Роль модели психического в становлении понимания юмора детьми 4–6 лет

77

Аннотация

Представлены результаты изучения взаимосвязи между становлением понимания юмора и модели психического — системы ментальных репрезентаций о психических феноменах (знаниях, эмоциях, намерениях и пр.), развивающейся на протяжении всей жизни и особенно интенсивно в дошкольном возрасте. В основе работы лежит предположение, что модель психического является ментальным основанием, позволяющим отделить свой и чужой ментальный опыт и объяснить когнитивные механизмы юмора. В исследовании приняли участие 40 детей двух возрастных групп (4-х и 6-ти лет). Были получены данные о различных аспектах понимания психического мира, интеллектуального развития, разработаны методические задачи, позволяющие оценить эмоциональный и когнитивный компоненты юмора. Понимание юмора изучалось на материале детских анекдотов, сюжет которых основан на межличностном взаимодействии героев. Полученные данные продемонстрировали возрастную динамику как в становлении модели психического, так и в понимании юмора, более выраженную в случае эмоционального компонента. Опыт использования детских анекдотов в исследовательских целях позволил судить о достаточно высоком уровне сложности подобных задач для детей 4-х лет, что выражалось в низком уровне эмоционального понимания юмора по сравнению с когнитивным. Корреляционный анализ позволил описать сопряженность общего показателя понимания психических состояний и юмора, при этом более тесная взаимосвязь была обнаружена с когнитивным компонентом понимания. В целом результаты поддерживают представления о когнитивных механизмах восприятия юмора, описанные в отечественной литературе, и расширяют эмпирическую базу данных о роли в этом процессе модели психического, собранную зарубежными исследователями.

Общая информация

Ключевые слова: модель психического, понимание психических состояний, понимание юмора, понимание комичного, дошкольный возраст

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.405

Финансирование. Работа выполнена по Госзаданию № 0159-2019-0004.

Для цитаты: Уланова А.Ю. Роль модели психического в становлении понимания юмора детьми 4–6 лет // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 4. С. 390–400. DOI: 10.21638/spbu16.2019.405

Литература

 Мартин Р. Психология юмора / пер. с англ. под ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2009. 480 с.

Ruch W. The sense of humor: Explorations of a personality characteristic. Walter de Gruyter, 1998. 498 p.

Mireault G., Poutre M., Sargent H. M., Dias C., Perdue B., Myrick A. Humour perception and creation between parents and 3 to 6 month old infants // Infant and Child Development. 2012. Vol. 21 (4). P. 338–347.

Recchia H. E., Howe N., Ross H. S., Alexander S. Children's understanding and production of verbal irony in family conversations // British Journal of Developmental Psychology. 2010. Vol. 28 (2). P. 255–274.

Hoicka E. The pragmatic development of humor // Pragmatic development in first language acquisition. 2014. P. 219–237. URL: https://www.benjamins.com/catalog/tilar.10 (дата обращения: 19.10.2019).

Hoicka E., Wang S. Fifteen-month-old infants match vocal cues to intentional actions // Journal of Cognition and Development. 2011. Vol. 12 (3). P. 299–314.

Leekam S. R. Jokes and lies: Children's understanding of intentional falsehood // Natural theories of mind: Evolution, development and simulation of everyday mindreading. Cambridge, MA, US: Basil Blackwell, 1991. P. 159–174.

Щербакова О. В., Осорина М. В. Юмористический компонент как фактор повышения сложности интеллектуальных задач (на примере теста Д. Векслера) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 1, № 1. С. 108–115.

Белоглазова Е. В., Шмулевич Л. И. Когнитивные условия восприятия интеллектуального юмора // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. T. 1 (3). С. 183–190.

Артемьева Т. В., Ильина А. О. Понимание юмора и диалектические действия: исследование взаимосвязей // Образование и саморазвитие. 2012. № 5. С. 114–118.

Mayes L. C., Klin A., Cohen D. J. The effect of humour on children's developing theory of mind // British Journal of Developmental Psychology. 1994. Vol. 12 (4). P. 555–561.

Korkmaz B. Theory of mind and neurodevelopmental disorders of childhood // Pediatric Research. 2011. Vol. 69 (5). P. 101R–108R.

Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 c.

Happé F. G. E. Communicative competence and theory of mind in autism: A test of relevance theory // Cognition. 1993. Vol. 48 (2). P. 101–119.

Baron-Cohen S. Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge: MIT press, 1997.

Sullivan K., Winner E., Hopfield N. How children tell a lie from a joke: The role of second order mental state attributions // British journal of developmental psychology. 1995. Vol. 13 (2). P. 191–204.

Уланова А. Ю. Модель психического как ментальный механизм коммуникативной успешности детей дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 201 c.

Hutchins T. L., Prelock P. A., Chace W. Test-retest reliability of a theory of mind task battery for children with autism spectrum disorders // Focus on autism and other developmental disabilities. 2008. Vol. 23 (4). P. 195–206.

Samson A. A. C. The influence of empathizing and systemizing on humor processing: Theory of Mind and humor // Humor. 2012. Vol. 25 (1). P. 75–98. 

Информация об авторах

Уланова Анна Юрьевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (ФГБУН «ИП РАН»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8757-0916, e-mail: rachugina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 186
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 77
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4