, что потерянные возможные «Я» не уходят со «сцены» жизни человека, но продолжают существовать, определяя особенности его субъективного благополучия.

Общая информация

Ключевые слова: возможные Я, потерянные возможные Я, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, субъективное счастье, личностный рост, самопринятие

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.306

Для цитаты: Волченкова Е.А., Молчанова О.Н. Потерянные возможные «Я»: содержание и связь с психологическим благополучием // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 3. С. 295–310. DOI: 10.21638/spbu16.2019.306

Литература

Markus H., Nurius P. Possible selves // American Psychologist. 1986. Vol. 41, nо. 9. P. 954–969. https://doi.org/10.1037/0003-066X. 41.9.954

Hooker K. Possible selves and perceived health in older adults and college students // Journal of Gerontology. 1992. Vol. 47, no. 2. P. 85–95. https://doi.org/10.1093/geronj/47.2.P85

King L.A., Smith N.G. Gay and straight possible selves: Goals, identity, subjective well-being, and personality development // Journal of Personality. 2004. Vol. 72, no. 5. P. 967–994. https://doi.org/10.1111/ j.0022-3506.2004.00287.x

Oyserman D., Bybee D., Terry K., Hart-Jonson T. Possible selves as roadmaps // Journal of research in personality, 2004. Vol. 38, no. 2. P. 130–149. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00057-6

Frazier L.D., Hooker K. Possible selves in adult development: Linking theory and research / Ed. by C.Dunkel, J.Kerpelman. Possible selves: Theory, research, and application. Huntington; New York: Nova Science, 2006. P. 41–59.

Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Возможные Я: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, No 4. С. 801–815.

Костенко В.Ю. Возможное Я: подход Хейзел Маркус // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, No 2. С. 421–430.

Старовойтенко Е.Б. Я-неизвестное в отношениях личности к себе и Другому // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. No 3. С. 35-49.

Knox M., Funk J., Elliot R., Bush E.G. Adolescents’ possible selves and their relationship to global self-esteem // Sex Roles. 1998. Vol. 39. P. 61–79.

Landau M.J., Keefer L.A., Oyserman D., Smith G.C. The college journey and academic engagement: How metaphor use enhances identity-based motivation // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 106, no. 5. P. 679–698.

https://doi.org/10.1037/a0036414

Aloise-Young P.A., Hennigan K.M., Leong C.W. Possible selves and negative health behaviors during early adolescence // The Journal of Early Adolescence. 2001. Vol. 21. P. 158–181.

Bi C., Oyserman D. Left behind or moving forward? Effects of possible selves and strategies to attain them among rural Chinese children // Journal of Adolescence. 2015. Vol. 44. P. 245–258. https://doi. org/10.1016/j.adolescence.2015.08.004

Oyserman D., Markus H. Possible selves and delinquency // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59, no. 1. P. 112–125.

Ryff C.D. Possible selves in adulthood and old age: A tale of shifting horizons // Psychology and Aging. 1991. Vol. 6, no. 2. P. 286–295.

King L.A., Raspin C. Lost and found possible selves, subjective well-being, and ego development in divorced women // Journal of Personality. 2004. Vol. 72, no. 3. P. 603–632. https://doi.org/10.1111/j.0022-3506.2004.00274.x

King L.A., Hicks J.A. Whatever happened to «What might have been? Regrets, happiness, and maturity // American Psychologist. 2007. Vol. 62, no. 7. P. 625–636. https://doi.org/10.1037/0003-066X. 62.7.625

Аванесян М.О. Альтернативная автобиографическая история как составляющая возможного «я» // Психологические исследования. 2018. Т. 11, No 61. С. 4. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1619-avanesyan61.html (дата обращения: 04.02.2019).

Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс cамодетерминации личности // Культурно-историческая психология. 2011. No 2. С. 37–51.

Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.

Леонтьев Д.А., Сучков Д.Д. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, No 44. С. 1. URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n44/300-leontiev44 (дата обращения: 04.02.2019).

Зайцева Ю.Е. Время смысла: нарративный модус временной перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 1. С. 16–33. URL: http://vestnik.spbu.ru/html18/s16/s16v1/03.pdf (дата обращения: 02.02.2019).

Klinger E. Consequences of commitment to and disengagement from incentives // Psychological Review. 1975. Vol. 82, no. 1. P. 1–25.

Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. No 3. С. 95–123.

Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are. Eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2006. Vol. 9 (1). P. 13–39.

Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57, no. 6. P. 1069–1081.

Василевская Е.Ю. Возможные «Я» как альтернативные истории жизни. Выпускная квалификационная работа — магистерская диссертация. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 145 с.

Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.

Wilson J.P., Wilson S.B. Sources of self-esteem and the person & situation controversy // Psychological Report. 1976. Vol. 38, no. 2. P. 355–358.

Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / cост. К.В.Сельченок. Минск: Харвест, 2000. С. 142–194.

Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, No 4. С. 110–135.

Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2010. 392 с.

Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001. 204 с.

Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти. М.: УРАО, 2000. 320 с. 

Информация об авторах

Волченкова Екатерина Алексеевна, студент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, e-mail: katrin3571513@gmail.com

Молчанова Ольга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии , ФГАОУ ВО «Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8704-218X, e-mail: olmol@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 293
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 152
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3