Актуальные тенденции методологии истории психологии в свете философско-методологических проблем историографии

91

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития истории психологии в свете общих тенденций развития историографии. Обсуждаются характеристики исторического знания в целом, а также выделяются дискуссионные, проблемные точки в развитии исторической науки; поднимаются вопросы связи истории науки, в частности истории психологии и истории как науки в целом. На материале отечественных и зарубежных источников по истории развития исторической науки приводятся основные тенденции истории как отрасли научного знания, а также ее особенности в свете влияния постмодернистских тенденций, такие как критика историцистского подхода, отказ от идеи направленности исторического процесса, актуализация идей исторического релятивизма и проблемы соотношения исторического факта и его репрезентации, следствия «лингвистического поворота». Показано, что развитие истории психологии в основном происходит в соответствии с тенденциями развития исторической науки, а именно: здесь также наблюдается поворот в понимании и концептуализации исторического опыта и исторического факта, происходит осознание необходимости пересмотра границ предмета изучения и фокуса исследования, постепенный отказ от позитивистских тенденций и революция в отношении к тексту как историческому материалу. Выделяются специфические особенности истории психологии, обусловленные ее интегрированностью в психологическую науку и характеристиками научного сообщества историков психологии. Также в результате анализа тенденций развития отечественной психологической науки показано, что общим направлением ближайшего развития как для исторической и психологической наук, так и для истории психологии является осознание необходимости концептуализации такого явления, как контекст; а также, несмотря на доминирование в отечественной психологии позитивистских тенденций, выражающихся в первую очередь в стремлении к поиску закономерностей исторического процесса (в данном случае — процесса развития психологического научного знания), были отмечены сдвиги в понимании необходимости расширения предмета исследования и поиска новых философских и методологических оснований.

Общая информация

Ключевые слова: история психологии, философия истории, методология историографии

Рубрика издания: Теоретико-методологические проблемы психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.402

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 20-313-90004, а также гранта РФФИ № 20-013-00260

Получена: 19.07.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Рафикова В.А., Мироненко И.А. Актуальные тенденции методологии истории психологии в свете философско-методологических проблем историографии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 4. С. 312–325. DOI: 10.21638/spbu16.2021.402

Литература

Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / пер. с англ. М.Кукарцевой, Е.Коломоец, В.Катаевой. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

Информация об авторах

Рафикова Вероника Айдаровна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: veronikarafikova1996@gmail.com

Мироненко Ирина Анатольевна, доктор психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6234-6918, e-mail: mironenko.irina1@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 194
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 91
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8