Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2020. Том 10. № 1. С. 7–17
doi:10.21638/spbu16.2020.101
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Психологическая концепция С.Л. Рубинштейна в контексте идей И.В. Гете и В.И. Вернадского*
Аннотация
Рассматриваются сходство и различия в концепциях С.Л. Рубинштейна, И.В. Гете и В.И. Вернадского. В центре сравнительного междисциплинарного анализа находятся понятия оппонентного и референтного круга и когнитивного стиля ученых и художника. Вводится понятие референтного круга, т. е. круга лиц, идеи которых стимулировали развитие концепций других ученых и художников. Показывается влияние Леонардо да Винчи на творчество С.Л. Рубинштейна, И.В. Гете и В.И. Вернадского. Акцентируется внимание на том, что разные ипостаси творчества Леонардо стали референтными для разнообразных поисков Рубинштейна, Гете и Вернадского, для становления новых областей науки о цвете, природе и технике, духовной сущности человека. Раскрывается значение работ К. Левина и экзистенциальной психологии для С.Л. Рубинштейна и его концепции внутреннего мира человека, его экзисферы. Показывается связь референтных кругов и когнитивного стиля ученых. Пантеизм И.В. Гете стал основой его подхода к гармоническому единству рационального и интуитивного познания, природы и культуры, объединяющих науку и искусство. Для С.Л. Рубинштейна и В.И. Вернадского характерным является дополнительность, компенсаторное, а не гармоничное единство интуиции и логики, науки и искусства. При этом ведущим для Гете и Рубинштейна становятся активность, деятельность. Но если для И.В. Гете это прежде всего действие, направленное на переустройство окружающего мира, то для С.Л. Рубинштейна это единство внешней и внутренней деятельности и приоритет внутренней деятельности в переструктурировании человеком своего духовного мира. Анализ специфики социальной ситуации в жизни всех трех творцов показывает ее сходство, частично обусловившее и особенности их когнитивного стиля, и отношение к науке и искусству. Если наука становится основанием саморазвития и самореализации, то искусство является стимулом для самопонимания, построения себя и своего духовного мира.
Общая информация
* Статья публикуется в авторской редакции
Ключевые слова: референтный круг, когнитивный стиль , социальная ситуация, природа и культура
Рубрика издания: Теоретико-методологические проблемы психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.101
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 19-18-00516.
Для цитаты: Марцинковская Т.Д. Психологическая концепция С.Л. Рубинштейна в контексте идей И.В. Гете и В.И. Вернадского // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 1. С. 7–17. DOI: 10.21638/spbu16.2020.101
Литература
Вернадский В.И. Из истории идей. М.: Изд-во т-ва И.Н.Кушнерова, 1912. С. 123–138.
Гете И.В. Фауст. М.: АСТ, 2017.
Гете И.В. Учение о цвете. Теория познания. М.: Ленанд, 2018.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей М.: Мир книги, 2010.
Вернадский В.И. Мысли и замечания о Гете как натуралисте. Бюллетень Моск. об-ва испытателей природы. Отд. геологии, 1946. Т. 21, № 1. С. 5–52.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973. С. 255–382.
Гете И.В. Западно-восточный диван. М.: Наука, 1988.
Леонардо да Винчи. Естественно-научные сочинения и работы по эстетике. Избранные произведения. М.: АСТ, 2000.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2012.
Пушкин А.С. Сцена из Фауста // Полное собрание сочинений в 6 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. Т. 1. С. 443.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 417
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 238
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 8