Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2020. Том 10. № 3. С. 303–322
doi:10.21638/spbu16.2020.307
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Психодиагностическая методика «Пренатальный контакт»: структура, психодиагностические возможности
Аннотация
Описана авторская психодиагностическая методика «Пренатальный контакт», позволяющая определить качество психологического контакта беременной женщины с будущим ребенком (детьми) на поздних сроках одноплодной и многоплодной беременности. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования, а также вербальные психодиагностические методики, посвященные переживаниям женщины в период беременности. В процессе клинической работы выявлена значимость шевелений ребенка в переживаниях женщины на поздних сроках беременности. Дано определение пренатального контакта как когнитивной, аффективной и поведенческой активности женщины, направленной на установление связи с будущим ребенком и взаимодействие с ним. Высказано предположение о том, что в процессе налаживания этого контакта начинают развиваться материнские качества, которые в дальнейшем будут влиять на качество взаимодействия матери с младенцем и в итоге на качество привязанности ребенка к матери, а именно чувствительность и отзывчивость к сигналам ребенка, принятие ребенка, эмоциональная вовлеченность в контакт с ним. Предоставлены результаты статистической обработки проведенного в родильном доме исследования 168 беременных женщин, вынашивающих одноплодную (99 женщин) и многоплодную (69 женщин) беременность, на сроке от 24 до 41 недели, в возрасте от 23 до 43 лет, имеющих разный пренатальный анамнез. Шкалы методики проверены на надежность. Предложены следующие названия шкал: «Взаимодействие с ребенком (детьми)», «Чувствительность к шевелениям ребенка (детей)», «Интенсивность “эмоциональных посланий” ребенку (детям)». Подробно рассмотрена каждая шкала, описаны проявления того или иного результата в клинической психологической практике, описаны возможности использования данной информации для оказания психологической помощи беременным женщинам.
Общая информация
Ключевые слова: пренатальный опыт, переживания в период беременности на поздних сроках, беременность, беременные , шевеления плода, представления о ребенке
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.307
Для цитаты: Заманаева Ю.В. Психодиагностическая методика «Пренатальный контакт»: структура, психодиагностические возможности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 3. С. 303–322. DOI: 10.21638/spbu16.2020.307
Литература
Копыл О. А., Баженова О. В., Баз Л. Л. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1994. № 5. С. 15–28.
Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. C. 18–27.
Исенина Е. И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. 2003. № 4–5. С. 49–63.
Филиппова Г. Г. Психологическая готовность к материнству // Хрестоматия по перинатальной психологии. М.: Изд-во УРАО, 2005. С. 62–65.
Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010.
Stern D. N., Bruschweiler-Stern N. The Birth of a Mother. New York: Basic Books, 1998.
Condon J. T. The Assessment of Antenatal Emotional Attachment: Development of a Questionnaire Instrument // British Journal of Medical Psychology. 1993. Vol. 66. P. 167–183.
Muller M. E. The Development of the Prenatal Attachment Inventory // Western Journal of Nursing Research. 1993. № 15. P. 199–215. https://doi.org/10.1177/019394599301500205.
Doan H. M., Zimmerman A. Prenatal Attachment: a Developmental Model // International Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine. 2008. Vol. 20, no. 1–2. P. 20–28.
Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 7. С. 38–47.
Верни Т. Тайная жизнь ребенка до рождения. М.: Аква, 1994.
Дольто К. На путях рождения: о гаптономическом сопровождении человека. Ижевск: ERGO, 2008.
Malm M.-C. Fetal Movements in late Pregnancy. Categorisation, Self-assessment and Prenatal Attachment in Relation to Women’s Experiences. Digital Comprehensive Summaries of Uppsala Dissertations from the Faculty of Medicine 1171. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 2016.
Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
Плешкова Н. Л. Развитие теории и системы классификации отношений привязанности у детей // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 220–239
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 448
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 229
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6